Л. Краусс

Как ищут тёмную материю

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

Главная / Новости науки / Медицина

Удалось выяснить, почему рак может уснуть и проснуться через много лет

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

07.04 | Комментарии (19)

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

05.02 | Комментарии (52)

Удаление стареющих клеток продлевает мышам жизнь

Мыши двух генетически модифицированных линий, у которых можно уничтожать стареющие клетки, если давать им лекарство AP20187

С помощью технологии, сложной в реализации, но простой по смыслу, американские ученые получили две линии мышей, у которых можно уничтожать стареющие клетки. Благодаря такой терапии удалось отсрочить у экспериментальных животных развитие старческих болезней, оздоровить их, а также увеличить их среднюю продолжительность жизни на 17–35%.

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

03.12.2015 | Комментарии (8)

Рибопереключатели — новая мишень для антибиотиков

Блокирование синтеза рибофлавина в бактериях

Скрининг почти 57 000 токсичных для бактерий синтетических соединений позволил выявить высокоспецифический регулятор трансляции мРНК одного из генов пути синтеза рибофлавина, жизненно важного для батерий. Несмотря на отличие структуры этого регулятора (его назвали рибоцилом) от структуры естественного регулятора флавинмононуклеотида, рибоцил тоже оказался способным блокировать этот путь, выключая рибопереключатель гена ribB и подавляя таким образом трансляцию мРНК.

01.12.2015 | Комментарии (22)

Регенерация покровных тканей без шрамов возможна у млекопитающих

Мышиное ухо с проколом

Американские ученые разобрались в деталях работы связки регуляторных генов и соответствующих белков во время заживления ран кожных покровов и подкожных тканей. Эксперименты проводились на мышах, но вполне возможно, что эта методика приложима и к человеческой медицине. Ученые доказали, что возможна регенерация без образования рубцов, объяснили и показали, как можно достигнуть подобного результата.

11.11.2015 | Комментарии (30)

Главный борец с опухолями ген ТР53 может превращаться в онкоген

Схема работы гена ТР53 с GOF-мутациями

Некоторые замены аминокислот в белке ТР53 могут не только лишить его функции супрессора опухолей, но и превратить его в онкоген. Недавно удалось описать новый механизм, посредством которого происходит эта трансформация. Мутантный ТР53 активирует экспрессию генов, осуществляющих модификацию гистонов, и, как следствие, вызывает перестройку хроматина. Полученные результаты открывают перспективы для так называемой эпигенетической терапии — разработки противораковых средств, влияющих на структуру хроматина.

28.09.2015 | Комментарии (61)

Мутирующее человечество: что мы узнали о своих мутациях за 15 лет геномной эры

Влияние разных аминокислотных замен на убиквитин-лигазную функцию белка BRCA1

За 15 лет, прошедших со времени первого чернового прочтения человеческого генома, наши знания о мутациях, то и дело возникающих в наших генах, многократно увеличились, а методы их изучения стали намного эффективнее и разнообразнее. В обзорной статье американских генетиков, опубликованной в журнале Science, подводятся итоги изучения мутационного процесса у Homo sapiens за первые полтора десятилетия «геномной эры».

26.08.2015 | Комментарии (1)

Модифицированные нуклеозиды могут стать лекарством от рака

Реутилизация нуклеотидов ДНК

В работе английских ученых открыт и описан механизм, посредством которого предотвращается включение в ДНК модифицированных производных цитозина. Но главное, показана принципиальная возможность использовать усиленную экспрессию цитидиндезаминазы при ряде злокачественных опухолей — известный механизм устойчивости к противораковым препаратам — для лечения рака.

13.08.2015

Белок глипикан-1 в экзосомах — перспективный маркер для ранней диагностики рака поджелудочной железы

МРТ развивающейся раковой опухоли поджелудочной железы у модельной мыши. Границы опухоли обведены красной чертой

Разработан неинвазивный метод диагностики рака поджелудочной железы, который позволяет с вероятностью до 100% распознать заболевание на различных стадиях, включая предраковое состояние. Принцип метода состоит в обнаружении в крови экзосом (микрочастиц, которые продуцируются раковыми клетками), несущих белок глипикан-1.

30.07.2015

Фермент лизилоксидаза создает в костях «ниши» для метастазов

Формирование остеолитических полостей в костях мыши зависит от лизилоксидазы

В результате совместной работы датских и английских исследователей открыт новый механизм регуляции гомеостаза костной ткани с участием лизилоксидазы. На модельных мышах показано, что избыток лизилоксидазы, секретируемой раковыми клетками, приводит к образованию в костях локальных полостей. Эти полости служат «нишами» для поселения клеток первичной опухоли и формирования метастазов. Ученые описали ряд подходов, позволяющих подавить образование полостей.

