Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

К. Каренина, А. Гилёв
Зачем степи артезианы?

Н. Резник
Густой волос и низкий голос

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

М. Борисов
Хеопс на подошве Имхотепа и сад камней

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

М. Москалева
Студенты МГУ против лженауки

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Главная / Новости науки / Археология

Расшифровка древней ДНК рассказала о происхождении южноамериканских индейцев

Женщина из индейского народа аймара

Исследование митохондриальной ДНК индейцев из древних могильников Южной Америки уточнило время отделения коренных жителей Нового Света от населения Сибири. Установлено, что этот процесс совпал с последним ледниковым максимумом (17–28 тыс. лет назад). Ученые подтвердили, что южноамериканские индейцы являются прямыми потомками первых обитателей Берингии, которые быстро достигли своей будущей родины, продвигаясь вдоль тихоокеанского побережья и быстро размножаясь по пути. Появление европейцев в XVI веке привело к резкому сокращению численности коренных жителей Южной Америки.

05.04 | Комментарии (17)

Хоббиты с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты с острова Флорес». Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

Люди жили в Заполярье 44 тысячи лет назад

Прорисовка скелета и внутренних органов мамонта (вид слева)

Российские ученые обнаружили на костях мамонта возрастом около 44 тысяч лет повреждения от человеческих орудий — метательных копий, дротиков и каменных скребков. Вместе с найденной раньше волчьей бедренной костью с отверстием от дротика эти находки раздвигают ареал обитания человека доледниковой эпохи далеко на север, до 72° с. ш.

10.12.2015 | Комментарии (3)

В эпоху неолита европейские коровы измельчали

Карликовая порода декстер появилась в Ирландии в конце XIX века

Английские ученые собрали большой массив данных по остаткам домашних животных неолита и бронзового века в Европе. Они продемонстрировали, что повсеместно коровы и быки уменьшались в размерах, измельчав за 3 тысячи лет примерно на треть. Столь серьезное измельчание крупного рогатого скота могло быть связано с интенсификацией мясного животноводства, когда становилось невыгодно держать взрослых коров и всё больше телят рождалось от только-только достигшего половой зрелости молодняка.

25.05.2015 | Комментарии (15)

Древнейшие люди изготавливали орудия по-своему

Каменные орудия из Ломекви

Анализ орудий, найденных в местонахождении Ломекви 3 (Кения) в слоях возрастом 3,3 млн лет, показал, что их сработали с помощью ударов каменной заготовкой о твердые поверхности (пассивная оббивка), а также с помощью отбойников на наковальнях. При общем разнообразии орудий и их многофункциональности их изготовители еще не обладали навыками точных ударов. В целом эти орудия сделаны менее искусно и к тому же в 3–4 раза больше и массивнее, чем соответствующие олдувайские орудия.

10.12.2014 | Комментарии (1)

Питекантропы использовали орудия для добычи моллюсков и для гравировки

Ракушка из Тринили с рисунком

Изучение раковин моллюсков, найденных более ста лет назад Эженом Дюбуа одновременно с костями питекантропа, принесло неожиданный результат. На одной из раковин был найден выгравированный рисунок. Это самый древний из известных на сегодняшний день предметов «человеческого» искусства.

10.10.2014 | Комментарии (16)

Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии

Древний наскальный рисунок

Археологи применили новый метод для датировок наскальной живописи в знаменитых пещерах острова Сулавеси в Индонезии. Оказалось, что кальцитовые бляшки, образовавшиеся поверх древних рисунков, имеют возраст около 40 тысяч лет, то есть сами рисунки никак не моложе этого времени. Обобщив данные по возрасту известных наскальных рисунков в Европе и Азии, ученые заключили, что палеохудожники Юго-Восточной Азии не отставали от своих европейских современников, практикуя так же, как и они, сложную предметную живопись.

07.05.2014 | Комментарии (4)

Признаки культурных растений формировались независимо

Тыквы

Современные сведения по археоботанике складываются в неожиданную картину окультуривания растений. Становление культурных сортов начиналось почти всегда за несколько столетий или даже тысячелетий до образования оседлых хозяйств и происходило независимо в разных регионах мира. Полезные для хозяйствования признаки формировались неодинаковыми темпами, но темпы формирования одного признака были сходными в различных центрах земледелия: так, колос с неопадающими семенами повсюду выводился быстрее, чем крупные семена.

