Р. Найт
«Смотри, что у тебя внутри». Глава из книги

К. Циммер
«Микрокосм». Глава из книги

Н. Резник
Как черепахи нарыли себе панцирь

Интервью с Б. Янишем
Наследники Поппера

А. Гуков
Крупные животные Арктики: сколько их осталось?

А. Огнёв
Откуда жизнь? Еще теплее!

Р. Докинз
«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

Главная / Новости науки / Биотехнологии

Успех размножения плоских червей определяется качеством их спермы, а не количеством спариваний

Фото двух спаривающихся червей

Ученым удалось вывести линию плоских червей, все клетки всех особей которых (в том числе и сперматозоиды) содержат зеленый флуоресцентный белок. Это позволило им детально исследовать успешность размножения, прослеживая путь сперматозоидов внутри особи-реципиента. Оказалось, что итоговый успех размножения данной особи в большей степени зависит от эффективности оплодотворения — событий, которые происходят между проникновением спермы донора в половые пути реципиента и оплодотворением.

28.03 | Комментарии (83)

Изготовлена бактерия с синтетическим минимальным геномом

Сравнение геномов syn1.0 и syn3.0

Сотрудники института Крейга Вентера сообщили о новом успехе на пути к созданию искусственных микроорганизмов с заданными свойствами. Используя разработанные ранее методы изготовления синтетических геномов и внедрения их в бактериальные клетки, исследователи создали жизнеспособную бактерию, геном которой содержит всего лишь 531 тысячу пар оснований и 473 гена — меньше, чем у любых существующих в природе микробов, способных к самостоятельному размножению.

06.01 | Комментарии (21)

Нефотосинтезирующую бактерию можно обучить фотосинтезу, поместив ее в подходящую среду

Схема гибридной фотосинтезирующей системы

Американские химики и биоинженеры создали «гибридную» фотосинтезирующую систему, в которой светособирающую функцию выполняют наночастицы сульфида кадмия, а живая нефотосинтезирующая бактерия Moorella thermoacetica забирает у них возбужденные светом электроны и использует для восстановления CO2 и синтеза органики. Подобные биотехнические устройства, преобразующие энергию солнечного света в нужные человеку органические вещества, когда-нибудь превзойдут по эффективности обычные фотосинтезирующие организмы.

23.11.2015 | Комментарии (14)

Минеральные глаза моллюсков хитонов способны различать форму объекта

Рыба в видении хитона

Панцирь моллюсков хитонов Acanthopleura granulata уникален — прямо в его защитную броню встроены сотни крошечных глаз с линзами из минерала арагонита, позволяющих моллюску видеть во всех направлениях. Ученые не только выяснили, как устроены эти глаза, но и восстановили то, что с их помощью видит моллюск. Наличие арагонитовых зрительных линз у хитонов показывает, что моллюски — это уже третий тип животных (после трилобитов и офиур), обошедших обязательность органических хрусталиков.

18.06.2015

Жизнь — это движение: перспективы телеметрических исследований

Большая белая акула

Группа специалистов-океанографов представила обзор перспективного направления исследований — телеметрических наблюдений за морскими обитателями. С их помощью можно отслеживать перемещения различных видов позвоночных и беспозвоночных животных как в локальном, так и в планетарном масштабе, соединяя эти данные с измерениями различных параметров окружающей среды. Так океанографам и экологам становится доступен огромный пласт новой информации.

15.06.2015

В бактерию без циркадных ритмов встроили «часы» от цианобактерии

Схема работы осциллятора бактерий Synechococcus elongatus

Ученые снабдили молекулярными циркадными часами бактерию, у которой не было природных циркадных ритмов. К таким часам можно подключить любые гены, и их работа станет зависимой от времени суток. С помощью имплантации суточных часов можно будет лечить заболевания, связанные с расстройством циркадных ритмов, или наладить адресную доставку лекарств в пораженные ткани строго по расписанию.

