Почему человек зевает?

Фото с сайта www.game-reserve.com Фото с сайта www.slrobertson.com Фото с сайта gallery.georgedylan.com Фото с сайта www.game-reserve.com Фото с сайта images.fbrtech.com

Зевание представляет собой безусловно-рефлекторный акт, широко распространенный среди млекопитающих, рептилий и рыб. Зевание имеет приспособительное значение и направлено на улучшение снабжения организма кислородом. Во время зевания происходит расправление спавшихся альвеол, увеличивается поверхность легких. Зевание также позволяет выравнивать давление во внутреннем ухе.

В норме зевание наступает при утомлении, сонливом состоянии, пребывании в помещении с повышенным содержанием углекислого газа, после периода ослабления дыхания, при отсутствии мышечной деятельности и т. д. Иногда возникает при различных заболеваниях как симптом кислородного голодания стволовых образований мозга.

Зевание — филогенетически древняя форма дыхания, близкая к глотательному дыханию у рептилий и рыб, возникающая при ослаблении активности дыхательного центра в головном мозге.

Источник: «Большая медицинская энциклопедия», Москва, 1977, «Научная лаборатория школьников»


36
Показать комментарии (36)
Свернуть комментарии (36)

  • ряженка  | 11.04.2005 | 13:08 Ответить
    А почему тогда зевание "заразно"? Человек, глядя на то как другие зевают, зевает сам. Вот даже сейчас, глядя на фото зевающего ребенка, я зевнула. тчего?
    Ответить
    • Grumbler > ряженка | 21.07.2008 | 16:40 Ответить
      Где-то читал, что зевание - один из примитивных "бытовых" примеров гипноза :)
      Ответить
  • zulu  | 23.12.2005 | 15:28 Ответить
    Я тоже зевнула, точно заразно, но так сладко.
    Ответить
  • Senator  | 12.01.2006 | 14:38 Ответить
    Мне казалось, для того чтобы не "застаивались" челюстные мышцы, ведь человек полностью открывает рот только когда чистит зубы, а во время дыхания или приема пищи, челюсть работаем максимум на треть :))
    Ответить
  • Roman1971  | 18.01.2006 | 11:13 Ответить
    Я в каком-то научном журнале (каком именно, к сожалению не помню) читал, что зевание служило сигналом у высших приматов к колективному отходу ко сну, именно поэтому оно "заразно".
    Наверное дело выглядит так. Первоначально зевание было "безусловнорефлекторным актом" рыб и рептилий в условиях кислородного голодания. Например рыба в тёплой воде, обычно не богатой кислородом, подвсплывает к поверхности и заглатывает воздух. У всех "эволюционных потомков" рыб этот "безусловнорефлекторный акт" сохранился. У высших животных, например у приматов, он проявляется при усталости и когда организм готовится ко сну, видимо тогда снабжение кислородом мозга понижено, хотя бы в силу понижения общей активности организма. Ну а так как такое поведение было регулярным при отходе ко сну, и одновременный отход ко сну высших приматов давал им какие-то эволюционные приемущества, то в результате естественного отбора "зевание" закрепилось и как "заразный! безусловнорефлекторный акт". Осталось только выяснить - какие такие эволюционные приемущества имеет сигнал "одновременного отхода ко сну" для высших приматов. Например такое предположение: ночью всё равно приматы проявить активность не могут, зато днём если все члены стада одинаково хорошо выспались, то можно в случае необходимости проявить максимальную активность всем одновременно, т.е. нет уставших и невыспавшихся. Кроме того, так как животные были активны в одно и тоже время, то в таких популяциях был выше уровень общения между особями, а следовательно и их способность к более совершенному и успешному социальному поведению во враждебной природной обстановке (а для высших приматов это особенно важно), что естественно положительно сказывалось на естественном отборе для таких популяций.
    Интересно было бы услышать мнения специалистов по этому поводу.
    Ответить
    • Inkstone > Roman1971 | 04.06.2006 | 03:27 Ответить
      Да, вот отсутствие явных эволюционных преимуществ паттерна зевания - слабое место этой теории. Наступление темноты само по себе служит сигналом к понижению ритма активности и засыпанию. Вряд ли тут критично, начнут ли засыпать все особи одновременно или в 15-20 минутном промежутке. Более того, плюс-минус час-полтора сна для организма не играет никакой роли. Известно, чтобы компенсировать у человека недельное недосыпание, достаточно иметь сон нормальной продолжительности дня два. Кроме того, чтобы одновременно засыпать, вовсе не обязательно всем зевать. В иерархических группах высших приматов было бы достаточно доминантным самцам занять позу для сна, как это стало бы сигналом другим особям. Нужны более веские эволюционные преимущества, чтобы данная реакция не только ритуализовалась и начала выполнять коммуникативнцую функцию, но и стала врождённой. А для того, чтобы реакция эволюционно закрепилась, нужно вообще, чтобы группы "незевающих" приматов стали менее жизнеспособными. Я, честно говоря, не представляю, как бы это могло произойти.

      И самое главное, основная функция зевания - активационная, повышающая тонус коры, "пробуждающая". Довольно странно было бы, если бы ритуализовываться и сигнализировать об отходе ко сну начала реакция, которая явяется прямо противоположной по физиологическому эффекту. Видимо приматологи, выдвинувшие эту теорию, не очень хорошо разбирались в физиологии поведения, и были скорее зоологами по специальности, чем физиологами :))

