К. Циммер
«Микрокосм». Глава из книги

Р. Докинз
«Эгоистичный ген». Глава из книги

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

В. Мацарский
Разгневанный Эйнштейн и «темный» рецензент

Ник. Горькавый
Сказка о герцоге де Бройле, который открыл самые странные волны в мире

В. Аполлонов
Александр Михайлович Прохоров: к 100-летию со дня рождения

У парантропов были гаремы

Парантропы проживали в Африке одновременно с нашими прямыми предками — «грацильными» (более миниатюрными) австралопитеками, хабилисами и эректусами. Мощная жевательная мускулатура и крупные зубы парантропов считались признаками узкой пищевой специализации (в которой видели и причину их вымирания). Однако изотопный анализ показал, что парантропы не были специализированными потребителями грубой растительной пищи. Они ели и животную пищу, например термитов, для выковыривания которых изготавливали примитивные костяные орудия. (Изображение с сайта macroevolution.narod.ru)

Сопоставив размеры черепных костей со стертостью зубов у 19 взрослых особей Paranthropus robustus, антропологи пришли к выводу, что у этих представителей вымершей тупиковой ветви гоминид самцы достигали зрелости намного позже самок и сильно превосходили их по размеру. Такая ситуация характерна для приматов с гаремным типом общественной организации. Как и у современных «гаремных» видов, самцы парантропов становились жертвами хищников намного чаще самок.

Парантропы, называемые также массивными австралопитеками, представляют собой одну из тупиковых ветвей на эволюционном древе гоминид. На сегодняшний день известно три вида парантропов (P. robustus, P. boisei, он же зинджантроп, и P. aethiopicus). Они жили в Африке 2,7–1,0 млн лет назад одновременно с другими представителями гоминид.

О социальной жизни, внутригрупповых и семейных отношениях вымерших гоминид можно судить только по очень косвенным признакам, поэтому каждый новый источник информации здесь необычайно ценен.

Антропологи из Южной Африки, Великобритании и Италии придумали новый метод сравнительного анализа ископаемых костей, позволяющий выяснить, как шло развитие самцов и самок вымерших видов гоминид после достижения ими половой зрелости. Дело в том, что у современных приматов, практикующих гаремный тип семейных отношений (например, у горилл и павианов) самки, достигнув зрелости, больше почти не растут, тогда как самцы продолжают расти еще довольно долго. Это связано с тем, что у таких видов очень сильна конкуренция между самцами за право «доступа» к коллективу самок. Молодые самцы почти не имеют шансов на успех в борьбе со старыми матерыми особями, поэтому они «откладывают» решительные действия до тех пор, пока не войдут в полную силу.

У «гаремных» видов матерые самцы гораздо крупнее и самок, и молодых половозрелых самцов; часто они вдобавок отличаются еще и по окраске. У видов, практикующих более демократические варианты семейных отношений (например, у шимпанзе, да и людей тоже) половой диморфизм выражен слабее (самцы не так сильно отличаются от самок по размеру и окраске), а у самцов достижение половой и социальной зрелости примерно совпадают во времени. В этом случае период «дополнительного» роста половозрелых самцов сокращен или не выражен.

Зависимость размера тела от возраста у парантропов. Рис. из обсуждаемой статьи в Science

Исследователи рассудили, что если сопоставить размер особей (определяемый просто по размеру костей) с их возрастом (определяемым по стертости зубов), то при достаточно обильном материале можно будет понять, как долго продолжался у самцов данного вида рост после достижения половой зрелости. Южноафриканский вид Paranthropus robustus, живший 2,0–1,5 млн лет назад, привлек внимание исследователей прежде всего из-за обилия материала. Авторы обследовали фрагменты черепов 35 особей и 19 из них отобрали для своего анализа.

Использовались три критерия отбора:

• прорезавшиеся «зубы мудрости» — свидетельство половой зрелости;
  • сохранность значительной части лицевых или челюстных костей, чтобы можно было оценить размер особи;
  • хорошо сохранившиеся щечные зубы, чтобы по стертости эмали можно было оценить возраст.

