М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

В. Мацарский
Математически выверенный способ легально установить диктатуру в США

Взгляд из-под хвоста: орнитологи придумали новый способ наблюдения за птицами

Слева: схема, показывающая место прикрепления видеокамеры (выделена красным) и область ее обзора (голубой конус). Справа: новокаледонская галка с видеокамерой под хвостом. Рис. из обсуждаемой статьи в Science, фото с сайта users.ox.ac.uk

Орнитологи из Оксфордского университета разработали новую методику наблюдения за птицами в естественных условиях при помощи маленьких видеокамер, прикрепляемых к хвостовым перьям. Метод был успешно апробирован на новокаледонских галках, известных своим умением изготавливать и использовать простые орудия. Оказалось, что эти птицы не только извлекают насекомых из древесных стволов при помощи тонких прочных палочек, но и используют соломинки, чтобы ковыряться в рыхлой земле.

Наблюдать за поведением птиц в естественных условиях — непростая задача. В частности, орудийную деятельность новокаледонских галок (Corvus moneduloides) до сих пор удавалось наблюдать либо в неволе, либо из «засад», устраиваемых вблизи деревьев, из которых галки обычно выковыривают насекомых. Большую часть времени новокаледонская галка проводит в таких непролазных зарослях, где наблюдать за ней практически невозможно. Поэтому ученым не удавалось выяснить, используют ли дикие галки орудия для чего-нибудь еще, кроме извлечения личинок жуков из трухлявых стволов.

Технический прогресс помог наконец решить и эту научную проблему. Орнитологи разработали портативное наблюдающее устройство размером 45×20×13 мм и весом 14,5 г, которое совмещает в себе видеокамеру и два передатчика. Прибор приклеивается двумя тонкими полосками скотча к хвостовым перьям. Камера располагается таким образом, что исследователям открывается довольно необычная панорама из-под птичьего хвоста: на экране постоянно мелькают окольцованные ноги, а голова попадает в поле зрения только когда птица наклоняется. Образцы полученных видеозаписей можно посмотреть в «дополнительных материалах» к статье.

Первый передатчик в течение трех недель посылает сигнал, позволяющий следить за передвижениями птицы (это к тому же повышает шансы найти сброшенный птицей приборчик), а второй в течение 70 минут передает цветное видеоизображение. Второй передатчик снабжен таймером и включается не сразу, а через установленное время (вплоть до двух суток), чтобы птица успела привыкнуть к устройству, прилипшему к ее хвосту.

Ученые прикрепили приборы к хвостам 18 птиц и получили в общей сложности 451 минуту видеозаписи для 12 из них. В шести случаях птицы либо сразу содрали с себя устройство (из гуманных соображений видеокамеры приклеивались некрепко), либо что-то еще не заладилось.

Главная цель исследования состояла, конечно, в отработке методики, но и кое-что новое о поведении новокаледонских галок удалось выяснить. Во-первых, оказалось, что птицы проводят на земле намного больше времени, чем считали ученые. Из 12 птиц только шесть всё время наблюдения провели на деревьях, а остальные шесть от 13 до 73% времени находились на земле, где занимались активными поисками пищи. Эти поиски, впрочем, были не слишком успешны: галкам удавалось найти примерно 8 пищевых объектов в час. Все эти объекты (крошечные ящерки, насекомые, улитки) были гораздо мельче личинок жуков-усачей, которых новокаледонские галки достают из стволов деревьев при помощи орудий — аккуратно отломанных и очищенных от всего лишнего палочек.

Новокаледонские галки выковыривают из древесных стволов крупных личинок жуков-усачей (А) при помощи старательно изготовленных длинных прочных палочек. После окончания «охоты» орудие иногда остается торчать в отверстии древесины (B). Фото из «дополнительных материалов» к обсуждаемой статье в Science

Самое любопытное открытие состояло в том, что галки, оказывается, используют орудия также и для того, чтобы ковыряться в рыхлом грунте. Для этого, судя по видеозаписями, они пользуются не палками, а значительно более тонкими предметами — скорее всего, соломинками. Поковырявшись соломинкой, птица может отложить на время свое орудие и пустить в ход клюв, а затем подобрать соломинку и продолжить работу. Некоторые соломинки (видимо, самые удачные) птицы могли долго носить с собой, перелетая с места на место с орудием в клюве.

Специальный раздел в дополнительных материалах (PDF, 4,5 Мб) к статье авторы посвятили этическим вопросам. Эксперимент, по их мнению, нисколько не повредил здоровью галок. Видеокамеры не стесняли их движений, не мешали полету и вообще, по-видимому, никак не влияли на двигательную активность. Опыты проводились накануне периода линьки, и все камеры наверняка были в итоге сброшены птицами вместе с перьями. Из четырех птиц, на которых проводились предварительные эксперименты за год до основного исследования, три избавились от своих видеокамер через 10, 14 и 22 дня соответственно; трех видели живыми и здоровыми через 9 месяцев после опыта; один самец стал счастливым отцом прямо с камерой на хвосте (вывел одного птенца), а через год, уже без камеры, обзавелся еще двумя птенцами.

Источник: Christian Rutz, Lucas A. Bluff, Alex A. S. Weir, Alex Kacelnik. Video Cameras on Wild Birds // Science. 2007. V. 318. P. 765.

Использование орудий животными не всегда говорит о большом уме (популярный синопсис к статье Ж. И. Резниковой «Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных» // Журнал общей биологии. 2006. Т. 67. № 1. С. 2–22).