Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

А. Сергеев, А. Благодатский
Насекомые и бионика: загадки зрительного аппарата

Л. Смолин
«Возвращение времени». Глава из книги

Главная / Новости науки / Елена Наймарк

Очертания видового ареала определяются экологическими свойствами вида

Карта местонахождений видов растений на планете в соответствии с информацией Глобальной базы данных по биоразнообразию

Международная команда ученых собрала сведения об экспериментах по переселению представителей тех или иных видов за границы их естественных ареалов с учетом сравнительной приспособленности в чужих и родных районах. Одновременно сравнивали экологическое соответствие участков, в которых пришлось осваиваться переселенцам, с их родными районами. В большинстве случаев за пределами ареалов снижались и экологическое соответствие местообитаний, и приспособленность переселенцев.

18.05 | Комментарии (17)

Monocercomonoides globus

Ученые из Чехии и Канады исследовали одноклеточный эукариотический организм Monocercomonoides, утерявший в ходе эволюции митохондрии. У него не обнаружено ни митохондриальных, ни ядерных генов, связанных с основной функцией митохондрии — окислением кислородом органических соединений и запасанием энергии. Как выяснилось, Monocercomonoides смог полностью отказаться от митохондрий за счет приобретения набора необходимых бактериальных ферментов, получив его в ходе горизонтального переноса генов.

12.05 | Комментарии (33)

Лавовые потоки захватывают пузырьки воздуха

В архейских вулканических базальтовых породах возрастом 2,74 млрд лет сохранились следы газовых пузырьков, захваченных из окружающей среды жидкой лавой. Международная команда геофизиков, ориентируясь на размер этих следов, рассчитала атмосферное давление на древней планете. Оно оказалось в два раза ниже современного. По мнению ученых, столь низкое давление связано с малым количеством азота в архейской атмосфере. Низкая плотность атмосферы означает, что характеристики важных физико-химических процессов должны быть скорректированы.

03.05 | Комментарии (14)

Каждое услышанное слово воспринимается конкретными участками коры больших полушарий

Ученые из США определили зоны больших полушарий мозга, которые возбуждаются, когда человек слышит слова из определенных смысловых групп. Испытуемым читали отрывки художественных текстов и одновременно снимали томограммы мозга. Оказалось, что на слова из разных семантических групп реагировали разные участки коры больших полушарий. Более того, у разных людей на слова одной семантической группы реагировали примерно одни и те же области мозга. Объемы прослушанных текстов были большие, поэтому можно говорить о создании целого семантического атласа мозга.

28.04 | Комментарии (31)

Взрослый рапетозавр и его недельный малыш

В местонахождении Меварано позднемелового возраста на Мадагаскаре найдены кости гигантского динозавра рапетозавра (Rapetosaurus krausei). К известным ранее находкам рапетозавра прибавился совсем юный экземпляр, возраст которого составлял всего несколько недель. Оценки скорости роста оказались фантастическими: после вылупления из яйца за первые несколько недель жизни этот динозавренок увеличился в 10 раз! Форма костей и суставов у этого малыша схожа с костями взрослых рапетозавров, а это означает выводковый тип развития у гигантских зауропоподов: динозаврята вылуплялись из яиц уже полностью подготовленными к самостоятельной жизни.

Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых

Гнездо зебровой амадины

Как выяснилось в экспериментах шотландских ученых, зебровые амадины выбирают цветовую гамму для своих гнезд, руководствуясь не столько инстинктом, сколько собственными вкусами и текущими наблюдениями. При этом если они наблюдают за действиями опытного гнездостроителя, с которым прежде были знакомы, то от его действий будет сильно зависеть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодого ученика авторитетом, он выберет цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями.

05.04 | Комментарии (17)

Хоббиты с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты с острова Флорес». Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

01.04 | Комментарии (28)

Ботаники вырастили опаловые цветы

Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории

Ботаники из Германии смогли получить полностью окремненные цветы. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.

Когда пищи мало, родители выкармливают сначала самых здоровых птенцов, а когда много — самых слабых

Голубоногая олуша с птенцом

Птенцы пользуются разными способами для привлечения родительского внимания и получения своей доли родительской заботы: они громко пищат, широко раскрывают ярко окрашенные клювы, вытягивают шеи. Ученые выяснили, что родители больше реагируют на сигналы, указывающие на здоровье и силу птенца, — яркую окраску клюва или большой размер тела. Но в стабильных условиях с изобильным кормом они кормят сначала тех, кто громче пищит, сигнализируя о своем бедственном положении.

25.03 | Комментарии (17)

Склонность к азартным играм определяется нейронами прилежащего ядра

Психология азарта зависит от работы дофаминовых нейронов D2 в прилежащем ядре

Ученые из Стэнфордского университета исселдовали азартное поведение на примере крыс. По своему поведенческому рисунку крысы разделились на две группы — осторожные и готовые идти на риск. Разнице в поведении соответствовала различная картина активации дофаминовых нейронов в одном из участков лимбической системы, так называемом прилежащем ядре. Если активацию этих нейронов снизить, то осторожные особи превращаются в рисковых игроков, если же у заядлых игроков ее увеличить, то они превращаются в сдержанных тихонь.

22.03 | Комментарии (13)

Загадочный ископаемый «монстр Талли» оказался родственником миног

Модель туллимонстра в Филдовском музее естественной истории

Монстр Талли, или туллимонстр (Tullimonstrum gregarium), — ископаемое животное каменноугольного периода, жившее 300 млн лет назад, — известен более полувека. Однако его филогенетические связи оставались спорными: его сближали практически со всеми типами животных — с хордовыми, членистоногими, моллюсками, опабиниями, немертинами. После обобщения и переосмысления большого существующего материала туллимонстра поместили в основание ветви ископаемых и современных миног и близких к ним животных.

16.03 | Комментарии (20)

Мозг отличает расчетливое добро от бескорыстных порывов

Кустик растет из кучки монет

Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и взаимного альтруизма, совмещенных с томографическим сканированием мозга. Общий результат действия обоих стимулов (эмпатии или альтруизма) был сходным, но картины активированных связей в мозгу оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами.

02.03 | Комментарии (16)

Кремнистые диатомовые водоросли синтезируют кальцитовые микрофибриллы

Визуализация микрофибрилл стебелька

Диатомовые водоросли Didymosphenia geminate образуют сплошные километровые заросли на донных субстратах в чистых реках и ручьях, создавая серьезную экологическую проблему. Но до сих пор было не очень понятно, как эти водоросли закрепляются на камнях в условиях быстро текущей воды, инициируя начало колонии. Судя по всему, это происходит из-за кальцитовых микрофибрилл в стебельках водорослей, и ученые предложили вероятный механизм их образования за счет работы комплекса карбоангидраз.

25.02 | Комментарии (33)

У алтайских неандертальцев найдены гены архаичных сапиенсов, а у денисовцев — гены гейдельбергских людей

Фрагмент мизинца денисовской девочки

Тщательный анализ ДНК денисовских и неандертальских костных фрагментов из Денисовой пещеры дал возможность реконструировать связи этих архаичных линий людей с мигрантами из Африки. В каждую из линий оказались привнесены чужеродные гены, но из разных источников. Алтайским неандертальцам достались гены из генофонда общих предков африканцев, а денисовцы получили свой генетический довесок от древних архаичных форм, родственных гейдельбергскому человеку.

Глубокие вздохи активируются строго специфичными нейронами дыхательного центра

Глубокий вздох крысы

Американские ученые выделили группу нейронов дыхательного центра, которая инициирует глубокий вздох. Они с помощью различных методик проследили начало и окончание нервных отростков, возбуждение которых оформляет вздох, а также определили вещества, ответственные за стимуляцию этих нейронов. Функция найденного нервного пути строго специфична — только глубокий вздох и ничего кроме. Ученые полагают, что в данном исследовании имеется хороший потенциал для разработки препаратов, улучшающих дыхательную динамику.

03.02 | Комментарии (21)

Чтобы произвести потомство, мышам не нужна Y-хромосома

Результат искусственного оплодотворения яйцеклеток круглыми недозрелыми спермиями, 6 часов после инъекции. Видны два ядра в яйцеклетке (короткие стрелки) и второе полярное тельце

Группа ученых из Гавайского университета, работая с трансгенными мышами, получила потомство от линии, не имеющей Y-хромосомы. Более того, у самцов этой линии не осталось ни одного гена, которые содержит Y-хромосома, а потомство от таких самцов получилось вполне жизнеспособное и плодовитое. Вместо генов Y-хромосомы сперматогенез контролировался некоторыми встроенными аутосомными и X-хромосомными вариантами.

Моногамные полёвки способны жалеть друг друга

Полёвка утешает друга

Американские ученые в серии поведенческих экспериментов показали, что моногамные желтобрюхие полёвки склонны жалеть и утешать товарищей, попавших в беду. У них имеет место настоящая эмпатия по отношению к знакомым индивидам, со свойственным ей индуцированным эмоциональным и физиологическим состоянием. Ничего похожего не наблюдалось у родственного немоногамного вида — луговых полевок. Выяснилось также, что у желтобрюхих полёвок, как и у человека, эмпатия определяется действием окситоцина в области передней поясной извилины.

Люди жили в Заполярье 44 тысячи лет назад

Прорисовка скелета и внутренних органов мамонта (вид слева)

Российские ученые обнаружили на костях мамонта возрастом около 44 тысяч лет повреждения от человеческих орудий — метательных копий, дротиков и каменных скребков. Вместе с найденной раньше волчьей бедренной костью с отверстием от дротика эти находки раздвигают ареал обитания человека доледниковой эпохи далеко на север, до 72° с. ш.

18.01 | Комментарии (55)

Женщины публикуются в более престижных научных журналах, но цитируют их меньше

Привлечение женщин в науку — процесс с препятствиями

Группа ученых инженерных специальностей изучила статистику публикаций у мужчин и женщин по инженерии и технологии. Выяснилось, что женщины в качестве ведущих авторов чаще публикуются в высокорейтинговых журналах, чем авторы-мужчины, но их индекс цитирования ниже. Женщинам проще пробиться к лидирующим позициям в узкоспециальных областях. А команды соавторов, где присутствуют и мужчины, и женщины, продуктивнее, чем те, где отдается предпочтение только мужчинам или только женщинам.

11.01 | Комментарии (17)

Доля агрегированных видовых пар

Экологи рассчитали показатель видовой сопряженности биосообществ для разных временных интервалов от каменноугольного периода до современности. Если до голоцена в сообществах доминировали положительные связи между видами (виды имели тенденцию к сосуществованию), то в течение голоцена и до настоящего времени выявляется тенденция к отрицательным связям (видовые пары стремятся к разобщенному существованию в разных комплексах). Этот сдвиг ученые связывают с деятельностью человека.

Новости науки по месяцам: 2016 V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, I  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, V, IV, III, II, I