Ещё раз о постоянстве скорости света

Евгений Александров,
академик
«Наука и жизнь» №8, 2011

Изображение: «Наука и жизнь»

А пуд как был — он так и есть, шестнадцать килограмм.
М. Танич (из песни к к/ф «Таинственный монах»)

Специальная теория относительности (СТО), несомненно, самая знаменитая из физических теорий. Популярность СТО связана с простотой её основных принципов, поражающей воображение парадоксальностью выводов и её ключевым положением в физике ХХ века. СТО принесла небывалую славу Эйнштейну, и эта слава стала одной из причин неустанных попыток ревизии теории. В среде профессионалов споры вокруг СТО прекратились уже более полувека назад. Но и по сей день редакции физических журналов постоянно осаждают любители, предлагающие варианты пересмотра СТО. И, в частности, второго постулата, утверждающего постоянство скорости света для всех инерциальных систем отсчёта и её независимость от скорости источника (проще говоря, в какую бы сторону от наблюдателя и с какой бы скоростью ни двигался наблюдаемый объект, посланный с него световой луч имел бы всё ту же скорость, приблизительно равную 300 тысячам километров в секунду, не больше и не меньше).

Критики СТО, например, утверждают, что скорость света вовсе не постоянна, а меняется для наблюдателя в зависимости от скорости источника (баллистическая гипотеза) и лишь несовершенство измерительной техники не позволяет доказать это экспериментально. Баллистическая гипотеза восходит к Ньютону, рассматривавшему свет в виде потока частиц, скорость которых снижается в преломляющей среде. Этот взгляд возродился с появлением фотонной концепции Планка—Эйнштейна, что придавало убедительную наглядность идее сложения скорости света со скоростью источника по аналогии со скоростью снаряда, вылетающего из движущейся пушки.

В наше время подобные наивные попытки пересмотра СТО в серьёзные научные издания попасть конечно же не могут, зато переполняют СМИ и интернет, что весьма печально сказывается на состоянии умов массового читателя, включая школьников и студентов.

Нападки на теорию Эйнштейна — как в начале прошедшего столетия, так и теперь — мотивируются разночтениями в оценке и трактовке результатов экспериментов по измерению скорости света, первый из которых, к слову, был проведён ещё в 1851 году выдающимся французским учёным Арманом Ипполитом Луи Физо. В середине прошедшего столетия это побудило тогдашнего президента Академии наук СССР С. И. Вавилова озаботиться разработкой проекта демонстрации независимости скорости света от скорости источника.

К тому времени постулат о независимости скорости света прямо подтверждался только астрономическими наблюдениями двойных звёзд. По идее голландского астронома Виллема де Ситтера, если скорость света зависит от скорости источника, траектории движения двойных звёзд должны были бы качественно отличаться от наблюдаемых (согласующихся с небесной механикой). Однако этот аргумент встретил возражение, связанное с учётом роли межзвёздного газа, который в качестве преломляющей среды рассматривался как вторичный источник света. Критики утверждали, что свет, испущенный вторичным источником, «теряет память» о скорости первичного источника по мере распространения в межзвёздной среде, потому что фотоны источника поглощаются, а затем переизлучаются средой вновь. Поскольку данные об этой среде известны лишь с очень большими допущениями (как и абсолютные значения расстояний до звёзд), такая позиция позволяла подвергнуть сомнению большинство астрономических доказательств постоянства скорости света.

С. И. Вавилов предложил своему докторанту А. М. Бонч-Бруевичу спроектировать установку, в которой источником света стал бы пучок быстрых возбуждённых атомов. В процессе детальной проработки плана эксперимента оказалось, что шансов на надёжный результат нет, поскольку техника того времени не позволяла получить пучки нужной скорости и плотности. Эксперимент не был осуществлён.

С тех пор различные попытки экспериментального доказательства второго постулата СТО предпринимались неоднократно. Авторы соответствующих работ приходили к выводу о справедливости постулата, что, однако, не прекращало потока критических выступлений, в которых либо выдвигались возражения против идей экспериментов, либо ставилась под сомнение их точность. Последнее было связано, как правило, с незначительностью достижимой скорости источника излучения по сравнению со скоростью света.

Однако сегодня физика обладает инструментом, позволяющим вернуться к предложению С. И. Вавилова. Это синхротронный излучатель, где очень ярким источником света служит сгусток электронов, двигающийся по искривлённой траектории со скоростью, практически неотличимой от скорости света с. В таких условиях легко померить скорость испущенного света в безукоризненном лабораторном вакууме. По логике сторонников баллистической гипотезы эта скорость должна быть равна удвоенной скорости света от неподвижного источника! Обнаружить такой эффект (в случае его существования) не составило бы труда: достаточно просто измерить время прохождения световым импульсом мерного отрезка в вакуумированном пространстве.

Разумеется, для профессиональных физиков нет никаких сомнений в ожидаемом результате. В этом смысле опыт бесполезен. Однако прямая демонстрация постоянства скорости света имеет большую дидактическую ценность, ограничивая почву для дальнейших спекуляций о недоказанности основ теории относительности. Физика в своём развитии постоянно возвращалась к воспроизведению и уточнению основополагающих экспериментов, осуществляемых с новыми техническими возможностями. В данном случае не ставится цель уточнить скорость света. Речь идёт о восполнении исторической недоработки в экспериментальном обосновании истоков СТО, что должно облегчить восприятие этой достаточно парадоксальной теории. Можно сказать, что речь идёт о демонстрационном опыте для будущих учебников физики.

