Л. Краусс

Как ищут тёмную материю

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

«Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции»

Титульный лист книги «Наука, эволюция и креационизм»

В США вышло новое, переработанное и существенно дополненное издание книги «Наука, эволюция и креационизм» («Science, Evolution, and Creationism»). Задача книги состоит в том, чтобы показать всем, кто интересуется биологией, что эволюция живой природы в течение миллиардов лет — это несомненный факт, что теория эволюции вполне убедительно объясняет этот процесс, а представления о том, что живая природа была сотворена в ее современном виде или что она изменялась согласно некой заложенной в нее жесткой программе, давно опровергнуты наукой. При этом авторы подчеркивают, что доверие к научным данным вполне совместимо с религией. Книга дает грамотные и понятные ответы на интересующие многих вопросы и показывает значение эволюционной теории в науке и в жизни общества.

Национальная академия наук США (National Academy of Sciences) и академический Институт медицины (Institute of Medicine) выпустили книжку, в которой большой коллектив авторов во главе с известным специалистом в области эволюционной генетики и философии науки Франсиско Айалой (Francisco J. Ayala) последовательно объясняет широкому кругу читателей, что известно науке об эволюции жизни на Земле и почему учения креационистов ненаучны и не составляют приемлемой альтернативы эволюционной теории.

Франсиско Айала (Francisco J. Ayala, р. 1934), эволюционист и генетик, возглавляющий коллектив авторов книги «Science, Evolution, and Creationism». Фото с сайта www.aquariumofpacific.org
Франсиско Айала (Francisco J. Ayala, р. 1934), эволюционист и генетик, возглавляющий коллектив авторов книги «Science, Evolution, and Creationism». Фото с сайта www.aquariumofpacific.org

Это уже третье издание книги (первые два вышли в 1984-м и в 1999 году), существенно переработанное и дополненное — его объем увеличился вдвое по сравнению с изданием 1999 года. Стимулом к подготовке нового издания послужили непрекращающиеся попытки креационистов добиться преподавания альтернатив эволюционной теории в светских школах и колледжах США.

Книга включает в себя предисловие, четыре небольшие главы, ответы на важные часто задаваемые вопросы, большой список рекомендуемой литературы по эволюции и предметный указатель. В первой главе авторы кратко излагают современные эволюционные представления, во второй — приводят доказательства длительной эволюции жизни на Земле и эволюционного происхождения человека, в третьей — опровергают представления креационистов и показывают ошибочность креационистских аргументов, а в четвертой подводят итог. Текст этих глав перемежается вставками, в которых, в частности, разъясняется значение эволюционной биологии для современной медицины, для сельского хозяйства и промышленности и соотношение науки и религии как двух разных способов миропонимания, вполне сочетаемых друг с другом — по крайней мере, по мнению многих авторитетных ученых и религиозных деятелей (из чьих высказываний приведены цитаты). На полях даны определения научных терминов, встречающихся в тексте.

В книге довольно много иллюстраций, как декоративных (лишний раз напоминающих читателям об удивительной красоте и сложности живой природы), так и наглядно поясняющих текст с помощью реконструкций эволюционных деревьев, фотографий живых организмов и ископаемых остатков их древних родственников, схем строения зародышей, скелетов и фрагментов ДНК.

Слои осадочных пород, накопившихся за миллиард с лишним лет, прорезанные — за миллионы лет — рекой Колорадо. Скорость накопления осадочных пород известна, и нельзя представить себе, что несколько тысяч лет назад она была в сотни тысяч раз выше, и нам остается либо предположить, будто Бог специально создал древние отложения, чтобы ввести людей в заблуждение, либо признать, что нашей Земле и правда много миллионов лет. Ископаемые остатки древних организмов в нижних слоях отличаются от таковых в верхних слоях, причем древние слои в разных частях планеты содержат остатки сходных флор и фаун, отражающих соответствующие ступени эволюции живой природы. Иллюстрация из обсуждаемой книги

Отвечая на вопрос, является ли эволюция теорией или фактом, авторы объясняют, что она и то, и другое, и что заблуждения по этому вопросу во многом происходят оттого, что слова «теория» и «факт» имеют разное значение в повседневной жизни и в науке. В повседневной жизни под теорией обычно понимают ту или иную непроверенную версию, а под фактом — ту или иную несомненную истину. Для науки теория есть комплексное объяснение определенных аспектов природы, подтверждаемое множеством свидетельств. Научный факт есть результат наблюдений или опытов. Эволюционная теория относится к теориям, подтвержденным таким множеством научных фактов, и обладает такой объяснительной силой, что едва ли ее основы будут когда-либо поколеблены. Сама же эволюция есть факт в обоих смыслах слова: несомненно, что она имела место и длилась миллиарды лет, а эволюционные процессы удается наблюдать во многих научных исследованиях (что бы ни говорили креационисты).

