Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

К. Каренина, А. Гилёв
Зачем степи артезианы?

Н. Резник
Густой волос и низкий голос

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

М. Борисов
Хеопс на подошве Имхотепа и сад камней

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

М. Москалева
Студенты МГУ против лженауки

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Главная / Новости науки / Александр Марков

23.05 | Комментарии (15)

В Китае найдены древнейшие многоклеточные водоросли

Ископаемые водоросли из формации Гаоюйчжуан

Китайские палеонтологи обнаружили в мезопротерозойских карбонатных сланцах возрастом 1,56 млрд лет отпечатки крупных многоклеточных организмов, похожих на современные водоросли. У некоторых экземпляров сохранились стебельки и прикрепительные образования, найдены также фрагменты с хорошо сохранившейся клеточной структурой. Находки представляют собой самое убедительное на сегодня подтверждение того, что в начале мезопротерозоя в морях уже существовали крупные многоклеточные эукариоты, подлинный расцвет которых начался лишь спустя миллиард лет.

16.05 | Комментарии (32)

Средний уровень образования жителей США в зависимости от года рождения

Обобщив результаты генотипирования сотен тысяч людей европейского происхождения, большая международная команда генетиков и биоинформатиков выявила 74 участка генома, вариации в которых достоверно коррелируют с уровнем полученного человеком образования. Значительная часть идентифицированных генов активно работает в мозге, особенно во время внутриутробного развития; мутации многих из них влияют на когнитивные способности. Исследование подтвердило, что применение современных аналитических методов к очень большим выборкам людей позволяет обнаружить достоверное влияние конкретных генов даже на такие признаки, которые в основном определяются средой и традиционно считаются не врожденными.

10.05 | Комментарии (24)

Схема метода «непрерывной эволюции при помощи фагов»

Генетически модифицированные растения, защищенные от насекомых-вредителей безвредными для других животных бактериальными токсинами, позволяют резко увеличить урожайность, но ненадолго: насекомые быстро приспосабливаются к токсинам. Чтобы на равных участвовать в эволюционной гонке вооружений с вредителями, необходимо научиться разрабатывать новые токсины, обладающие таким же узким действием. Американские биоинженеры придумали методику, которая основана на быстрой эволюции вирусов-бактериофагов, позволяющую в кратчайшие сроки получать новые токсины, опасные только для определенной группы насекомых.

04.05 | Комментарии (121)

Cоотношение изотопов бора в раковинках мелководных планктонных эоценовых фораминифер

Изотопный анализ раковин ископаемых фораминифер позволил уточнить оценки содержания CO2 в атмосфере в разные эпохи кайнозоя. Оказалось, что эоценовое похолодание сопровождалось снижением концентрации CO2 в два раза. А данные спутниковых наблюдений говорят о том, что с 1982-го по 2009 год планета заметно позеленела. Экологические модели показывают, что главной причиной бурного развития растительности является рост концентрации CO2, которая за этот период выросла почти на 15%. Новые данные подтверждают и уточняют представления о сильном влиянии концентрации атмосферного CO2 на климат и растительность.

Большой земляной вьюрок Geospiza magnirostris

Один из немногих детально изученных примеров того, как конкуренция за ресурсы между близкими видами способствует расхождению признаков, — это быстрое уменьшение размера клюва у среднего земляного вьюрка Geospiza fortis на маленьком острове Дафне в Галапагосском архипелаге, которое произошло на фоне засухи 2004–2005 годов из-за конкуренции с недавно поселившимся на острове большим земляным вьюрком Geospiza magnirostris. Генетический анализ показал, что этот эволюционный эпизод происхошел за счет сильного отбора по единственному локусу.

18.04 | Комментарии (17)

Нескончаемая гонка вооружений между паразитами-бактериофагами и их жертвами-бактериями

Эффективность системы наследуемого приобретенного иммунитета CRISPR-Cas, широко распространенная у прокариот, обеспечивается тем, что благодаря ее работе разные бактерии учатся распознавать вирус по разным участкам его генома. В результате способы защиты бактерий от данного вируса становятся настолько разнообразными, что никакие точечные мутации уже не помогают вирусам эффективно приспособиться к коллективной обороне жертв. Это способствует эволюции специальных вирусных генов, подавляющих работу системы CRISPR в целом, а бактерии отвечают на это эволюцией новых вариантов системы CRISPR.

