М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

В. Мацарский
Математически выверенный способ легально установить диктатуру в США

Получен кремниевый аналог графена — силицен

Рис. 1. а) Изображение параллельных силиценовых полосок, выращенных при комнатной температуре на серебряной подложке размером 6,2 на 6,2 нм. b) изображение решетки силиценовых полосок с шагом приблизительно 2 нм. Размер изображения 22 на 20 нм. Все картинки получены с помощью сканирующего туннельного микроскопа. Рис. из обсуждаемой статьи
Рис. 1. а) Изображение параллельных силиценовых полосок, выращенных при комнатной температуре на серебряной подложке размером 6,2 × 6,2 нм. b) изображение решетки силиценовых полосок с шагом приблизительно 2 нм. Размер изображения 22 × 20 нм. Все картинки получены с помощью сканирующего туннельного микроскопа. Рис. из обсуждаемой статьи

Группе исследователей из Франции, США, Италии и Испании впервые удалось получить силицен — атомарный слой кремния. Он был выращен методом молекулярно-лучевой эпитаксии на серебряной подложке. По мнению ученых, кремниевый «родственник» графена должен продлить жизнь закону Мура, описывающему процесс миниатюризации микроэлектронных устройств со временем.

В последнее время графен — слой атомов углерода — стал одним из самых «горячих» и популярных материалов в физических исследованиях. И это неудивительно, ведь он обладает уникальными механическими, теплопроводящими, электрическими и даже оптическими свойствами. Правда, есть одно существенное но. Когда говорят о практическом применении графена, прежде всего подразумевают его предположительное использование в микроэлектронике (лучше даже сказать в «наноэлектронике») — создание графенового «микропроцессора». Эндрю Гейм и Константин Новосёлов называли даже сроки реализации такого устройства — приблизительно 20 лет. Однако современная микроэлектроника по-прежнему строится на кремниевой основе, а значит, перейти на углеродные технологии не так уж и просто. Поэтому неудивительно, что некоторые группы ученых пытаются получить эдакий аналог графена — силицен, представляющий собой атомарный слой кремния. При этом хотелось бы, чтобы свойства силицена не сильно отличались от графеновых.

В 2000 году в журнале Physical Review B вышла статья с любопытным названием Ab initio calculations for a hypothetical material: Silicon nanotubes («Предварительные расчеты свойств гипотетического материала — кремниевых нанотрубок»). Авторы этой статьи, бразильские физики, рассмотрели физические свойства кремниевых одностенных нанотрубок и показали, что в зависимости от хиральности (то есть от того, как скрутить нанотрубку) они могут проявлять металлические и полупроводниковые свойства, также как и углеродные нанотрубки. Это была первая попытка изучить, пусть и теоретически, кремниевые структуры, подобные углеродным.

Какое отношение имеют нанотрубки к плоскому силицену? Дело в том, что теория, которая используется для описания свойств нанотрубок — не важно, углеродных или кремниевых, — может быть с легкостью использована и для случая, когда эти трубки разворачиваются в плоскость, превращаясь, соответственно, либо в графен, либо в силицен. Поэтому можно говорить о том, что работа ученых из Бразилии была первым шагом на пути к получению силицена. Кстати, кремниевые нанотрубки уже получены, причем сравнительно давно — в 2005 году (см. статьи Experimental imaging of silicon nanotubes и Silicon Nanotubes, последняя статья находится в открытом доступе здесь, PDF, 306 Кб).

Подробное же исследование характеристик силицена (и других кремниевых атомных структур), опять-таки теоретическое, было выполнено в 2007 году в статье Electronic structure of silicon-based nanostructures. Вывод, полученный авторами этой статьи для силицена, таков: свойства силицена практически идентичны свойствам его углеродного «родственника» графена. К примеру, носители заряда обладают таким же линейным законом дисперсии — энергетическим спектром частиц в кристалле. Это означает, что, например, электроны, находящиеся в определенных участках кристаллической структуры силицена, ведут себя как частицы, не имеющие массы. Подобное поведение присуще также еще одной частице — фотону. Правда, как показали расчеты, — и это одно из отличий силицена от графена — скорость движения «безмассовых» электронов в силицене на порядок меньше, чем графеновых.

Итак, дело оставалось за малым — получить силицен. И, похоже, это удалось группе ученых из Марсельского междисциплинарного центра нанонауки под руководством Кристеля Леандри.

Силицен был получен методом молекулярно-лучевой эпитаксии на серебряной подложке. В препринте Physics of Silicene Stripes содержатся изображения силиценовых полосок толщиной в один атом кремния, полученные с помощью сканирующей туннельной микроскопии (рис. 1). Кроме того, авторы заявляют о детально изученных физических и химических свойствах силицена. Одно из них заключается в большей химической стабильности силиценовых полосок по сравнению с графеновыми. В частности, речь идет о сильной химической активности атомов углерода, находящихся на краях графеновых полосок, в то время как силиценовые края подвержены такому явлению в значительно меньшей степени. Грубо говоря, удержать силицен в руках и не разрушить его намного проще, чем графен.

Интересно, что в своей работе, опубликованной в Архиве, исследователи ссылаются на свою же неопубликованную пока что статью, в которой силицен будет изучен более подробно.

Таким образом, вслед за кремниевыми нанотрубками была получена и другая структурная разновидность кремния — силицен. По мнению авторов статьи, применение силицена в микроэлектронике должно продлить жизнь закону Мура, согласно которому емкость запоминающих устройств удваивается примерно каждые два года при их неуклонной миниатюризации.

Источник: A. Kara, C. Léandri, M. E. Dávila, P. de Padova, B. Ealet, H. Oughaddou, B. Aufray, G. Le Lay. Physics of Silicene Stripes // препринт arXiv:0811.2611 (17 November 2008).

Юрий Ерин