Интервью с Н. Домби
Полоний в деле Литвиненко: мнение британского ученого

В. Агол
Природа патогенности вирусов

А. Суворов
Мир микробов и человек

С. Амстиславский, Д. Рагаева и др.
Эмбрионы и артериальная гипертензия

С. Ястребов
Происхождение проказы

Наутро после

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

А. Водовозов
Эти диагносты — настоящие звери!

С запахом горького миндаля

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Главная / Новости науки / Медицина

Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами

Европейская лесная мышь

Многие опасные для человека болезни передаются грызунами, причем обычно возбудители переносятся сразу несколькими видами грызунов, обитающими на одной территории. В недавней статье показано, что в крови европейской лесной мыши и рыжей полевки встречаются разные наборы генетических линий одних и тех же видов бактерий из рода Bartonella, то есть смешивание при передаче от мыши к полевке и наоборот происходит редко, хотя те и другие обитают бок о бок в одном лесу.

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

10.11 | Комментарии (44)

Комплексный нейропротез, восстанавливающий функцию ходьбы у макаки-резуса

Международной команде ученых удалось создать нейропротез для восстановления функции парализованных конечностей макак-резусов, которые отнялись после повреждения спинного мозга. Ученые расшифровали картину нервных возбуждений, лежащих в основе ходьбы, а также разработали целый комплекс технологических приемов и устройств для передачи нервных импульсов, идущих от моторной области коры головного мозга, к части спинного мозга, лежащей ниже повреждения. В результате обезьяны с поврежденным спинным мозгом могут ходить.

Моллюски разных видов могут заражать друг друга раком

<i>Polititapes aureus</i>, пораженный чужими раковыми клетками

Онкологические заболевания возникают в результате мутаций в соматических клетках. Ставшие раковыми клетки способны распространяться по организму, но случаи передачи рака между организмами, хотя и известны, пока еще могут считаться исключительными. Тем не менее, недавно к числу видов, уязвимых к «заразному» раку, добавились моллюски Mya arenaria. В новой работе ученые показывают, что заражение раком возможно и между различными видами моллюсков.

11.10 | Комментарии (20)

Человечество приблизилось к пределу долголетия

Эмма Морено

Анализ данных по смертности и продолжительности жизни людей, включая сверхдолгожителей, подтвердил идею о существовании биологического предела человеческого долголетия, который фактически был достигнут уже в 1980–90-е годы и который вряд ли удастся преодолеть без радикальных биомедицинских прорывов. В пользу этого свидетельствуют отсутствие снижения смертности среди людей, достигших 110-летнего возраста, прекратившийся рост среднего возраста смерти среди долгожителей, отсутствие новых рекордов долголетия с 1997 года и другие статистические данные.

Т-клетки здоровых людей научили распознавать чужой рак

Т-клетки натаскивают на неоантигены

Один из перспективных подходов к лечению рака — применение Т-клеток, реагирующих на новые антигены, которые возникают вследствие мутаций в генах опухолей. Проблема в том, что лишь малая доля этих неоантигенов распознается собственными Т-клетками больного. Ученые отобрали из клеток трех пациентов, больных меланомой, несколько десятков потенциальных антигенов. С помощью манипуляций in vitro им удалось научить Т-клетки, взятые у здоровых доноров, нападать на 11 из 57 антигенов. Такой «иммунный ответ извне» открывает новые возможности для усовершенствования иммунотерапии рака.

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Схематическое изображение липоплекса

Немецким ученым удалось создать принципиально новую противораковую вакцину. Они запаковали матричную РНК генов, специфичных для раковых клеток, в особые наночастицы и заставили их адресно проникать в дендритные клетки лимфоидных тканей. Дендритные клетки «инструктировали» Т-лимфоциты и направляли их в атаку на раковый антиген, то есть на раковые клетки. Испытания на мышах и даже на пациентах, больных меланомой, показали высокую терапевтическую и профилактическую эффективность новой вакцины.

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

07.04 | Комментарии (19)

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

05.02 | Комментарии (52)

Удаление стареющих клеток продлевает мышам жизнь

Мыши двух генетически модифицированных линий, у которых можно уничтожать стареющие клетки, если давать им лекарство AP20187

С помощью технологии, сложной в реализации, но простой по смыслу, американские ученые получили две линии мышей, у которых можно уничтожать стареющие клетки. Благодаря такой терапии удалось отсрочить у экспериментальных животных развитие старческих болезней, оздоровить их, а также увеличить их среднюю продолжительность жизни на 17–35%.