      Уставшие и невыспавшиеся могут быть только среди людей :)
      Ответить
  • anna_g  | 19.02.2006 | 23:39 Ответить
    а как объяснить следующие факты, которые имею возможность наблюдать в своем организме?
    1. во время занятий на образовательных курсах, продолжительностью 3 часа, зачастую во время второй половины занятий рот ну просто не закрывается от зевоты - и никакой возможности побороть в себе это, хотя желания поспать совершенно нет! Самое странное, что как только занятия заканчиваются, зевоту как рукой снимает.
    2. то же самое происходит при физических нагрузках (активных!) - последний час фитнеса проходит в борьбе с зевотой, и продолжается это исключительно до минуты окончания тренировки.
    Ответить
    • Andrec > anna_g | 02.03.2007 | 10:28 Ответить
      Процетирую слова написанные 04.06.2006 02:45 | Inkstone
      -------------
      "Да, зевание, как и потягивание, является одной из реакций саморегуляции, повышающей тонус коры головного мозга, т.н. "пробуждающий эффект". Только эта активация не для дыхательной системы, а для центральной нервной."
      -------------
      Теперь мои мысли по поводу.
      Зевание - это физиологическое следствие на психологический дискомфорт - отсутствие интереса, скука. Подсознательно Вы пытаетесь уйти из ситуации создающей дискомфорт, но физически не можете и поэтому зевание активизирует, повышает тонус головного мозга чтоб вы вовсе не отключились и не ушли из ситуации (а попросту - не заснули :-)))
      Этот же принцип работает при любой ситуации в которой у вас нет заинтересованности (в которой Вы пытаетесь или хотели бы прервать контакт) - неинтересный человек, неинтересное занятие и т.п.
      Пусть извинят меня психологи, может я где то и не правильно, что то написал, но суть правильная - ЗЕВАНИЕ - ЭТО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
      Ответить
  • Активиа Творожная  | 22.02.2006 | 11:35 Ответить
    Да, и еще интересно, почему нас тянет позевать, когда мы разговариваем с человеком, с которым нам неитересно?
    Я порой бывает, еле-еле зевоту сдерживаю. Зато как только мы перестаем разговаривать, я опять такая бодренькая, и зевать совсем не тянет. :)
    Ответить
    • Inkstone > Активиа Творожная | 04.06.2006 | 02:54 Ответить
      Вот этого пример того, как любой физиологические паттерн ритуализуется и начинает выполнять коммуникативную функцию, то есть становится невербальным сообщением.
      Таким образом это является косвенным указанием "ты меня усыпляешь", "с тобой разговаривать - всё равно что спать" или "я в таком состоянии, когда не могу воспринимать что ты говоришь", указанием на состояние, которое несовместимо с нормальным общением. То есть сам зевающий ничего сказать этим не хочет, просто речь действительно вводит его в такое состояние, когда необходимо зевать, чтобы "поддерживать форму" :) Можно не только зевать, а, например, потягиваться, или в нетерпении стучать пальцами и т. п. Но если зевание однозначно и эффективно начнёт приводить к прерыванию коммуникации, то это будет закреплятся сначала условнорефлекторно, а затем на уровне инстинктивного поведения. Хотя у человека это по-видимому выученная реакция, а не врождённая.
      Ответить
  • zg  | 27.02.2006 | 07:20 Ответить
    а может зевание - оценка окружающей ситуации, ну то есть благоприятная или нет для отдыха? Ведь как только один начнёт зевать то другие тоже начинают оценивать окружающую их ситуацию, а потом если они согласны что можно отдохнуть, то тоже начинают зевать.
    Ответить
  • dims  | 20.04.2006 | 09:38 Ответить
    Мне кажется, что зевание -- это те же потягивания, только для дыхательной системы. Животные часто делают обе вещи одновременно. А человек стесняется потягиваться на людях, а зевнуть, прикрыв рот рукой, может. Поэтому у людей эти действия иногда производятся по отдельности.
    Ответить
    • Inkstone > dims | 04.06.2006 | 02:45 Ответить
      Да, зевание, как и потягивание, является одной из реакций саморегуляции, повышающей тонус коры головного мозга, т.н. "пробуждающий эффект". Только эта активация не для дыхательной системы, а для центральной нервной.

      Кроме того, я далеко не уверен в том, что основной функцией зевания является именно распрямление альвеол, обновление сурфактанта и т.п., как это можно прочитать в учебниках по физиологии. Это не очень обоснованное утверждение. Для распрямления альвеол (если оно вообще необходимо), по-видимому, достаточно просто иногда делать глубокие вдохи. Иначе в спокойном бодрствующем состоянии человек постоянно бы зевал через равные промежутки времени. Однако этого что-то не происходит. Зевание выполняет именно активирующую функцию для ЦНС (в т. ч. и для дыхательного центра), функцию "настройки" управляющих отделов нервной системы на более интенсивный ритм деятельности.
      Ответить
  • Inkstone  | 04.06.2006 | 02:31 Ответить
    Зевание "заразно" потому, что в нервных центрах, осуществляющих акт зевания, происходит суммация подпорогового возбуждения от рецепторов лёгких с внешней афферентацией, поступающей от сенсорных систем, которые фиксируют зевание другого человека. Латентное возбуждение в нервных центрах, не достигшее порога, способного вызвать зевательный рефлекс, таким образом становится пороговым и реализуется в акте зевания.
    Возможно это действительно когда-то служило коллективным сигналом отхода ко сну, не знаю. Его возникновение в принципе может быть вторичым - т. е. произошла ритуализация этого паттерна. Но сам механизм таков - суммация возбуждений.
    Ответить
    • Катька > Inkstone | 25.08.2006 | 12:07 Ответить
      Прошу прощения за то, что снова поднимаю эту тему... Я вот только одного не поняла. А подпороговые возбуждения должны быть только зевательного характера или могут быть любые другие (например, какие-нибудь "недопороговые" звуки)? Или это может касаться и недостатка света. Обычно спать тянет ночью (при нормальном распорядке дня), когда темнеет. Отсюда недостаток света. Тот свет, который всё-таки излучает Солнце, - это подпороговое возбуждение, его не хватает, грубо говоря... Тогда на эти подпороговые накладываются подпороговые зевательные и человек зевает при любом удобном случае... То же касается дождливых дней, когда тучи закрывают Солнце и опять не хватает света... Одно только не понятно, когда сидишь на лекциях - зеваешь чтобы не заснуть, чтобы проснулась ЦНС. А тут какие подпороговые?
      Или зевательный процесс не так уж прост и имеет очень сложную природу и источники, или что-то одно из двух...
      Ответить
      • Inkstone > Катька | 05.05.2011 | 04:57 Ответить
        Сорри за такой поздний ответ, я про комментарии к этой теме забыл и много лет больше здесь не появлялся))))))) Случайно увидел ваше сообщение. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда :)