12.04 | Комментарии (16)

Газопылевое облако, вращающееся вокруг молодой звезды

В космосе обнаружены разнообразные органические вещества, однако о механизмах их формирования известно немного. Астрофизики и химики из Франции, Дании и Мексики экспериментально показали, что в условиях, имитирующих ранние стадии формирования планетных систем, в водяном льду с примесью метанола и аммиака под действием ультрафиолетового излучения образуются всевозможные углеводы, включая рибозу — важнейшую составную часть РНК. Авторы предполагают, что химический процесс, приводящий к синтезу этих углеводов, схож с автокаталитической реакцией Бутлерова, хотя и не нуждается в присутствии двухвалентных ионов металлов.

04.04 | Комментарии (15)

В мозге рыб обнаружен переключатель, настраивающий на победу или поражение в драке

Кружение — стадия в конфликте двух самцов данио-рерио

Японские нейробиологи обнаружили в мозгe данио-рерио два нейронных контура, один из которых активен у победителей в драках, а второй — у побежденных. Трансгенные рыбки с блокированным «путем победителя» обычно проигрывают драки, даже если по физическим показателям не уступают сопернику. Напротив, рыбки с отключенным «путем побежденного» не желают сдаваться и поэтому чаще всего побеждают. Обнаружен и третий путь: если этот путь заблокировать, побитая в драке рыбка продолжает вести себя нескромно, провоцируя новые атаки победителя.

28.03 | Комментарии (82)

Изготовлена бактерия с синтетическим минимальным геномом

Сравнение геномов syn1.0 и syn3.0

Сотрудники института Крейга Вентера сообщили о новом успехе на пути к созданию искусственных микроорганизмов с заданными свойствами. Используя разработанные ранее методы изготовления синтетических геномов и внедрения их в бактериальные клетки, исследователи создали жизнеспособную бактерию, геном которой содержит всего лишь 531 тысячу пар оснований и 473 гена — меньше, чем у любых существующих в природе микробов, способных к самостоятельному размножению.

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

14.03 | Комментарии (47)

В странах, где принято соблюдать законы и правила, у людей выше уровень внутренней честности

Индекс «распространенности нарушения правил»

Психологические эксперименты показали, что склонность поступать по-честному в ситуации, когда разоблачить обманщика невозможно, положительно коррелирует с соблюдением законов и правил в обществе. В обществах, где развиты теневая экономика, коррупция и политическое мошенничество, люди охотнее идут на мелкий безопасный обман в корыстных целях по сравнению с жителями стран, где законы соблюдаются лучше. Полученные результаты показывают, что уровень «внутренней честности» людей зависит от социальной среды.

09.03 | Комментарии (63)

У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями

Шимпанзе кидает камень в дерево

В ходе наблюдений за 34 сообществами диких шимпанзе обнаружен неизвестный ранее тип «ритуализованного» поведения. На территориях четырех сообществ имеются особые деревья, о которые шимпанзе систематически колотят камнями или забрасывают камни в дупла и расщелины между корнями. Такое поведение не связано с доступностью дуплистых деревьев или камней. По-видимому, оно определяется культурной традицией.

01.03 | Комментарии (11)

Половое размножение помогает отбору отделять полезные мутации от вредных

Спаривание дрожжей

Идея о том, что половое размножение ускоряет адаптацию, неоднократно подтверждалась экспериментально. Кроме того, она имеет весомые теоретические обоснования. До сих пор, однако, ход эволюционных изменений генома в бесполых и половых популяциях не сравнивался напрямую. Американские биологи придумали методику и создали генно-модифицированные штаммы дрожжей, благодаря которым эту технически сложную задачу удалось решить.

Неандертальские гены влияют на здоровье современных людей

Шесть эпизодов гибридизации сапиенсов, неандертальцев, денисовцев и «архаичных Homo»

Используя базы данных по медицинской генетике, ученые смогли оценить связь между наличием у современных европейцев тех или иных неандертальских аллелей и различными заболеваниями. Оказалось, что неандертальские гены достоверно, хотя и не очень сильно, влияют на риск некоторых нарушений, таких как депрессия, актинический кератоз, повышенная свертываемость крови и никотиновая зависимость. Многие из этих генов могли быть полезны нашим палеолитическим предкам, но потом стали вредными в связи с изменением условий жизни.

17.02 | Комментарии (63)

Вера в строгих и всезнающих богов коррелирует с честным поведением по отношению к незнакомым единоверцам

Рука бога

Психологи обнаружили связь между представлениями о богах и склонностью по-честному поступать с незнакомыми единоверцами. Установлено, что люди, верящие, что бог всеведущ и наказывает людей за плохое поведение, честнее вели себя по отношению к незнакомым единоверцам, чем сомневающиеся в этом. По мнению исследователей, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что вера в строгих богов, следящих за моральным обликом людей, способствует расширению человеческой социальности и формированию больших, сплоченных обществ.

08.02 | Комментарии (64)

Генеалогия белков свидетельствует о позднем приобретении митохондрий предками эукариот

Схематическое изображение метода, использованного в обсуждаемой статье

Последовательность эволюционных событий, завершившихся появлением эукариотической клетки, остается спорной. Приобретение симбионта — альфапротеобактерии, от которой произошли митохондрии, — одними авторами помещается в начало этой цепочки событий, другими — в конец. Результаты сравнения эволюционных деревьев белков, унаследованных эукариотами от разных групп прокариот, говорят о том, что приобретение митохондрий было завершающим этапом становления эукариотической клетки.

У червя Caenorhabditis elegans старение легко замедлить или ускорить, но трудно изменить его траекторию

Большинство факторов, влияющих на продолжительность жизни C. elegans, не меняют форму кривой выживания

Динамику старения традиционно описывают с помощью «кривых выживания», показывающих, какая доля особей доживает до того или иного возраста. Их форма сильно различается у разных организмов. При помощи автоматизированной системы наблюдения за жизнью и смертью популяций нематоды Caenorhabditis elegans удалось показать, что разнообразные факторы, продляющие или сокращающие жизнь, не меняют форму кривой выживания, а только растягивают или сжимают ее во времени.

28.01 | Комментарии (28)

Элементный состав континентальной коры помог датировать начало тектоники плит

Общий вид Земли в раннем архее

По соотношению в земной коре невымываемых элементов (никеля, кобальта, хрома и цинка) американские геохимики определили, что вплоть до 3 млрд лет назад континенты были сложены высокомагнезиальными, тяжелыми, породами, а в течение позднего архея они быстро разрастались за счет формирования более легких гранитов. Это свидетельствует о старте глобальной тектоники плит около 3 млрд лет назад, потому что для образования гранитов в мантию должно поступать много воды, что происходит при погружении океанической коры в мантию в зонах субдукции.

В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное

Взрослый самец зебровой амадины учит молодого самца правильно петь

Американские нейробиологи обнаружили механизм, не позволяющий зебровым амадинам переучивать те элементы песни, которые они уже выучили. Ключевую роль в обучении пению играют премоторные нейроны верхнего вокального центра (HVC), которые активно работают у молодых самцов («учеников») при прослушивании песни взрослого самца («учителя»). У взрослых самцов эти нейроны перестают реагировать на звуки чужих песен.

06.01 | Комментарии (21)

Нефотосинтезирующую бактерию можно обучить фотосинтезу, поместив ее в подходящую среду

Схема гибридной фотосинтезирующей системы

Американские химики и биоинженеры создали «гибридную» фотосинтезирующую систему, в которой светособирающую функцию выполняют наночастицы сульфида кадмия, а живая нефотосинтезирующая бактерия Moorella thermoacetica забирает у них возбужденные светом электроны и использует для восстановления CO2 и синтеза органики. Подобные биотехнические устройства, преобразующие энергию солнечного света в нужные человеку органические вещества, когда-нибудь превзойдут по эффективности обычные фотосинтезирующие организмы.

Новости науки по месяцам: 2016 V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, I  2007 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI