Главная / Новости науки / Александр Марков

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

26.12.2016 | Комментарии (8)

Эмбриональное развитие брахиопод проливает свет на природу первично- и вторичноротости

Брахиопода Terebratalia transversa, представитель замковых брахиопод (класс Rhynchonelliformea)

Изучение эмбрионального развития двух видов брахиопод с разными способами закладки рта позволило норвежским и американским зоологам частично расшифровать молекулярно-генетические основы первично- и вторичноротости. Оказалось, что судьба бластопора связана с работой эволюционно консервативных генов — регуляторов развития, участвующих в разметке эмбриональных тканей вдоль передне-задней оси.

19.12.2016 | Комментарии (23)

Чтобы спастись от паразитов, первым живым системам достаточно было время от времени разделяться на мелкие капли

Схема размножения молекулы-репликатора ферментом Qβ-репликазой

Ключевым этапом зарождения жизни было появление химических репликаторов — комплексов молекул, способных к самокопированию и дарвиновской эволюции. Но сразу же должны были появиться и репликационные паразиты, использующие ресурсы сообщества для собственного размножения и ничего не дающиевзамен. Эксперименты на искусственных репликаторах показали, что для защиты от паразитов достаточно периодического разделения раствора, в котором они существуют, на мелкие капельки, которые потом могут снова сливаться.

05.12.2016 | Комментарии (8)

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

28.11.2016 | Комментарии (7)

Собака, обученная команде «сделай так!», имитирует действие хозяина

Вопрос о наличии эпизодической памяти (способности вспоминать события собственной жизни) у животных остается спорным. Венгерские этологи в остроумном эксперименте показали, что собаки помнят действия человека, за которым наблюдали, и могут сымитировать их спустя час, даже если заранее не знают, что возникнет необходимость в такой имитации.

22.11.2016 | Комментарии (3)

Домаций <i>Squamellaria jebbiana</i>

Обнаружен новый тип высокоразвитого сельскохозяйственного симбиоза у муравьев Philidris nagasau и эпифитных растений Squamellaria на островах Фиджи. Муравьи этого вида не строят себе гнезд и всегда живут в особых структурах — домациях, образуемых шестью видами Squamellaria, а эти шесть видов, в свою очередь, растут только под присмотром муравьев P. nagasau. Адаптации к столь тесному сотрудничеству развились у муравьев и растений одновременно — около трех миллионов лет назад.

14.11.2016 | Комментарии (7)

Смена функции гена OSTN у высших приматов

В развитии коры головного мозга млекопитающих важнейшую роль играют гены, включающиеся в нейронах при их возбуждении. Американские нейробиологи обнаружили, что ген OSTN, который у большинства млекопитающих работает в костях и мышцах и не экспрессируется в мозге, у человека и других обезьян включается в нейронах неокортекса при их возбуждении и регулирует рост дендритов. Ген приобрел новую функцию на заре эволюции обезьян и, как показывает эта работа, внес вклад в эволюцию интеллекта у высших приматов.

09.11.2016 | Комментарии (4)

Нематода Caenorhabditis elegans

Оптимальная стратегия добычи пропитания зависит от численности конкурентов. Нематоды C. elegans «учитывают» это при помощи выделяемых феромонов, меняя свое пищевое поведение в зависимости от плотности популяции. Как выяснилось, у нематод есть наследственный диморфизм по силе реакции на один из феромонов: при росте его концентрации одни особи резко снижают свою активность, а другие этого не делают. Американские генетики расшифровали генетические основы этих поведенческих различий и показали, что диморфизм сохраняется благодаря балансирующему отбору.

01.11.2016 | Комментарии (17)

Бонобо Канзи

Сравнительный анализ 65 полных геномов шимпанзе и 10 геномов бонобо показал, что между этими видами, разделившимися 2 млн лет назад, неоднократно происходил генетический обмен. Из четырех подвидов шимпанзе наибольшая примесь генов бонобо обнаружена у центрального подвида Pan troglodytes troglodytes, наименьшая — у западного подвида P. t. verus. Исследование показало, что эпизодическая гибридизация видов, разошедшихся сотни тысяч и даже миллионы лет назад, — не уникальная особенность рода Homo, а скорее общее правило для человекообразных.

24.10.2016 | Комментарии (7)

Южноамериканские обезьяны изготавливают каменные отщепы, похожие на орудия древних гоминид

Чернополосые капуцины раскалывают камни

Наблюдения за дикими чернополосыми капуцинами показали, что эти обезьяны любят колотить камнем по камню, производя отщепы с острыми краями и оббитые ядрища, неотличимые от примитивных орудий ископаемых гоминид. Смысл этого поведения неясен: получающиеся отщепы никогда не используются обезьянами. Открытие показало, что наличие подобных артефактов в археологических слоях еще не доказывает, что изготовившие их приматы занимались целенаправленным производством орудий для последующего использования.

