Сколько видов на планете?

Число известных видов. График из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
График из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Результат почти трехсотлетней работы систематиков — зоологов, ботаников, микробиологов — это более миллиона найденных и описанных видов живых существ, населяющих Землю. Находки новых видов не прекращаются, каждый год систематики описывают десятки и сотни новых видов. Как оценить, сколько видов еще не найдено? Разные методы расчета дают сильно различающиеся результаты. Один из возможных способов решения этой задачи — анализ таксономического разнообразия на разных уровнях иерархической классификации живого.

Сколько видов животных, растений, грибов и микроорганизмов обитает вместе с нами на Земле? Вопрос кажется простым, но точного ответа на него нет. Каждый год систематики описывают новые, прежде не известные виды не только простейших или насекомых, но и позвоночных животных: амфибий, рептилий, рыб, а иногда — и млекопитающих. Все специалисты согласны с тем, что число еще не известных, не найденных и не описанных видов превышает число видов известных. Принятая в настоящее время цифра — около 1,2 млн видов, известных науке, — это лишь часть реального разнообразия жизни на планете. Проблема заключается в том, чтобы определить, сколько видов еще не найдено.

Очередную попытку ответить на этот вопрос предприняла международная группа исследователей (Mora et al., 2011). Очередную — потому что время от времени разные специалисты предлагают свои оценки видового разнообразия Земли. Эти оценки различаются на два порядка — от 3 до 100 миллионов видов, в зависимости от метода подсчета: поскольку нельзя прямо пересчитать все виды, большая часть которых пока не обнаружена, остается единственный способ — найти какое-то правило, которое позволит перейти от известного числа видов к общему.

Попытки обнаружить универсальные закономерности для всего живого или для отдельных таксономических групп предпринимались неоднократно. Самая простая зависимость «число видов — площадь» удовлетворительно работает только в однородных биотопах, но не учитывает их мозаичность. Оценка скорости приращения новых видов по времени описания позволяет судить о предельном числе видов для небольших, достаточно хорошо изученных таксонов; в малоизученных группах число таксономических описаний со временем не уменьшается, и график уходит в бесконечность. Были попытки использовать зависимости, базирующиеся на частных наблюдениях, например на отношении числа жуков к числу деревьев в тропическом лесу (5:1), на отношении числа известных видов к числу новых, найденных на локальном участке и т. п. Однако частные закономерности, при экстраполяции на другие группы организмов или другие регионы, приводят к большим ошибкам. Правила, действующие для одних групп организмов, не всегда пригодны для других. Отсюда и возникает разброс в оценках.

Рис. 1. Разнообразие ландшафтов Индокитая — от горных лесов до болотистых низменностей — обеспечивает постоянной работой зоологов и ботаников. На фото — национальный парк Кат Тьен, Южный Вьетнам (фото В. Мокиевского)
Рис. 1. Разнообразие ландшафтов Индокитая — от горных лесов до болотистых низменностей — обеспечивает постоянной работой зоологов и ботаников. Только в 2008 году здесь было описано 63 новых для науки вида позвоночных животных (28 видов рыб, 18 видов рептилий, 14 видов амфибий, 2 вида млекопитающих и 1 вид птиц) и 100 видов высших растений (Greater Mekong — New species discoveries 2008). На фото — национальный парк Кат Тьен, Южный Вьетнам (фото В. Мокиевского)

В поисках более универсальной закономерности авторы обсуждаемой статьи обратились к соотношению разнообразия таксонов в их иерархии. Предполагается, что на больших массивах данных отношение числа таксонов в ряду «тип — класс — отряд — семейство — род — вид» более или менее постоянно. Нужно сказать, что сам подход не нов: еще в 1976 году А. Н. Голиков заметил, что для нескольких очень разных групп организмов (инфузории, моллюски, млекопитающие) в полулогарифмических координатах связь между рангом таксона и разнообразием линейна, причем углы наклонов прямых близки для разных групп организмов. Ричард Варвик предложил количественный индекс, основанный на соотношении числа таксонов разного ранга (индекс таксономического своеобразия фауны — taxonomic distinctness), и использовал его для выявления возможных источников происхождения локальных фаун гипергалинных озер (Clark, Warwick, 1998, 1999; Warwick et al., 2002).

