Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

А. Сергеев, А. Благодатский
Насекомые и бионика: загадки зрительного аппарата

Л. Смолин
«Возвращение времени». Глава из книги

Главная / Новости науки / Генетика

18.05 | Комментарии (17)

Обнаружены одноклеточные организмы с ядром, но без митохондрий

Monocercomonoides globus

Ученые из Чехии и Канады исследовали одноклеточный эукариотический организм Monocercomonoides, утерявший в ходе эволюции митохондрии. У него не обнаружено ни митохондриальных, ни ядерных генов, связанных с основной функцией митохондрии — окислением кислородом органических соединений и запасанием энергии. Как выяснилось, Monocercomonoides смог полностью отказаться от митохондрий за счет приобретения набора необходимых бактериальных ферментов, получив его в ходе горизонтального переноса генов.

16.05 | Комментарии (33)

Средний уровень образования жителей США в зависимости от года рождения

Обобщив результаты генотипирования сотен тысяч людей европейского происхождения, большая международная команда генетиков и биоинформатиков выявила 74 участка генома, вариации в которых достоверно коррелируют с уровнем полученного человеком образования. Значительная часть идентифицированных генов активно работает в мозге, особенно во время внутриутробного развития; мутации многих из них влияют на когнитивные способности. Исследование подтвердило, что применение современных аналитических методов к очень большим выборкам людей позволяет обнаружить достоверное влияние конкретных генов даже на такие признаки, которые в основном определяются средой и традиционно считаются не врожденными.

Экспрессия репортера специфичного для нервного гребня при меланоме

С помощью флуоресцентного маркера, сконструированного на основе регуляторной области гена crestin рыбок данио-рерио, ученые проследили самые ранние стадии зарождения и развития меланомы. Оказалось, что при возникновении злокачественной опухоли отдельные меланоциты перепрограммируются в состояние своих ранних эмбриональных предшественников. Удалось также определить транскрипционные факторы и перестройки хроматина, связанные с превращением предрасположенных к раку доброкачественных клеток в злокачественные.

10.05 | Комментарии (24)

Схема метода «непрерывной эволюции при помощи фагов»

Генетически модифицированные растения, защищенные от насекомых-вредителей безвредными для других животных бактериальными токсинами, позволяют резко увеличить урожайность, но ненадолго: насекомые быстро приспосабливаются к токсинам. Чтобы на равных участвовать в эволюционной гонке вооружений с вредителями, необходимо научиться разрабатывать новые токсины, обладающие таким же узким действием. Американские биоинженеры придумали методику, которая основана на быстрой эволюции вирусов-бактериофагов, позволяющую в кратчайшие сроки получать новые токсины, опасные только для определенной группы насекомых.

Большой земляной вьюрок Geospiza magnirostris

Один из немногих детально изученных примеров того, как конкуренция за ресурсы между близкими видами способствует расхождению признаков, — это быстрое уменьшение размера клюва у среднего земляного вьюрка Geospiza fortis на маленьком острове Дафне в Галапагосском архипелаге, которое произошло на фоне засухи 2004–2005 годов из-за конкуренции с недавно поселившимся на острове большим земляным вьюрком Geospiza magnirostris. Генетический анализ показал, что этот эволюционный эпизод происхошел за счет сильного отбора по единственному локусу.

Расшифровка древней ДНК рассказала о происхождении южноамериканских индейцев

Женщина из индейского народа аймара

Исследование митохондриальной ДНК индейцев из древних могильников Южной Америки уточнило время отделения коренных жителей Нового Света от населения Сибири. Установлено, что этот процесс совпал с последним ледниковым максимумом (17–28 тыс. лет назад). Ученые подтвердили, что южноамериканские индейцы являются прямыми потомками первых обитателей Берингии, которые быстро достигли своей будущей родины, продвигаясь вдоль тихоокеанского побережья и быстро размножаясь по пути. Появление европейцев в XVI веке привело к резкому сокращению численности коренных жителей Южной Америки.

