А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Д. Мамонтов
Торий: спасет ли он планету от энергетического кризиса?

Р. Эспарза, Р. Фишман
Марс: научный гид

Главная / Новости науки / Этология

22.06 | Комментарии (13)

Рыбки-брызгуны хорошо различают человеческие лица

Рыбка-брызгун

Австралийские ученые проверили в эксперименте, могут ли рыбы различать конкретные человеческие лица. Рыбки-брызгуны справлялись с этой задачей исключительно успешно. Это означает, что в распознавании лиц не задействованы сложные нейронные системы коры мозга; также не требуется для этого привычка многих поколений жить в присутствии человека. Распознавание человеческих лиц — это просто способность к восприятию комплексных зрительных стимулов.

Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых

Гнездо зебровой амадины

Как выяснилось в экспериментах шотландских ученых, зебровые амадины выбирают цветовую гамму для своих гнезд, руководствуясь не столько инстинктом, сколько собственными вкусами и текущими наблюдениями. При этом если они наблюдают за действиями опытного гнездостроителя, с которым прежде были знакомы, то от его действий будет сильно зависеть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодого ученика авторитетом, он выберет цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями.

Самцы стрекоз, активно ухаживающие за самками, живут меньше

Рис. 1. Cамцы стрекоз: вверху — Mnais costalis, внизу — M. pruinosa

Два близких вида стрекоз, Mnais costalis и M. pruinosa, могут жить вместе на одних и тех же ручьях. Но первый вид предпочитает более солнечные места, а второй — более затененные. Японские исследователи изучили эти два вида и показали, что активные самцы светолюбивого вида M. costalis держатся на более освещенных местах, где им удается спариться с большим количеством самок. Но живут они при этом меньше. А у M. pruinosa не выявлено связи между продолжительностью жизни самца и успехом у самок.

Когда пищи мало, родители выкармливают сначала самых здоровых птенцов, а когда много — самых слабых

Голубоногая олуша с птенцом

Птенцы пользуются разными способами для привлечения родительского внимания и получения своей доли родительской заботы: они громко пищат, широко раскрывают ярко окрашенные клювы, вытягивают шеи. Ученые выяснили, что родители больше реагируют на сигналы, указывающие на здоровье и силу птенца, — яркую окраску клюва или большой размер тела. Но в стабильных условиях с изобильным кормом они кормят сначала тех, кто громче пищит, сигнализируя о своем бедственном положении.

Чтобы напиться, не намокнув, летучие мыши издают особую «питьевую трель»

Кожановидный нетопырь непосредственно перед контактом с водой для питья

Когда летучие мыши снижаются над водой, чтобы попить, они издают специфическую серию ультразвуков. С их помощью они в полете могут точно локализовать поверхность воды — чтобы коснуться воды только ртом, не намочив шкурку. Группа ученых впервые подробно описала такие «питьевые трели» у 12 видов летучих мышей, а также сравнила их с эхолокационными звуками, издаваемыми при охоте за насекомыми.

09.03 | Комментарии (63)

У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями

Шимпанзе кидает камень в дерево

В ходе наблюдений за 34 сообществами диких шимпанзе обнаружен неизвестный ранее тип «ритуализованного» поведения. На территориях четырех сообществ имеются особые деревья, о которые шимпанзе систематически колотят камнями или забрасывают камни в дупла и расщелины между корнями. Такое поведение не связано с доступностью дуплистых деревьев или камней. По-видимому, оно определяется культурной традицией.

Моногамные полёвки способны жалеть друг друга

Полёвка утешает друга

Американские ученые в серии поведенческих экспериментов показали, что моногамные желтобрюхие полёвки склонны жалеть и утешать товарищей, попавших в беду. У них имеет место настоящая эмпатия по отношению к знакомым индивидам, со свойственным ей индуцированным эмоциональным и физиологическим состоянием. Ничего похожего не наблюдалось у родственного немоногамного вида — луговых полевок. Выяснилось также, что у желтобрюхих полёвок, как и у человека, эмпатия определяется действием окситоцина в области передней поясной извилины.