Для оценки полного видового разнообразия планеты соотношение числа таксонов разного ранга можно использовать в том случае, если верно предположение, что таксоны высших рангов сосчитаны уже все или почти все, а неизвестно только число видов. Авторы проверили это предположение, используя два массива данных — Каталог живых существ (Catalogue of Life), и Всемирный регистр морских видов (The World’s Register of Marine Species). Первый из них содержит около 1,24 млн морских и наземных видов, второй — 194 тысячи только морских организмов, большей частью упомянутых и в первом каталоге.

Поскольку для каждого таксона от типа до вида известна дата его описания, легко построить зависимость «накопленное число таксонов — время» и, пользуясь различными способами аппроксимации, найти предел, к которому это число стремится. Как видно из рис. 2, A–F, в царстве животных графики для высших таксонов (от типов до семейств) близки к насыщению, и, экстраполируя их, можно найти предел функции — ожидаемое полное число таксонов данного ранга. Не получается это только для видов — график накопленного количества видов последние полтора века линейно устремлен в бесконечность.

Рис. 2. Определение общего числа видов животных по соотношению высших таксонов. A–F. Накопление числа таксонов со временем (черные линии) и частоты совпадений предсказаний моделей с разными начальными датами расчетов (градации цвета). G. Соотношения между таксонами разного ранга, зеленый кружок — число известных видов в Каталоге, черный квадрат на уровне видов — 95-процентный доверительный интервал предсказанного числа видов. Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Рис. 2. Определение общего числа видов животных по соотношению высших таксонов. A–F. Накопление числа таксонов со временем (черные линии) и частоты совпадений предсказаний моделей с разными начальными датами расчетов (градации цвета): Phylum — тип, Class — класс, Order — отряд, Family — семейство, Genus — род, Species — виды. Горизонтальные пунктирные линии — пределы для числа таксонов каждого ранга и их стандартная ошибка (серая область). По оси абсцисс — годы, по оси ординат — число известных таксонов. G. Соотношения между таксонами разного ранга, зеленый кружок — число известных видов в Каталоге, черный квадрат на уровне видов — 95-процентный доверительный интервал предсказанного числа видов. На этом графике по оси ординат число таксонов разного ранга показано в двойном логарифмическом масштабе, то есть верхнее значение нужно читать так: 10 в степени 0,8 (100,8). Поэтому точки известного и рассчитанного числа видов кажутся близкими, хотя различаются почти в 8 раз. По оси абсцисс отложены ранги таксонов от типа (1) к виду (6). Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Чтобы найти предел числу видов, авторы рассчитали связь между числом таксонов высших рангов и числом видов. Разные модели аппроксимации для высших таксонов данных дают слегка различающиеся результаты, поэтому авторы брали среднее из полученных результатов и получили семейство линий, довольно близко совпадающих друг с другом (рис. 1, G). Первые пять точек на графике — это пределы функций, описывающих увеличение числа таксонов во времени, а шестая точка — ожидаемое число видов животных на планете.

Интересные данные приводятся в дополнительных материалах к обсуждаемой статье. Из них следует, что предложенный метод дает удовлетворительные результаты для эукариот (лучше всего — для царства животных, хуже всего — для простейших), но абсолютно неприменим к прокариотам, у которых кривые накопления высших таксонов очень далеки от насыщения.

Авторы оценили разнообразие эукариот планеты в 8,74 (±1,3) млн видов. Из них около 7,7 млн животных, 298 000 растений, 611 000 грибов и 36 400 простейших (рис. 3). Таким образом, сегодня мы знаем «в лицо» около 14% видов, обитающих на Земле. Фауна эукариот Океана изучена на 9%.

Рис. 3. Известное к настоящему времени (на 2006 год) число видов и предсказанное число видов на планете в целом и, в том числе, в Океане. Из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Рис. 3. Известное к настоящему времени (на 2006 год) число видов и предсказанное число видов на планете в целом и, в том числе, в Океане. В таблице приведены данные из каталогов и результаты расчетов числа видов по группам с указанием стандартной ошибки (±SE). Из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Еще один расчет, сделанный авторами: при сохранении современных темпов описания новых видов выявление полного видового состава наших соседей по планете займет 1200 лет и потребует усилий 303 000 специалистов-систематиков.

Источник: Camilo Mora, Derek P. Tittensor, Sina Adl, Alastair G. B. Simpson, Boris Worm. How many species are there on Earth and in the Ocean? // PLoS Biology, 2011. 9(8): 1-8.