16.04.2015 | Комментарии (26)

Создана насадка на смартфон для молекулярной диагностики

Реконструкция изображения клетки с шариками

Наши смартфоны мощнее компьютеров, которые использовались при запуске миссий «Аполлон». Но, что еще замечательнее, их возможности шире. Уже созданы специальные насадки, которые позволяют использовать смартфоны для микроскопии и даже для диагностики глазных болезней. А теперь американские ученые разработали насадку и программу для смартфона, чтобы превратить его в своеобразную минилабораторию для сверхбыстрой молекулярной диагностики.

26.02.2015 | Комментарии (6)

Получены растения, у которых можно «включать» режим устойчивости к засухе

Изменение температуры листьев, а значит, и испарения воды у растений Arabidopsis thaliana

При недостатке воды растения выделяют фитогормон — абсцизовую кислоту (АБК), — который изменяет активность генов, переводя растение в режим экономии. Однако этот гормон дорог в получении и быстро разлагается. Ученые создали вариант рецептора, который вместо АБК активируется уже используемым в сельском хозяйстве химикатом, безвредным для человека. У растений с таким рецептором режим устойчивости к засухе можно включать при первой необходимости.

29.10.2014 | Комментарии (4)

Микроскоп XXI века: молекулы живой клетки в режиме реального времени

Клетка перед стадией деления

Создан микроскоп, способный снимать живые объекты микромасштаба в режиме реального времени. Новый микроскоп позволяет регистрировать перемещения одной биомолекулы, увидеть процессы, происходящие внутри клетки, проследить поведение отдельных клеток в окружающем матриксе, а также взаимодействие клеток между собой в многоклеточных системах. Но главное — при взгляде сквозь окуляр этого микроскопа открывается новый захватывающий мир.

07.07.2014 | Комментарии (6)

Взаимовыгодный симбиоз гриба и водоросли может сформироваться мгновенно

Схема облигатного мутуализма пекарских дрожжей и хламидомонад

Считается, что мутуализм двух видов живых существ должен формироваться постепенно, в результате долгой коэволюции. Однако эксперименты американских биологов показали, что многие виды грибов и одноклеточных водорослей могут образовывать мутуалистические системы практически мгновенно, без предшествующего периода взаимной адаптации и без каких-либо генетических модификаций. Для этого гриб и водоросль должны оказаться в среде, где они будут друг для друга единственными источниками необходимых веществ, таких как углекислый газ и аммоний.

28.08.2013 | Комментарии (9)

Выращенный в лаборатории зачаток печени превратился в организме мыши в функционирующий орган

Компактный зачаток печени образуется лишь при выращивании клеток на подходящей подложке

Японским исследователям удалось создать трансплантат печени необычным методом: они не стали выращивать искусственный орган целиком, а получили в лаборатории лишь его зачаток, напоминающий эмбриональный. Спустя двое суток после вживления в организм мыши трансплантат прирастал к кровеносным сосудам хозяина и начинал функционировать и развиваться, а при искусственном запуске гепатита брал на себя функции мышиной печени.

11.07.2013 | Комментарии (6)

Костные трансплантаты можно получать из перепрограммированных человеческих клеток

3D-модель искусственно созданной косточки, полученная методом компьютерной томографии

Американские исследователи впервые прошли весь путь по превращению специализированных клеток человека (фибробластов кожи и клеток костного мозга) в клетки костной ткани. Косточки, выращенные из этих клеток в специальном биореакторе, обладали свойствами природных костей человека — имели сходную плотность клеток, содержали необходимые белки, выделяли необходимые внеклеточные вещества.

14.06.2013 | Комментарии (43)

Будущее — за фиолетовыми помидорами

Фиолетовые помидоры Del/Ros1 отличаются повышенным содержанием антоцианов

Жители больших городов лишены возможности приготовить салатик из помидоров с собственной грядки и вынуждены идти за ними в супермаркет. Не исключено, что в скором времени вместо привычных красных помидоров их будут поджидать там синие или фиолетовые. Помидоры, обогащенные антоцианами (именно они придают цветам и плодам все оттенки синего), не только полезны, но и вдвое дольше хранятся и устойчивы к вредителям.