        Когда я говорил про "суммацию подпороговых возбуждений", то есть, зародившуюся потребность в зевоте (а любой моторный и целостный поведенческий акт - реализация соответствующей внутренней потребности), которая уже возникла, но находится в латентной, непроявленной, форме (так называемое латентное нервное возбуждение) - то это относилось к процессам "заражения" зевотой одним человеком другого, а не механизмам зевания вообще. То есть, один человек начинает зевать, видя зевоту другого, потому что сам находится в подобном состоянии, но до зевания самому ему чуть-чуть не хватает - какого-то небольшого толчка, который и даёт ему наблюдение зевоты другого человека (тут можно говорить про "зеркальные" нейроны, которые возбуждаются у приматов при наблюдении за действиями сородича, как бы воспроизводя созерцаемые действия - это лежит в основе обучения по подражанию).

        Когда не хватает света, пасмурно, на лекциях и всяких монотонных ситуациях (скука) - зевание возникает для самоактивации, повышения тонуса коры мозга. Для того, чтобы нервная система функционировала нормально, необходим определённый фоновый уровень стимуляции, притока новых раздражателей, информации. Когда возникает дефицит сенсорного притока, тонус коры начинает падать - тут и возникает зевота или какие-то другие реакции саморегуляции внутреннего состояния.
        Ответить
  • Inkstone  | 04.06.2006 | 03:31 Ответить
    То есть если зевание и выполянет функцию "коллективного сигнала" - то сигнала к повышению активности, а не к засыпанию :)
    Ответить
  • Santacruz  | 06.09.2006 | 21:00 Ответить
    Пока читал статью и камменты - обзевался =)
    Ответить
    • kolobo44ek > Santacruz | 08.10.2008 | 13:00 Ответить
      Это точно - я тоже - начиная с момента, когда загрузились картинки!
      Ответить
    • sancho > Santacruz | 28.06.2009 | 02:40 Ответить
      и я поддержу! просто напасть какая-то! :)
      Ответить
  • Евгений  | 02.10.2006 | 12:14 Ответить
    А вот если у моего кота "Лимона" приподнять за усы верхние губы, совсем не много на 1-1,5 см - зевает 100%. Неоднократно проверял на других котах. Срабатывало на 80-90%.
    Кто объяснит?
    Ответить
  • Solistka  | 08.11.2006 | 11:40 Ответить
    согласна с тем, что очень хочется зевать уже при мысли о зевании и при обсуждении этой темы, и что очень часто зевать приходится при явной перегрузке мозга информацией, причём читаемой монотонным голосом лектора ... как же все это связано и необходимостью расправлять легкие!?
    Ответить
  • Мусик  | 02.09.2007 | 10:29 Ответить
    данные от 1977 года.Из Советской энциклопедии.Хоть бы постеснялись
    Ответить
  • spiker  | 03.10.2007 | 20:58 Ответить
    И много вы видели детей, читающих Энциклопецию :)? А если и читают, то какой процент информации воспринимают???!
    Ответить
  • Vov  | 07.04.2008 | 09:33 Ответить
    Вы всеё правы и говорите всё правильно, но не говорите самого главного. Дело в том, что это явление невозможно объяснить только сточки зрения материалистического понимания мира. Всё дело в слоожном энергетическом потенциале. Проведите один простой опыт. Поднесите ладонь ко рту и просто выдохните воздух, запомните ощущения на ладони. Когда будете зевать, вспомните о своём опыте, и еще раз поднесите ладонь, и вы удивитесь насколько при зевании выделяется больше энергии, чем просто при выдохе. Ладонь просто обжигается, причем выделяется не просто тепло, а именно биологическая (астрально-ментальная)энергия. Зевание - есть способ выравнивания уровней энергии тела и мозга. Мозг, составляя 2% массы человека, потребляет 20 % всей энергии. Всё тело работает на мозг! То есть, вечером, когда человек устал, энергетический потенциал его тела очень низок, в это время, когда его мозг еще во всю работает и "перегрет", зеванием отводится от мозга в окружающее пространство огромное количество "ненужной" в данный момент энергии, этим производится "охлаждение" мозга, выравнивание энергетического потенциала всего тела, перед засыпанием. Самое главное, что эта энергия не только тепловая. На лекции, когда человек долго сидит без движения, энергетический потенциал тела опять снижается, мозг по отношению к телу становится "горячим" и происходит защитная реакция организма - зевание - выброс, отвод энергии от мозга, вновь происходит выравнивание энергетических потенциалов мозга и тела. При замерзании тела тоже наблюдается зевание - остывание мозга. Утром, когда вы только просыпаетесь, мозг начинает работать гораздо быстрее, чем тело. Тело имеет бОльшую массу, более энертно, лениво, медленно разогревается при этом вновь быстро создается энергетический дисбаланс между "процессором" и "железом" и тут же включается наш "куллер" - зевание. Попробуйте утром сделать зарядку, и энергии быстро сравняются, никакого зевания не будет. Зевание - есть способ защиты мозга от перегрева, причем, это характерно не только для людей, но и для животных, птиц, рыб - всех, у кого есть более менее развытый мозг. Самое интересное происходит после зевание. Сгусток энергии, отведенный от мозга и зависший в пространстве образует некое подобие разумного энергетического создания (этакого разумного навоза), остро потребного в астральном мире в качестве не только энергетической подпитки, но и самостоятельного энергетической сущности. И Эта сущность начинает быстро терять свою энергию, излучая ей в пространство или будучи растаскиваемая энергетическими вампирами астрального мира. В этом нет ничего страшного, это как обычные биологические отходы жизнедеятельности, которая явлется домом и пищей для бактерий и червей. Обладая частичной разумностью эта сущность боится смерти, и не желает быть растащенной на куски, начинает активно выкачивать энергию, из окружающих биологических сущностей - нас с вами, в виде коллективных зеваний, продляя, насколько возможно, своё существование. Вот и всё, всё остальное: рефлексы, кислород, легкие - вторично и не могут объяснить главного.
    Ответить
    • cheshirsik > Vov | 25.06.2008 | 10:36 Ответить
      Очень интересная точка зрения!!! мне очень понравилась. :-)
      А как Вы можете прокомментировать, что некоторые люди не поддаются "влиянию" зевания, например я всегда зеваю когда зевает моя дочка, но когда я зеваю, она никогда не зевает.
      Ответить
      • voloxa > cheshirsik | 13.10.2008 | 05:27 Ответить
        Если объяснить это явление с точки зрения материализма, то у Вашей дочки еще нет устоявшегося рефлекса на зевание окружающих. Может быть в 90 случаях из ста мы отвечаем на чужое зевание просто привычкой, рефлексом, непроизвольно очищая себя от лишней энергии.
        Если углубиться в эту проблему с другого направления, то созданная вами во время зевания сущность несет на себе частичку вашей личности и разума и не желает пополнять и тянуть энергию из вашей дочери. Это сущность (поле) все-таки довольно разумно и не вампирит с детей тем более родных. Со временем связь между вами и дочкой ослабнет и и вы будете вместе с ней дружно очищаться, сбрасывая в пространство излишки энергии.
        Ответить
    • Defyz > Vov | 06.10.2008 | 11:53 Ответить
      Какая чудесная ахинея! Просто прелесть! :)
      Ответить
    • Tory > Vov | 12.10.2008 | 07:46 Ответить
      Vov, очень интересная и оригинальная трактовка. еще не нигде не встречала такого объяснения.. напиши пжлст где ты прочитал об этом.

