Здесь вы видите восемь одиночных возмущенных галактик. Размер поля зрения 8 на 6 угловых минут (данные Цифрового обзора неба Института Космического телескопа). Изображение из работы I.D.Karachentsev et al.
Здесь вы видите восемь одиночных возмущенных галактик. Размер поля зрения 8 на 6 угловых минут (данные Цифрового обзора неба Института Космического телескопа). Изображение из работы I.D.Karachentsev et al.

По гравитационному возмущению обычных галактик, выглядящих как одиночные, астрономы из Специальной астрофизической обсерватории (Россия, Карачаево-Черкесия) обнаружили свидетельство существования невидимых галактик, состоящих в основном из темной материи.

Как известно, галактики часто встречаются группами или хотя бы парами. При этом гравитационное поле одной галактики нарушает (возмущает) структуру другой. Доля взаимодействующих галактик составляет около 8%. Есть много примеров таких образований. Например, известная галактика М51 (Водоворот), галактика Антенна и многие-многие другие. Однако не всегда «возмущающий агент» может быть наблюдаем!

Авторы провели поиск одиночных возмущенных галактик. Проанализировав изображения полутора тысяч галактик, авторы обнаружили девять примеров того, что искажение структуры наблюдается, а причина искажения — вторая галактика — не видна.

Что же так возмутило галактики? Игорь Караченцев из Специальной астрофизической обсерватории (САО) и его соавторы полагают, что причиной стали «темные галактики». Обычные галактики состоят из обычного вещества (из которого состоят светящиеся звезды) и темной материи. Причем, вклад темной материи в общую массу может превосходить вклад светящейся материи. Вполне возможна ситуация, когда светящегося вещества очень мало, а темной материи — много. Тогда-то и можно говорить о темной галактике.

Такие темные галактики естественным образом возникают в стандартной космологической модели (так называемая модель иерархического скучивания). Более того, такие объекты уже наблюдались. Однако данная работа позволяет оценить долю этих объектов. Если гипотеза, высказываемая в обсуждаемой статье, верна, то доля темных галактик составляет порядка 5% от популяции нормальных («светлых») галактик — всего в 20 раз меньше. Это не так уж и мало!

Источник: I. D. Karachentsev, V. E. Karachentseva, W. K. Huchtmeier. Disturbed isolated galaxies: indicators of a dark galaxy population? // astro-ph/0602271.

Сергей Попов

• spark  | 14.02.2006 | 18:11 Ответить
    Если две галактики пролетели, гравитационно возмутились и разлетелись, то эти возмущения будут долго еще колебаться или быстро затухнут? Вообще, какова "добротность" галактики как резонатора, т.е. сколько колебаний это возмущение будет жить до затухания?

Это к тому, что почему считается, что если видим одиночную возмущенную галактику, то это автоматически означает, что темная галактика находится обязательно рядом? Может быть, это возмущение, которое осталось от пролета другой галактики?
    • sergepolar > spark | 15.02.2006 | 16:02 Ответить
      По сути характерное время - это динамическое. Т.е. примерно время оборота. Это же и время удаления. Т.е., если вторая галактика улетела далеко, то и возмущения уменьшились.
      • spark > sergepolar | 15.02.2006 | 18:02 Ответить
        Что-то я не вполне понимаю ответа.
        Ты хочешь сказать, что никаких колебаний самих по себе, после пролевшей галактики, уже не будет? Т.е. что "вязкость" столь велика, что вместо колебаний получается простое затухание (как в очень вязкой жидкости)?
        • sergepolar > spark | 15.02.2006 | 19:02 Ответить
          В некотором смысле да. Я не суперсилен в динамике галактик, но вроде бы релаксация успевает произойти на динамическом масштабе времени.
          Конечно, какие-то следы остаются на долго, но в данном случае речь идет о существенном отклонении морфологии от стандартной.
  • Mafia  | 14.02.2006 | 19:10 Ответить
    В последнее время тема темной материи и энергии стала очень популярной,это естественно. Возможно поэтому ее стали искать везде и во всем ? .....пахнет уткой.....с яблокамии =)
    • sergepolar > Mafia | 15.02.2006 | 16:39 Ответить
      Наверное, в последнее время вы стали читать. :)
      Темная материя же популярна уже лет 20-30.
      • algen > sergepolar | 15.02.2006 | 16:51 Ответить
        Не, темная материя популярна только лет 10-15.
        А до того была популярна скрытая масса :)
      • Mafia > sergepolar | 15.02.2006 | 17:07 Ответить
        LOL
  • liberman01  | 19.09.2006 | 13:34 Ответить
    На моём сайте http://www.lphysics-ru.1gb.ru есть статья "Салют сингулярностей - новая стадия эволюции Вселенной". Предлагаю ознакомиться.