Р. Найт
«Смотри, что у тебя внутри». Глава из книги

К. Циммер
«Микрокосм». Глава из книги

Н. Резник
Как черепахи нарыли себе панцирь

Интервью с Б. Янишем
Наследники Поппера

А. Гуков
Крупные животные Арктики: сколько их осталось?

А. Огнёв
Откуда жизнь? Еще теплее!

Р. Докинз
«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

Главная / Новости науки / Сергей Ястребов

08.09 | Комментарии (23)

Гренландская акула живет 400 лет

Гренландская акула — исключительно медлительный крупный хищник, живущий в арктических морях

Исследование хрусталиков глаз гренландской полярной акулы (Somniosus microcephalus) показало, что возраст ее крупных особей — около 400 лет. Причем такая продолжительность жизни является для этого вида правилом, а не исключением. Судя по всему, гренландская акула — самое долгоживущее современное позвоночное животное.

11.07 | Комментарии (25)

Современная панцирная щука Lepisosteus oculatus

Панцирная щука  — настоящее живое ископаемое, представитель древней эволюционной ветви Holostei (костные ганоиды). Прочтение ее полного генома показало, что некоторые группы генов (гены светочувствительных белков, гены белков, участвующих в образовании костей) оказались у панцирной щуки более многочисленными и разнообразными, чем у костистых рыб и млекопитающих. Получается, что широкий набор генов, сложившийся у примитивных рыб, в ходе специализации новых эволюционных ветвей в основном уменьшался, причем разные ветви теряли разные гены.

11.03 | Комментарии (14)

Возникновение пятилучевого тела иглокожих не было связано с перестановкой Hox-генов

Молодая морская звезда Asterias rubens

Несколько лет назад генетики предположили, что изменение типа симметрии иглокожих, случившееся в их эволюции, было связано с уникальной перестановкой нескольких генов, относящихся к семейству Hox. Однако новые данные указывают, что эта перестановка есть не у всех иглокожих: например, она отсутствует у морских звезд. Значит, сначала произошло изменение симметрии тела и только потом на его фоне изменилось расположение генов, управляющих развитием.

04.03 | Комментарии (33)

Укорочение тела тихоходок связано с потерей Hox-генов

Тихоходка Hypsibius dujardini

Тихоходки — микроскопические беспозвоночные, родственные членистоногим и отличающиеся очень компактным телом с небольшим количеством сегментов. Генетические исследования показывают, что в начале эволюции тихоходок произошло резкое преобразование плана строения с потерей ряда сегментов и нескольких генов семейства Hox, которые обычно управляют дифференциацией отделов тела сегментированных животных. Так возник новый тип животного царства.

26.02 | Комментарии (21)

Древнейшие предки кольчатых червей могли быть похожи на брахиопод

Рис. 1. Некоторые кембрийские ископаемые

Обзор событий кембрийского взрыва показывает, что из крупнейших эволюционных ветвей животных последней в палеонтологической летописи появляется группа Spiralia. Выдвинута гипотеза, что уникальной приспособительной стратегией древних спиралий было освоение сидячего образа жизни. Эта гипотеза — спорная, но если она окажется верной, то может сильно повлиять на наши представления о ранней эволюции двусторонне-симметричных животных.

15.02 | Комментарии (28)

Ксенотурбеллиды оказались близки к предкам двусторонне-симметричных животных

Рис. 1. Крупнейшая из ксенотурбелл — Xenoturbella monstrosa

Загадочный червь Xenoturbella был открыт в Северном море сто лет назад. Это мелкое существо, по-видимому, является родственником бескишечных турбеллярий и немертодерматид, входя вместе с ними в группу Xenacoelomorpha. Сами же ксенацеломорфы, по одной версии, входят в группу вторичноротых, по другой — образуют древнейшую эволюционную ветвь двусторонне-симметричных животных (билатерий). Последнее может означать, что общий предок билатерий был по строению близок к ксенацеломорфам. Именно эту версию подтверждают новые генетические данные.