      Согласна со всем кроме: "Сгусток энергии, отведенный от мозга и зависший в пространстве образует некое подобие разумного энергетического создания... остро потребного в астральном мире в качестве не только энергетической подпитки, но и самостоятельного энергетической сущности." "Обладая частичной разумностью эта сущность боится смерти, и не желает быть растащенной на куски, начинает активно выкачивать энергию, из окружающих биологических сущностей - нас с вами, в виде коллективных зеваний, продляя, насколько возможно, своё существование."

      насчет "сгустка энергии".. по идее, во избежание температурного и энергетического дисбаланса между мозгом и телом (человека, у которого эта сущность забирает ее),организм не должен отдавать накопленную за день энергию...
      но все остальное удивительно точно объясняет это явление..=)
      Ответить
      • voloxa > Tory | 13.10.2008 | 05:16 Ответить
        Добрый день!

        Организм не накапливает за день энергию, он скорее её расходует и
        преобразовавает.Энергию человек получает или из пищи, или вампиризмом.
        Мозг - основной орган человека, все остальные органы созданы для его
        обслуживания.
        Как автомобиль, на котором ездили весь день вечером, остывает,
        поставленный на стоянку, так и человек вечером "остывает", утром
        "заводится". И как у автомобиля двигатель является самым горячим в
        отношении остальных частей, так и мозг уставшего за день человека
        явлется разогретым и горячим. Автомобиль остывая пощелкивает выхлопной
        трубой, булькает тосолом и т.д. -"зевает", так и человек остужает мозг
        зеванием, вырвнивая баланс энергии, между горячим мозгом и уставшим
        телом. Это не растрата энергии, это просто такая форма быстрого
        приведения себя в порядок. Можно закрыть одеялом автомобиль, но он будет
        всю ночь "стонать" и не успокоиться до утра, так и человек,если не будет
        зевать, не уснет и не отдохнет, если не сбросит лишнюю энергию
        возбуждения. Может с авто и не совсем удачный пример.
        Но если у авто - это просто тепловая энергия, то мозг вырабатывает
        кроме теповой еще и особую тонкую (астральную, полуразумную энергию).
        Эта энергия структурирована мозгом в особую ячейку, матрицу, обладающую,
        если можно так сказать? элементами разума, поскольку выработана мозгом.
        Это как животное тепло, прижмитесь к кошке, собаке и вы почувствуете,
        что тепло, выделяемое ими отличается от тепла электрогрели или бататреи
        отопления. Но эта разумная энергия, не обладая материальной "ёмкостью"
        для cуществования в пространстве быстро сходит на нет, тает.
        Жизнь живет за счет жизни. Человек даже поедая растения, семена,
        поглощает другие жизни и энергии для пополнения запасов собственной.
        Энергии бывают разные. Тепловые, химические, биологические и энергии
        "разумности". В этом нет ничего ни страшного, ни жуткого. Это всем
        известный в материальном мире закон сохранения и преобразования энергии.
        Вот с этой самой энергией излучения разума, не только человека, но и
        любого объекта, в том числе и Земли и происходят самые интересные
        явления. Это энергия служит основой жизни астрального мира - Мира тонких
        сущностей. Они созданы нашей энергией, мыслями, эмоциями. Они просто
        перерабатывают её, как бактерии в материальном мире перерабатывают
        отходы нашей биологической жизни, делая возможным наше существование в
        этом мире.
        Из человека постоянно поднимается своеобразныый столб астральной, тонкой
        разумной энергии, который закручивает над нами своеобразный вихрь, спин,
        торсионную воронку энергии, своеобразно структурированной (как вода,
        вытекающая из ванны закручивается в вихрь). Древние круговые танцы,
        хороводы вокруг долменов, деревьев закручивали общий вихрь астрального
        потока вокруг камня, дерева, другого места силы, который модулировался
        мыслями и желаниями участников мистерии. И эта молитва через мир астрала
        менял ход событий в материальном мире. Для этого и до сих пор служат
        церковные службы и высокие маковки наших церквей, на луковицах которых и
        закручиваются эти торсионные поля. Человек интуитивно или под действием
        извне подобрал форму луковиц чтобы удобнее закручивать на их поверхности
        бублик вихря, и повысить результативность своих молитв. А направление
        вращения поля определяет так называемый менталитет землян. Эти торсины
        потом и живут самостоятельно, сливаясь в один огромный, вясящий над
        каждым городом и подпитываясь нашими энергиями. А зевание - это, так,
        мелочь, как чистка топки от от горения тонн угля в котельной.
        Но это я увлекся и это совсем другая тема...