17.10.2016 | Комментарии (40)

Матери-шимпанзе делятся удочками с детенышами, чтобы помочь им научиться ловить термитов

Шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки добывают термитов при помощи палочек с размочаленными концами

У диких шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки (Конго) существует традиция ловли термитов при помощи искусно изготовленных «удочек» с размочаленными концами. Американские биологи обнаружили, что матери нередко отдают свои удочки детенышам, тем самым помогая им освоить этот полезный навык. Данное поведение самок удовлетворяет формальным критериям целенаправленного учительства, которое до сих пор было корректно подтверждено лишь у немногих видов животных.

11.10.2016 | Комментарии (20)

Человечество приблизилось к пределу долголетия

Эмма Морено

Анализ данных по смертности и продолжительности жизни людей, включая сверхдолгожителей, подтвердил идею о существовании биологического предела человеческого долголетия, который фактически был достигнут уже в 1980–90-е годы и который вряд ли удастся преодолеть без радикальных биомедицинских прорывов. В пользу этого свидетельствуют отсутствие снижения смертности среди людей, достигших 110-летнего возраста, прекратившийся рост среднего возраста смерти среди долгожителей, отсутствие новых рекордов долголетия с 1997 года и другие статистические данные.

03.10.2016 | Комментарии (38)

Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни

Эволюция внутривидовой летальной агрессии у млекопитающих

Испанские биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков, и что люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Правда, в последние 500 лет наблюдается снижение летальной агрессии в глобальном масштабе.

28.09.2016 | Комментарии (10)

Новые геномные данные позволили уточнить историю заселения Евразии и Австралии

Доля неандертальской и денисовской ДНК в геномах людей из разных регионов

На сайте журнала Nature опубликованы статьи трех больших международных коллективов, посвященные анализу 787 (в общей сложности) тщательно отсеквенированных человеческих геномов, представляющих популяции со всего мира, включая самые глухие его уголки. Проделанная работа позволила уточнить и дополнить представления об истории заселения Евразии и Австралии людьми современного типа, а также о гибридизации наших предков с неандертальцами и денисовцами.

19.09.2016 | Комментарии (2)

Полиморфизм окраски у тлей Macrosiphoniella yomogicola

У тлей Macrosiphoniella yomogicola наблюдается ярко выраженный полиморфизм по окраске, который, как установили японские энтомологи, поддерживается муравьями. По невыясненным пока причинам самыми привлекательными для муравьев являются колонии тлей, в которых примерно поровну зеленых и красных особей. О таких колониях муравьи заботятся лучше всего, и это, возможно, обеспечивает лучшее выживание тлей в полиморфных колониях. Это пока единственный известный случай, когда полиморфизм поддерживается за счет симбиотических отношений.

12.09.2016 | Комментарии (2)

Скелет конечности акантостеги

Эволюционный переход от древних лопастепёрых рыб к наземным позвоночным (тетраподам) изучен палеонтологами довольно подробно, однако почти ничего не известно об индивидуальном развитии первых настоящих тетрапод, таких как акантостега и ихтиостега. Изучение структуры плечевых костей акантостеги при помощи синхротронной микротомографии показало, что рост костей продолжался вплоть до самой гибели животных и что скелет акантостеги начинал окостеневать очень поздно, лишь в конце долгого «детства». Пока скелет оставался хрящевым, он явно был непригоден для передвижения по суше.

06.09.2016 | Комментарии (9)

Умная собачка, которая все понимает

Венгерские нейробиологи при помощи магнитно-резонансной томографии изучили реакцию собачьего мозга на произносимые человеком слова, различающиеся по смыслу и интонации. Оказалось, что у собак, как и у людей, смысл слов обрабатывается левым полушарием, а интонация — правым. Это подтверждает, что нейронные структуры, отвечающие за обработку речевой информации в мозге человека, скорее всего, появились не вместе с речью, а гораздо раньше, и изначально использовались для более простых форм звуковой коммуникации.

05.07.2016 | Комментарии (52)

Biolog EcoPlate — плашка для определения спектра пищевых ресурсов

Эволюционные эксперименты на микробных сообществах, составленных из разного числа близкородственных видов, показали, что биоразнообразие может стимулировать свой собственный рост, способствуя диверсификации микробов. В основе обнаруженного механизма лежит конкуренция за пищевые ресурсы: в богатом видами сообществе высокая конкуренция за узкий круг самых «популярных» источников углерода, тогда как другие источники остаются недоиспользованными. Поэтому преимущество получают мутанты, у которых повышена эффективность использования непопулярных субстратов.

28.06.2016 | Комментарии (27)

Дизайн эксперимента по оценке успешности обучения

Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют более простые алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном.

Новости науки по месяцам: 2017 I  2016 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, I  2007 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI