Почему муха не падает с потолка?

Рисунок © Н.В.

Раньше думали, что мухам помогают тончайшие волосинки на лапках, которыми они цепляются за малейшие неровности на поверхности потолка.

Но когда появились мощные микроскопы, тысячекратное увеличение показало, что дело не в волосинках, а в крошечных подушечках-желёзках, выделяющих капельки клейкого вещества. Выделяется клея ровно столько, чтобы у мухи хватило сил оторвать лапку от поверхности, когда это понадобится.

Источник: Журнал «А почему?» (на сайте parent.fio.ru)


13
Показать комментарии (13)
Свернуть комментарии (13)

  • Savatyev  | 27.01.2006 | 18:55 Ответить
    Интересно, когда же появились эти настолько "мощные микроскопы", которые позволили разглядеть лапку мухи?:)
    Думаю, я смогу разглядеть это в более-менее приличный любительский микроскоп.
    Ответить
    • Injener > Savatyev | 12.03.2006 | 15:09 Ответить
      А железку на лапке мухи Вы тоже сможете разглядеть в любительский микроскоп?
      Ответить
      • haik > Injener | 23.08.2006 | 20:04 Ответить
        Вопрос отрыва, кажется, не связан с количеством клея. Насколько мне известно из старого "непомнюкакого" научно-популярного издания, вязкость клейкого вещества выделяемого мухой меняется под действием электростатического поля, которое муха умеет создавать на концах своих лапок. Именно управление вязкостью клея на лапках и позволяет мухе проворно ходить по потолку и по отвесному стеклу.

        В противном случае муха, гуляя по потолку, всякий раз была бы вынуждена отрывать лапки от поверхности с силой по меньшей мере равной одной шестой своего веса; нетрудно на собственном примере представить, что это было бы довольно утомительно :)

        Что касается микроскопа, то он хоть и показывает, да не доказывает. То, что именно клей помогает мухе ходить по потолку и по стеклу достоверно подтверждается экспериментально: муха, погулявшая по промокашке пропитанной специальным растворителем, смывающим мушиный клей, начинает "буксовать".

        P.S.: И вообще, согласно диссертанту из известного анекдота, "орган слуха у муха в левом криле" (потому что при отрыве оного муха перестает взлетать по команде "лэти":)
        Ответить
  • hius  | 13.12.2006 | 00:05 Ответить
    а вот источник с совершенно противоположным мнением
    http://www.membrana.ru/articles/global/2006/04/10/222100.html
    выглядит убедительно
    Ответить
  • zg  | 29.05.2007 | 12:27 Ответить
    > Выделяется клея ровно столько, чтобы у мухи хватило сил оторвать
    > лапку от поверхности, когда это понадобится.

    тогда получается, что муха преодалевает кейкость своей же железы при отрыве лапки.. А когда она устаёт, то не в силах оторваться от поверхности и умирает голодной смертью? Если честно, то мало верится, что муха прилагает какие-то усилия при отрыве лапки от поверхности.
    Ответить
  • alpinist.ru  | 11.05.2008 | 13:43 Ответить
    Да, с мухами всё понятно, а вот как бы нам помог такой клёй на лапках-ножках, например в ремонте фасадов - http://alpinist.ru/remont-fasada не надо даже веревки вешать, не говоря уже об установке строительных лесов.
    Ответить
  • катя2  | 04.01.2009 | 23:02 Ответить
    "Шарахнешь" по мухе мухобойкой и как миленькая упадет!!!
    P.S.:испробовано на личном опыте.
    Ответить
    • djanubis > катя2 | 28.09.2009 | 17:11 Ответить
      Экспериментальные данные никогда ни не доказывают ТЕОРИЮ , ни опровергают её :)
      Ответить
  • ЕТ  | 18.08.2009 | 22:59 Ответить
    А вот как муха приземлятся на потолок? Выполняет полупетлю или полубочку? Кто-нибудь засек?
    Ответить
    • evileye > ЕТ | 13.09.2009 | 15:52 Ответить
      Нет, но всякий раз когда я смотрел на муху, замечал, что сначала она попадает на стену, а с нее переползает на потолок.
      Ответить
  • Mibus  | 23.12.2009 | 04:45 Ответить
    А почему когда муха прекращает свою жизнедеятельность, ну, например, от дихлофоса. Она не остаётся висеть на стекле или потолке, а падает вниз? Т.е. получается она всё время поддерживает достаточную вязкость жидкости выделяемые железами?
    Ответить
    • Спутник > Mibus | 24.06.2010 | 11:57 Ответить
      Наверно просто, "когда муха прекращает свою жизнедеятельность, ну, например, от дихлофоса" эта клейкая жидкость высыхает и не держит
      Ответить
  • alexdihes  | 14.05.2012 | 00:05 Ответить
    Дело в крошечных подушечках-желёзках, выделяющих капельки клейкого вещества. Выделяется клея ровно столько, чтобы у мухи хватило сил оторвать лапку от поверхности, когда это понадобится.
    ==============
    Описание этого дерновенного научного открытия не полно. Дело ещё в том, что клей у мухи выделяется от страха. Ведь, упав с потолка на пол, она крепко ушибётся.

    Вы спросите про человека. У человека, когда он боится упасть, тоже выделяется... Это вещество тоже клейкое, но по причине того, что выделяется оно особой частью тела, его размазать по потолку можно, но когда высохнет - не отдерёшь. Соскребать надо.
    Ответить
Написать комментарий

Другие вопросы


Элементы

© 2005-2017 «Элементы»