К. Циммер

«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

В. Мацарский
Разгневанный Эйнштейн и «темный» рецензент

Главная / Новости науки / Экология

Муравьи-листорезы при уходе за потомством используют противогрибковый препарат

Муравьи Acromyrmex echinatior в своей грибнице

Американские муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках грибные сады, в которых живут личинки муравьев. Грибы служат личинкам основной пищей и важным дополнением к рациону взрослых. Но грибы нужны муравьям не только для пропитания: гифами гриба они покрывают свои личинки и куколки. Выяснилось, что функция такого «покрывала» — защита от заражения микроскопическими патогенными грибками, то есть оно играет роль своеобразного противогрибкового препарата.

Рис. 1. Некоторые обычные виды птиц Европы

Несмотря на то, что влияние изменений климата на экосистемы в последнее время активно исследуется в самых разных аспектах, пока довольно мало известно о воздействии климатической динамики на численность отдельных видов или целых сообществ. Недавно в журнале Science вышла статья, авторы которой проанализировали связь между распространением ряда европейских и североамериканских птиц и изменением климата за последние десятилетия. Выводы орнитологов оказались весьма тревожными: потепление оказывает усиливающееся воздействие на птиц и в недалеком будущем может привести к резкому снижению численности многих видов.

Карта местонахождений видов растений на планете в соответствии с информацией Глобальной базы данных по биоразнообразию

Международная команда ученых собрала сведения об экспериментах по переселению представителей тех или иных видов за границы их естественных ареалов с учетом сравнительной приспособленности в чужих и родных районах. Одновременно сравнивали экологическое соответствие участков, в которых пришлось осваиваться переселенцам, с их родными районами. В большинстве случаев за пределами ареалов снижались и экологическое соответствие местообитаний, и приспособленность переселенцев.

04.05 | Комментарии (122)

Cоотношение изотопов бора в раковинках мелководных планктонных эоценовых фораминифер

Изотопный анализ раковин ископаемых фораминифер позволил уточнить оценки содержания CO2 в атмосфере в разные эпохи кайнозоя. Оказалось, что эоценовое похолодание сопровождалось снижением концентрации CO2 в два раза. А данные спутниковых наблюдений говорят о том, что с 1982-го по 2009 год планета заметно позеленела. Экологические модели показывают, что главной причиной бурного развития растительности является рост концентрации CO2, которая за этот период выросла почти на 15%. Новые данные подтверждают и уточняют представления о сильном влиянии концентрации атмосферного CO2 на климат и растительность.

Белопоясничный шама-дрозд

Группа американских ученых обобщила последние данные по происхождению и филогеографии птиц Индонезии. Они показали, что ключевым районом для индонезийских птиц является остров Калимантан, особенно его малайзийская часть — Борнео. Здесь многие птицы переживали неблагоприятные для них прохладные сухие эпохи, когда площади тропических лесов значительно сокращались. Поэтому именно на Борнео живет наибольшее число эндемиков.

Олуши охотятся во время хода сардин

Каждый год у побережья ЮАР наблюдается миграция сардин, движущихся сплоченными косяками. Такие скопления — лакомая добыча как для водных хищников (в основном дельфинов), так и для морских птиц олушей. Извлекают ли хищники разных видов выгоду из совместной охоты? Оказалось, что да, и чем больше хищников, тем им лучше: успешнее всего атаки, которые идут через небольшое время после нападения другого хищника на косяк. Это объясняет, почему специализирующиеся на стайных рыбах хищники часто держатся группами.

11.01 | Комментарии (17)

Доля агрегированных видовых пар

Экологи рассчитали показатель видовой сопряженности биосообществ для разных временных интервалов от каменноугольного периода до современности. Если до голоцена в сообществах доминировали положительные связи между видами (виды имели тенденцию к сосуществованию), то в течение голоцена и до настоящего времени выявляется тенденция к отрицательным связям (видовые пары стремятся к разобщенному существованию в разных комплексах). Этот сдвиг ученые связывают с деятельностью человека.

