А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Д. Мамонтов
Торий: спасет ли он планету от энергетического кризиса?

Р. Эспарза, Р. Фишман
Марс: научный гид

Главная / Новости науки / Геология

12.05 | Комментарии (33)

Атмосферное давление на древней Земле было в два раза ниже современного

Лавовые потоки захватывают пузырьки воздуха

В архейских вулканических базальтовых породах возрастом 2,74 млрд лет сохранились следы газовых пузырьков, захваченных из окружающей среды жидкой лавой. Международная команда геофизиков, ориентируясь на размер этих следов, рассчитала атмосферное давление на древней планете. Оно оказалось в два раза ниже современного. По мнению ученых, столь низкое давление связано с малым количеством азота в архейской атмосфере. Низкая плотность атмосферы означает, что характеристики важных физико-химических процессов должны быть скорректированы.

01.04 | Комментарии (28)

Ботаники вырастили опаловые цветы

Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории

Ботаники из Германии смогли получить полностью окремненные цветы. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.

28.01 | Комментарии (29)

Элементный состав континентальной коры помог датировать начало тектоники плит

Общий вид Земли в раннем архее

По соотношению в земной коре невымываемых элементов (никеля, кобальта, хрома и цинка) американские геохимики определили, что вплоть до 3 млрд лет назад континенты были сложены высокомагнезиальными, тяжелыми, породами, а в течение позднего архея они быстро разрастались за счет формирования более легких гранитов. Это свидетельствует о старте глобальной тектоники плит около 3 млрд лет назад, потому что для образования гранитов в мантию должно поступать много воды, что происходит при погружении океанической коры в мантию в зонах субдукции.

12.11.2015 | Комментарии (10)

Алмазы в земной коре синтезируются проще, чем предполагали раньше

Кимберлитовая трубка «Мир»

Американские геохимики предложили новую химическую модель образования алмазов, которая не требует для их формирования сочетания уникальных условий. Напротив, согласно этой модели алмазы являются частью обычных, идущих повсеместно химических реакций в условиях глубоких магматических слоев. При высоких давлениях и температурах вода превращается в мощный растворитель и в ней начинают растворяться материалы магмы. В результате карбонатсодержащие породы становятся источником углерода для образования алмазов.

08.09.2015 | Комментарии (28)

Полторы тысячи земных минералов еще ждут своего открытия

Римкорольгит

Американские ученые проанализировали частотное распределение земных минералов по местонахождениям и выяснили, что оно подчиняется известному закону Ципфа: часто встречаются лишь немногие виды минералов, а подавляющее большинство видов редки, их можно встретить в одном-двух местах на нашей планете. Эта модель предсказывает, что ученым еще предстоит найти около полутора тысяч новых минералов вдобавок к уже известным почти пяти тысячам.

27.07.2015 | Комментарии (9)

Микробиота угленосных океанических осадков унаследована от древних почв

Микрофлора углистых прослоев на глубине 2,4 км под дном океана

В ходе глубокого бурения северо-западного шельфа Тихого океана были собраны данные по микробиоте океанических осадков. В осадочных породах на глубинах от 1,5 до 2,5 км обнаружена сравнительно богатая микрофлора, которая по своему составу оказалась ближе к комплексу лесных почв, чем морских осадков. Это означает, что за 60 миллионов лет микробное сообщество морских осадков не вытеснило полностью изначальное почвенное сообщество.

14.04.2015 | Комментарии (9)

Доказана роль резкого закисления океана в массовом вымирании на рубеже пермского и триасового периодов

Земля 252 млн лет назад

Массовое вымирание на рубеже пермского и триасового периодов складывается из двух резких снижений биоразнообразия, разделенных промежутком примерно в 80 тысяч лет. Детальный анализ соотношения изотопов углерода и бора в морских осадочных карбонатных породах, сформировавшихся в конце перми и начале триаса, показал, что второй эпизод вымирания совпадает с резким снижением pH морской воды. По-видимому, закисление океана было вызвано выбросом огромного количества CO2 в ходе формирования Сибирских траппов.