Такой опыт недавно осуществлён группой российских учёных в Курчатовском центре синхротронного излучения НИЦ КИ. В экспериментах в качестве импульсного источника света использовался источник синхротронного излучения (СИ) — накопитель электронов «Сибирь-1». СИ электронов, разогнанных до релятивистских скоростей (близких к скорости света), имеет широкий спектр от инфракрасного и видимого до рентгеновского диапазона. Излучение распространяется в узком конусе по касательной к траектории электронов по каналу отведения и выводится через сапфировое окно в атмосферу. Там свет собирается линзой на фотокатод быстрого фотоприёмника. Пучок света на пути в вакууме мог перекрываться стеклянной пластиной, вводимой с помощью магнитного привода. При этом по логике баллистической гипотезы свет, до того предположительно имевший удвоенную скорость 2с, после окна должен был обрести обычную скорость с.

Электронный сгусток имел длину около 30 см. Проходя мимо окна отведения, он порождал в канале импульс СИ длительностью около 1 нс. Частота обращения сгустка по кольцу синхротрона составляла ~34,5 МГц, так что на выходе фотоприёмника наблюдалась периодическая последовательность коротких импульсов, которую регистрировали с помощью скоростного осциллографа. Импульсы синхронизировались сигналом высокочастотного электрического поля той же частоты 34,5 МГц, компенсирующим потери энергии электронов на СИ. Сравнивая две осциллограммы, полученные при наличии в пучке СИ стеклянного окна и при его отсутствии, можно было измерить отставание одной последовательности импульсов от другой, вызванное гипотетическим снижением скорости. При длине 540 см участка канала отведения СИ от вводимого в пучок окна до выхода в атмосферу снижение скорости света от 2с до с должно было привести к временнoму сдвигу 9 нс. На опыте никакого сдвига не наблюдалось с точностью порядка 0,05 нс.

В дополнение к опыту провели и прямое измерение скорости света в канале отведения путём деления длины канала на время распространения импульса, что привело к значению всего на 0,5% ниже табличной скорости света.

Итак, результаты эксперимента оказались, разумеется, ожидаемыми: скорость света не зависит от скорости источника в полном соответствии со вторым постулатом Эйнштейна. Новым стало то, что впервые его подтвердили прямым измерением скорости света от релятивистского источника. Едва ли этот эксперимент прекратит наскоки на СТО со стороны ревнивцев славы Эйнштейна, однако он существенно ограничит поле новых претензий.

Детали эксперимента описаны в статье, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров журнала «Успехи физических наук».

Е. Б. Александров. Теория относительности: прямой эксперимент с кривым пучком, «Химия и жизнь», №3, 2012 (более подробно об этом эксперименте).

• SoKoBaN  | 14.09.2011 | 13:39 Ответить
    Ну, наконец-то!
    Жаль только, что все равно набегут невежественные горлопаны и будут орать что весь этот опыт сплошное надувательство, ничего не доказывает и, вообще, Эйенштейн придумал свою дурацкую теорию только для того чтобы ученые смогли вытянуть из них, тупых обывателей, побольше денег, или не дать гениям-самородкам положенной им славы за нарисованный кривой ручкой чертеж сверхсветового звездолета. :)
    • newillusion > SoKoBaN | 17.09.2011 | 13:24 Ответить
      Невежественные горлопаны скажут вот-что:
      1. Этот прямой эксперемент, конечно, зыкая штука, одна вывод на основе его результатов валиден только если считать, что в сапфировом стекле свет "переизлучился". Лично у меня, как у невежды, никаких фактов, на это указывающих, в голове нету. Однако наоборот, там есть куча контрфактов, например - некоторые эксперименты о т.н. "квантовой запутанности" проводят через световоды - очевидно, если бы в световодох свет переизлучался, ни о какой "запутанности", прости господи, речи бы не было. О сапфире знаю только то, что он используется в лазерах в качестве рабочего тела. Там да, происходит излучение (тоже неизвестно ПЕРЕизлучение, или дополнительное к основному) только в результате ЛЕГИРОВАНИЯ и НАКАЧКИ! Ни о том, ни о другом в статье не сказано. Более того, вероятнее всего, что у них стекло было специальное, особо чистое.

2. Каким-никаким, но сапфир обладает определённым коэффициентом преломления - примерно 1,77 - это не так уж и мало. Почему их аппаратура не зафиксировла задержки от введения стекла? Не потому-ли, что это стекло было весьма тоненьким? Если это так, то надежды на ПЕРЕизлучение еще уменьшаются. А нет переизлучения - следовательно, ни о какой научной ценности данного опыта, к счастью, говорить не приходиться..

P.S. Пардоньте, чтил статью не совсем внимательно и, только перечитывая, заметил, что сапфировое стекло стояло на отведении, а перекрывали каким-то другим, неизвестным стеклом. Но суть опровержения от этого, однако, не меняется...
      • a_b > newillusion | 20.09.2011 | 09:49 Ответить
        Да, но "баллистики" говорят, что свет переизлучается даже в межзвездном газе. Что уж говорить о стеклянной пластинке!