Дополнительная литература:
1) А. Н. Голиков. 1976. О количественных закономерностях процесса дивергенции. Гидробиологические исследования самоочищения водоемов. Л. ЗИН. С. 90–97.
2) Clarke K. R., Warwick R. M. 1998. A taxonomic distinctness index and its statistical properties // J. appl. Ecol. V. 35. P. 523–531.
3) Clarke K. R., Warwick R. M. 1999. The taxonomic distinctness measure of biodiversity: weighting of step lengths between hierarchical levels (PDF, 875 Кб) // Mar. Ecol. Prog. Ser. V. 184. P. 21–29.
4) Greater Mekong — New species discoveries 2008. WWF 2008.
5) Warwick R. M., Dexter D.M. & B. Kuperman. 2002. Freeliving nematodes from the Salton Sea. Hydrobiologia, 473: 121–128.

См. также:
1) Почему в Амазонии так много видов древесных лягушек, «Элементы», 12.07.2011.
2) Вымирание видов из-за уничтожения их местообитаний происходит медленнее, чем ожидалось, «Элементы», 30.05.2011.
3) В поисках универсального закона устройства биологических сообществ, или Почему экологи потерпели неудачу?, «Элементы», 12.02.2008.
4) Почему в тропическом лесу так много видов насекомых?, «Элементы», 06.09.2006.

Вадим Мокиевский


20
Показать комментарии (20)
Свернуть комментарии (20)