30.12.2015 | Комментарии (17)

Полностью прочитанных геномов животных уже больше двухсот

Крабик

Сравнение полных геномов — важнейший метод изучения эволюции, ставший доступным биологам с 1995 года. К настоящему времени полностью прочитано 212 геномов многоклеточных животных. Это уже позволило сделать ряд общих выводов — например, частично реконструировать минимальный геном последнего общего предка животных, а также оценить характерную для современных геномов долю новых генов, свойственных только отдельным систематическим группам.

18.12.2015 | Комментарии (43)

Сравнительная геномика вынуждает пересмотреть место гребневиков на эволюционном древе животных

Гребневик Mnemiopsis leidyi

Проведенные в 2013–2014 годах исследования полных геномов гребневиков привели ряд ученых к выводу, что эта ветвь многоклеточных животных является самой древней — сестринской по отношению ко всем остальным животным без исключения. Однако сейчас другая группа исследователей заново обработала генетические данные и пришла к выводу, что самая древняя ветвь животных, вероятнее всего, губки.

08.12.2015 | Комментарии (9)

Высказана гипотеза о происхождении вторичноротых от первичноротых

Эволюционное древо многоклеточных животных по Клаусу Нильсену

Вторичноротые (Deuterostomia) — древний эволюционный ствол двусторонне-симметричных животных (билатерий), к которому относимся и мы, хордовые. В последнее время они часто рассматриваются как группа, очень примитивная по ряду признаков и сохраняющая черты общего предка билатерий. Однако известный датский зоолог Клаус Нильсен «переворачивает» эту проблему: по его мнению, общий предок билатерий был гораздо ближе к первичноротым (Protostomia), от которых вторичноротые в некотором смысле произошли.

27.11.2015 | Комментарии (24)

У мечехвостов обнаружены свидетельства полногеномной дупликации

Атлантический мечехвост Limulus polyphemus

Полногеномная дупликация долгое время считалась уникальной особенностью позвоночных животных, в ранней эволюции которых она, по-видимому, произошла дважды. Однако последние исследования показывают, что очень похожее неоднократное удвоение генома случилось и у мечехвостов, принадлежащих одной из эволюционных ветвей членистоногих. Появление в результате серии дупликаций большого числа новых генов может рассматриваться как одна из вероятных причин эволюционного успеха позвоночных, но мечехвостов оно к успеху не привело.

13.11.2015 | Комментарии (28)

Лорициферы заставляют вносить поправки в эволюционное древо линяющих животных

Типичный представитель лорицифер — Armorloricus

Лорициферы — тип морских червей, открытый только в 1983 году и входящий в группу линяющих животных (Ecdysozoa), к которой относятся членистоногие с их червеобразными родственниками. Последние делятся на две группы — Scalidophora и Nematoida. Новое исследование генов рибосомной РНК лорицифер показывает, что они не входят в группу Scalidophora (как считалось раньше), а близки то ли к группе Nematoida, то ли даже к членистоногим.

05.11.2015 | Комментарии (25)

Гомологи хорды широко распространены у первичноротых

Срез хорды

Открытая в прошлом году у кольчатых червей структура, напоминающая хорду, — аксохорд — оказалась широко распространенной у самых разных типов животных. Это значительно подкрепляет гипотезу, согласно которой у общего предка двусторонне-симметричных животных аксохорд уже был. Вполне возможно, что наша хорда произошла именно от этого органа.

27.10.2015 | Комментарии (89)

Предки губок могут оказаться сложнее, чем предполагалось

Известковая губка Sycon ciliatum

Сравнение регуляторных генов, управляющих развитием, у обыкновенных и известковых губок привело к выводу, что у общего предка этих двух классов было значительно больше таких генов, чем у любой губки, дожившей до наших дней. Редукция набора факторов транскрипции шла у обыкновенных и известковых губок независимо и всех факторов, которые были у предка, не сохранил никто. Вероятно, это означает, что организм общего предка губок был относительно сложным, а план строения губок, который мы сейчас видим, есть результат заметного эволюционного регресса.

18.09.2015 | Комментарии (146)

Дискуссия о роли гребневиков в эволюции продолжается

Гребневик Mnemiopsis leidyi

Одной из самых серьезных проблем современной филогенетики можно назвать проблему положения типа гребневиков на эволюционном древе. Когда-то их считали родственниками стрекающих или даже двусторонне-симметричных, но недавние исследования геномов гребневиков показывают, что они, возможно, являются самой древней эволюционной ветвью среди всех многоклеточных животных в целом. Это может означать, что нервная система возникала в эволюции дважды: у гребневиков и у общих предков стрекающих с двусторонне-симметричными.