>Пардоньте, чтил статью не совсем внимательно
        И, видимо, пропустили третий снизу абзац:
        "В дополнение к опыту провели и прямое измерение скорости света в канале отведения путём деления длины канала на время распространения импульса, что привело к значению всего на 0,5% ниже табличной скорости света".
    • Вячеслав Рогожин > SoKoBaN | 26.09.2011 | 08:17 Ответить
      Именно. Особенно глупо подобное поведение, если учесть, что даже в "теории эфира" формулы СТО остаются теми же - происходит искажение размеров тел четко "по Эйнштейну", в зависимости от скорости, аналогично замедляется интенсивность любых процессов, и тоже в точности по формуле о замедлении времени, а с учетом того, что существует предельная скорость распространения сигнала (в теории эфира рассматривается обменный принцип взаимодействия именно с этой скоростью, за счет чего наблюдается и сокращение длины, и замедление процессов), расстояние приходится мерить по половине времени прохождения светового пучка "туда-обратно". Именно эти три казуса: искажение длины, изменение интенсивности процессов ("кривые" линейки, отстающие часы) и вынужденный способ определения расстояний "по свету" и приводит к тому, что изнутри эфира ни определить нулевую, абсолютную систему отсчета, ни обнаружить изменение скорости самого света не представляется возможным. Действует таким образом релятивистский принцип сложения скоростей, наблюдается эффект "увеличения массы" (при реактивном разгоне, к примеру, система с автоматически замедляющимися процессами никогда не сможет превысить скорость света - для стороннего наблюдателя в инерциальной системе это будет выглядеть, как эффект наращивания массы, причем тоже в абсолютном соответствии с формулами из теории относительности).

Забавный казус, в самом деле. Наблюдается практически полное совпадение математической базы двух теорий - однако сторонники одной из них то и дело возникают против очевидности, пытаются искать те же отклонения в скорости света. И это даже при том, что уже давно на примере квантовой жидкости - жидкого гелия - наглядно продемонстрирован ряд эффектов из СТО! Господа кэфирщики. Успокойтесь и возрадуйтесь - изменение скорости света обнаружить нельзя даже в Вашей теории. А если планете непосчастливится наткнуться на эфирный поток - то ее просто разорвет на клочки, причем релятивисты опишут явление, прежде чем погибнут со всеми, как "разрыв метрики пространства-времени в высших измерениях", и доказать даже в смертный час, кто прав, все равно не удастся.
      • andez > Вячеслав Рогожин | 28.09.2011 | 01:16 Ответить
        Чуть ниже, а по времени чуть больше часа после Вашего, появилась заметка о возможности-таки отклонений в скорости света. Более того - об измеренных отклонениях.
        • Вячеслав Рогожин > andez | 28.09.2011 | 10:56 Ответить
          Уточню: эту заметку я уже читал. ДО своего сообщения. И в ней речь шла не об отклонении скорости света, а об отклонении скорости НЕЙТРИНО от скорости света. Улавливаете разницу?;)

Кстати, если предположение подтвердится и найдется способ обмена сигналами со скоростью большей световой, нулевая, "абсолютная" система координат будет определена со всей очевидностью - в виду уже изложенного в моем комментарии. Правда, пока для меня эксперимент с нейтрино все же сомнителен. Ждем подтверждений или опровержений от иных лабораторий!
          • rak > Вячеслав Рогожин | 28.09.2011 | 17:23 Ответить
            А что мешает определить нулевую систему координат по спектру микроволнового фона? В направлении движения он должен быть более тёплым, чем в противоположном.
            • Вячеслав Рогожин > rak | 28.09.2011 | 21:38 Ответить
              Тогда это и будет лишь скорость движения относительно микроволнового фронта. А с какой скоростью он движется сам - кто знает? Тем более, именно в нашей локальной области вселенной.
          • andez > Вячеслав Рогожин | 28.09.2011 | 20:38 Ответить
            Я имел ввиду заметку о слежении за геостационарным спутником. К сверхсветовому нейтрино я отношусь более, чем спокойно. Во-первых - существование именно мюонного нейтрино было предсказано достаточно давно, во-вторых - скорость фотона измерена первой именно потому, что человек воспринимает их непосредственно. Открытие элементарных частиц со скоростью, значительно превосходящей скорость света - дело времени. Это моя частная точка зрения. Хотя бы потому, что инструментарий человека расширился довольно прилично.
            • Вячеслав Рогожин > andez | 28.09.2011 | 21:48 Ответить
              За спутником? Не читал... Надо будет глянуть:)
              А насчет частиц - будем ждать. Забавно, если окажется, что мы - лишь "лоренцевские рыбки", плавающие в заурядном мультивселенском пруду с конкретной скоростью распространения базовых взаимодействий. А потому искажаемся в зависимости от скорости по местным преобразованиям Лоренца, меряем часами, отстающими по ним же, и потому не можем выяснить ни скорости относительно собственного пруда, ни собственных искажений-замедлений (а как, если все наши часы и линейки глючат вместе с нами?). Да, частицы, движущиеся быстрее стандартных возмущений нашего "водоема" помогут нам его обсчитать. Но пока... Пока все слишком смутно и зыбко - а потому теория о кривизнах пространства-времени, метрическом тензоре, многомерном интервале в пространстве Миньковского имеет не меньшие основания.
              • andez > Вячеслав Рогожин | 30.09.2011 | 03:14 Ответить
                Так каково всё-таки Ваше отношение к измерениям параметров движения Земли и Солнечной системы? Или измеряли-таки "господа кэфирщики" с "глючными линейками"? Ваша точка зрения не даёт Вам права излагать её с презрением к оппонентам. Всего несколько секунд назад, по геологическим меркам, Вас за Ваши взгляды сначала вздёрнули бы на дыбу, что бы заставить от них отказаться, а потом на виселицу, что бы не передумали. Наука не стоит на месте, и вращение Земли вокруг Солнца, и законы Ньютона стали всего лишь частными случаями. Вполне вероятно, что и ОТО Эйнштейна ожидает то же самое.
                • Вячеслав Рогожин > andez | 01.10.2011 | 19:47 Ответить
                  Это смотря относительно чего... Понимаете ли - когда речь идет о энергетических средах в пространстве, будь то привычная материя или измерение частоты тех или иных излучений, поступающих под разными углами к наблюдателю - то это и измерение относительно них, а не относительно абсолютной системы. А что касаемо именно ее... То тут - да. В теории эфира мы имеем искажение линеек, изменение скорости процессов и некую максимальную скорость распространения сигналов, что в совокупности приводит к тому, что движущееся относительно эфира тело мало того что не чувствует своего сокращения, так ему еще и кажется, что ДАЖЕ ПОКОЯЩЕЕСЯ относительно эфира тело сокращается "по Лоренцу" в соответствие с той же скоростью. В теории относительности исходно считаем, что абсолютной системы нет вовсе, а все вариации параметров пространства-времени лишь следствие инвариантности при переходах между инерциальными системами отсчета. Более глубокий анализ двух теорий продолжает выявлять полную аналогию матаппарата двух теорий, что не позволяет лично мне предпочесть любую из них. Разве что теория эфира кажется чуть более красивой, поскольку имеет вполне материальные аналогии (те же эксперименты в жидком гелии), а потому не требует дополнительных предположений об операциях непосредственно с пространственно-временными координатами.