  • a_b  | 12.09.2011 | 13:34 Ответить
    Это ведь дебют? Хорошо, что увеличивается число авторов на Элементах, и хорошо, что новые авторы "держат марку".
    >и потребует усилий 303 000 специалистов-систематиков
    если специалисты промышленности и с/х не "помогут", сократив оную численность :(
    Интересно, 9% для океана не так далеки от 14% для суши, хотя океан явно менее "исхожен".
    Ответить
    • Mokievsky > a_b | 12.09.2011 | 21:33 Ответить
      Спасибо на добром слове. Да, дебют. Надеюсь продолжать.
      >если специалисты промышленности и с/х не "помогут", сократив оную численность :(
      - помогают, как могут, но это - другие порядки величин. Связанное с человеком вымирание видов на суше - сотни, с учетом неизвестных - может быть, тысячи видов за 200 - 300 последних лет, но даже - не десятки тысяч.
      >9% для океана не так далеки от 14% для суши, хотя океан явно менее "исхожен"
      - Если коротко, то важны два фактора. Во-первых, мозаичность биотопов на суше много выше, чем в море. В океане мозаичность биотопов заметна на шельфе (до 200 м глубины, примерно) и, меньше, на континентальном склоне; абиссальные равнины, а это - основная площадь дна, по современным представлениям достаточно однороды. Во-вторых, с изученностью морского дна дело не так уж плохо. По памяти: только для изучения микроскопических многоклеточных выполнено более 1500 станций (точек отбора проб) на глубинах более 400 м. Для макроскопических форм и для мелководных районов эта цифра должна быть на порядки выше.
      Точных цифр не назову, но некоторые районы, например, шельф Европы, изучены весьма подробно. С другой стороны, есть такие районы, как Индонезия, Новая Гвинея, слабо изученные и чрезвычайно богатые - здесь каждая экспедиция приносит десятки и сотни новых видов.
      Ответить
      • feb7 > Mokievsky | 12.09.2011 | 22:26 Ответить
        Присоединяюсь к поздравлениям дебютанту. Добро пожаловать, и спасибо Вам за труд!
        Ответить
  • feb7  | 12.09.2011 | 19:24 Ответить
    7.7 млн животных только...а систематизатор должен держать их в голове! в последнее время появились сообщения, что некоторые виды были описаны повторно.
    Скажите, нет ли опасности, что виды будут описывать повторно и даже в третий раз?
    Ответить
    • Mokievsky > feb7 | 12.09.2011 | 21:52 Ответить
      В книге воспоминаний одного очень хорошего зоолога упоминается вскользь, что зоолог-систематик может удержать в памяти порядка тысячи видов, поэтому в бедных видами группах можно успешно заниматься классом или даже типом организмов, а в богатых видами - одним семейством или группой родов. Так оно, примерно и устроено: каждый зоолог-таксономист явялется специалистом в относительно небольшой группе животных и разбирается еще в нескольких или во многих. Вместе систематики формируют профессиональные сообщества, которые, через экспертизу публикаций, обмен коллекционным материалом и т.п. стараются не допускать повторных описаний и других таксономических ошибок. Тем не менее, Вы правы, повторные описания иногда случаются. Например, два зоолога собирали материал в разных районах и одновременно опубликовали описания одного и того же вида в разных журналах. Случай достаточно редкий, но пару примеров я могу вспомнить. Другой вариант - при ревизии какой-то группы несколько видов признаются за один ("сводятся в синонимы", как говорят систематики). Это довольно обычная практика, по мере накопления сведений о изменчивости какого-то вида, два вида, описанные как разные, оказываются лишь вариантами в пределах видовой изменчивости.
      Ответить
      • PavelS > Mokievsky | 14.09.2011 | 01:06 Ответить
        Про нечеткую систематику наслышан, пусть и не биолог ни разу. Вот пример: живут у меня дома паучки-птицееды. Это уже довольно модное хобби. И вот есть виды типа "Avicularia Sp.peru, Amazonas Purple" и вид "Avicularia Sp.peru", без упоминания про Амазонку ("sp" означает, что систематика не утряслась). Так вот даже если они есть на руках живьём одновременно, ИМХО сложно понять - это один вид, разные виды, и вообще что? Сколько пытался выяснить, все говорят по-разному. И эти виды (если это разные виды) заведомо точно могут скреститься, т.к. видообразование Avicularia идёт полным ходом, да вот вопрос - стоит ли их крестить, или не стоит. Ответа скорее всего не будет. А ещё бывает виды даже между родами перебрасывают с появлением новой ревизии систематики, так что у коллекционеров-разводчиков полный бардак с некоторыми родами; плюс ко всему куча гибридов, полученных в неволе. Да, а ещё бывает что вид один, а у него цветовая морфа (порода) есть - и заметно различаются (как пигмей от скандинава или той-терьер от волкодава); а ещё эти зверюги с возрастом бывает по несколько раз цвет меняют, и очень сильно (упомянутые Авикулярии делают это дважды). Короче, сложно тут всё.
        Ответить
        • Mokievsky > PavelS | 15.09.2011 | 02:37 Ответить
          В прочтении названия у Вас ошибка: "Avicularia sp." означает "какой-то вид рода Avicularia". "sp." - это "species", дословно - "вид". Такая форма записи означает, что род установлен точно, а в видовой принадлежности есть сомнения, и вид точно не определен. "peru" - не видовое название, а, наверное, страна происхождения данной особи или ее предков, если это - искусственное разведение. Avicularia - большой род, и в Перу встречается далеко не один вид. Последние два слова - тривиальное название, т.е. название, данное любителями, в таксономии оно не используется.
          Гибридизация - это далеко не всегда образование нового вида. Межвидовые гибриды у животных встречаются довольно часто, но большинство из них стерильны. Если это виды, а не морфы (различающиеся, например, окраской, формы одного и того же вида). Поэтому в целях таксономии пользуются более консервативными признаками.
          Ответить
  • Скеп-тик  | 12.09.2011 | 21:12 Ответить
    Нью-Йоркский клерк открыл новый вид муравьев прямо у себя в офисе. Немецкий биолог ездит на автобусе на окраину Мюнхена и умудрилась за пять лет открыть двадцать видов плоских червей (на 2007 год). И Набоков (писатель) исхитрился наловить пять видов бабочек своего имени.
    Любопытства людям не хватает, ой как не хватает! У меня в бане в баке с прокипевшей (но остывшей) водой по поверхности бегает крошечное (2 мм) похожее на мокрицу существо. Наверняка новый вид. Только заниматься им лень...
    Ответить
    • Mokievsky > Скеп-тик | 12.09.2011 | 22:06 Ответить
      Вы совершенно правы, есть многие группы организмов, в которых новые виды можно описывать, не удаляясь от окраин города (практически любого, на выбор).
      Дело не в любопытстве, а во времени. Полное таксономическое описание нового вида - это, очень приблизительно, месяц работы, а специалистов-систематиков не слишком много. Так, Ваше описание существа из бани не достаточно полно: нужен рисунок (в деталях) и подробное описание всех существенных признаков (их набор зависит от группы, к которой оно принадлежит), ну и коллекционный экземпляр, лучше - серия.
      Ответить
      • samara > Mokievsky | 13.09.2011 | 00:07 Ответить
        как водится тут ещё вопрос материальной заинтересованости учёных-систематиков.
        вот назначить награду любому подробно описавшему новый вид(эквивалент средней месячной зарплаты), и сделать каталог доступным аля википедия.. учёных то по-прибавится))
        проблемма только в том что и государство на мель сядет..
        но при желании осуществть не тяжело, скорее вопрос важности этого дела и приоритеты в изучении проблемм насущных.
        Ответить
      • PavelS > Mokievsky | 14.09.2011 | 01:15 Ответить
        Про удачу в поиске... Вспомнилось, тут пролетала публикация. Мальчик 7 лет, сын антрополога, нашел ценнейший череп ну ооочень древнего человека. Случайно скорее всего. Полагаю, проблема не в том, что такие вещи редки, а в том, чтобы выделить из мусора и доказать что это не мусор - тут талант помноженный на знания нужен.
        Ответить
    • VladNSK > Скеп-тик | 13.09.2011 | 17:25 Ответить
      Скет-тик пишет: "Наверняка новый вид. Только заниматься им лень..."