18.04 | Комментарии (17)

Нескончаемая гонка вооружений между паразитами-бактериофагами и их жертвами-бактериями

Эффективность системы наследуемого приобретенного иммунитета CRISPR-Cas, широко распространенная у прокариот, обеспечивается тем, что благодаря ее работе разные бактерии учатся распознавать вирус по разным участкам его генома. В результате способы защиты бактерий от данного вируса становятся настолько разнообразными, что никакие точечные мутации уже не помогают вирусам эффективно приспособиться к коллективной обороне жертв. Это способствует эволюции специальных вирусных генов, подавляющих работу системы CRISPR в целом, а бактерии отвечают на это эволюцией новых вариантов системы CRISPR.

28.03 | Комментарии (82)

Изготовлена бактерия с синтетическим минимальным геномом

Сравнение геномов syn1.0 и syn3.0

Сотрудники института Крейга Вентера сообщили о новом успехе на пути к созданию искусственных микроорганизмов с заданными свойствами. Используя разработанные ранее методы изготовления синтетических геномов и внедрения их в бактериальные клетки, исследователи создали жизнеспособную бактерию, геном которой содержит всего лишь 531 тысячу пар оснований и 473 гена — меньше, чем у любых существующих в природе микробов, способных к самостоятельному размножению.

Регуляторные элементы вирусного происхождения помогают работе нашего иммунитета

Схема возникновения ретровирусных участков ДНК

Известно, что регуляторные элементы вирусов, встроившиеся в геном предков человека миллионы лет назад, могут работать нам на благо. Такие примеры есть в совершенно разных системах организма: это может быть и регуляция синтеза некоторых нейромедиаторов, и управление процессами, происходящими в матке во время беременности. В новом исследовании показано, что это происходит и в иммунной системе человека: благодаря последовательностям ДНК ретровирусов человеческие клетки управляют активностью ответа на интерферон.

11.03 | Комментарии (14)

Возникновение пятилучевого тела иглокожих не было связано с перестановкой Hox-генов

Молодая морская звезда Asterias rubens

Несколько лет назад генетики предположили, что изменение типа симметрии иглокожих, случившееся в их эволюции, было связано с уникальной перестановкой нескольких генов, относящихся к семейству Hox. Однако новые данные указывают, что эта перестановка есть не у всех иглокожих: например, она отсутствует у морских звезд. Значит, сначала произошло изменение симметрии тела и только потом на его фоне изменилось расположение генов, управляющих развитием.

04.03 | Комментарии (35)

Укорочение тела тихоходок связано с потерей Hox-генов

Тихоходка Hypsibius dujardini

Тихоходки — микроскопические беспозвоночные, родственные членистоногим и отличающиеся очень компактным телом с небольшим количеством сегментов. Генетические исследования показывают, что в начале эволюции тихоходок произошло резкое преобразование плана строения с потерей ряда сегментов и нескольких генов семейства Hox, которые обычно управляют дифференциацией отделов тела сегментированных животных. Так возник новый тип животного царства.

01.03 | Комментарии (11)

Половое размножение помогает отбору отделять полезные мутации от вредных

Спаривание дрожжей

Идея о том, что половое размножение ускоряет адаптацию, неоднократно подтверждалась экспериментально. Кроме того, она имеет весомые теоретические обоснования. До сих пор, однако, ход эволюционных изменений генома в бесполых и половых популяциях не сравнивался напрямую. Американские биологи придумали методику и создали генно-модифицированные штаммы дрожжей, благодаря которым эту технически сложную задачу удалось решить.

Неандертальские гены влияют на здоровье современных людей

Шесть эпизодов гибридизации сапиенсов, неандертальцев, денисовцев и «архаичных Homo»

Используя базы данных по медицинской генетике, ученые смогли оценить связь между наличием у современных европейцев тех или иных неандертальских аллелей и различными заболеваниями. Оказалось, что неандертальские гены достоверно, хотя и не очень сильно, влияют на риск некоторых нарушений, таких как депрессия, актинический кератоз, повышенная свертываемость крови и никотиновая зависимость. Многие из этих генов могли быть полезны нашим палеолитическим предкам, но потом стали вредными в связи с изменением условий жизни.