В принципе, разделение теорий, конечно, возможно. Но пока данные крайне смутные и малодостоверные - эксперимент со "сверхсветовыми" нейтрино требуют подтверждения от иных, независимых лабораторий, эксперименты по энергетическим спектрам "поползут" лишь при энергиях порядка планковских, до чего даже БАКу - как пылесосу до БАКа. Нет, господа что кэфирщики, что релятивисты - простите, пока Вы для меня - лишь однофигственные толкователи единого матаппарата. Оно, конечно, интересно. Но я рад, что это - не мои проблемы:)))
                  • andez > Вячеслав Рогожин | 02.10.2011 | 01:02 Ответить
                    Так ведь и в теории относительности далеко не всё относительно друг друга. Например, нельзя предположить, что мы движемся навстречу лучу света со световой скоростью, в то время, как он стоит на месте.
                    • a_b > andez | 02.10.2011 | 12:45 Ответить
                      >в теории относительности далеко не всё относительно друг друга
                      Да, скорость света абсолютна. И... всё. Остальное относительно.
                      • andez > a_b | 11.10.2011 | 17:23 Ответить
                        Скорость света различна в разных средах. Для света существует масса препятствий. В своё время скорость фотонов была максимально возможной скоростью, но, по моему мнению, не абсолютной. Смею предположить, что неизбежно будут открыты частицы с более высокой скоростью, чем фотоны. Мюонные нейтрино тому доказательство. Эти частицы должны быть максимально инертными к среде, а потому и более трудно обнаруженными, в частности - они не должны подчиняться законам преломления. Это и будет абсолютной скоростью. А скорость света будет подчиняться законам сложения и вычитания скоростей, хотя и с большими поправками искажения времени. Заметьте - я абсолютно не пытаюсь опровергнуть теорию относительности, я просто имею наглость утверждать, что скорость света всего лишь частный случай. Хотя бы просто потому, что фотоны были во время открытия ОТО самой доступной максимальной скоростью. Масса покоя фотона равна нулю, значит в существующей системе нельзя представить, что мы можем двигаться навстречу лучу света, а он при этом будет стоять на месте. Следовательно и скорость света и наше движение отсчитывается относительно какой-то единой точки отсчёта. Мне и в голову не приходит создать сверхсветовой звездолёт, не пытайтесь меня убеждать в его невозможности. Если для разгона мизерного пучка элементарных частиц в БАКе требуется отдельная электростанция, что уж тут говорить о небольшом "кораблике", всей энергетики человечества не хватит долететь сколько нибудь быстро, куда-нибудь к соседним звёздам. И порвёт при этом кого-то об эфир или нет, мне неинтересно. Будет установлен новый предел абсолютной скорости, значит будет другая система отсчёта. А может быть и другая модель мироздания.
                    • Вячеслав Рогожин > andez | 02.10.2011 | 15:28 Ответить
                      Почему? Как раз этот момент рассмотрен полностью и исчерпывающе (для теории относительности, естественно): если ты движешься РОВНО со скоростью света, то время твое стоит, скорость любых процессов в тебе для любого внешнего наблюдателя со скоростью чуть меньше - абсолютный ноль и ты НИКОГДА, НИЧЕГО не сможешь определить. Но если твоя скорость хоть самое чуть отличается от скорости света, то встречный поток даже инфракрасного излучения для тебя - жесткий ультрафиолет, а то и похуже, и падает оно на тебя ровно со скоростью света по принципу релятивистского сложения скоростей.

