Манакин, танцующий на шесте

Manacus vitellinus

На фото — самец золотистого короткокрылого манакина (Manacus vitellinus) из Панамы, запечатленный во время брачного танца. Этот танец полностью определяет успех у противоположного пола. Половой отбор у этих птиц настолько сильный, что только один или два самца из 20 получают возможность передать свои гены следующим поколениям. Остальные за всю довольно долгую жизнь могут так и не получить женского внимания, а живут манакины 12–13 лет.

Брачный танец у птиц семейства манакиновых занимает совершенно особое место в жизни. Поскольку самец не принимает никакого участия в постройке гнезда и уходе за потомством, самкам ничего не остается, как выбирать партнера исходя из его внешнего вида и качества демонстрации — танца. Так что самцы подходят к делу основательно. Сначала они расчищают на земле «арену», которая обязательно должна включать несколько вертикально стоящих веточек — «шестов». Затем кавалеры разучивают довольно сложный танец, который состоит из прыжков с одного шеста на другой, сопровождающихся громкими щелчками — так называемыми «snapping sounds», звуками от соприкосновения крыльев за спиной. При приземлении на шест самец принимает характерную позу, выпячивая роскошную «бороду» из ярко-желтых перьев, как на фотографии. Продолжительность одной демонстрации — примерно 10 секунд.

Схема танца манакина

Схема танца самца золотистого короткокрылого манакина. Посмотреть, как это выглядит в природе, можно на видео. Рисунок из статьи J. Barske et al., 2011. Female choice for male motor skills

Щелчки крыльев самцов хорошо слышны издалека, так что самкам не составляет труда определить местоположение потенциального партнера. Приближаясь, более скромно окрашенная самка присоединяется к танцу и задает его темп. Если самке нравится партнер, она отвечает на его призыв к спариванию и затем самостоятельно строит гнездо и растит детей. Но как именно самка понимает, что именно этот самец — самый лучший? На этот счет есть несколько гипотез.

Manacus vitellinus

Самец (справа) и самка золотистого короткокрылого манакина. Фото с сайта rtpi.org

Во-первых, высокий темп и качество танца говорят о хорошей физической форме самца, в частности его сердечно-сосудистой системы: во время демонстрации частота его сердцебиения возрастает почти вдвое. А еще для хорошего танца, состоящего целиком из прыжков, нужно быть культуристом и иметь мощные мышцы ног. Более того, задавая темп танца, самка может «тестировать» самца — а способен ли он угнаться за ней? Для нее это ничего не стоит, ведь она может позволить себе пользоваться крыльями и перелетать с шеста на шест, в то время как самец «обязан» только прыгать.

Схема танца манакинов

Схема парного танца самца и самки золотистого короткокрылого манакина. Самка присоединяется к самцу и совершает первый прыжок, помогая себе крыльями (B), самец следует за самкой, однако не перелетая, а прыгая при помощи ног (C), а крылья использует лишь для щелчков (D). После приземления самки самец тоже грациозно приземляется, приподнимая бородку и направляя ее в сторону центра арены (А). Рисунок из статьи J. Barske et al., 2015. The presence of a female influences courtship performance of male manakins

Во-вторых, важное значение имеет качество выбранной арены и расположение шестов. Похоже, что самец выучивает свою хореографию наизусть. По крайней мере, нарушение целостности арены или шестов — например, лишняя упавшая ветка — сбивает самца и не позволяет ему завершить танец: ему приходится подстраиваться под изменения и всё начинать сначала. Хорошие арены пользуются спросом — при гибели обладателя арены ее может занимать другой самец.

В третьих, важен внешний вид и размер самца. Молодые самцы по внешнему виду напоминают менее ярких зеленоватых самок. Половое созревание у манакинов происходит в возрасте 3–4 лет, и примерно в это время самцы приобретают характерный ярко-желтый окрас.

Профессор Венского университета Леонида Фузани (Leonida Fusani), много лет посвятивший изучению разных аспектов жизни манакинов, считает, что на предпочтение самок может влиять также наблюдение за поведением предшественниц и подражание им: часто несколько дам останавливают свой выбор на одном и том же самце. Профессору случалось наблюдать, как кавалер танцует с двумя-тремя партнершами одновременно. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу предстоит грядущим исследованиям.

Фото с сайта hbw.com.

См. также о брачных демонстрациях животных:
1) Психоделическая улыбка райской птицы, «Элементы», 04.04.2016.
2) Надутые фрегаты, «Элементы», 11.04.2016.
4) Шалаши пернатых «пигмеев», «Элементы», 20.04.2016.
5) Пауки-павлины, «Элементы», 10.06.2016.

Вероника Самоцкая