Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Темных галактик не так уж и мало

Здесь вы видите восемь одиночных возмущенных галактик. Размер поля зрения 8 на 6 угловых минут (данные Цифрового обзора неба Института Космического телескопа). Изображение из работы I.D.Karachentsev et al.
Здесь вы видите восемь одиночных возмущенных галактик. Размер поля зрения 8 на 6 угловых минут (данные Цифрового обзора неба Института Космического телескопа). Изображение из работы I.D.Karachentsev et al.

По гравитационному возмущению обычных галактик, выглядящих как одиночные, астрономы из Специальной астрофизической обсерватории (Россия, Карачаево-Черкесия) обнаружили свидетельство существования невидимых галактик, состоящих в основном из темной материи.

Как известно, галактики часто встречаются группами или хотя бы парами. При этом гравитационное поле одной галактики нарушает (возмущает) структуру другой. Доля взаимодействующих галактик составляет около 8%. Есть много примеров таких образований. Например, известная галактика М51 (Водоворот), галактика Антенна и многие-многие другие. Однако не всегда «возмущающий агент» может быть наблюдаем!

Авторы провели поиск одиночных возмущенных галактик. Проанализировав изображения полутора тысяч галактик, авторы обнаружили девять примеров того, что искажение структуры наблюдается, а причина искажения — вторая галактика — не видна.

Что же так возмутило галактики? Игорь Караченцев из Специальной астрофизической обсерватории (САО) и его соавторы полагают, что причиной стали «темные галактики». Обычные галактики состоят из обычного вещества (из которого состоят светящиеся звезды) и темной материи. Причем, вклад темной материи в общую массу может превосходить вклад светящейся материи. Вполне возможна ситуация, когда светящегося вещества очень мало, а темной материи — много. Тогда-то и можно говорить о темной галактике.

Такие темные галактики естественным образом возникают в стандартной космологической модели (так называемая модель иерархического скучивания). Более того, такие объекты уже наблюдались. Однако данная работа позволяет оценить долю этих объектов. Если гипотеза, высказываемая в обсуждаемой статье, верна, то доля темных галактик составляет порядка 5% от популяции нормальных («светлых») галактик — всего в 20 раз меньше. Это не так уж и мало!

Источник: I. D. Karachentsev, V. E. Karachentseva, W. K. Huchtmeier. Disturbed isolated galaxies: indicators of a dark galaxy population? // astro-ph/0602271.

Сергей Попов