19.03.2013 | Комментарии (4)

Модифицированный фермент запускает апоптоз лейкозных клеток

При фосфорилировании остатка тирозина в белке Crk две каспазы сближаются, формируя димер

Созданная американскими исследователями конструкция избирательно уничтожает клетки, содержащие мутантный белок BCR-ABL — специфический фактор развития хронического миелолейкоза. Конструкция состоит из сенсора, распознающего мутантный белок, и двух каспаз — ферментов клеточного самоубийства. При взаимодействии конструкции с белком BCR-ABL каспазы сближаются и сдваиваются, запуская самоубийство клетки, в которой был обнаружен BCR-ABL.

05.03.2013 | Комментарии (5)

Одноклеточные водоросли — перспективная платформа для производства противораковых иммунотоксинов

Одноклеточная зеленая водоросль Chlamydomonas reinhardtii

Одноклеточные водоросли могут стать экономически эффективной системой для производства противораковых иммунотоксинов. В отличие от других клеток эукариот, клетки водорослей быстро размножаются на дешевых питательных средах, а хлоропласты водорослей, в отличие от бактерий, способны не только синтезировать чужеродные белки, но и осуществлять сложные постсинтетические процессы, необходимые для активации белков.

10.10.2012 | Комментарии (8)

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2012

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu

8 октября 2012 года началась очередная Нобелевская неделя. Лауреатами премии по физиологии и медицине стали британец Джон Гёрдон (John Bertrand Gurdon) и японец Синъя Яманака (Shinya Yamanaka). Как сказано в официальной формулировке Нобелевского комитета, премия присуждена за «открытие возможности перепрограммирования дифференцированных клеток в плюрипотентные».

10.05.2012

Модифицированный интерлейкин 2 обладает лучшей противораковой активностью

Схема связывания интерлейкина 2 с рецептором
Группа исследователей из США и Швейцарии смогла так модифицировать белок интерлейкин 2, регулирующий жизнедеятельность некоторых видов иммунных клеток, что он смог гораздо крепче связываться с соответствующим рецептором. Полученная в результате группа белков обладает лучшей, чем интерлейкин 2, противораковой активностью.

23.04.2012 | Комментарии (18)

Искусственные полимеры могут хранить генетическую информацию

Ксенонуклеиновые кислоты
Получены ферменты-полимеразы, способные переписывать генетическую информацию с молекул ДНК на шесть типов не встречающихся в природе полимеров — «ксенонуклеиновых кислот» (КНК). Другие искусственные ферменты осуществляют обратный процесс — синтез ДНК на матрице КНК. Открытие может иметь большое значение для биотехнологии, а также для общего понимания жизни и ее происхождения.

02.04.2012 | Комментарии (14)

Созданы микробы, использующие электроэнергию для производства жидкого топлива

Ralstonia eutropha
Американские биотехнологи разработали «электромикробный» биореактор для производства жидкого топлива, пригодного для двигателей внутреннего сгорания. Система работает на электроэнергии и использует в качестве сырья углекислый газ. Формиат, образующийся электрохимическим путем из CO2, служит пищей генетически модифицированным бактериям Ralstonia, в геном которых встроены гены для производства жидкого топлива.

16.01.2012 | Комментарии (1)

Обнаружено хищное растение, которое ловит почвенных нематод подземными листьями

Внешний вид Philcoxia minensis, растения-эндемика горных субтропических саванн Бразилии.
Хищные растения давно удивляют нас многообразием форм и способов ловли своих жертв. Недавно описанный род растений Philcoxia из горных саванн Бразилии имеет специализированные подземные листья, выделяющие липкий секрет, к которому приклеиваются нематоды, служащие для растения источником азота и фосфора. Такой способ питания ранее не был известен у хищных растений.

Новости науки по месяцам: 2016 III, I  2015 XI, VI, IV, II  2014 X, VII  2013 VIII, VII, VI, III  2012 X, V, IV, I  2011 IV  2010 X  2008 XII  2006 III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VI