14.09.2015 | Комментарии (8)

Жаберные мешки вторичноротых могли произойти от органов выделения

Кишечник образует карманы, которым предстоит стать жаберными щелями

Жаберные щели, часто считающиеся уникальным признаком типа хордовых, в действительности, вероятно, появились еще у общего предка всех вторичноротых. При этом детали их возникновения уже больше века остаются загадкой для специалистов по сравнительной анатомии. Согласно новой гипотезе, отверстия, которыми жаберные щели выходили наружу, изначально были общими с наружными отверстиями целомодуктов — выделительных трубочек, связанных с целомическими полостями.

06.09.2015 | Комментарии (27)

Вторичноротость может оказаться первичной для двусторонне-симметричных животных

Главный герой» обсуждаемого эмбриологического исследования — червь Priapulus caudatus

Двусторонне-симметричных животных уже более ста лет принято делить на первичноротых и вторичноротых — по способу возникновения рта в эмбриональном развитии. Однако тип развития, который считается характерным для вторичноротых, встречается и у первичноротых, например у некоторых головохоботных червей. Исследование развития кишечника головохоботного червя Priapulus caudatus дало результаты, хорошо согласующиеся с гипотезой, что именно такой тип развития был исходным для всех двусторонне-симметричных животных.

30.06.2015

Митохондриальный геном подтверждает родство тритонов с разных концов Евразии

Сычуаньский крокодиловый тритон

Исследование митохондриального генома одного из видов крокодилового тритона подтверждает близкую родственную связь между этим родом и ребристыми тритонами. Крокодиловые и ребристые тритоны образуют единую эволюционную ветвь, хотя одни живут на Дальнем Востоке, а другие — в Испании и Португалии. Это типичный пример явления, называемого в классической биогеографии «оттесненным реликтом»: архаичная группа организмов, ареал которой в относительно недавние времена уменьшился и распался.

24.06.2015 | Комментарии (52)

Геномы хвостатых амфибий с самого начала были большими

Семиреченский лягушкозуб

Проведенное французскими палеонтологами исследование костной ткани ископаемой хвостатой амфибии Marmorerpeton показало, что это животное имело очень крупный геном, превосходящий по размеру геномы большинства современных тритонов и саламандр. Marmorerpeton — одна из самых древних хвостатых амфибий, известных ученым. Так что крупный геном надо считать признаком, появившимся в самом начале эволюции этой группы — возможно, в связи с какими-то особенностями жизненного цикла.

03.06.2015 | Комментарии (11)

К «новой голове» позвоночных прилагалось «новое сердце»

Кардиофарингеальные зачатки мышиного эмбриона

Больше 30 лет назад американские ученые Карл Ганс и Гленн Норткатт опубликовали так называемую «теорию новой головы», согласно которой позвоночные принципиально отличаются от других животных несколькими новообразованиями, расположенными в основном в передней части тела. К «новой голове» позвоночных относятся жаберный скелет с обслуживающими его мышцами, черепно-мозговые нервы и сложные органы чувств. Современные эмбриологические данные показывают, что фактически в состав «новой головы» входит еще и сердце.

18.03.2015 | Комментарии (19)

Общий предок вторичноротых мог быть похож на хордовое

Сценарий эволюции нервной системы, предложенный Линдой Холланд

Проблема происхождения уникальной трубчатой центральной нервной системы хордовых животных до сих пор не решена. Американский биолог Линда Холланд сделала обзор современного состояния этой темы, привлекая новые данные из области генетики развития. В итоге она склоняется к гипотезе происхождения нервной трубки хордовых от брюшного нервного тяжа древних двусторонне-симметричных животных и делает вывод, что общий предок вторичноротых, вероятно, был очень похож на хордовое.

Новости науки по месяцам: 2016 IX, VII, III, II  2015 XII, XI, X, IX, VI, III, II  2014 XI, IX, VIII, VI, III  2013 XII, XI, X, IX, VI, V, III