04.01 | Комментарии (13)

Судя по поведению, трихоплакс не так прост, как думали раньше

Трихоплакс переваривает микроводоросль Rhodomonas salina

Американские ученые с помощью микроскопа с флуоресцентной оптикой проследили за тем, как трихоплакс — самое примитивное из всех многоклеточных животных — переваривает водоросли. Выяснилось, что при контакте с водорослями липофильные клетки, выделяющие пищеварительные ферменты, ведут себя удивительно разумно для организма без синапсов, каким является трихоплакс, — ведь для таких форм поведения нужна сложная координация работы клеток.

16.12.2015 | Комментарии (12)

Плохая пространственная память способствует изменам

Даже у такого моногамного вида, как желтобрюхие полёвки (Microtus ochrogaster), четверть зачатий происходит не с постоянным партнером

Размер территории, по которой гуляет самец желтобрюхой полёвки, зависит от того, какой у него вариант гена вазопрессинового рецептора — «слабый» или «сильный». Всего несколько замен в последовательности этого гена меняют уровень его активности в областях мозга, связанных с пространственной памятью. Ученые полагают, что «ветреные» самцы полёвок, гуляющие по большим территориям и встречающие там чужих самок, просто плохо помнят, где им доставалось от других самцов.

07.12.2015 | Комментарии (7)

Чтобы узнать друг друга, рыбки смотрят друг другу в глаза

Цихлиды Neolamprologus pulcher, эндемики озера Танганьика, выработал интересную социальную организацию, требующую умения быстро узнавать, кто есть кто

Японские зоологи провели эксперимент по распознаванию рыбками цихлидами своих сородичей. Они сделали химерные компьютерные модели рыб, соединив головы и тела от разных особей. При виде изображений со знакомыми головами, но не телами, цихлиды продемонстрировали характерную реакцию на знакомых особей: быстрее их замечали, разглядывали с более близкого расстояния и меньшее время. По расположению цветового рисунка на голове рыбок ученые заключили, что распознавание начинается с области глаз.

06.12.2015 | Комментарии (5)

Существованию тасманийского пардалота угрожает конкуренция с более крупным родственником

Тасманийский пардалот

Пардалоты, или радужные птицы, — небольшие ярко окрашенные птички. Их всего четыре вида, и все они эндемики Австралии. Существованию трех видов ничего не угрожает, а один, тасманийский пардалот, стал очень редок — сохранилось всего около 1500 особей. Такие маленькие популяции очень уязвимы. Проведенное исследование показало, что отрицательное влияние на численность этого вида может оказывать и его более крупный родственник — полосатый пардалот.

03.11.2015 | Комментарии (38)

Субординантые самцы орангутанов размножаются в периоды нестабильной иерархии

Бородатый орангутан

У орангутанов есть две морфы самцов: крупные, с характерными выростами на лице (доминанты), и более мелкие, напоминающие самок (субординанты). На участке леса главенствует один крупный самец, он же отец большинства детенышей. При старении или ослаблении патриарха его место постепенно занимает другой самец доминантной морфы. В такой период нестабильной иерархии, длящийся до нескольких лет, шанс размножиться получают и субординантные (самкоподобные) самцы.

28.10.2015 | Комментарии (19)

Заботливые уховертки воспитывают заботливых дочерей

Самка уховертки, охраняющая молодых нимф, только вышедших их яиц

Немецкие ученые выяснили, что у насекомых может наследоваться родительское поведение. Причем главную роль в этом играет обучение и эпигенетическое наследование. Исследуя обыкновенных уховерток, они показали, что если мама-уховертка ответственно относилась к доверенной ей молоди, то вырастали потомки с повышенным уровнем заботливости, продолжая заданный тренд родительской опеки.