        Где я читал это? Не помню, везде по капле информации, из которых и
        выстраивалась картина мира. А может это результат размышлений или
        прояснений, результат интуитивного познания мира.
        Если интересно, пишите, поговорим...
        Ответить
  • djanubis  | 28.09.2009 | 17:49 Ответить
    То что зевание заразно, вы тут пытаетесь объяснить с точки зрения теории эволюции. Я не буду говорить о том, что это так и остается бездоказательной теорией, но тем не менее в неё верят все. Ну Бог с ним.
    И как же это хищники не додумались так охотиться - забежал в пещеру , зевнул, все вокруг захрапели - жуй, не хочу.
    Или вот тут ещё один умник с астралными эгрегорами, несёт ахинею другую тут.

    И всё таки, почему она заразна?
    Ответить
    • Liartar > djanubis | 21.01.2010 | 04:00 Ответить
      Я так ничего и не понял: вы хотите объяснение с точки зрения Теории Эволюции, которая, по вашим словам является "бездоказательной теорией" (прочитайте вы уже определение слова "теория" в словаре: теория по определению не может быть бездоказательной!), или вы хотите какое-то другое объяснение? В любом случае, другого дать не могу.

      Зевание - сложный процесс в эволюционном плане, его предназначение до конца не выяснено. Но оно несомненно есть.

      Для себя я всегда объяснял, что, мол, если твоему соседу мало кислорода, то и тебе стоит подстраховаться, отсюда выработавшая в процессе эволюции зеркальная нейронная реакция (механизм-то как раз изучен весьма неплохо и вкратце описан выше). Даже, если это так, то это наверняка не все: заразность зевания очень сильна, а, следовательно, естественный отбор крепко подхватил этот признак (способность заразиться зеванием). Почти всегда в таких ситуациях признак дает не одно преимущество, а множество.
      Ответить
  • Mibus  | 23.12.2009 | 08:08 Ответить
    Тоже пока читал комменты раззевался. Причем у меня картинки были отключены я только видел текст. Т.е. уже само по себе понятие зевоты вызывает рефлекс зевания. Но вот, скажем, если зевают дома коты или собака мне зевнуть совсем не хочется.
    Тут вот высказали интересное мнение, что зевота служит для приведения в рабочее состояние организма, а не наоборот. Как-то не приходило в голову, а ведь правда - если нам скучно, клонит в сон, но спать мы по разным причинам еще не ложимся - мы зеваем, организм получает встряску от резкого притока кислорода при вдохе и выводе углекислого газа при выдохе. Да и часть мышц приходит в напряжение как и при потягивании.
    Вот только непонятны несколкьо вещей. Почему при этом так широко раскрывается рот? Ведь для глубокого вдоха это не обязательно. У меня так бывает, что судоргой сводит подъязычную мышцу. Версия чтоб размять челюстные суставы как-то не подходит к тому чтобы активировать работу организма. Мне лично в голову приходит толкьо один вариант - таким образом делается массаж лица, ведь обратите внимание когда мы зеваем у нас не толкьо открывается рот, но и напрягаются многие мышци на лице. Нам на уроках физкультуры рассказывали способы привести себя в тонус, один из них был растереть ладонями рук лицо (кстати проверял действительно помагает).
    Следующий непонятный момент причина "заразности" зевоты. Все версии озвученные тут звучат как-то не убедительно. Согласитесь при зевоте человек испытывает удовольствие, есть даже выражение "сладко зевнуть". А все подобные реакции в организме вызваны их важностью для его жизнедеятельности (чихнуть, поесть, почесаться, потянуться, справить нужду и т.д.). Поэтому я не согласен, что причина заразности зевоты носит социальный характер. Причины должны быть физиологического характера. Но вот какие именно?
    Версия которая была чуть выше выложена по поводу энергетического очищения мне понравилась. Что-то в ней есть, но со многим не согласен всё же. Я не понял как мозг охлаждается при зевоте. И самый горячий орган всё же печень. Возможно имелось ввиду немного другое, не тепловое охлаждение? И опять таки непонятно почему при звеоте мы морщимся и открываем рот, если высвобождаемая энергия носит астральный характер?
    Ответить
  • wel2703  | 11.10.2010 | 19:18 Ответить
    Спать хочет, поэтому и зевает.
    http://pr-psih.ru/
    Ответить
  • indep  | 28.01.2011 | 13:10 Ответить
    ?

    Прошли очередные праздники. Опять, многие из нас устроившись поудобней, сидели допоздна у телевизоров. Не желая прерывать просмотр праздничных представлений, концертов, фильмов. И все равно, уже часа через два – вы начинали зевать. Поначалу изредка. А потом, если не предпринимается чего-либо специального – делаем это все чаще, время от времени впадая уже в дрему. Вплоть до того, что засыпаем на самом интересном месте.

    Итак, что же это за наваждение такое – зевота. Проявляющееся иногда в самом неподходящем месте, в самое неподходящее время. Так скажем, автор этих строчек два раза смотрел фильм “Покаяние” Тенгиза Абуладзе, причем в первый раз еще в годы выхода на экран. И оба раза я устойчиво начинал дремать к концу первой серии. Да и всю вторую. Хотя “Древо желания” того же автора, к тому же на грузинском, еще в семидесятые годы я смотрел с величайшим интересом.

