К. Циммер

«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

В. Мацарский
Разгневанный Эйнштейн и «темный» рецензент

Главная / Новости науки / Александр Марков

Муравьи помогают тлям сохранять разнообразие окраски

Полиморфизм окраски у тлей Macrosiphoniella yomogicola

У тлей Macrosiphoniella yomogicola наблюдается ярко выраженный полиморфизм по окраске, который, как установили японские энтомологи, поддерживается муравьями. По невыясненным пока причинам самыми привлекательными для муравьев являются колонии тлей, в которых примерно поровну зеленых и красных особей. О таких колониях муравьи заботятся лучше всего, и это, возможно, обеспечивает лучшее выживание тлей в полиморфных колониях. Это пока единственный известный случай, когда полиморфизм поддерживается за счет симбиотических отношений.

Скелет конечности акантостеги

Эволюционный переход от древних лопастепёрых рыб к наземным позвоночным (тетраподам) изучен палеонтологами довольно подробно, однако почти ничего не известно об индивидуальном развитии первых настоящих тетрапод, таких как акантостега и ихтиостега. Изучение структуры плечевых костей акантостеги при помощи синхротронной микротомографии показало, что рост костей продолжался вплоть до самой гибели животных и что скелет акантостеги начинал окостеневать очень поздно, лишь в конце долгого «детства». Пока скелет оставался хрящевым, он явно был непригоден для передвижения по суше.

Умная собачка, которая все понимает

Венгерские нейробиологи при помощи магнитно-резонансной томографии изучили реакцию собачьего мозга на произносимые человеком слова, различающиеся по смыслу и интонации. Оказалось, что у собак, как и у людей, смысл слов обрабатывается левым полушарием, а интонация — правым. Это подтверждает, что нейронные структуры, отвечающие за обработку речевой информации в мозге человека, скорее всего, появились не вместе с речью, а гораздо раньше, и изначально использовались для более простых форм звуковой коммуникации.

05.07 | Комментарии (52)

Biolog EcoPlate — плашка для определения спектра пищевых ресурсов

Эволюционные эксперименты на микробных сообществах, составленных из разного числа близкородственных видов, показали, что биоразнообразие может стимулировать свой собственный рост, способствуя диверсификации микробов. В основе обнаруженного механизма лежит конкуренция за пищевые ресурсы: в богатом видами сообществе высокая конкуренция за узкий круг самых «популярных» источников углерода, тогда как другие источники остаются недоиспользованными. Поэтому преимущество получают мутанты, у которых повышена эффективность использования непопулярных субстратов.

28.06 | Комментарии (27)

Дизайн эксперимента по оценке успешности обучения

Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют более простые алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном.

MHFD-мыши, искусственно зараженные кишечными бактериями <i>Lactobacillus reuteri</i>

Потомство матерей, страдающих ожирением, имеет повышенный риск «расстройств аутистического спектра», включая нарушенное социальное поведение. Эксперименты на мышах показали, что это связано с изменениями кишечной микробиоты. У мышей, чьи матери питались жирной пищей, снижается производство окситоцина, слабеет реакция «системы внутреннего вознаграждения» на социальные стимулы и пропадает интерес к общению. Все эти симптомы исчезают, если добавить мышам в пищу кишечных бактерий Lactobacillus reuteri.

14.06 | Комментарии (38)

Схема жизненного цикла полиплоидной бактерии, не имеющей митоза

Предложена гипотеза, согласно которой эукариоты произошли от полиплоидных архей, обитавших в мелководных микробных сообществах раннего протерозоя, когда уровень свободного кислорода начал расти, но озонового экрана еще не было, что должно было резко повысить темп мутагенеза. Моделирование показывает, что в таких условиях полиплоидность у прокариот, не имеющих митоза, дает кратковременное преимущество, но в долгосрочной перспективе повышает риск вымирания из-за накопления рецессивных вредных мутаций. Полиплоидные микробы могли справляться с этой проблемой несколькими способами, которые со временем приводят к появлению сначала митоза, а затем мейоза и полового размножения.

Узоры на крыльях бабочек

Британские генетики показали, что появление темных бабочек из-за загрязнения воздуха было связано со встраиванием транспозона в ген cortex, регулирующий деление клеток. Одновременно другая группа исследователей обнаружила, что варианты (аллели) этого гена коррелируют с различными элементами орнамента у самых разных бабочек. Судя по всему, ген cortex был привлечен к раскрашиванию крыльев еще на заре эволюции бабочек. Каким образом регулятор клеточных делений управляет окраской крыльев, пока неясно.

Актиния Nematostella

В онтогенезе позвоночных ключевую роль играет «организатор Шпемана—Мангольд» — группа клеток, расположенная у спинного края бластопора на стадии гаструлы. Он производит сигнальные белки, организующие поведение других эмбриональных клеток так, чтобы из них в итоге получился нормальный организм. Пересадка фрагмента организатора в произвольное место другого эмбриона приводит к формированию дополнительной оси тела. Эксперименты на эмбрионах актинии Nematostella показали, что у нее край бластопора тоже является осевым организатором, причем в основе его работы лежит активность того же сигнального каскада, что и у позвоночных.

23.05 | Комментарии (15)

Ископаемые водоросли из формации Гаоюйчжуан

Китайские палеонтологи обнаружили в мезопротерозойских карбонатных сланцах возрастом 1,56 млрд лет отпечатки крупных многоклеточных организмов, похожих на современные водоросли. У некоторых экземпляров сохранились стебельки и прикрепительные образования, найдены также фрагменты с хорошо сохранившейся клеточной структурой. Находки представляют собой самое убедительное на сегодня подтверждение того, что в начале мезопротерозоя в морях уже существовали крупные многоклеточные эукариоты, подлинный расцвет которых начался лишь спустя миллиард лет.

16.05 | Комментарии (37)

Средний уровень образования жителей США в зависимости от года рождения

Обобщив результаты генотипирования сотен тысяч людей европейского происхождения, большая международная команда генетиков и биоинформатиков выявила 74 участка генома, вариации в которых достоверно коррелируют с уровнем полученного человеком образования. Значительная часть идентифицированных генов активно работает в мозге, особенно во время внутриутробного развития; мутации многих из них влияют на когнитивные способности. Исследование подтвердило, что применение современных аналитических методов к очень большим выборкам людей позволяет обнаружить достоверное влияние конкретных генов даже на такие признаки, которые в основном определяются средой и традиционно считаются не врожденными.

10.05 | Комментарии (25)

Схема метода «непрерывной эволюции при помощи фагов»

Генетически модифицированные растения, защищенные от насекомых-вредителей безвредными для других животных бактериальными токсинами, позволяют резко увеличить урожайность, но ненадолго: насекомые быстро приспосабливаются к токсинам. Чтобы на равных участвовать в эволюционной гонке вооружений с вредителями, необходимо научиться разрабатывать новые токсины, обладающие таким же узким действием. Американские биоинженеры придумали методику, которая основана на быстрой эволюции вирусов-бактериофагов, позволяющую в кратчайшие сроки получать новые токсины, опасные только для определенной группы насекомых.

04.05 | Комментарии (122)

Cоотношение изотопов бора в раковинках мелководных планктонных эоценовых фораминифер

Изотопный анализ раковин ископаемых фораминифер позволил уточнить оценки содержания CO2 в атмосфере в разные эпохи кайнозоя. Оказалось, что эоценовое похолодание сопровождалось снижением концентрации CO2 в два раза. А данные спутниковых наблюдений говорят о том, что с 1982-го по 2009 год планета заметно позеленела. Экологические модели показывают, что главной причиной бурного развития растительности является рост концентрации CO2, которая за этот период выросла почти на 15%. Новые данные подтверждают и уточняют представления о сильном влиянии концентрации атмосферного CO2 на климат и растительность.

