Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

А. Деревянко, М. Шуньков
Откуда пришел Homo sapiens?

Главная / Новости науки / Елена Наймарк

Метанокисляющие микроорганизмы донных осадков оказались неожиданно разнообразными

Verrucomicrobium spinosum — представитель группы Verrucomicrobia, которые, как выяснилось, включены в микробные метанокисляющие комплексы. Роль представителей этой группы в природных сообществах чрезвычайно далека от понимания

Американские ученые, применив комплекс новейших методов, исследовали сообщества микроорганизмов в насыщенных метаном донных осадках. Подавляющее большинство этих микроорганизмов относят к некультивируемым, поэтому лабораторное изучение их метаболизма недоступно. Обнаружено, что это сообщество включает все известные группы метанокисляющих архей. Нашелся также известный набор сульфатредукторов, дополненный группой Verrucomicrobia, которую никогда ранее не находили в ассоциации с метанокисляющими комплексами. Но самое важное — что новые методы прошли «проверку боем».

22.06 | Комментарии (13)

Рыбка-брызгун

Австралийские ученые проверили в эксперименте, могут ли рыбы различать конкретные человеческие лица. Рыбки-брызгуны справлялись с этой задачей исключительно успешно. Это означает, что в распознавании лиц не задействованы сложные нейронные системы коры мозга; также не требуется для этого привычка многих поколений жить в присутствии человека. Распознавание человеческих лиц — это просто способность к восприятию комплексных зрительных стимулов.

Розовокрылый мускусный палочник <i>Sipyloidea sipylus</i>

Представители отряда палочников имеют в своем биохимическом арсенале пектиназы — ферменты, расщепляющие пектин. Сравнивая гены пектиназ у палочников и двух других групп животных (жуков-листоедов и нематод), а также у различных бактерий, ученые выявили источник этих генов. Палочники, как выяснилось, получили эти гены от своих бактериальных соседей, гамма-протеобактерий, обитающих в их кишечнике и на их кормовых растениях.

Моляр из Мата Менге

В 2004 году в пещере Лианг-Буа на индонезийском острове Флорес были обнаружены остатки нескольких людей нового вида, за маленький рост прозванные «хоббитами». Это событие поставило перед антропологами вопросы, на которые до сих пор нет ответа: когда предки этих людей попали на остров? какая у них родословная? И вот в 2014 году в раскопе Мата Менге, в 74 км от пещеры Лианг-Буа, были найдены часть нижней челюсти взрослого индивида и еще шесть зубов. Сравнение этих остатков с костями из Лианг-Буа и с аналогичным материалом по различным представителям древнейших гоминид указывает на родство «хоббитов» с Homo erectus.

Сперматозоид плодовой мушки D. bifurca

Половой отбор может привести к появлению у животных самых причудливых форм и украшений. У плодовых мушек дрозофил это проявилось в гигантских размерах сперматозоидов. Их длина составляет несколько сантиметров, что в 20 раз больше размеров самой мухи. Такие колоссальные клетки требуют серьезных физиологических вложений, и до недавнего времени не было объяснения, какое они дают преимущество. Ученые разобрались, как в данной ситуации сработал половой отбор.

Карта местонахождений видов растений на планете в соответствии с информацией Глобальной базы данных по биоразнообразию

Международная команда ученых собрала сведения об экспериментах по переселению представителей тех или иных видов за границы их естественных ареалов с учетом сравнительной приспособленности в чужих и родных районах. Одновременно сравнивали экологическое соответствие участков, в которых пришлось осваиваться переселенцам, с их родными районами. В большинстве случаев за пределами ареалов снижались и экологическое соответствие местообитаний, и приспособленность переселенцев.

18.05 | Комментарии (20)

Monocercomonoides globus

Ученые из Чехии и Канады исследовали одноклеточный эукариотический организм Monocercomonoides, утерявший в ходе эволюции митохондрии. У него не обнаружено ни митохондриальных, ни ядерных генов, связанных с основной функцией митохондрии — окислением кислородом органических соединений и запасанием энергии. Как выяснилось, Monocercomonoides смог полностью отказаться от митохондрий за счет приобретения набора необходимых бактериальных ферментов, получив его в ходе горизонтального переноса генов.

12.05 | Комментарии (33)

Лавовые потоки захватывают пузырьки воздуха

В архейских вулканических базальтовых породах возрастом 2,74 млрд лет сохранились следы газовых пузырьков, захваченных из окружающей среды жидкой лавой. Международная команда геофизиков, ориентируясь на размер этих следов, рассчитала атмосферное давление на древней планете. Оно оказалось в два раза ниже современного. По мнению ученых, столь низкое давление связано с малым количеством азота в архейской атмосфере. Низкая плотность атмосферы означает, что характеристики важных физико-химических процессов должны быть скорректированы.

03.05 | Комментарии (14)

Каждое услышанное слово воспринимается конкретными участками коры больших полушарий

Ученые из США определили зоны больших полушарий мозга, которые возбуждаются, когда человек слышит слова из определенных смысловых групп. Испытуемым читали отрывки художественных текстов и одновременно снимали томограммы мозга. Оказалось, что на слова из разных семантических групп реагировали разные участки коры больших полушарий. Более того, у разных людей на слова одной семантической группы реагировали примерно одни и те же области мозга. Объемы прослушанных текстов были большие, поэтому можно говорить о создании целого семантического атласа мозга.