24.03.2015 | Комментарии (46)

Цианосульфидный протометаболизм — верный путь к земной жизни

Катархей

Миру РНК предшествовало время предбиологического синтеза, когда рождались так или иначе необходимые для репликации молекулы — нуклеотиды, белки, липиды. Прежде химики рассматривали процессы их синтеза по отдельности. Теперь в лаборатории Джона Сазерленда найден путь, который приводит к синтезу сразу большого набора биологических молекул. Эту сеть реакций авторы назвали цианосульфидным протометаболизмом. С выходом в свет нового исследования можно говорить о поворотной точке в науке о происхождении жизни.

17.02.2015

Рельеф морского дна формируют потепления и похолодания

Топография дна

Ряды абиссальных холмов, которые тянутся на тысячи километров вдоль глубинных океанических разломов, составляют обычный и самый распространенный элемент подводных рифтовых долин. Однако почему они образуются — до сих пор оставалось загадкой. Океанографы проанализировали один из таких ландшафтов и связали этот процесс с климатическими колебаниями, вызванными циклическими движениями земной оси.

02.03.2014 | Комментарии (24)

«Великое кислородное событие» на рубеже архея и протерозоя не было ни великим, ни событием

Архей — древнейшая эпоха на нашей планете

До недавнего времени считалось, что на рубеже архея и протерозоя произошло «Великое кислородное событие». Имеющиеся данные позволяли представить этот рубеж таким образом: начало деятельности фотосинтетических организмов, накопление кислорода в связи с ней, и постепенное превращение планеты из восстановительной в окислительную. Но последующие работы существенно скорректировали эту модель. В новом обзоре подробно описана эволюция научного мнения по этому вопросу.

11.09.2013 | Комментарии (6)

Необычная химическая реакция объяснила механизм связывания ксенона в недрах Урана и Нептуна

Ксенон

Тяжелый благородный газ ксенон мало реакционно-способен в нормальных условиях, но вступает в реакции гораздо легче под давлением в десятки и сотни тысяч атмосфер, поскольку высокое давление делает некоторые реакции термодинамически выгодными. Исследователи из Эдинбургского университета провели реакцию ксенона со льдом под давлением 50 ГПа (полмиллиона атмосфер) и получили соединение Xe4H12O12.

12.04.2013 | Комментарии (113)

Из чего построены египетские пирамиды?

Пирамиды Менкаура (Микерина) и Хафра (Хефрена) в Гизе, сложенные из известковых блоков
Для строительства пирамид и гробниц в Древнем Египте предпочитали использовать относительно мягкие и широко распространённые горные породы — известняки и песчаники, а также ангидриты и гипсы. Америанский геолог Джеймс Хэррелл подготовил внушительный обзор, где учёл и нанёс на карту 128 древнеегипетских каменоломен. Вероятно, их было гораздо больше, но одни — всё ещё не открыты, а другие были уничтожены в последующие эпохи.

13.03.2013 | Комментарии (2)

Организмы, которым более полумиллиарда лет, указывают на распространение оледенения 300 млн лет назад

Шлифы с комплексом археоциат из эрратического валуна с Западного Фолкленда

Распределение древних ледниковых отложений помогает понять, как двигались материковые плиты многие миллионы лет назад. Открытие кембрийских губок и трилобитов в валунных глинах Фолклендских островов, где эти животные никогда не обитали, позволило более точно оценить распространение каменноугольно-пермского оледенения. Учёные предполагают, что ископаемые животные попали на Фолкленды через 220 млн лет после своей смерти с антарктическим ледником.

28.09.2012 | Комментарии (21)

Древнейшие бактерии архея не были сульфатредукторами

Лавовые архейские породы в Барбертоне в Южной Африке
Вниманию читателей, следящих за исследованиями древнейших следов жизни, предлагается статья французских геологов, опубликованная недавно в Nature Geoscience. Исследователи занимались вопросами фракционирования изотопов серы в древнейших породах планеты. Их выводы опровергают существующую точку зрения о том, что фракционирование изотопов серы имеет микробную природу. Они доказывают, что в архейские времена фракционирование серы происходило большей частью за счет физико-химических процессов в атмосфере и океане.