Оказалось, что исследованная выборка распадается на две неравные части. В первой из них (4 особи) размер тела не увеличивался с возрастом — этап «дополнительного» роста отсутствовал. Исследователи рассудили, что это самки. Во второй группе (15 особей) рост был, причем весьма значительный. Это, скорее всего, самцы. Предполагаемые молодые самцы почти не отличались по размеру от предполагаемых самок, тогда как матерые самцы были гораздо крупнее.

Эти выводы вроде бы оказались даже статистически значимыми (p = 0,027, то есть вероятность того, что всё это ерунда, не превышает 2,7%).

Фрагменты четырех черепов Paranthropus robustus. Слева направо: самка, молодой самец, два взрослых самца. Нижняя горизонтальная линия соответствует основаниям щечных зубов (черепа выровнены по этой линии). Верхняя ступенчатая линия соответствует нижнему краю носового отверстия и позволяет судить об относительных размерах особи. Фото из статьи в Science

Это дает веские основания полагать, что у парантропов были гаремы, а между самцами была острая конкуренция за самок.

Возникает естественный вопрос: почему найдено гораздо больше мужских черепов, чем женских? Авторы дают на это очень изящный ответ, благодаря которому неравное соотношение полов среди найденных черепов становится дополнительным подтверждением предложенной теории.

Дело в том, что исследованные черепа принадлежат в основном тем особям, которые пали жертвами хищников. Например, местонахождение костей в пещере Сварткранс (Swartkrans), откуда происходит большая часть костных остатков Paranthropus robustus, считается классическим примером ископаемого комплекса, образовавшегося в результате деятельности хищников. Многие кости из Сварткранса несут на себе недвусмысленные следы зубов.

Почему же самцы парантропов попадали в лапы саблезубов или гиен втрое чаще самок? Оказывается, именно такая картина наблюдается и у современных «гаремных» приматов. Самки этих видов всегда живут большими группами, обычно под защитой матерого «мужа», а самцы, особенно молодые, которым пока не удалось обзавестись собственным гаремом, бродят поодиночке или маленькими группками. Это существенно повышает шансы попасть на обед хищнику (см.: Общественный образ жизни повышает стабильность системы «хищник–жертва», «Элементы», 29.10.2007). Например, самцы павианов в период одиночной жизни втрое чаще становятся жертвами хищников по сравнению с самками и самцами, живущими в коллективе.

Авторы проанализировали также материал по южноафриканским грацильным австралопитекам (Australopithecus africanus), которые считаются более близкими к прямым предкам человека, чем парантропы. Материал по этому виду не такой богатый, поэтому и выводы получились менее надежные. Тем не менее, судя по имеющимся фактам, у A. africanus половой диморфизм был выражен намного слабее, чем у парантропов, а самки и самцы становились жертвами хищников примерно с одинаковой частотой. Возможно, это говорит о том, что у грацильных австралопитеков гаремная система отсутствовала, и семейные отношения были более равноправными.

P.S. Между прочим, крупнейший российский антрополог М. Л. Бутовская считает, что исходным типом семейных отношений у наших далеких предков, скорее всего, была так называемая сериальная моногамия. Это как раз такой тип отношений, который сейчас становится всё более модным в европейской цивилизации: поженились, прожили вместе несколько лет (примерно столько, сколько нужно, чтобы подрастить ребенка), потом развелись и сменили партнеров.

Источник: Charles A. Lockwood, Colin G. Menter, Jacopo Moggi-Cecchi, Andre W. Keyser. Extended Male Growth in a Fossil Hominin Species // Science. 2007. V. 318. P. 1443–1446.

1) М. Л. Бутовская. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции.
2) М. Л. Бутовская. Эволюция человека и его социальной структуры.
3) Происхождение и эволюция человека.
4) Юные австралопитеки были добычей хищных птиц, «Элементы», 28.09.2006.