22.09.2015 | Комментарии (8)

Свободный выбор партнера у амадин способствует выживаемости потомства

Зебровые амадины

Немецкие орнитологи, работая с зебровыми амадинами, оценили репродуктивный успех в парах, подобравшихся по любви, с теми, кого соединили насильно с чужим избранником. В «счастливых» парах подрощенной молодежи оказалось на 37% больше, чем в несчастливых. Получается, что при моногамии семейная гармония также является важной точкой приложения естественного отбора.

28.08.2015 | Комментарии (22)

Выбор брачного партнера у лягушек может быть иррациональным

Издавая брачные крики, самец тунгарской лягушки надувает горловой мешок

Лягушки, как и люди, часто делают нерациональный выбор: дополнительная альтернатива может повлиять на их предпочтения. Например, если при выборе из двух вариантов лягушки предпочитают самца А самцу Б, то с появлением третьего, наименее привлекательного самца, они переключаются на вариант Б. Такое странное поведение — так называемый «эффект приманки» — раньше считалось характерным исключительно для людей.

27.08.2015

Партеногенетические самки рыбки моллинезии более агрессивны

Моллинезия-амазонка

Моллинезия-амазонка — партеногенетический вид рыбок, возникший в результате гибридизации двух других видов одного рода. Яйцеклетки этого вида развиваются без оплодотворения, но в качестве триггера им необходим контакт со сперматозоидом — то есть копуляция с самцом одного из родительских видов. В ходе экспериментов выяснилось, что самки моллинезии-амазонки агрессивнее самок одного из родительских видов. Возможно, это помогает им в межвидовой конкуренции за самцов.

17.08.2015 | Комментарии (12)

Детские игры ускоряют развитие моторных навыков ценой замедления роста

Помимо ускорения развития моторных навыков игры могут давать и другие преимущества — например, тренировать навыки общения или способность быстро принимать решения в неожиданных ситуациях

Чем больше времени детеныши ассамских макак проводят за играми, тем быстрее развиваются их моторные навыки, но тем медленнее они растут. Эти наблюдения говорят о том, что животные могут уделять время игре, даже если ради нее придется пожертвовать частью ресурсов, необходимых для роста. Такое поведение могло закрепиться, только если выгода от навыков, развитию которых помогают игры, очень велика.

08.08.2015 | Комментарии (3)

У южноамериканских пауков-волков всё наоборот

Самец паука Allocosa brasiliensis

Обычно у пауков самки крупнее и агрессивнее самцов. В период спаривания самец посещает самку, но ему нужно быть расторопным и предусмотрительным, иначе после спаривания самка может его съесть. Однако есть один вид южноамериканских пауков-волков, у которого самцы крупнее и вполне могут съесть не понравившуюся им самку еще до копуляции.

06.08.2015 | Комментарии (9)

Мимика лошадей похожа на человеческую

У лошадей нет бровей, но они приподнимают кожу над внутренним уголком глаза, как человек, когда поднимает бровь

Ученые из Великобритании и США подробно исследовали строение и движения мимических мышц лошадей, проанализировав 15 часов видео с записью выражения 86 лошадиных морд. Мимика лошадей оказалась богаче, чем у некоторых приматов, а набор элементарных единиц их мимики во многим схож с человеческим.

04.08.2015 | Комментарии (8)

Подросшие птенцы тибетских ложносоек помогают родителям прокормить следующее поколение

Тибетская ложносойка

Тибетские ложносойки круглый год обитают в степях Тибетского плато и гнездятся моногамными парами. Примерно половине из них выкармливать птенцов и слетков помогают молодые самцы, прошлогодние дети этих же птиц. На успехе размножения это не сказывается, зато возрастает выживаемость доминантной пары. Беря на себя часть обязанностей по воспитанию потомства, помощники дают родителям возможность больше времени уделять себе и, впоследствии, встретить зиму в лучшей физической форме.

Новости науки по месяцам: 2016 VI, IV, III, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, II  2014 XII, XI, X, VIII, VI, III, I  2013 X, IX, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, V, III, II, I  2010 XII, X, IX, VI, IV, III, II  2009 XII, X, VIII, VI, V, II  2008 XII, XI, VII, V, III  2007 XI, X, IX