    Вначале приведем то, что о зевании говорят другие. Например, такая заметка еще в 2001 году была помещена в “Аргументах и фактах”, в приложении “Здоровье”, №22:

    “Утверждают, что зевота очень полезна для здоровья. При зевке дыхательные пути человека максимально расширяются, мускулы расслабляются, затем наступает краткая, но очень приятная для организма потеря сознания. Зевание помогает организму снять усталость, психическую нагрузку, “стряхнуть” стресс, обновить воздух в легких. Поэтому не обижайтесь на тех, кто невзначай зевнет рядом с вами. Это не от неуважения и отсутствия интереса к вам, просто таким образом человек показывает, что расслабился, отдыхает, ему хорошо рядом с вами”.

    А вот другое, более позднее сообщение на эту тему, появившееся в интернете, чуть более года назад с координатами : http://www.ria.ua/viev.php?id=20509

    “Ученые считают, что зевота — вовсе не показатель недосыпания, это физиологическое действие, стимулирующее работу мозга. Так что зевать на уроке, оказывается, даже полезно!

    — Зевота — это рефлекторный акт, который появляется при утомлении, пребывании в душном или накуренном помещении, ухудшении работы сердца и сосудов, отсутствии мышечной деятельности, а также в сонливом состоянии, — рассказывает физиолог Валентин Засердный.

    Лучший способ борьбы с зевотой — проветрить помещение. Гимнастические упражнения при открытой форточке также помогают избавиться от зевоты. Человек зевает, потому что его мозг находится в состоянии торможения, и зевота “подгоняет” активность мозговых клеток, улучшает мозговое кровообращение. А если в борьбе с зевотой не помогают ни свежий воздух, ни гимнастика, если она упорная и длительная, необходимо обязательно обратиться к врачу.

    Давно известно, что возникает зевота чаще всего от усталости или от скуки. Но вокруг самого физиологического процесса идет немало споров. Физиолог Валентин Засердный считает, что нервные клетки мозга таким способом реагируют на усталость и подают сигнал мышцам лица. В большинстве случаев зевота как бы предупреждает о переходе от бодрствования ко сну”.

    В общем, второе сообщение уже более точно. В целом не отличаются от этих двух и другие, например такое, под названием “Зевнем для бодрости”, http://intermed.w3.comset.net/news.php?id=295&limit=672. Есть еще материалы, в которых еще добавляется о заразительности зевания и тому подобное. Но, все же, им присуще некоторая односторонность в рассмотрении, в подходах.

    зевают уже или еще расслабленные люди?!

    Но, прежде, чем уточнять приведенные выше толкования, приведем свою точку зрения на сущность зевания и его полезность. В целом, соглашаясь с описанием физиологии процесса зевания, отметим не совсем верные трактовки того, благо зевание или нет, для кого и в каком случае.

    Исследователи, занимающиеся изучением самых различных процессов человеческого организма, в том числе и рефлексивных наверно давно заметили следующее. Что, точно так же, как зевание относится скорее к сфере психического, его аналог для мышц и тела – потягивание – относится более к сфере соматики, физического. Как у взрослого человека, так и у детишек. Да даже у зверюшек. Тех же собак или кошек.

    Если внимательно присмотреться ко времени и ситуациям, когда подобное происходит, то можно заметить следующее.

    Во-первых, как зевание, так и потягивание являются непроизвольными актами, то есть не инициированными сознанием (речь не идет об их имитации). И их запуск осуществляется на уровне подсознания. Подсознания, на уровне которого и происходит, образно выражаясь, постоянный мониторинг, отслеживание как текущего состояния организма и психики, так и условных видов на перспективу их состояния. Кроме того, именно на подсознательном уровне, осуществляется управление и регулирование большинством жизнеобеспечивающих процессов организма и психики. То есть ими управляет не сознание, не корковые структуры мозга.

    Во-вторых, можно заметить, что потягивание и, особенно, зевание, как правило, непроизвольно провоцируются на границе состояний организма и психики, характеризуемых как сон –бодрствование и бодрствование-сон. И их первое проявление можно назвать, таким себе, триггерным переключением состояния, соответственно, психики и тела. Не останавливаясь здесь на депрессивных и близких к ним состояниям, скажем, что поведение психики при зевании, а тела, органов – при потягивании, в зависимости от того, с какой стороны (сон-бодрствование утром, или, например, от бодрствования к сну вечером) подбирается к своему, как бы антиподу, состояние индивида – будут существенно различными.

    После нормального сна, как зевание, так и потягивание происходят на фоне частично или полностью восстановившихся адаптивных возможностей. Но еще не включенных адекватно на решение текущих, актуализированных задач. И, в этом случае их проявления несут как бы толчковую функцию, выводящую психику и организм из такого себе пограничного состояния, “ступора”. Это хорошие зевания и потягивания. Пусть внимание и концентрация еще не на все сто, но они на подходе к оптимуму. Только еще чуть-чуть встряхнуть узы сна. Посредством непроизвольного “форсажа”, запускаемого в одном случае посредством зевания, а в другом – потягивания.

    Зевания и потягивания происходящие же обычно по прошествии большого времени бодрствования, когда сравнительно длительное восприятие, почти на уровне “форсажа”, то есть того же перенапряжения – сложной ситуации, процесса (урока, лекции, спектакля, доклада, ситуации на дороге и т.п.) истощает оптимальные текущие адаптивные возможности по сосредоточенности, вниманию, улавливанию тонких, но существенных изменений – являются как бы сигналом того, что дальнейшее занятие текущим делом, процессом – уже не будет продуктивным. И восприятие нити или сути процесса, беседы, общения – начинает теряться, выходить за рамки осознанного восприятия. То есть, на уровне подсознания происходит сброс триггера внимания. Что равнозначно тому, что при сложившихся обстоятельствах – глубинные структуры сознания (считай, подсознание) уже не в состоянии адекватно воспринимать информацию в том же ключе и дальше.