Современная версия эволюционного древа человека и его ближайших родственников — обыкновенного шимпанзе и карликового шимпанзе (бонобо). Древнейший общий предок современных шимпанзе и людей жил около 6–7 миллионов лет назад. Его ископаемые остатки пока не обнаружены (что, впрочем, неудивительно, учитывая, что переходные формы обычно существуют недолго), но неплохо сохранившиеся остатки других показанных на схеме видов уже довольно давно известны науке. Необычайно высокое сходство строения и наследственной информации человека и шимпанзе можно научно объяснить только очень близким родством. Иллюстрация из обсуждаемой книги

Публикация этой книги в наши дни очень актуальна, причем далеко не только для Соединенных Штатов. Во многих странах, не исключая и Россию, креационисты имеют в обществе заметное влияние и усердно добиваются включения религиозных альтернатив эволюционной теории в образовательные программы научных дисциплин. Сторонники креационизма часто утверждают, будто их взгляды научны, но в действительности научное сообщество давно отказалось от представлений о сотворенности живых существ в их современном виде и не может принять версию об их историческом развитии согласно некой заложенной в их природу жесткой программе. Обе эти версии опровергнуты колоссальным множеством научных фактов и базируются лишь на предрассудках людей, чьи знания в области достижений науки оставляют желать лучшего.

Учитель Ф. Айалы — Феодосий Григорьевич Добржанский (Theodosius Dobzhansky, 1900–1975), американский биолог, в молодости учившийся и работавший в Киеве и Ленинграде, основатель эволюционной генетики. Фото с сайта en.wikipedia.org

Обеспокоенность научной общественности нашей страны попытками креационистов потеснить науку в учебных программах (см., например, дело Шрайбер) нашла отражение в известном открытом письме десяти академиков Российской академии наук Президенту России, опубликованном в июле 2007 года и направленном против клерикализации российского общества, то есть против наблюдаемого в последнее время усиления власти и влияния церкви. Правда, в тексте письма, к сожалению, есть несколько досадных ошибок, одна из которых как раз касается эволюционной биологии. Академики пишут: «Кстати, чтобы всё было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки». Но ближайшие общие предки современных обезьян и человека были всё же обезьянами, а не кем-нибудь другим, и это утверждал и сам Дарвин, и утверждают его последователи — современные эволюционисты.

Кроме того, письмо десяти академиков выдержано в довольно резком стиле, непочтительном по отношению к религиям и религиозным людям. В письме содержится, например, такое утверждение: «Опыт ученого делает религию совершенно несущественной». Многие ученые действительно так считают, однако (и это показано в американской книжке) далеко не все. Здесь стоит вспомнить, что один из эволюционистов-классиков, впервые поставивший эволюционную теорию на прочную генетическую основу, Феодосий Григорьевич Добржанский (Theodosius Dobzhansky, 1900–1975), по словам его ученика Франсиско Айалы (который возглавляет авторский коллектив книги «Наука, эволюция и креационизм»), был верующим — православным христианином, сам же Айала — католик и даже получил богословское образование. Для этих двоих, как и для многих других ученых, научный опыт не сделал религию несущественной, как, впрочем, и религия не помешала им заниматься наукой и многого в ней достичь.

Если мы хотим донести достижения науки до всех людей, как атеистов, так и верующих, нам стоит скорее подчеркивать (как Айала и его соавторы), что между наукой и религиями нет неразрешимых противоречий, нежели противопоставлять научное знание вере. Большое достоинство новой книги состоит в том, что она не отталкивает верующих от науки, но популярно разъясняет смысл научных достижений — и их значение для всех людей, независимо от вероисповедания. Издание этой книги на русском языке (которое мы надеемся осуществить) было бы полезно для ликвидации эволюционной безграмотности в нашем обществе и для примирения религиозных людей с наукой — в России и в других странах, где читают по-русски.

Схема строения глаз современных моллюсков разной степени сложности — от простейшего светочувствительного пятна (у некоторых брюхоногих; вверху) до глаза, сравнимого по сложности и сходного по строению с человеческим (у осьминога; внизу) — наглядно показывает несостоятельность утверждений креационистов, будто такие сложные структуры, как глаза, не могли возникнуть постепенно, а значит, были сотворены такими, каковы они есть. Иллюстрация из обсуждаемой книги

Эволюционная теория имеет особое значение для биологии в целом. Ф. Г. Добржанский не зря вынес в заглавие своего известного эссе, опубликованного в журнале The American Biology Teacher, слова «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Популярная книга, изданная Национальной академией наук США, убедительно демонстрирует справедливость этого тезиса широкому кругу интересующихся биологией читателей.

Источник: Science, Evolution, and Creationism // Washington, D.C.: The National Academies Press. 2008. xvi + 70 pp. (PDF 3,2 Мб можно бесплатно скачать здесь, предварительно зарегистрировавшись).

Cм. также:
1) Science, Evolution, and Creationism. 8 pp. (буклет с кратким содержанием книги, PDF 1,3 Мб).
2) Constance Holden. Evolution: Read all about it! // ScienceNOW Daily News. 4 January 2008.
3) Theodosius Dobzhansky. Nothing in biology makes sense except in the light of evolution // The American Biology Teacher. March 1973. V. 35. P. 125–129 (оригинал статьи в формате PDF, 1,9 Мб).
4) Политика РПЦ: консолидация или развал страны? (открытое письмо десяти академиков РАН Президенту России) // «Новая газета»: научно-популярное приложение «Кентавр», №3. 23 июля 2007.

Петр Петров