26.11.2015 | Комментарии (7)

Коммуны миролюбивых пауков погибают быстрее, чем агрессивных

Самка паука Anelosimus studiosus

Самки американского паука Anelosimus studiosus живут коммунами по 2–200 особей. Каждая коммуна создает себе из паутины собственный мир — паутинный «риф», где живут не только представители данного вида, но еще до нескольких десятков видов других пауков. Когда пауков-нахлебников становится слишком много, коммуна погибает. Интересно, что в популяции агрессивных фенотипов пауков критическая численность нахлебников достигается медленнее.

12.09.2015 | Комментарии (2)

Перевылов трески привел к увеличению разнообразия рыб

Атлантическая треска

Международная группа ученых проанализировала уникальные данные 41-летнего мониторинга сообществ рыб в районе атлантического побережья Канады. За это время численность трески — наиболее крупного из основных хищников местных вод — значительно сократилась в результате перевылова. Выяснилось, что это привело к увеличению разнообразия других рыб и повышению их относительных численностей.

02.09.2015 | Комментарии (9)

Бурые водоросли не подтверждают экологическую гипотезу чередования гаплоидной и диплоидной стадий

Гаплоидный гаметофит Ectocarpus на талломе водоросли Scytosiphon lomentaria

Некоторые низшие растения способны чередовать сопоставимые по длительности и морфологической сложности гаплоидную и диплоидную стадии в своем жизненном цикле. Но почему так происходит, до сих пор точно не известно. Одна из популярных гипотез объясняет это тем, что гаметофиты и спорофиты занимают разные экологические ниши и это выгодно виду. Исследование двух видов бурых водорослей рода Ectocarpus показало, что эта гипотеза не выполняется.

03.08.2015 | Комментарии (6)

Новый сорт риса поможет уменьшить выбросы парниковых газов

Флуоресценция метанобразующих бактерий на корнях риса

Ученые из Швеции получили генетически модифицированный рис, плантации которого почти не выбрасывают в атмосферу метан. Для этого рис снабдили одним из генов ячменя, стимулирующим отложение крахмала в стеблях и семенах растения. Зерна такого риса более питательные, а в корнях, наоборот, запасается меньше углеводов.

29.07.2015 | Комментарии (11)

У комаров генетическая адаптация к окружающей среде определяется только географией

Имаго обыкновенного комара

У комаров-пискунов Culex pipiens есть две формы, «городская» и «природная», которые не различимы по внешним признакам, но существенно отличаются по образу жизни. Биологи из России и США изучили, какие участки генома подвержены действию естественного отбора у комаров обеих форм, населяющих разные местообитания в Центральной России и в Калифорнии. Главный вывод: набор подверженных отбору участков генома определяется географической близостью, а не принадлежностью к экологической форме или типом местообитания.

21.07.2015 | Комментарии (9)

Биоразнообразие полезно для здоровья

Биоразнообразие помогает противостоять паразитам

Ученые с факультета интегративной биологии Южно-Флоридского университета в Тампе (США) обобщили все научные работы, в которых исследовалась зависимость заражения паразитами от факторов среды. Анализ этих работ показал, что чем выше разнообразие видов в сообществе, тем меньше страдают от инфекционных болезней его участники.

05.06.2015 | Комментарии (1)

Впервые показана хаотическая динамика популяций в многовидовом сообществе

Схема циклической сукцессии

Довольно давно было предсказано, что в многовидовых сообществах может возникать хаотическое поведение, однако примеров «из природы» известно не было. Двадцатилетние наблюдения за тремя видами, заселяющими камни в приливно-отливной зоне на побережье Новой Зеландии, показали, что эта экосистема находится «на краю хаоса»: время от времени динамика численностей меняется со стабилизирующейся на хаотическую.