16.07.2015 | Комментарии (1)

Антитела к тау-белку смягчают последствия черепно-мозговых травм

Препараты нейронов коры и гиппокампа мышей

Ученые получили антитела, с помощью которых можно бороться с энцефалопатией — заболеванием, возникающим на фоне тяжелых черепно-мозговых травм, при котором в мозге накапливаются бляшки из тау-белка, находящегося в определенной конформации. Полученные учеными антитела мешали образованию таких бляшек после черепно-мозговых травм у мышей, благодаря чему удалось остановить патологические процессы, которые начинаются в мозге животного после травмы.

01.07.2015 | Комментарии (1)

«Молекулярный штрих-код» помог прояснить механизм метастазирования

Псевдососуды

На модели рака молочной железы мышей американские и английские ученые применили систему «молекулярных штрих-кодов», позволившую проследить судьбу различных клонов первичной гетерогенной раковой опухоли и понять их роль в развитии заболевания. Одни клоны остаются в первичной опухоли и способствуют ее росту, а другие выявляются в основном в метастазах, куда они попадают через систему «псевдососудов». Полученные данные могут оказаться очень полезными для разработки антиметастазных противораковых средств.

08.06.2015 | Комментарии (4)

Побочное следствие от потери гена ТР53 при раке подсказало новую стратегию его лечения

Колоректальный рак у мышей

При раках многих форм на одной из двух хромосом часто теряется ген супрессора опухолей ТР53. Вместе с ТР53 обычно выпадают и соседние гены, в том числе ген главной субъединицы РНК-полимеразы II POLR2A. На культурах клеток колоректального рака и на модельных мышах показано, что адресное подавление в раковых клетках полимеразной активности эффективно ингибирует рост таких клеток вплоть до полной регрессии опухоли. Описанный подход — подавление активности POLR2A — может стать новой стратегией для лечения многих форм рака с указанной потерей ТР53/POLR2A.

02.06.2015 | Комментарии (4)

Ученые проследили эволюцию клеток летального метастатического рака простаты

Схема распространения метастазов при раке простаты

В раковой опухоли постоянно происходит эволюция, приводящая к возникновению в первичной опухоли различных клонов клеток — в том числе и способных образовывать метастазы в других органах и тканях. В новой статье описан сложный процесс метастазирования при раке простаты. Получены новые данные о молекулярных механизмах развития устойчивости к терапии, которые могут быть полезны для разработки новых лекарственных средств, блокирующих пути развития устойчивости.

26.05.2015 | Комментарии (5)

Подавление метилтрансферазы EZH2 может повысить эффективность противораковой терапии

Биологические эффекты двойной терапии NSCLC

В поисках новых лекарств для лечения немелкоклеточного рака легких изучен эффект подавления метилтрансферазы EZH2. В раковых клетках из опухолей с инактивированным продуктом гена BRG1 или с гиперактивированным EGFR ингибиторы EZH2 существенно повышали чувствительность к химиотерапевтическому препарату этопозиду. Результаты работы открывают новые возможности для прецизионной терапии рака.

20.05.2015 | Комментарии (6)

Искусственное удлинение светового дня приводит к ожирению

Схема влияния освещения на отложение жира

Голландские ученые продемонстрировали механизм, посредством которого искусственное увеличение светового дня создает предрасположенность к ожирению. Оказывается, под действием света супрахиазматическое ядро мозга менее активно стимулирует бурый жир поглощать и сжигать липиды. А чем меньше липидов сжигает бурый жир, тем больше их откладывается в белом жире.

22.04.2015 | Комментарии (2)

«Терапевтическая» лейкемия провоцируется спящими мутациями гена ТР53

Модель клональной эволюции, приводящая к избытку вредных вариантов гена TP53

После лечения острой миелоидной лейкемии цитотоксическими препаратами или рентгеновским облучением могут развиться «терапевтические» лейкемия и миелодиспластический синдром. При этом у многих больных выявляются мутации гена ТР53. Оказалось, что терапия как таковая не индуцирует мутации ТР53, а происходит селекция клонов с предсуществующей мутацией, у которых повышена устойчивость к терапии.

16.04.2015 | Комментарии (26)

Создана насадка на смартфон для молекулярной диагностики

Реконструкция изображения клетки с шариками

Наши смартфоны мощнее компьютеров, которые использовались при запуске миссий «Аполлон». Но, что еще замечательнее, их возможности шире. Уже созданы специальные насадки, которые позволяют использовать смартфоны для микроскопии и даже для диагностики глазных болезней. А теперь американские ученые разработали насадку и программу для смартфона, чтобы превратить его в своеобразную минилабораторию для сверхбыстрой молекулярной диагностики.

Новости науки по месяцам: 2016 VI, IV, III, II, I  2015 XII, XI, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, I  2014 X  2013 XII, X, VIII, VII, III  2012 X, VII, V, IV  2011 IX, VII, V, III  2010 XII, XI, X, IX, VI, V  2009 XII, X, IX, VII, IV, I  2008 XI, X, IX, VI, IV, II  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, III, II, I  2006 XII, X, IX, VI, V, IV, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II