28.04 | Комментарии (31)

Взрослый рапетозавр и его недельный малыш

В местонахождении Меварано позднемелового возраста на Мадагаскаре найдены кости гигантского динозавра рапетозавра (Rapetosaurus krausei). К известным ранее находкам рапетозавра прибавился совсем юный экземпляр, возраст которого составлял всего несколько недель. Оценки скорости роста оказались фантастическими: после вылупления из яйца за первые несколько недель жизни этот динозавренок увеличился в 10 раз! Форма костей и суставов у этого малыша схожа с костями взрослых рапетозавров, а это означает выводковый тип развития у гигантских зауропоподов: динозаврята вылуплялись из яиц уже полностью подготовленными к самостоятельной жизни.

Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых

Гнездо зебровой амадины

Как выяснилось в экспериментах шотландских ученых, зебровые амадины выбирают цветовую гамму для своих гнезд, руководствуясь не столько инстинктом, сколько собственными вкусами и текущими наблюдениями. При этом если они наблюдают за действиями опытного гнездостроителя, с которым прежде были знакомы, то от его действий будет сильно зависеть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодого ученика авторитетом, он выберет цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями.

05.04 | Комментарии (19)

«Хоббиты» с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты» с острова Флорес. Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

01.04 | Комментарии (28)

Ботаники вырастили опаловые цветы

Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории

Ботаники из Германии смогли получить полностью окремненные цветы. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.

Когда пищи мало, родители выкармливают сначала самых здоровых птенцов, а когда много — самых слабых

Голубоногая олуша с птенцом

Птенцы пользуются разными способами для привлечения родительского внимания и получения своей доли родительской заботы: они громко пищат, широко раскрывают ярко окрашенные клювы, вытягивают шеи. Ученые выяснили, что родители больше реагируют на сигналы, указывающие на здоровье и силу птенца, — яркую окраску клюва или большой размер тела. Но в стабильных условиях с изобильным кормом они кормят сначала тех, кто громче пищит, сигнализируя о своем бедственном положении.

25.03 | Комментарии (17)

Склонность к азартным играм определяется нейронами прилежащего ядра

Психология азарта зависит от работы дофаминовых нейронов D2 в прилежащем ядре

Ученые из Стэнфордского университета исселдовали азартное поведение на примере крыс. По своему поведенческому рисунку крысы разделились на две группы — осторожные и готовые идти на риск. Разнице в поведении соответствовала различная картина активации дофаминовых нейронов в одном из участков лимбической системы, так называемом прилежащем ядре. Если активацию этих нейронов снизить, то осторожные особи превращаются в рисковых игроков, если же у заядлых игроков ее увеличить, то они превращаются в сдержанных тихонь.

22.03 | Комментарии (13)

Загадочный ископаемый «монстр Талли» оказался родственником миног

Модель туллимонстра в Филдовском музее естественной истории

Монстр Талли, или туллимонстр (Tullimonstrum gregarium), — ископаемое животное каменноугольного периода, жившее 300 млн лет назад, — известен более полувека. Однако его филогенетические связи оставались спорными: его сближали практически со всеми типами животных — с хордовыми, членистоногими, моллюсками, опабиниями, немертинами. После обобщения и переосмысления большого существующего материала туллимонстра поместили в основание ветви ископаемых и современных миног и близких к ним животных.

16.03 | Комментарии (20)

Мозг отличает расчетливое добро от бескорыстных порывов

Кустик растет из кучки монет

Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и взаимного альтруизма, совмещенных с томографическим сканированием мозга. Общий результат действия обоих стимулов (эмпатии или альтруизма) был сходным, но картины активированных связей в мозгу оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами.

02.03 | Комментарии (16)

Кремнистые диатомовые водоросли синтезируют кальцитовые микрофибриллы

Визуализация микрофибрилл стебелька

Диатомовые водоросли Didymosphenia geminate образуют сплошные километровые заросли на донных субстратах в чистых реках и ручьях, создавая серьезную экологическую проблему. Но до сих пор было не очень понятно, как эти водоросли закрепляются на камнях в условиях быстро текущей воды, инициируя начало колонии. Судя по всему, это происходит из-за кальцитовых микрофибрилл в стебельках водорослей, и ученые предложили вероятный механизм их образования за счет работы комплекса карбоангидраз.

25.02 | Комментарии (33)

У алтайских неандертальцев найдены гены архаичных сапиенсов, а у денисовцев — гены гейдельбергских людей

Фрагмент мизинца денисовской девочки

Тщательный анализ ДНК денисовских и неандертальских костных фрагментов из Денисовой пещеры дал возможность реконструировать связи этих архаичных линий людей с мигрантами из Африки. В каждую из линий оказались привнесены чужеродные гены, но из разных источников. Алтайским неандертальцам достались гены из генофонда общих предков африканцев, а денисовцы получили свой генетический довесок от древних архаичных форм, родственных гейдельбергскому человеку.

Глубокие вздохи активируются строго специфичными нейронами дыхательного центра

Глубокий вздох крысы

Американские ученые выделили группу нейронов дыхательного центра, которая инициирует глубокий вздох. Они с помощью различных методик проследили начало и окончание нервных отростков, возбуждение которых оформляет вздох, а также определили вещества, ответственные за стимуляцию этих нейронов. Функция найденного нервного пути строго специфична — только глубокий вздох и ничего кроме. Ученые полагают, что в данном исследовании имеется хороший потенциал для разработки препаратов, улучшающих дыхательную динамику.

Новости науки по месяцам: 2016 VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, I  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, V, IV, III, II, I