      Сразу вспоминается анекдот:
      - Вы на рояле играть умеете?
      - Не знаю, не пробовал.

      Писатель Набоков был не только писателем, но и профессиональным энтомологом. У него 18 научных статей по систематизации насекомых.
      Ответить
      • Скеп-тик > VladNSK | 14.09.2011 | 17:53 Ответить
        Ну поймал. Посмотрел в лупу. Не насекомое и не арахнид (клещ или паук). Других томов "Жизнь животных" нет. А из Набокова я только его заметки о ловле бабочек и читал. На "Лолиту" плюнул на десятой странице...
        Ответить
  • samara  | 12.09.2011 | 23:54 Ответить
    да ну, 1200лет х_х
    думаю в статье оценка завышена..
    явно тут они не считали темпы развития наук и поиска новых видов.

    за пяток веков и атомы пересчитаем во вселенной ))

    а статья хороша, спасибо.
    Ответить
  • glagol  | 13.09.2011 | 18:34 Ответить
    Что-то, мне кажется, в таблице на рис.3 неладно... 1 вид архей в океане? Вызывает большие сомнения и совпадающее с точностью до вида число "Protozoa" на суше и в океане.
    Интересно, а в каком объеме авторы понимали группы хромистов и протозоа? Вот инфузории - это хромисты (куда их переместил в 2010 г Кавалье-Смит) или протозоа?
    Ответить
    • Mokievsky > glagol | 14.09.2011 | 00:28 Ответить
      В базе ITIS (в тексте цитируется как Catalogue of Life) на 2011 год инфузории - тип Ciliophora среди Protozoa, как и в WoRMS. Авторы использовали базы данных по состоянию на 2006 г. Сами авторы, очевидно, понимают опасности работы с очень большими базами, в том числе и те, которые связаны с разным пониманием объема таксонов (они ссылаются в тексте, как раз, на неопределенность Protozoa и Chromista). Поэтому они довольно подробно анализируют чувствительность модели к изменениям числа высших таксонов. По их расчетам (Fig 3 в тексте статьи) получается, что модель выходит за 95% доверительный интервал только при изменении числа типов на 50%.
      Что касается прокариот, то я не понимаю, зачем авторы привели какие-то цифры. Из графиков в приложении (fig. S1, открывается по ссылке, свободно) видно, что для прокариот метод не работает, и авторы сами об этом пишут в тексте.
      Ответить
      • glagol > Mokievsky | 17.09.2011 | 21:09 Ответить
        Относительно прокариот - согласен, хотя все-таки архебактерий из моря не может быть описан один вид. Что касается Protozoa на суше и в море - то в таблице тоже явная ошибка. Это и в статье так или она возникла при переносе из статьи?
        Ответить
        • Mokievsky > glagol | 19.09.2011 | 14:51 Ответить
          Да, так в статье. Я думаю, это не опечатка. Скорее - в базах на 2006 г. отсутствовали пресноводные простейшие, поэтому данные из WoRMS и ITIS совпадали. Проверить можно только написав авторам.
          Ответить
  • Странник  | 25.07.2012 | 21:59 Ответить
    Интересно, что никто не учитывает возможности возникновения новых видом за то время, пока будет описывать существующие. Ведь такое очень даже возможно, если учесть количество видов и время их описания(больше 1000 лет)
    Ответить
  • synph  | 26.09.2012 | 14:47 Ответить
    Похоже у вас ошибка в описании "Рис. 2". Данные у авторов логарифмированы два раза. А значит для того чтобы вернуться к нелогарифмированным величинам после экстраполяции нужно не "10^0.8" возвести, а "10^10^0.8". При таком возведении в степень результаты совпадают с цифрами пределов количества описываемых таксонов. И 8 млн. по количеству видов тоже - получается.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»