23.04.2015 | Комментарии (2)

Ускоренные темпы эволюции позволяют цихлидам адаптироваться к антропогенным изменениям среды

Цихлиды <i>Haplochromis pyrrhocephalus</i> и <i>Platytaeniodus degeni</i>

Цихлиды широко известны как группа, демонстрирующая быструю и широкую адаптивную радиацию. Для них характерны ускоренные темпы эволюции, которая активно продолжается и сейчас. Выяснилось, что способность к ускоренной эволюции позволяет этим рыбкам адаптироваться также и к антропогенным изменениям среды их обитания.

08.04.2015 | Комментарии (1)

Первый признак неблагополучия организма — перераспределение АТФ

Пурпурный морской еж (<i>Strongylocentrotus purpuratus</i>)

Изучая морских ежей в условиях повышенного уровня углекислого газа, американские ученые выяснили, как начинают проявляться адаптации организма к неоптимальным условиям окружающей среды на молекулярном уровне. Еще до того, как будут заметны изменения экспрессии генов и, тем более, изменения внешнего вида, приспособление к неблагоприятной обстановке становится заметно на уровне распределения АТФ. При этом организмы оказываются более уязвимыми к действию других неблагоприятных факторов.

07.04.2015 | Комментарии (3)

Птицы кагу научились выживать на почвах, загрязненных тяжелыми металлами

Кагу (<i>Rhynochetos jubatus</i>)

Концентрацию тяжелых металлов в живых организмах нередко используют в качестве показателя уровня антропогенного загрязнения окружающей среды. В местах обитания кагу — небольшой нелетающей птицы с острова Новая Каледония — почва имеет вулканическое происхождение и естественно насыщена тяжелыми металлами. Высокая концентрация этих металлов обнаружена и в перьях кагу — даже выше, чем у птиц, обитающих в условиях антропогенного загрязнения. Возможно, кагу имеют специфические адаптации к таким условиям обитания.

11.02.2015 | Комментарии (2)

Погибшие коралловые рифы постепенно восстанавливаются

Восстановление локального рифа на западном берегу Австралийского побережья

Около 15 лет назад коралловые рифы во всем мире стали массово погибать: они выцветали, живые полипы переставали расти и умирали, рифовые постройки разрушались. Австралийские исследователи провели оценку современного состояния рифов в районе Сейшельских островов, где доля погибших рифов достигала 90%. Оказалось, что больше половины рифов сейчас восстанавливаются, хотя остальные всё же зарастают водорослями. Ученые провели анализ факторов, способствующих восстановлению рифов, и выявили самые значимые из них.

23.12.2014 | Комментарии (2)

Численность хищных животных в Европе постепенно восстанавливается

Четыре крупных европейских хищника

76 зоологов, участвующие в работах по мониторингу популяций европейских млекопитающих, обобщили данные за последнее пятилетие. Они выяснили, что численность крупных хищников — бурого медведя, рыси, волка и росомахи, — обитающих на территории Европы, увеличилась по сравнению с серединой XX столетия — периодом наибольшего популяционного стресса. Ученые отмечают, что не только увеличилось число особей в популяциях, но и расширилась территория, занимаемая ими.

03.12.2014 | Комментарии (7)

Мир меняется и подземная биота меняется вместе с ним

Микроскопические норки нематод в песчаном грунте

В журнале Nature представлен обзор имеющихся на сегодняшний день данных по биоразнообразию почв. Неожиданно эта, казалось бы, тривиальная тематика предстает совершенно иначе. С позиций современных знаний, почвенная жизнь — это целый отдельный мир, чрезвычайно малоизученный, исключительно разнообразный и теснейшим образом взаимоувязанный с нами, обитающими на поверхности любителями солнца.

Новости науки по месяцам: 2016 IX, VI, V, II, I  2015 XI, IX, VIII, VII, VI, IV, II  2014 XII, II  2013 XI, VIII, VII, VI, IV, III  2012 XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, V, IV, II  2010 XII, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, II, I  2008 XI, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III