На всякий случай: в теории эфира если ты движешься ровно со скоростью света, твои частицы не обмениваются вовсе никакими сигналами (они просто не успевают дойти от одной частицы до другой, так как сигналы распространяются в эфире со скоростью "с", но и частицы уже движутся со скоростью "с"). Соответственно, скорость любых процессов в Вас - ноль, но это лишь в случае однородного эфира. При наличии характерного планковского размера дискретизации эфира Вы вообще не сможете приблизиться к "с" вплотную: когда размеры межчастичных связей в Вас будут приближены к этому масштабу, характер взаимодействий неизбежно изменится, "поползут" спектры атомов и молекул, что скорее всего приведет к их разрушению и Вашей гибели. Но если Вы отдалитесь от скорости света хотя бы на триллионные доли процента, то увидите ровно то же, что и в теории относительности: жесточайший ультрафиолет, движущийся Вам навстречу со все той же скоростью света. Не забывайте: Вы меряете расстояния кривыми линейками, меряете время отстающими часами и синхронизируете часы, размечаете линейки все по тому же принципу излучения-возврата светового сигнала... Такова грустная правда.
  • andez  | 18.09.2011 | 11:32 Ответить
    Вообще-то у оппонентов ОТО Эйнштейна есть ещё и версия того, что испускаемый движущимся источником свет удаляется от источника не со складывающейся со скоростью источника, а с вычитающейся. Т.е., если источник излучения движется со скоростью 150 000 км/сек, то излучаемый им свет будет удаляться от него примерно с той же скоростью, а не вдвое выше, как указывал уважаемый мэтр. Как раз это обстоятельство объясняет пример с двойными звездами, не отрицая абсолютного постоянства скорости света. Автору статьи не мешало бы поменьше высокообразованной иронии, поскольку истина только тогда становится единственно верной, когда доказана несостоятельность остальных. А с опровержением этого предположения у физиков полный крах. Пока.
    • a_b > andez | 20.09.2011 | 09:14 Ответить
      Интересно, а откуда источник знает, что он движется со скоростью 150 000 км/сек? Чтобы "правильно" излучить свет?
      Запустим два стеклянных спутника заранее, вдоль одной линии. Один будет удаляться 150 000 км/с, а второй развернется и будет приближаться с той же скоростью. С какой скоростью будет удаляться от нас свет?
      • andez > a_b | 20.09.2011 | 10:15 Ответить
        Я далеко не специалист в этом вопросе. Все мои познания почерпнуты из научно-популярной литературы, поэтому мне трудно судить, кто более прав. Что касается Вашего вопроса - "мы", как я понимаю, находимся в одном из стеклянных спутников. Поскольку скорость в задаче близка к световой, значит и система отсчёта времени далеко не земная, поэтому и воспринимаемая скорость окружающих предметов не укладывается в земные рамки. Об этом также трудно судить, как если попытаться со стороны понаблюдать, с какой скоростью свет удаляется от одного спутника и с какой приближается к другому. Я думаю, что парадокс течения времени и не позволил Эйнштейну создать единую теорию поля.
        • a_b > andez | 20.09.2011 | 14:53 Ответить
          Нет, мы находимся на Земле, откуда запускаем спутники и светим на них.
          Как Вы написали вначале,
          >испускаемый движущимся источником свет удаляется от источника не со складывающейся со скоростью источника, а с вычитающейся
          Для спутника, летящего навстречу, наш источник должен испустить свет с 300 000 - 150 000 = 150 000 км/c
          Для удаляющегося, по-видимому, 450 000 км/с (сам спутник летит 150 000, а наш свет должен настигать его со скоростью 300 000 км/с)
          Вот такое противоречие возникает с "вычитанием", очевидное и неспециалисту. Получается, не у физиков крах, а у оппонентов.
          • andez > a_b | 21.09.2011 | 11:57 Ответить
            Видимо, Вы невнимательно прочитали ключевые фразы о другой системе отсчёта времени.
            Лет около 25 назад мне подарили книгу какого-то зарубежного автора о теории относительности и о жизни Эйнштейна с комментариями зарубежных же специалистов. К великому моему огорчению, автора я не помню, а книга давно утеряна. В ней описаны слова Эйнштейна, как он пришёл к пониманию теории относительности. Он часто думал, что такое свет, ведь он отвечает и корпускулярной теории (фотоны, элементарные частицы), и волновой теории - (частота электромагнитных колебаний, преломление света). Однажды он подумал, что будет, если броситься вдогонку за лучом света с той же скоростью и посмотреть на фотоны вблизи: какие они? И тут он понял, что это неосуществимо, потому что свет всё равно будет удаляться от него с той же скоростью. В той же книге говорится о том, что время в движущихся системах течёт медленнее, обратно пропорционально скорости движения, вспомните знаменитый пример с двумя близнецами, а при движении со световой скоростью, великий мэтр предполагал (заметьте: предполагал, а не утверждал), что время полностью останавливается. И в самом деле, вроде бы фотон вечная штука, вне времени, однако он имеет определённую частоту колебаний в определённый период времени, которая поддаётся измерению. А теперь небольшая арифметика: при движении со скоростью 150 000 км/сек время течёт медленнее в два раза, поэтому Вы двигаясь с этой скоростью, включаете фонарик вперёд и луч света устремляется от Вас со скоростью 150 000 км/сек. Но для Вас секунда - это две секунды для постороннего, неподвижного, наблюдателя, т.е. получаем искомые 300 000 км/сек. Включите его назад и луч света полетит от Вас с той же - 150 000 км/сек - скоростью, поскольку минусуем Вашу скорость из скорости света, и опять же учитываем двукратное изменение течения времени, и "О чудо!" - снова те же непреложные 300 000 км/сек. Кстати и не специалисту ясно, что 150 000 - 300 000 = -150 000. Такая вот высшая математика. И, как невежественный горлопан, могу добавить, что весь этот опыт - всего лишь ещё одна попытка измерить скорость света (причём с очень большой погрешностью), поскольку никак не измерена скорость удаления пучка фотонов от пучка электронов. Да и саму скорость света невозможно измерить, в природе нет состояния неподвижности: мы с поверхностью земли движемся вокруг оси, земля в это время - вокруг солнца, оно, в свою очередь, вокруг центра галактики, которая по теории расширяющейся вселенной, вообще неизвестно куда чешет. Так какова скорость света? И относительно чего?
            Даже великий Эйнштейн (это абсолютно безо всякой иронии) сомневался, что время останавливается, отчего же мы то так самоуверенны?
            • a_b > andez | 21.09.2011 | 17:03 Ответить
              >при движении со скоростью 150 000 км/сек время течёт медленнее в два раза
              Это следует из чего?
              • andez > a_b | 21.09.2011 | 22:20 Ответить
                Это опять же из вышеназванной книги. Поскольку физики не могут инструментально измерить изменение времени при релятивистских скоростях, измерения проводятся по красно-фиолетовому смещению спектра. Общая теория разбита на несколько специальных теорий, т.е. на несколько частных случаев (Эйнштейну не удалось создать единую теорию поля). В специальных теория рассматривается изменение пространства-времени по нескольким параметрам: наличие сильного гравитационного поля, движение систем отсчёта относительно друг друга, вращение гравитационного поля, движение системы отсчёта в направлении вращения или против него. Современные физики могут оперировать скоростями, в десятки тысяч раз меньшими скорости света и измерения проводятся по косвенным признакам, однако они подтверждаются на практике, в частности, в системе GPS. Точнейшие атомные часы установлены на всех спутниках и они постоянно корректируются в соответствии с теорией относительности. В свете этой теории физиками разработано около 30 различных теорий, вычисления по которым численно сопоставимы с теорией Эйнштейна. Несколько из них дают более точные измерения. Даже Артур Эдингтон, без участия которого Эйнштейн не состоялся бы, в некоторых местах существенно подкорректировал своего друга. Та теория, о которой говорил я, утверждает, что скорость света конечна. Но она может быть медленнее. Об этом говорит и снижение скорости при прохождении сквозь прозрачные среды, отличные от вакуума, и снижение скорости при прохождении рядом с сильными источниками гравитации. Да и само красное смещение некоторыми трактуется, не как "эффект Доплера", а как, снижение скорости света.
                Что бы не быть голословным, цитата:
                Эксперимент Хафеле — Китинга является одним из тестов теории относительности, непосредственно продемонстрировавшим реальность парадокса близнецов. В октябре 1971 Дж. Хафеле (J.C. Hafele) и Ричард Китинг (Richard E. Keating) взяли четыре комплекта цезиевых атомных часов на борт коммерческих авиалайнеров и дважды облетели вокруг света, сначала на восток, затем на запад, после чего сравнили «путешествовавшие» часы с часами, остававшимися в Военно-морской обсерватории США.