    В частности, зевание провоцируется подсознанием и тогда, когда напряженейшая ситуация уже не воспринимается как опасная. То есть, сознательный анализ ситуации при безмолвном согласии подсознания говорит, что существенно опасная часть того, что вызывало, требовало внимания, напряжения, собранности уже пройдена, оно “рассосалась” или преодолено. Что оно не актуально.

    кто должен расстраиваться зеванием других?

    Во втором же случае (непроизвольном отходе от поддержания напряженности внимания либо скелета и мышц) ситуация начинает ускользать из-под контроля, поскольку психика либо тело и мышцы, в случае непроизвольного потягивания, находятся на пределе своих текущих адаптивных возможностей. Для кого из-за однообразия, а для кого из-за невоспринимаемой сложности. И без адекватного пополнения возможностей адаптации (а проще говоря – отдыха, восстановления сил) адекватного реагирования (внимания, контроля за мыслью, за дорогой за рулем автомобиля, собственно тонких выверенных действий и т. п.) уже не будет. Однообразие восприятия ситуации, текущее снижение актуальности мотивации из-за усталости услужливо подсказывают уставшему вниманию, что “все в порядке, расслабься, ты ведь устало”. Посему однообразие накачки, восприятия быстрее приведут к тому, что ситуация скоро выйдет из под контроля. И первым звоночком, сигналом этого именно и является непроизвольное зевание.

    Вот об этом особенно и надо помнить и учителям, и преподавателям. И всем тем, кто хочет заинтересовать своих потенциальных партнеров при ведении деловых переговоров. Поскольку на уровне сознания ваш собеседник, слушатель, партнер может и хочет еще относиться к вам благожелательно. Но, на уровне их подсознания уже формируется мыслишка, что вы их уже “грузите”. Растет скрытое неприятие, раздражение.

    В целом, если ваши возможные партнеры не уставшие, но в ходе общения с вами начинают непроизвольно зевать – примите к сведению, что ваши предложения не кажутся им стоящими их внимания. Либо непонятно и сложно изложены. Поэтому, если обстоятельства позволяют, лучше корректно свернуть, заокруглить общение, подготовившись к следующему разу более обстоятельно.

    Это отнюдь не означает, что свои мысли надо излагать заковыристей. Проще и доходчивей. Но так, чтобы зацепить на крючок интереса. И то, ситуацию...
    Ответить
  • indep  | 28.01.2011 | 13:10 Ответить
    ?

    Прошли очередные праздники. Опять, многие из нас устроившись поудобней, сидели допоздна у телевизоров. Не желая прерывать просмотр праздничных представлений, концертов, фильмов. И все равно, уже часа через два – вы начинали зевать. Поначалу изредка. А потом, если не предпринимается чего-либо специального – делаем это все чаще, время от времени впадая уже в дрему. Вплоть до того, что засыпаем на самом интересном месте.

    Итак, что же это за наваждение такое – зевота. Проявляющееся иногда в самом неподходящем месте, в самое неподходящее время. Так скажем, автор этих строчек два раза смотрел фильм “Покаяние” Тенгиза Абуладзе, причем в первый раз еще в годы выхода на экран. И оба раза я устойчиво начинал дремать к концу первой серии. Да и всю вторую. Хотя “Древо желания” того же автора, к тому же на грузинском, еще в семидесятые годы я смотрел с величайшим интересом.

    Вначале приведем то, что о зевании говорят другие. Например, такая заметка еще в 2001 году была помещена в “Аргументах и фактах”, в приложении “Здоровье”, №22:

    “Утверждают, что зевота очень полезна для здоровья. При зевке дыхательные пути человека максимально расширяются, мускулы расслабляются, затем наступает краткая, но очень приятная для организма потеря сознания. Зевание помогает организму снять усталость, психическую нагрузку, “стряхнуть” стресс, обновить воздух в легких. Поэтому не обижайтесь на тех, кто невзначай зевнет рядом с вами. Это не от неуважения и отсутствия интереса к вам, просто таким образом человек показывает, что расслабился, отдыхает, ему хорошо рядом с вами”.

    А вот другое, более позднее сообщение на эту тему, появившееся в интернете, чуть более года назад с координатами : http://www.ria.ua/viev.php?id=20509

    “Ученые считают, что зевота — вовсе не показатель недосыпания, это физиологическое действие, стимулирующее работу мозга. Так что зевать на уроке, оказывается, даже полезно!

    — Зевота — это рефлекторный акт, который появляется при утомлении, пребывании в душном или накуренном помещении, ухудшении работы сердца и сосудов, отсутствии мышечной деятельности, а также в сонливом состоянии, — рассказывает физиолог Валентин Засердный.

    Лучший способ борьбы с зевотой — проветрить помещение. Гимнастические упражнения при открытой форточке также помогают избавиться от зевоты. Человек зевает, потому что его мозг находится в состоянии торможения, и зевота “подгоняет” активность мозговых клеток, улучшает мозговое кровообращение. А если в борьбе с зевотой не помогают ни свежий воздух, ни гимнастика, если она упорная и длительная, необходимо обязательно обратиться к врачу.

    Давно известно, что возникает зевота чаще всего от усталости или от скуки. Но вокруг самого физиологического процесса идет немало споров. Физиолог Валентин Засердный считает, что нервные клетки мозга таким способом реагируют на усталость и подают сигнал мышцам лица. В большинстве случаев зевота как бы предупреждает о переходе от бодрствования ко сну”.

    В общем, второе сообщение уже более точно. В целом не отличаются от этих двух и другие, например такое, под названием “Зевнем для бодрости”, http://intermed.w3.comset.net/news.php?id=295&limit=672. Есть еще материалы, в которых еще добавляется о заразительности зевания и тому подобное. Но, все же, им присуще некоторая односторонность в рассмотрении, в подходах.