21.05.2012 | Комментарии (7)

Попробуй копнуть глубже, или Сколько кислорода в океанических осадках?

Американское исследовательское судно Knorr
Как правило, кислород в океанических осадках исчезает на глубине нескольких десятков сантиметров. Однако осадки в районе Северного Тихоокеанского течения содержат кислород даже на глубине 30 метров и глубже. Видимо, причина этого в крайне медленной скорости накопления осадков. Если в этих осадках обнаружатся живые организмы, то это будут, пожалуй, самые удивительные существа на Земле — с необычайно медленным метаболизмом и феноменальной продолжительностью жизни.

08.04.2012 | Комментарии (23)

Озеро Восток и его обитатели

Подледное озеро Восток в Восточной Антарктиде хорошо видно на спутниковых съемках по рельефу льда
5 февраля этого года российские исследователи сообщили об удачном завершении проекта по бурению подледного озера Восток. Теперь осталось совсем недолго ждать результатов исследований воды из этого озера, которые, возможно, расскажут нам о том, каким образом происходила эволюция микроорганизмов в столь необычных условиях.

20.03.2012 | Комментарии (3)

3 миллиарда лет назад переработка земной коры ускорилась, а ее рост замедлился

Циркон
Исследователи из Великобритании на основании анализа соотношения изотопов кислорода в цирконах скорректировали оценки темпов накопления земной коры и скоростей ее переработки.

21.12.2011 | Комментарии (5)

Стойкость органического вещества почвы объясняется не столько его строением, сколько условиями, в которых оно пребывает

Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна». 1820-е гг.  Государственная Третьяковская галерея. Изображение с  сайта ru.wikipedia.org

Необычайную устойчивость органического вещества почвы принято объяснять структурой крупных молекул гуминовых веществ, образующихся из материала отмерших растений. Однако в последнее время всё больше исследователей приходят к выводу, что гуминовые вещества, выделяемые в лаборатории, могут быть артефактами процесса экстракции. Устойчивость же органического вещества объясняется не столько его молекулярным строением, сколько условиями, в которых оно находится.

17.11.2011 | Комментарии (19)

Марсианские глины сформировались в подповерхностных слоях планеты

Исландия, долина Хвалфьордур: на поверхность выходят глинистые отложения, сформировавшиеся в результате поземной гидротермальной активности. Это местонахождение может быть моделью для марсианских процессов глинообразования. Фото из статьи Ehlmann et al., 2011

Анализ огромного массива данных по глинистым минералам Марса позволил заключить, что большая часть пород этого типа образовалась в подземных слоях коры, а не на поверхности планеты. Их формирование связано с древнейшими — 4,1–3,8 млрд лет назад — этапами геологии планеты. Таким образом, гипотеза о древнем теплом, окутанном плотной атмосферой Марсе оказывается менее состоятельной, чем представления о стабильно сухом и безводном Марсе.

17.10.2011 | Комментарии (8)

Новая модель связала образование земной коры, вулканы и кислород

Два главных действующих лица в любых сценариях происхождения кислородной среды на нашей планете: вулканические извержения и фотосинтезирующие цианобактерии. Рис. с сайта www.indiana.edu

Французские ученые предложили модель, объясняющую процесс насыщения кислородом земной среды 2,7–2,4 млрд лет назад. Эта модель увязывает поднятие материков из океанических глубин с увеличением содержания серы в земной атмосфере. Модель обращает внимание на важнейшую особенность той эпохи — изменение состава вулканических газов в связи с формированием материков и, следовательно, наступлением эры поверхностного вулканизма.

Новости науки по месяцам: 2016 V, IV, I  2015 XI, IX, VII, IV, III, II  2014 III  2013 IX, IV, III  2012 IX, V, IV, III  2011 XII, XI, X, IX  2010 IX  2009 VI, II  2008 IX, V, I  2007 IX, VI, V, IV, I  2006 XI, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, III