Л. Франк
«Мой неповторимый геном». Глава из книги

Р. Фишман
Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Ястребов
Происхождение проказы

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

С. Паабо
В поисках утраченных геномов: от неандертальца — к денисовцу

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

А. Панчин
Как я побывал в аду

Н. Зеленков
Генетики «редактируют» родословное древо птиц

А. Панчин
Осторожно! Содержит ГМО!

Д. Жарков
Генетический алфавит расширен. Или нет?

Главная / Новости науки / Генетика

Иммунный статус макак зависит от социального

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

Личинка многощетинкового трубчатого червя Hydroides elegans

Развитие трубчатых многощетинковых червей проходит с метаморфозом, при котором свободноплавающая личинка превращается в сидячую взрослую особь. Обязательным условием протекания метаморфоза у этого животного является контакт с бактериями Pseudoalteromonas luteoviolacea, которые образуют биопленки на поверхностях подводных объектов. Исследователи из Америки и Швейцарии изучили молекулярные механизмы взаимодействия между этими организмами.

Обычно китовые акулы спокойны и позволяют людям плавать рядом

Международная команда зоологов и биоинформатиков успешно применила относительно простой и дешевый метод оценки генетического разнообразия популяций водных животных. Объектом их интереса стала китовая акула — труднодоступный для прямого сбора образцов вид. Ученые показали, что можно выяснить с большой надежностью и генетическое разнообразие, и численность акул, выделив их ДНК из проб воды, где они собираются в большие группы. Метод работает без явных ошибок, выявляя разнообразие, недоступное при прямом анализе образцов тканей.

Смена функции гена OSTN у высших приматов

В развитии коры головного мозга млекопитающих важнейшую роль играют гены, включающиеся в нейронах при их возбуждении. Американские нейробиологи обнаружили, что ген OSTN, который у большинства млекопитающих работает в костях и мышцах и не экспрессируется в мозге, у человека и других обезьян включается в нейронах неокортекса при их возбуждении и регулирует рост дендритов. Ген приобрел новую функцию на заре эволюции обезьян и, как показывает эта работа, внес вклад в эволюцию интеллекта у высших приматов.

Нематода Caenorhabditis elegans

Оптимальная стратегия добычи пропитания зависит от численности конкурентов. Нематоды C. elegans «учитывают» это при помощи выделяемых феромонов, меняя свое пищевое поведение в зависимости от плотности популяции. Как выяснилось, у нематод есть наследственный диморфизм по силе реакции на один из феромонов: при росте его концентрации одни особи резко снижают свою активность, а другие этого не делают. Американские генетики расшифровали генетические основы этих поведенческих различий и показали, что диморфизм сохраняется благодаря балансирующему отбору.

03.11 | Комментарии (19)

Змеи потеряли ноги из-за выключения гена Sonic hedgehog

Скелет питона

Сразу два коллектива авторов из США опубликовали исследования, посвященные интригующему вопросу утраты конечностей змеями. Оказалось, что эволюция змей сопровождалась существенными изменениями в высококонсервативном регуляторном участке, отвечающем за включение экспрессии гена SHH (Sonic hedgehog). Эксперименты по редактированию генома мыши позволили получить убедительные свидетельства в пользу рассматриваемой гипотезы.

01.11 | Комментарии (17)

Бонобо Канзи

Сравнительный анализ 65 полных геномов шимпанзе и 10 геномов бонобо показал, что между этими видами, разделившимися 2 млн лет назад, неоднократно происходил генетический обмен. Из четырех подвидов шимпанзе наибольшая примесь генов бонобо обнаружена у центрального подвида Pan troglodytes troglodytes, наименьшая — у западного подвида P. t. verus. Исследование показало, что эпизодическая гибридизация видов, разошедшихся сотни тысяч и даже миллионы лет назад, — не уникальная особенность рода Homo, а скорее общее правило для человекообразных.

Моллюски разных видов могут заражать друг друга раком

<i>Polititapes aureus</i>, пораженный чужими раковыми клетками

Онкологические заболевания возникают в результате мутаций в соматических клетках. Ставшие раковыми клетки способны распространяться по организму, но случаи передачи рака между организмами, хотя и известны, пока еще могут считаться исключительными. Тем не менее, недавно к числу видов, уязвимых к «заразному» раку, добавились моллюски Mya arenaria. В новой работе ученые показывают, что заражение раком возможно и между различными видами моллюсков.

Секвенирование генома канального сома позволило найти гены, необходимые для формирования чешуи

Канальный сом

Сравнение генов канального сома с генами других видов, которые имеют или не имеют чешуи, а также изучение генов, которые включаются в работу при регенерации чешуи у обыкновенного карпа, показало, что формирование чешуи у костистых рыб требует участия некоторых генов семейства SCPP, ранее известных участием в процессах минерализации тканей костей и зубов у позвоночных.

Европейские зубры появились еще в плейстоцене

Наскальные рисунки бизонов

Международный коллектив ученых на основе изучения ДНК из ископаемых образцов вымерших степных зубров и бизонов предложил решение давней загадке происхождения европейских зубров. По их версии зубры появились не внезапно в начале голоцена 11,7 тысяч лет назад, а существовали в течение по крайней мере 55 тысяч лет на европейских территориях. Они появились в результате смешения степного зубра и тура, затем гибриды постепенно сформировали обособленный вид. Существование этого вида зафиксировано в наскальной живописи древних художников.