09.07.2013 | Комментарии (8)

Земледелие возникло независимо в разных районах Плодородного полумесяца

Плодородный полумесяц (Fertile Crescent) — плодородные земли, названные так американским археологом Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году

Введение в культуру диких хлебных злаков и становление земледелия происходило независимо в разных районах западной части Плодородного полумесяца 10500–10000 лет назад. Раскопки, проведенные немецкими и иранскими археологами в иранских горах Загрос, позволили получить очень подробную картину введения в культуру диких видов пшеницы. Произошло это 9800 лет назад, несколько позже, чем в западных районах «полумесяца».

12.04.2013 | Комментарии (113)

Из чего построены египетские пирамиды?

Пирамиды Менкаура (Микерина) и Хафра (Хефрена) в Гизе, сложенные из известковых блоков
Для строительства пирамид и гробниц в Древнем Египте предпочитали использовать относительно мягкие и широко распространённые горные породы — известняки и песчаники, а также ангидриты и гипсы. Америанский геолог Джеймс Хэррелл подготовил внушительный обзор, где учёл и нанёс на карту 128 древнеегипетских каменоломен. Вероятно, их было гораздо больше, но одни — всё ещё не открыты, а другие были уничтожены в последующие эпохи.

28.03.2013 | Комментарии (18)

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники

Контурная прорисовка лошади из пещеры Ласко во Франции, доисторический период

Насколько хорошо художники и скульпторы разных эпох представляли, как ходят реальные животные? Проанализировав тысячу иллюстраций и скульптур, группа венгерских биофизиков пришла к выводу, что пещерные художники позднего палеолита ошибались гораздо реже (в 46,2% случаев), чем их последователи (в 83,5% случаев). Положение изменилось к лучшему лишь в 1880-е годы, после публикации покадровой съемки американского фотографа Эдварда Майбриджа.

25.06.2012 | Комментарии (5)

Грязная посуда помогла датировать зарождение молочного животноводства в Африке

Гарамантские наскальные рисунки в пещере Tin Annenouin в горном массиве Тадрарт-Акакус в пустыне Сахара в Ливии (в тех же горах находится пещера Такаркори, откуда происходит керамика с остатками молочных продуктов, послужившая материалом для исследования)

Группе специалистов-биохимиков на материале керамики с остатками пищи удалось датировать появление молочных продуктов в Африке. Используя методы хроматографии и изотопного анализа ученые отделили животные жиры от растительных, а среди жиров животного происхождения выделилась группа молочных жиров. Возраст африканских молочных продуктов оказался 7,2 тыс. лет — это сравнимо с возрастом появления молочных продуктов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

01.06.2012 | Комментарии (18)

Жители Южной Африки владели огнем миллион лет назад

Пещера Вондерверк (Южная Африка), вид изнутри

Анализ раннеашельских отложений из пещеры Вондерверк на юге Африки показал, что обитатели пещеры активно пользовались огнем уже 1 млн лет назад. Об этом свидетельствуют остатки растительной золы, обожженные орудия из полосчатого железняка и многочисленные обломки костей, подвергавшиеся нагреванию до 400–500°C. Можно надеяться, что новые методы микроскопического анализа грунта позволят установить возраст и более древних свидетельств использования огня ранними Homo erectus.

18.10.2011

В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок

Один из двух найденных в пещере Бломбос наборов инструментов для производства красок. Фото из обсуждаемой статьи в Science

В пещере Бломбос, в 300 км к востоку от Кейптауна, найдено два набора каменных и костяных инструментов для изготовления красок, а также раковины, в которых хранился готовый продукт. Находки показывают, что 100 тысяч лет назад обитатели южноафриканского побережья использовали камни для растирания желтой и красной охры. В порошок добавляли уголь и толченое губчатое вещество костей, смесь складывали в раковины морских моллюсков Haliotis и размешивали костяными палочками.