Биспецифические антитела могут уничтожать скрытые резервуары ВИЧ-инфекции

Схема строения искусственно сконструированных биспецифических антител

Одна из проблем современных методов лечения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) заключается в том, что часть пораженных вирусом клеток не погибает, оставаясь латентным (скрытым) резервуаром вируса в организме. Если лечение приостановить, то болезнь может вновь вступить в активную фазу. Ученые из США разработали специальные антитела, направляющие цитотоксичные Т-клетки на атаку латентных ВИЧ-клеток. Полученные результаты могут оказаться важным шагом на пути разработки средств и методов полного излечения от СПИДа.

08.02 | Комментарии (64)

Генеалогия белков свидетельствует о позднем приобретении митохондрий предками эукариот

Схематическое изображение метода, использованного в обсуждаемой статье

Последовательность эволюционных событий, завершившихся появлением эукариотической клетки, остается спорной. Приобретение симбионта — альфапротеобактерии, от которой произошли митохондрии, — одними авторами помещается в начало этой цепочки событий, другими — в конец. Результаты сравнения эволюционных деревьев белков, унаследованных эукариотами от разных групп прокариот, говорят о том, что приобретение митохондрий было завершающим этапом становления эукариотической клетки.

05.02 | Комментарии (52)

Удаление стареющих клеток продлевает мышам жизнь

Мыши двух генетически модифицированных линий, у которых можно уничтожать стареющие клетки, если давать им лекарство AP20187

С помощью технологии, сложной в реализации, но простой по смыслу, американские ученые получили две линии мышей, у которых можно уничтожать стареющие клетки. Благодаря такой терапии удалось отсрочить у экспериментальных животных развитие старческих болезней, оздоровить их, а также увеличить их среднюю продолжительность жизни на 17–35%.

03.02 | Комментарии (21)

Чтобы произвести потомство, мышам не нужна Y-хромосома

Результат искусственного оплодотворения яйцеклеток круглыми недозрелыми спермиями, 6 часов после инъекции. Видны два ядра в яйцеклетке (короткие стрелки) и второе полярное тельце

Группа ученых из Гавайского университета, работая с трансгенными мышами, получила потомство от линии, не имеющей Y-хромосомы. Более того, у самцов этой линии не осталось ни одного гена, которые содержит Y-хромосома, а потомство от таких самцов получилось вполне жизнеспособное и плодовитое. Вместо генов Y-хромосомы сперматогенез контролировался некоторыми встроенными аутосомными и X-хромосомными вариантами.

30.12.2015 | Комментарии (17)

Полностью прочитанных геномов животных уже больше двухсот

Крабик

Сравнение полных геномов — важнейший метод изучения эволюции, ставший доступным биологам с 1995 года. К настоящему времени полностью прочитано 212 геномов многоклеточных животных. Это уже позволило сделать ряд общих выводов — например, частично реконструировать минимальный геном последнего общего предка животных, а также оценить характерную для современных геномов долю новых генов, свойственных только отдельным систематическим группам.

22.12.2015 | Комментарии (1)

Длинные плавники скатов — результат добавления новой точки роста

Стадия 32 эмбриона с ингибитором WNT

Длинные грудные плавники скатов, обеспечивающие им образ жизни маневренного придонного пловца, — пример крайне специализированных парных конечностей у позвоночных. У эмбрионов в зачатках этих необычных плавников работают те же классические организаторы развития, что и в зачатках парных конечностей у других позвоночных. Но вместе с тем у них обнаружился второй организатор деления клеток эмбрионального плавника, в котором работают не новые варианты генов, а хорошо известные факторы роста конечностей.

21.12.2015 | Комментарии (2)

Различия между зарождающимися видами африканских цихлид записаны в «геномных островках видообразования»

Мелководная и глубоководная разновидности цихлид из озера Массоко

В маленьком изолированном озере в Танзании, сформировавшемся 50 000 лет назад, обнаружены две формы цихлид из рода Astatotilapia, мелководная и глубоководная, находящиеся на ранней стадии симпатрического видообразования. Исследование геномов этих двух форм выявило десятки компактных «островков видообразования», в которых сконцентрировано большинство различий между формами. Результаты изучения этой простой модельной системы помогут понять механизмы массового видообразования у цихлид в больших африканских озерах.

Новости науки по месяцам: 2016 V, IV, III, II  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VII, VI, IV, III, II  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III