04.10 | Комментарии (10)

Собаки, ориентированные на общение с человеком, имеют мутации в пяти генах

Проникновенный собачий взгляд — это одна из специфических поведенческих черт, выработанных собаками в ходе одомашнивания; ученые количественно оценили несколько таких поведенческих признаков у биглей, сопоставив с присутствием генетических мутаций

Шведские ученые выяснили, что умение собак устанавливать контакт с человеком связано с мутациями в пяти генах. Известны и человеческие аналоги этих пяти генов, и мутации в пяти из них повышают вероятность социальных дисфункций, таких как аутизм, шизофрения, синдром дефицита внимания. Данное исследование указывает на общность регуляции социального поведения у разных видов млекопитающих.

Сосны и ели приспособились к холоду за счет сходных генов

Сизая ель и сосна скрученная

Международная команда ученых провела масштабное исследование геномов двух видов сосны и ели, чтобы выявить генетические пути видовых адаптаций. Из образцов, собранных в 250 популяциях, представляющих полные видовые ареалы, получены расшифровки 23 тысяч генов, зарегистрированы характерные фенотипические признаки и природные параметры. Разносторонний статистический анализ этих данных показал, что в обоих видах шла направленная адаптация к холодным условиям, и выявил, что среди генов, вовлеченных в процесс адаптации, около полусотни оказались ортологичными, то есть родственными.

28.09 | Комментарии (10)

Новые геномные данные позволили уточнить историю заселения Евразии и Австралии

Доля неандертальской и денисовской ДНК в геномах людей из разных регионов

На сайте журнала Nature опубликованы статьи трех больших международных коллективов, посвященные анализу 787 (в общей сложности) тщательно отсеквенированных человеческих геномов, представляющих популяции со всего мира, включая самые глухие его уголки. Проделанная работа позволила уточнить и дополнить представления об истории заселения Евразии и Австралии людьми современного типа, а также о гибридизации наших предков с неандертальцами и денисовцами.

Срез нити лишайника, покрашенный методом флуоресцентной гибридизации <i>in situ</i>

Международная команда ученых с помощью методов метагеномики и метатранскриптомики обнаружила, что в состав большинства кустистых и листоватых лишайников входит, помимо аскомицета и зеленой водоросли, третий компонент — дрожжи-базидиомицеты. В разных группах лишайников присутствуют дрожжи разных видов, относящихся к одному монофилетическому таксону ранга отряда. Эти данные объясняют, почему так сложно воссоздать нормальные талломы лишайников в лаборатории, используя только аскомицеты и водоросль.

Флуоресценция кДНК на гистологическом срезе

Группа ученых из Швеции разработала новый метод получения и визуализации транскриптомных данных прямо на гистологических срезах, причем с учетом пространственного параметра. Подход позволяет одновременно оценивать транскрипцию тысяч разных генов с разрешением 200 мкм и может стать революционным в биомедицине и диагностике.

02.08 | Комментарии (10)

Стрелолист широколистный

В последнее время накапливается всё больше сведений в поддержку так называемой «сетчатой эволюции». Речь идет о происхождении новых форм путем гибридизации двух других. Первый шаг этого процесса — появление гибридных популяций с какими-то особыми свойствами. На примере стрелолиста канадские ученые показали, что гибридизация исходно однодомных и двудомных популяций может вести к формированию смешанных популяций, в которых в разных соотношениях присутствуют гермафродиты (однодомные) и мужские и/или женские растения.

11.07 | Комментарии (24)

Современная панцирная щука Lepisosteus oculatus

Панцирная щука  — настоящее живое ископаемое, представитель древней эволюционной ветви Holostei (костные ганоиды). Прочтение ее полного генома показало, что некоторые группы генов (гены светочувствительных белков, гены белков, участвующих в образовании костей) оказались у панцирной щуки более многочисленными и разнообразными, чем у костистых рыб и млекопитающих. Получается, что широкий набор генов, сложившийся у примитивных рыб, в ходе специализации новых эволюционных ветвей в основном уменьшался, причем разные ветви теряли разные гены.

Розовокрылый мускусный палочник <i>Sipyloidea sipylus</i>

Представители отряда палочников имеют в своем биохимическом арсенале пектиназы — ферменты, расщепляющие пектин. Сравнивая гены пектиназ у палочников и двух других групп животных (жуков-листоедов и нематод), а также у различных бактерий, ученые выявили источник этих генов. Палочники, как выяснилось, получили эти гены от своих бактериальных соседей, гамма-протеобактерий, обитающих в их кишечнике и на их кормовых растениях.

14.06 | Комментарии (38)

Схема жизненного цикла полиплоидной бактерии, не имеющей митоза

Предложена гипотеза, согласно которой эукариоты произошли от полиплоидных архей, обитавших в мелководных микробных сообществах раннего протерозоя, когда уровень свободного кислорода начал расти, но озонового экрана еще не было, что должно было резко повысить темп мутагенеза. Моделирование показывает, что в таких условиях полиплоидность у прокариот, не имеющих митоза, дает кратковременное преимущество, но в долгосрочной перспективе повышает риск вымирания из-за накопления рецессивных вредных мутаций. Полиплоидные микробы могли справляться с этой проблемой несколькими способами, которые со временем приводят к появлению сначала митоза, а затем мейоза и полового размножения.

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

Новости науки по месяцам: 2016 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VII, VI, IV, III, II  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III