Согласно специальной теории относительности, скорость хода часов наибольшая для того наблюдателя, для которого они находятся в состоянии покоя. В системе отсчёта, в которой часы не покоятся, они идут медленнее, и этот эффект пропорционален квадрату скорости. В системе отсчёта, покоящейся относительно центра Земли, часы на борту самолета, движущегося на восток (в направлении вращения Земли), идут медленнее, чем часы, которые остаются на поверхности, а часы на борту самолета, движущегося в западном направлении (против вращения Земли), идут быстрее.

Согласно общей теории относительности, в игру вступает ещё один эффект: небольшое увеличение гравитационного потенциала с ростом высоты опять-таки ускоряет ход часов. Поскольку самолеты летели приблизительно на одной и той же высоте в обоих направлениях, этот эффект мало влияет на разность хода двух «путешествовавших» часов, однако он вызывает их уход от показаний часов на поверхности земли.

Полученные результаты были опубликованы в журнале Science в 1972 г.
                • a_b > andez | 22.09.2011 | 10:14 Ответить
                  >они идут медленнее, и этот эффект пропорционален квадрату скорости
                  Квадрату скорости. Тогда не получается замедление времени на 150 000 км/с в два раза.
                  • andez > a_b | 22.09.2011 | 22:57 Ответить
                    По этой ссылке найдёте формулу, вставив данные из моего примера (2 секунды), увидите, что истина недалеко. Разница во времени возрастает по геометрической прогрессии. Но это как раз и подтверждает, что исследователи попытались измерить всё в своём исчислении течения времени. Может быть и неудачный, но в голову пришёл только такой пример (навеяно недавним отпуском:) - в вагоне поезда муха летит по коридору из одного конца вагона в другой. Пассажиры видят, с какой скоростью летит муха. А вот пешеход за окном находится в другой системе отсчёта и для него и вагон и его содержимое проносится с такой скоростью, что и разницу уловить невозможно.
                    В эксперименте нет абсолютно никакой информации, с какой скоростью расстались электроны и фотоны.
                  • andez > a_b | 23.09.2011 | 01:00 Ответить
                    Извиняюсь, что-то я не то насчитал, и прогрессия не геометрическая, а арифметическая, но это не меняет моего восприятия теории Эйнштейна. А если считать пропорционально квадрату скорости, то цифры получаются абсолютно другие. Но в любом случае всё зависит от системы отсчёта. Мы никогда не услышим летящий мимо самолёт там, где его видим. Так же и в случае релятивистских скоростей: получение информации - кто где и как быстро движется, тоже ограничено скоростью света.
                • newillusion > andez | 26.09.2011 | 16:57 Ответить
                  О чем тут речь? - 'после чего сравнили «путешествовавшие» часы с часами, остававшимися в Военно-морской обсерватории США'. Кто сравнивал? Кто статью-то писал? Тот кто летал на самолёте или тот кто оставался на земле? Просто у этих товарищей результаты должны быть совсем разными. Если сравнивал тот чувак, который оставался на базе, то для него должны были отставть часы у Киттинга с Хафелом. Если сравнивал, допустим, Киттинг, то часы отстать должны были уже у базы (и у Хафеля тоже, даже больше). Ну и на взгляд Хафеля, часы отстали, наоборот, у Киттинга (и на базе, но меньше)).

Т.е:
                  - Хафель запишет в дневник наблюдений "Часы Киттинга отстали".
                  - Киттинг запишет в дневник "Часы Хафеля отстали".
                  - Киттинг посмотрит в дневник Хафеля, и увидит там "Часы Киттинга ушли вперёд".

Т.е. с тех пор по ТО чувак на базе, Киттинг и Хафеле НИКОГДА не смогут вывести ОДИН результате потому-что их - ТРИ! По числу, соотвественно, наблюдателей-эксперементаторов. И для каждого наблюдателя его коллеги будут подверждать его личный результат, который отличается от других.

Ну а я, как читатель статьи, получаю четвёртый результат, уже относительно меня. Соотвественно, если Киттинг и Хафель относительно МЕНЯ, читателя статьи, двигались, то их часы и отстали. И, соотвественно, про это Я и прочту в статье. В той статье, которую увижу только я и почти все остальные на Земле...

Но лично ни Киттинг, ни Хафель никогда не узнают, что они её писали и что увидят жители земли - у них, лично, были совсем другие результаты... И публикацию об этих результах во всём мире смогут увидеть человек 20. Из тех, что были на борту вместе с ними...

Вот такое г... получается по вашей любимой теории. И как можно в эту бодягу верить? Недаром Эйнштейн вам язык показывал...
                  • a_b > newillusion | 27.09.2011 | 22:51 Ответить
                    Да и вообще, зачем летать? Билеты для отчета по командировке можно выпросить у прилетающих пассажиров возле зала выдачи багажа.

Я понимаю, Вы хотели сориентировать людей на поиски ошибки в рассуждениях. Но в теперешнее время публика просто поддакнет "Эйнштейн - дурак" и не станет копаться. Надо было хоть намек сделать о неинерциальности всех трех систем отсчета...
                    • andez > a_b | 28.09.2011 | 00:33 Ответить
                      Откуда такая уверенность, что язык Эйнштейн показывал мне и тем, кто придерживается этой же точки зрения? Вы-то как себе представляете его теорию? Если всё не так, то как-то должно быть? Поделитесь, если конечно, есть чем. Если Вы обратили внимание, то строго придерживаюсь постулата о конечной скорости света. А так же зависимости течения времени от скорости движения. И уж ни в коем случае не пытаюсь утверждать, что Эйнштейн - дурак. Это скорее Ваша стратегия. Пытаясь опровергнуть мою точку зрения, Вы сами противоречите теории относительности. Все три системы отсчёта по определению неинерциальны, никто не разгонялся до околосветовых скоростей и не тормозил. Всё дело в направлении движения. Никто не улетел ни в будущее, ни в прошлое. Если бы один из экспериментаторов летал бы таким образом много лет, а другой оставался бы на земле, то встретились бы они в разном возрасте, даже если бы были двойняшками. Но встретились бы, не разминулись во времени. А взяли с собой четверо точнейших часов, что бы исключить влияние на эксперимент неисправности часов.
                      • a_b > andez | 28.09.2011 | 09:26 Ответить
                        Вы как-то смешали в кучу и меня, и newillusion. Я не подвергаю сомнению эксперимент и его результаты, это был сарказм.
                        • andez > a_b | 28.09.2011 | 10:37 Ответить
                          Приношу свои извинения - в горячке нажал кнопку ответить не в том посте.
                    • newillusion > a_b | 30.09.2011 | 15:37 Ответить
                      > Надо было хоть намек сделать о неинерциальности всех трех систем отсчета...
                      А почему эта "неинерциальность" как-то должна влиять на результаты этой моей логической выкладки, как Вы думаете? Ведь измерения у авторов эксперимента проводились именно что с "чисто" неинерциальными системами отсчёта (туда-суда улетающие-прилетающие самолёты, туда-суда изменяемое гравитационное поле и т.п). И это обстоятельство авторов совершенно не напрягало - измерили, посмотрели, объявили - ага, вроде замедление есть! Ведь тогда получается, что если у них есть это замедление, то и описанная мной дикость - реальность? Или есть какой-то третий вариант?
                      • a_b > newillusion | 30.09.2011 | 21:48 Ответить
                        Есть. Система с эталонным временем не должна участвовать в суточном вращении Земли. Относительно этой системы "тормозят" все часы: и Ваши с остальными домоседами, и Хафеля, и Китинга. По-разному, но однозначно. Отсюда однозначность результатов, когда сравниваются реальные часы.
                  • andez > newillusion | 27.09.2011 | 23:07 Ответить
                    В каком направлении по Вашей версии летел Киттинг, и в каком - Хафель? Вы по земле в это время двигались или оставались неподвижны относительно военно-морской базы с эталонными часами? Поправка, вносимая в ход часов в системе GPS превышает одну секунду в месяц.
                    • newillusion > andez | 30.09.2011 | 15:25 Ответить
                      Не совсем понял, о чём эти вопросы, но попробую ответить...