Большой земляной вьюрок Geospiza magnirostris

Один из немногих детально изученных примеров того, как конкуренция за ресурсы между близкими видами способствует расхождению признаков, — это быстрое уменьшение размера клюва у среднего земляного вьюрка Geospiza fortis на маленьком острове Дафне в Галапагосском архипелаге, которое произошло на фоне засухи 2004–2005 годов из-за конкуренции с недавно поселившимся на острове большим земляным вьюрком Geospiza magnirostris. Генетический анализ показал, что этот эволюционный эпизод происхошел за счет сильного отбора по единственному локусу.

18.04 | Комментарии (17)

Нескончаемая гонка вооружений между паразитами-бактериофагами и их жертвами-бактериями

Эффективность системы наследуемого приобретенного иммунитета CRISPR-Cas, широко распространенная у прокариот, обеспечивается тем, что благодаря ее работе разные бактерии учатся распознавать вирус по разным участкам его генома. В результате способы защиты бактерий от данного вируса становятся настолько разнообразными, что никакие точечные мутации уже не помогают вирусам эффективно приспособиться к коллективной обороне жертв. Это способствует эволюции специальных вирусных генов, подавляющих работу системы CRISPR в целом, а бактерии отвечают на это эволюцией новых вариантов системы CRISPR.

12.04 | Комментарии (16)

Газопылевое облако, вращающееся вокруг молодой звезды

В космосе обнаружены разнообразные органические вещества, однако о механизмах их формирования известно немного. Астрофизики и химики из Франции, Дании и Мексики экспериментально показали, что в условиях, имитирующих ранние стадии формирования планетных систем, в водяном льду с примесью метанола и аммиака под действием ультрафиолетового излучения образуются всевозможные углеводы, включая рибозу — важнейшую составную часть РНК. Авторы предполагают, что химический процесс, приводящий к синтезу этих углеводов, схож с автокаталитической реакцией Бутлерова, хотя и не нуждается в присутствии двухвалентных ионов металлов.

04.04 | Комментарии (15)

В мозге рыб обнаружен переключатель, настраивающий на победу или поражение в драке

Кружение — стадия в конфликте двух самцов данио-рерио

Японские нейробиологи обнаружили в мозгe данио-рерио два нейронных контура, один из которых активен у победителей в драках, а второй — у побежденных. Трансгенные рыбки с блокированным «путем победителя» обычно проигрывают драки, даже если по физическим показателям не уступают сопернику. Напротив, рыбки с отключенным «путем побежденного» не желают сдаваться и поэтому чаще всего побеждают. Обнаружен и третий путь: если этот путь заблокировать, побитая в драке рыбка продолжает вести себя нескромно, провоцируя новые атаки победителя.

28.03 | Комментарии (83)

Изготовлена бактерия с синтетическим минимальным геномом

Сравнение геномов syn1.0 и syn3.0

Сотрудники института Крейга Вентера сообщили о новом успехе на пути к созданию искусственных микроорганизмов с заданными свойствами. Используя разработанные ранее методы изготовления синтетических геномов и внедрения их в бактериальные клетки, исследователи создали жизнеспособную бактерию, геном которой содержит всего лишь 531 тысячу пар оснований и 473 гена — меньше, чем у любых существующих в природе микробов, способных к самостоятельному размножению.

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

14.03 | Комментарии (47)

В странах, где принято соблюдать законы и правила, у людей выше уровень внутренней честности

Индекс «распространенности нарушения правил»

Психологические эксперименты показали, что склонность поступать по-честному в ситуации, когда разоблачить обманщика невозможно, положительно коррелирует с соблюдением законов и правил в обществе. В обществах, где развиты теневая экономика, коррупция и политическое мошенничество, люди охотнее идут на мелкий безопасный обман в корыстных целях по сравнению с жителями стран, где законы соблюдаются лучше. Полученные результаты показывают, что уровень «внутренней честности» людей зависит от социальной среды.

Новости науки по месяцам: 2016 IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, I  2007 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI