Вулканический кролик

Этот милый зверь на фото — вулканический кролик Romerolagus diazi, один из самых редких представителей отряда зайцеобразных. Он обитает в Мексике, на территории площадью всего около 386 км2, на склонах вулканов Транс-мексиканского вулканического пояса. Его характерное местообитание — сосновые леса субальпийского пояса (на высотах 2800–4500 м) с подлеском из дерновинных злаков, формирующих кочки. Местное название «zacatuche», происходящее от ацтекского «zacatochtle», отражает консервативность зверька в выборе местообитания: «zacatl» — дерновинные растения, «tochtle» — кролик.

Об образе жизни этого кролика известно мало. В зарослях травы он перемещается по специальным тоннелям, также может использовать подземные тоннели, брошенные другими животными. Таким образом он защищается от хищников — койотов, рыжих рысей, длиннохвостых ласок, краснохвостых сарычей. В этом ему также помогает темная окраска шерсти, делающая его малозаметным на вулканических почвах. Зверьки активны в основном в сумерках и в пасмурную погоду. Питаются преимущественно злаками, иногда поедают кору деревьев. В летний сезон могут кормиться на полях, не причиняя однако при этом ущерба, поедая лишь молодые листья (например, кукурузы и овса).

Характерное местообитание вулканического кролика — сосновый лес с кочками злаков. Фото: © Mittchel Alcantara с сайта flickr.com

Об их социальной жизни известно также мало: живут кролики небольшими группами от двух до пяти особей. При опасности издают резкие сигналы, оповещающие других членов группы. Наличие звуковой коммуникации выделяет вулканических кроликов в семействе заячьих и придает им сходство с пищухами. На пищух они похожи и внешне: такие же маленькие (взрослые кролики в среднем весят 350 г, самки несколько крупнее самцов; для сравнения масса тела европейского кролика Oryctolagus cuniculus — в среднем 1400 г), имеют необычно короткие округлые уши, короткие лапы и маленький, почти незаметный хвост.

Кариотип (число и строение хромосом) вулканического кролика имеет сходство с заячьим и отличается от кроличьего. Возможно, он сохранил черты предкового кариотипа.

Особенности внешнего и внутреннего строения, кариотипа и маленький ареал говорят о том, что перед нами — реликтовый вид, сохранивший многие примитивные предковые черты. Даже паразиты у него примитивные — видоспецифичные нематоды, плоские черви, клещи.

Ареал обитания вулканического кролика

Ареал обитания вулканического кролика. Он состоит из 16 изолированных участков на склонах четырех вулканов. Зеленым показаны национальные парки в окрестностях Мехико, только один из них охраняет местообитания кролика — Иста-Попо (Izta-Popo). Рисунки с сайта iucnredlist.org

Численность кролика не изучали с 1990-х годов, однако он занесен в Международную красную книгу и список СИТЕС как вымирающий вид. Сохранение этого редкого и примечательного зверя осложняется тем, что обитает он недалеко от Мехико — одного из самых населенных городов мира. Этому виду угрожает прежде всего уничтожение местообитаний: вырубка лесов, развитие сельского хозяйства, выпас скота и пожары (поджигание травы ради обновления пастбищ); а также браконьерство — местные жители употребляют кроликов в пищу — и одичавшие собаки. К сожалению, только одна часть популяции сохраняется в национальном парке, и то на его границах всё еще пасут крупный рогатый скот и овец.

Для того чтобы этот вид, доживший до нас с плейстоцена, пережил еще хоть одну эпоху, необходимо прежде всего сохранять его местообитания — что представляется очень сложным при таком натиске города на природу.

Фото: © Jaime Rojo c cайта jaimerojo.photoshelter.com.

Юлия Михневич

• trvit  | 21.03.2017 | 09:25 Ответить
    Если сейчас на окраинах парка выпасают скот, и нет другого антропогенного давления, то это ситуация по сравнению с ХХ веком улучшилась. Вот Дж. Даррелл писал в "Поймайте мне колобуса":
    "В парке мы вышли из машин; здесь воздух был такой свежий, такой чистый, что с непривычки дух захватывало. Над нами возвышался исполинский снежный купол – вершина вулкана. Не сразу удалось найти лесника, зато, разыскав его, мы получили исчерпывающие сведения о вулканических кроликах. Ну как же, он их хорошо знает, сколько раз видел и в парке, и на других склонах. Недавно сам поймал двух тепоринго, добавил он не без гордости.

– Где они? – воскликнул я.

– Как где? Съел.

Речь шла о животном, которое – во всяком случае, на бумаге – стоит в ряду наиболее строго охраняемых в Мексике. И со мной говорил лесник Национального парка. Не подумайте, что так бывает только в Мексике, то же происходит всюду, где ограничиваются «бумажной» охраной животных.

Так или иначе, мы установили, что, несмотря на старания лесника, еще не все тепоринго истреблены. А вернувшись в гостиницу, узнали, что хозяин разыскал своего друга, и увидели верзилу с огромной головой, лицом страховидного майяского идола и маленькими бегающими глазками. Впрочем, для нас гораздо важнее было то, что он хорошо знал нравы и прихоти тепоринго. Мы услышали, что единственный способ поймать вулканического кролика – выкопать его из земли. Процедура трудоемкая, но вместе – он, Дикс, Шеп и я, да если привлечь еще двух человек – как-нибудь справимся."
    Так что его ели даже те, кто должен был охранять.
  • meerkat147  | 21.03.2017 | 12:00 Ответить
    Ух ты! Спасибо за цитату, не читала к сожалению "Поймайте мне колобуса".
    Да, многие авторы статей о кролике пишут о том, что в национальном парке тоже не строго соблюдают правила. Тем не менее, на сайте IUCN указан тренд увеличения численности, хотя оценивали ее только в 1994 году, по крайней мере, более свежих данных найти не удалось.
    • electrosnake > meerkat147 | 22.03.2017 | 04:20 Ответить
      вот тут свежие оценки плотности
      или это совсем другое место ?
      • meerkat147 > electrosnake | 22.03.2017 | 13:05 Ответить
        Спасибо! Это действительно совсем другое место. Авторы как раз нашли новый район обитания кролика. Это очень интересно и дает надежду, и район подальше от Мехико. Но все-таки общая численность всей популяции до сих пор неизвестна.

Другие картинки