> В каком направлении по Вашей версии летел Киттинг, и в каком - Хафель?

Я предполагаю, что моя и Ваша версии совпадают, ведь Вы же не летали с одним из участников эксперимента вместе, верно? В любом случае моя версия будет одинаковой со всем остальным населением земного шара, непричастным к эксперименту. Направление их полёта в данном случае не сильно важно, ведь в формулу, дающую основную разницу во времени, скорость входит в квадрате - следовательно, и положительная и отрицательная скорости дадут одинаковый вклад dT' = dT*sqrt(1-v*v/c*c). Все остальные моменты там слишком тонкие, что-бы их учитывать. И вообще, когда я смотрел график расхождения часов в этом эксперименте (давно, правда - много лет назад), то увидел там настолько большие ошибки измерений, что лучше было бы их объявить статистически недостоверными. Но экспериментаторы решили иначе...

> Вы по земле в это время двигались или оставались неподвижны относительно военно-морской базы с эталонными часами?

В любом случае я не двигался быстрее самолётов...

> Поправка, вносимая в ход часов в системе GPS превышает одну секунду в месяц.
                      И...? Поэтому то, что я написал выше, подтверждено и это нормальное явление?
                  • Вячеслав Рогожин > newillusion | 03.10.2011 | 18:00 Ответить
                    Ну... Мне не хотелось бы Вас разочаровывать, но в последовательно выстроенной теории эфира наблюдается тот же казус: Петров движется относительно Иванова со скоростью v, в момент времени t=0 они встречаются, в момент (по собственным часам) t1 отсылают запрос друг другу, в момент t2 принимают ответ о показаниях часов друг друга. И что же получается? А то, что каждый из них определит, что время коллеги по работе ОТСТАЕТ от личного, своего времени. Причем именно на величину (1-vv/cc) в степени 1/2. Аналогично с попыткой определить длину - но там уже нужно два световых сигнала, до начала и конца измеряемого отрезка. Между прочим, простая школьная математика. Сам еще в школе проверял.
  • A.I.  | 19.09.2011 | 08:03 Ответить
    Поясните, пожалуйста, каким образом указанные эксперименты могут подтвердить либо опровергнуть второй постулат СТО? Как соотносятся требование на инерциальность системы отсчёта с ускоренным движением электронов?
    • a_b > A.I. | 20.09.2011 | 09:22 Ответить
      Баллистическая теория не требует инерциальности СО. Если бы баллистическая теория подтвердилась в этом эксперименте, это опрокинуло бы постулат.
      • A.I. > a_b | 21.09.2011 | 08:53 Ответить
        Вопрос адресовался автору...
        • a_b > A.I. | 21.09.2011 | 09:47 Ответить
          Маловероятно, что он ответит здесь. Авторы отвечают на комментарии в новостях Элементов, а эта статья из Науки и Жизни. Попробуйте на сайте журнала:
          • A.I. > a_b | 22.09.2011 | 13:12 Ответить
            Спасибо! Попытаюсь...
  • ExpertSC  | 23.09.2011 | 14:07 Ответить
    За что боролись, на то и напоролись...
    arXiv:1109.4897v1
    Abstract: The OPERA neutrino experiment at the underground Gran Sasso Laboratory has measured the velocity of neutrinos from the CERN CNGS beam over a baseline of about 730 km with much higher accuracy than previous studies conducted with accelerator neutrinos. The measurement is based on high-statistics data taken by OPERA in the years 2009, 2010 and 2011. Dedicated upgrades of the CNGS timing system and of the OPERA detector, as well as a high precision geodesy campaign for the measurement of the neutrino baseline, allowed reaching comparable systematic and statistical accuracies. An early arrival time of CNGS muon neutrinos with respect to the one computed assuming the speed of light in vacuum of (60.7 \pm 6.9 (stat.) \pm 7.4 (sys.)) ns was measured. This anomaly corresponds to a relative difference of the muon neutrino velocity with respect to the speed of light (v-c)/c = (2.48 \pm 0.28 (stat.) \pm 0.30 (sys.)) \times 10-5.
    • rak > ExpertSC | 23.09.2011 | 15:45 Ответить
      Напоролись (если это подтвердится) совсем на другое: на постулат, что скорость света является максимально возможной для материальных тел (измерялась не скорость света, а скорость нейтрино).
      А обсуждается постулат о постоянстве скорости света независимо от скорости движения источника.
      • 323547823345 > rak | 28.09.2011 | 01:42 Ответить
        Вообще-то это очень связанные вещи. Если требовать лоренц-инвариантности, то либо скорость света и есть максимальная скорость, либо она не постоянная.
  • robur  | 26.09.2011 | 09:27 Ответить