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

03.12.2015 | Комментарии (8)

Рибопереключатели — новая мишень для антибиотиков

Блокирование синтеза рибофлавина в бактериях

Скрининг почти 57 000 токсичных для бактерий синтетических соединений позволил выявить высокоспецифический регулятор трансляции мРНК одного из генов пути синтеза рибофлавина, жизненно важного для батерий. Несмотря на отличие структуры этого регулятора (его назвали рибоцилом) от структуры естественного регулятора флавинмононуклеотида, рибоцил тоже оказался способным блокировать этот путь, выключая рибопереключатель гена ribB и подавляя таким образом трансляцию мРНК.

01.12.2015 | Комментарии (22)

Регенерация покровных тканей без шрамов возможна у млекопитающих

Мышиное ухо с проколом

Американские ученые разобрались в деталях работы связки регуляторных генов и соответствующих белков во время заживления ран кожных покровов и подкожных тканей. Эксперименты проводились на мышах, но вполне возможно, что эта методика приложима и к человеческой медицине. Ученые доказали, что возможна регенерация без образования рубцов, объяснили и показали, как можно достигнуть подобного результата.

11.11.2015 | Комментарии (30)

Главный борец с опухолями ген ТР53 может превращаться в онкоген

Схема работы гена ТР53 с GOF-мутациями

Некоторые замены аминокислот в белке ТР53 могут не только лишить его функции супрессора опухолей, но и превратить его в онкоген. Недавно удалось описать новый механизм, посредством которого происходит эта трансформация. Мутантный ТР53 активирует экспрессию генов, осуществляющих модификацию гистонов, и, как следствие, вызывает перестройку хроматина. Полученные результаты открывают перспективы для так называемой эпигенетической терапии — разработки противораковых средств, влияющих на структуру хроматина.

28.09.2015 | Комментарии (61)

Мутирующее человечество: что мы узнали о своих мутациях за 15 лет геномной эры

Влияние разных аминокислотных замен на убиквитин-лигазную функцию белка BRCA1

За 15 лет, прошедших со времени первого чернового прочтения человеческого генома, наши знания о мутациях, то и дело возникающих в наших генах, многократно увеличились, а методы их изучения стали намного эффективнее и разнообразнее. В обзорной статье американских генетиков, опубликованной в журнале Science, подводятся итоги изучения мутационного процесса у Homo sapiens за первые полтора десятилетия «геномной эры».

26.08.2015 | Комментарии (1)

Модифицированные нуклеозиды могут стать лекарством от рака

Реутилизация нуклеотидов ДНК

В работе английских ученых открыт и описан механизм, посредством которого предотвращается включение в ДНК модифицированных производных цитозина. Но главное, показана принципиальная возможность использовать усиленную экспрессию цитидиндезаминазы при ряде злокачественных опухолей — известный механизм устойчивости к противораковым препаратам — для лечения рака.

13.08.2015

Белок глипикан-1 в экзосомах — перспективный маркер для ранней диагностики рака поджелудочной железы

МРТ развивающейся раковой опухоли поджелудочной железы у модельной мыши. Границы опухоли обведены красной чертой

Разработан неинвазивный метод диагностики рака поджелудочной железы, который позволяет с вероятностью до 100% распознать заболевание на различных стадиях, включая предраковое состояние. Принцип метода состоит в обнаружении в крови экзосом (микрочастиц, которые продуцируются раковыми клетками), несущих белок глипикан-1.

30.07.2015

Фермент лизилоксидаза создает в костях «ниши» для метастазов

Формирование остеолитических полостей в костях мыши зависит от лизилоксидазы

В результате совместной работы датских и английских исследователей открыт новый механизм регуляции гомеостаза костной ткани с участием лизилоксидазы. На модельных мышах показано, что избыток лизилоксидазы, секретируемой раковыми клетками, приводит к образованию в костях локальных полостей. Эти полости служат «нишами» для поселения клеток первичной опухоли и формирования метастазов. Ученые описали ряд подходов, позволяющих подавить образование полостей.

16.07.2015 | Комментарии (1)

Антитела к тау-белку смягчают последствия черепно-мозговых травм

Препараты нейронов коры и гиппокампа мышей

Ученые получили антитела, с помощью которых можно бороться с энцефалопатией — заболеванием, возникающим на фоне тяжелых черепно-мозговых травм, при котором в мозге накапливаются бляшки из тау-белка, находящегося в определенной конформации. Полученные учеными антитела мешали образованию таких бляшек после черепно-мозговых травм у мышей, благодаря чему удалось остановить патологические процессы, которые начинаются в мозге животного после травмы.

Новости науки по месяцам: 2016 XII, XI, X, IX, VII, VI, IV, III, II, I  2015 XII, XI, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, I  2014 X  2013 XII, X, VIII, VII, III  2012 X, VII, V, IV  2011 IX, VII, V, III  2010 XII, XI, X, IX, VI, V  2009 XII, X, IX, VII, IV, I  2008 XI, X, IX, VI, IV, II  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, III, II, I  2006 XII, X, IX, VI, V, IV, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II