09.03.2011

Древнейшие палеоиндейцы были прибрежными жителями

Серповидное орудие для ловли птиц и остроконечники для охоты на морского зверя и рыбу. Эти орудия были найдены на островах Чаннел близ побережья Калифорнии. Фото из обсуждаемой статьи Michael Balter в Science
Американские археологи детально описали находки нескольких стоянок на островах Санта-Роза и Сан-Мигель (Калифорния), возраст которых 12 800–11 500 лет. Древние обитатели островов были способны на длительные путешествия по морю и по суше, а особенности их орудий свидетельствуют об их вероятном происхождении не от широко распространенной кловисской культуры материковых палеоиндейцев, а от докловисской культуры североазиатских племен.

25.02.2011 | Комментарии (9)

Неандертальцы интересовались птичьими перьями

Царапины от каменных орудий на костях крыльев кобчика. Изображение из обсуждаемой статьи в PNAS
В пещере Фумане в северной Италии обнаружены птичьи кости возрастом около 44 тысяч лет с царапинами от каменных орудий. По-видимому, неандертальцев, обитавших в то время в пещере, интересовало не мясо, а крупные перья, которые могли использоваться в качестве украшений. Это можно рассматривать как еще один аргумент в пользу наличия у неандертальцев собственной духовной культуры еще до появления в Западной Европе наших предков сапиенсов.

07.02.2011

Влияние климата на эволюцию человека подтверждается

Африканская саванна — колыбель человечества. Фото с сайта film-onlin.info
Разнообразные факты — от содержания изотопа 13C в ископаемых растительных остатках до эволюции зубов у полорогих — свидетельствуют о том, что быстрое увеличение площади саванн в Восточной Африке (3–2,5 млн лет назад) совпадает с обновлением видового состава гоминид и началом изготовления примитивных орудий олдувайского типа. Максимум развития саванн (1,9–1,5 млн лет назад) совпадает с появлением Homo erectus и переходом к более сложной ашельской каменной индустрии.

02.02.2011 | Комментарии (4)

Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путем»

Вид на возвышенность Джебель-Файя с северо-востока. Бывший грот, где жили древние сапиенсы, находится за белым автомобилем. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
На юго-востоке Аравийского полуострова обнаружены каменные орудия, изготовленные от 95 до 127 тысяч лет назад. Сходство этих орудий с изделиями людей современного типа, живших в то время в северо-восточной Африке, указывает на возможность очень раннего выхода сапиенсов из африканской прародины «южным путем», то есть через Баб-эль-Мандебский пролив и далее вдоль южного побережья Азии.

21.01.2011 | Комментарии (24)

Древние сапиенсы умирали молодыми

Мужчина «Сунгирь-1» — один из немногих палеолитических людей, которому довелось пережить свое сорокалетие. Фото с сайта www.donsmaps.com
Анализ найденных археологами к сегодняшнему дню костных остатков средне- и позднепалеолитических людей показал, что взрослая смертность у ранних сапиенсов была так же высока, как у неандертальцев и других «архаичных людей». Это означает, что предполагаемый рост численности сапиенсов в конце среднего — начале позднего палеолита не был связан со снижением взрослой смертности.

16.12.2010 | Комментарии (4)

Самая древняя метка, вырезанная на растущем дереве, была сделана в VI веке

Вырезанный на дубовой коре шестиконечный крест, датированный 6–9 веком. Фото из обсуждаемой статьи в Antiquity
Чешские ученые на одном из сотни полуокаменевших дубовых стволов обнаружили особую метку — шестиконечный крест. Метка была сделана в VI веке н. э. или чуть позже на тогда еще живом дубе. Сложно сказать, с какой целью житель средневековой Европы вырезал на дубе крест, так как этот знак — самый ранний для средневековой культуры и ученым практически не с чем сравнить материал.

Новости науки по месяцам: 2016 IV, I  2015 XII, V  2014 XII, X, V  2013 VII, IV, III  2012 VI  2011 X, III, II, I  2010 XII, XI, VI, III  2009 XII, VI, V, III  2008 XI, IX, VII, IV, III  2007 X, IX, VI, II, I  2006 XI, VI, IV, III  2005 XII, X, VIII, IV, III