    зевают уже или еще расслабленные люди?!

    Но, прежде, чем уточнять приведенные выше толкования, приведем свою точку зрения на сущность зевания и его полезность. В целом, соглашаясь с описанием физиологии процесса зевания, отметим не совсем верные трактовки того, благо зевание или нет, для кого и в каком случае.

    Исследователи, занимающиеся изучением самых различных процессов человеческого организма, в том числе и рефлексивных наверно давно заметили следующее. Что, точно так же, как зевание относится скорее к сфере психического, его аналог для мышц и тела – потягивание – относится более к сфере соматики, физического. Как у взрослого человека, так и у детишек. Да даже у зверюшек. Тех же собак или кошек.

    Если внимательно присмотреться ко времени и ситуациям, когда подобное происходит, то можно заметить следующее.

    Во-первых, как зевание, так и потягивание являются непроизвольными актами, то есть не инициированными сознанием (речь не идет об их имитации). И их запуск осуществляется на уровне подсознания. Подсознания, на уровне которого и происходит, образно выражаясь, постоянный мониторинг, отслеживание как текущего состояния организма и психики, так и условных видов на перспективу их состояния. Кроме того, именно на подсознательном уровне, осуществляется управление и регулирование большинством жизнеобеспечивающих процессов организма и психики. То есть ими управляет не сознание, не корковые структуры мозга.

    Во-вторых, можно заметить, что потягивание и, особенно, зевание, как правило, непроизвольно провоцируются на границе состояний организма и психики, характеризуемых как сон –бодрствование и бодрствование-сон. И их первое проявление можно назвать, таким себе, триггерным переключением состояния, соответственно, психики и тела. Не останавливаясь здесь на депрессивных и близких к ним состояниям, скажем, что поведение психики при зевании, а тела, органов – при потягивании, в зависимости от того, с какой стороны (сон-бодрствование утром, или, например, от бодрствования к сну вечером) подбирается к своему, как бы антиподу, состояние индивида – будут существенно различными.

    После нормального сна, как зевание, так и потягивание происходят на фоне частично или полностью восстановившихся адаптивных возможностей. Но еще не включенных адекватно на решение текущих, актуализированных задач. И, в этом случае их проявления несут как бы толчковую функцию, выводящую психику и организм из такого себе пограничного состояния, “ступора”. Это хорошие зевания и потягивания. Пусть внимание и концентрация еще не на все сто, но они на подходе к оптимуму. Только еще чуть-чуть встряхнуть узы сна. Посредством непроизвольного “форсажа”, запускаемого в одном случае посредством зевания, а в другом – потягивания.

    Зевания и потягивания происходящие же обычно по прошествии большого времени бодрствования, когда сравнительно длительное восприятие, почти на уровне “форсажа”, то есть того же перенапряжения – сложной ситуации, процесса (урока, лекции, спектакля, доклада, ситуации на дороге и т.п.) истощает оптимальные текущие адаптивные возможности по сосредоточенности, вниманию, улавливанию тонких, но существенных изменений – являются как бы сигналом того, что дальнейшее занятие текущим делом, процессом – уже не будет продуктивным. И восприятие нити или сути процесса, беседы, общения – начинает теряться, выходить за рамки осознанного восприятия. То есть, на уровне подсознания происходит сброс триггера внимания. Что равнозначно тому, что при сложившихся обстоятельствах – глубинные структуры сознания (считай, подсознание) уже не в состоянии адекватно воспринимать информацию в том же ключе и дальше.

    В частности, зевание провоцируется подсознанием и тогда, когда напряженейшая ситуация уже не воспринимается как опасная. То есть, сознательный анализ ситуации при безмолвном согласии подсознания говорит, что существенно опасная часть того, что вызывало, требовало внимания, напряжения, собранности уже пройдена, оно “рассосалась” или преодолено. Что оно не актуально.

    кто должен расстраиваться зеванием других?

    Во втором же случае (непроизвольном отходе от поддержания напряженности внимания либо скелета и мышц) ситуация начинает ускользать из-под контроля, поскольку психика либо тело и мышцы, в случае непроизвольного потягивания, находятся на пределе своих текущих адаптивных возможностей. Для кого из-за однообразия, а для кого из-за невоспринимаемой сложности. И без адекватного пополнения возможностей адаптации (а проще говоря – отдыха, восстановления сил) адекватного реагирования (внимания, контроля за мыслью, за дорогой за рулем автомобиля, собственно тонких выверенных действий и т. п.) уже не будет. Однообразие восприятия ситуации, текущее снижение актуальности мотивации из-за усталости услужливо подсказывают уставшему вниманию, что “все в порядке, расслабься, ты ведь устало”. Посему однообразие накачки, восприятия быстрее приведут к тому, что ситуация скоро выйдет из под контроля. И первым звоночком, сигналом этого именно и является непроизвольное зевание.

    Вот об этом особенно и надо помнить и учителям, и преподавателям. И всем тем, кто хочет заинтересовать своих потенциальных партнеров при ведении деловых переговоров. Поскольку на уровне сознания ваш собеседник, слушатель, партнер может и хочет еще относиться к вам благожелательно. Но, на уровне их подсознания уже формируется мыслишка, что вы их уже “грузите”. Растет скрытое неприятие, раздражение.

    В целом, если ваши возможные партнеры не уставшие, но в ходе общения с вами начинают непроизвольно зевать – примите к сведению, что ваши предложения не кажутся им стоящими их внимания. Либо непонятно и сложно изложены. Поэтому, если обстоятельства позволяют, лучше корректно свернуть, заокруглить общение, подготовившись к следующему разу более обстоятельно.

    Это отнюдь не означает, что свои мысли надо излагать заковыристей. Проще и доходчивей. Но так, чтобы зацепить на крючок интереса. И то, ситуацию...
    Ответить
Написать комментарий

Другие вопросы


Элементы

© 2005-2017 «Элементы»