К. Циммер

«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

В. Мацарский
Разгневанный Эйнштейн и «темный» рецензент

Главная / Новости науки / Биология

Муравьи-листорезы при уходе за потомством используют противогрибковый препарат

Муравьи Acromyrmex echinatior в своей грибнице

Американские муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках грибные сады, в которых живут личинки муравьев. Грибы служат личинкам основной пищей и важным дополнением к рациону взрослых. Но грибы нужны муравьям не только для пропитания: гифами гриба они покрывают свои личинки и куколки. Выяснилось, что функция такого «покрывала» — защита от заражения микроскопическими патогенными грибками, то есть оно играет роль своеобразного противогрибкового препарата.

Интерес к тому или иному исследованию рождается порой из превосходно сделанной фотографии

Зоологи изучили охотничье поведение летучих мышей в условиях антропогенного шумового загрязнения. Они показали, что мыши в ситуации постороннего шума не только ориентируются на слух, как они делают обычно, но начинают больше пользоваться эхолокацией. Такая смена поведенческих реакций помогает животным быстро адаптироваться к новым условиям, навязанным человеком.

Срез нити лишайника, покрашенный методом флуоресцентной гибридизации <i>in situ</i>

Международная команда ученых с помощью методов метагеномики и метатранскриптомики обнаружила, что в состав большинства кустистых и листоватых лишайников входит, помимо аскомицета и зеленой водоросли, третий компонент — дрожжи-базидиомицеты. В разных группах лишайников присутствуют дрожжи разных видов, относящихся к одному монофилетическому таксону ранга отряда. Эти данные объясняют, почему так сложно воссоздать нормальные талломы лишайников в лаборатории, используя только аскомицеты и водоросль.

Полиморфизм окраски у тлей Macrosiphoniella yomogicola

У тлей Macrosiphoniella yomogicola наблюдается ярко выраженный полиморфизм по окраске, который, как установили японские энтомологи, поддерживается муравьями. По невыясненным пока причинам самыми привлекательными для муравьев являются колонии тлей, в которых примерно поровну зеленых и красных особей. О таких колониях муравьи заботятся лучше всего, и это, возможно, обеспечивает лучшее выживание тлей в полиморфных колониях. Это пока единственный известный случай, когда полиморфизм поддерживается за счет симбиотических отношений.

Флуоресценция кДНК на гистологическом срезе

Группа ученых из Швеции разработала новый метод получения и визуализации транскриптомных данных прямо на гистологических срезах, причем с учетом пространственного параметра. Подход позволяет одновременно оценивать транскрипцию тысяч разных генов с разрешением 200 мкм и может стать революционным в биомедицине и диагностике.

13.09 | Комментарии (45)

Рост колоний E. coli через границы концентраций антибиотика ципрофлоксацина

Микробиологи из США и Израиля предложили методику изучения пространственно-временных закономерностей эволюции. В качестве эволюционного полигона для бактерий они использовали метровую площадку с резко различными условиями. Они показали, что на границах участков идет быстрая адаптация, причем доминируют быстрорастущие линии, вне зависимости от качества их адаптивного комплекса. Позже формируются организмы с более сбалансированным набором свойств, они лучше приспособлены и устойчивы к стрессам.

08.09 | Комментарии (23)

Гренландская акула живет 400 лет

Гренландская акула — исключительно медлительный крупный хищник, живущий в арктических морях

Исследование хрусталиков глаз гренландской полярной акулы (Somniosus microcephalus) показало, что возраст ее крупных особей — около 400 лет. Причем такая продолжительность жизни является для этого вида правилом, а не исключением. Судя по всему, гренландская акула — самое долгоживущее современное позвоночное животное.

Умная собачка, которая все понимает

Венгерские нейробиологи при помощи магнитно-резонансной томографии изучили реакцию собачьего мозга на произносимые человеком слова, различающиеся по смыслу и интонации. Оказалось, что у собак, как и у людей, смысл слов обрабатывается левым полушарием, а интонация — правым. Это подтверждает, что нейронные структуры, отвечающие за обработку речевой информации в мозге человека, скорее всего, появились не вместе с речью, а гораздо раньше, и изначально использовались для более простых форм звуковой коммуникации.

Т-клетки здоровых людей научили распознавать чужой рак

Т-клетки натаскивают на неоантигены

Один из перспективных подходов к лечению рака — применение Т-клеток, реагирующих на новые антигены, которые возникают вследствие мутаций в генах опухолей. Проблема в том, что лишь малая доля этих неоантигенов распознается собственными Т-клетками больного. Ученые отобрали из клеток трех пациентов, больных меланомой, несколько десятков потенциальных антигенов. С помощью манипуляций in vitro им удалось научить Т-клетки, взятые у здоровых доноров, нападать на 11 из 57 антигенов. Такой «иммунный ответ извне» открывает новые возможности для усовершенствования иммунотерапии рака.

Структура комплекса I дыхательной цепи быка Bos taurus

Группа ученых из Великобритании и Китая методом крио-электронной микроскопии расшифровала структуру комплекса I (NADH-дегидрогеназный комплекс) электрон-транспортной цепи митохондрий быка Bos taurus. Эта работа, опубликованная в журнале Nature, развивает результаты той же группы, полученные в 2014 году, когда ученым удалось в общих чертах разобраться, как устроена структура этого комплекса. Новые данные, например, позволят лучше понять механизмы возникновения связанных с комплексом I наследственных заболеваний.

15.08 | Комментарии (11)

У черно-белых ястребов больше птенцов выращивают родители с разной окраской

Темная и светлая морфа черно-белого ястреба

В популяциях африканского черно-белого ястреба присутствуют птицы темной и светлой морф. Они различаются не только цветом, но и поведением и/или физиологией. Наличие двух дискретных морфотипов дает уникальную возможность выяснить, как комбинация морф родителей влияет на успех их размножения. Что лучше: разные, взаимно дополняющие родители или одинаковые, не мешающие друг другу своими несхожими привычками? Оказалось, что наибольший репродуктивный успех достигается тогда, когда пара смешанная, то есть когда партнеры относятся к разным морфам.

02.08 | Комментарии (12)

Стрелолист широколистный

В последнее время накапливается всё больше сведений в поддержку так называемой «сетчатой эволюции». Речь идет о происхождении новых форм путем гибридизации двух других. Первый шаг этого процесса — появление гибридных популяций с какими-то особыми свойствами. На примере стрелолиста канадские ученые показали, что гибридизация исходно однодомных и двудомных популяций может вести к формированию смешанных популяций, в которых в разных соотношениях присутствуют гермафродиты (однодомные) и мужские и/или женские растения.

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Схематическое изображение липоплекса

Немецким ученым удалось создать принципиально новую противораковую вакцину. Они запаковали матричную РНК генов, специфичных для раковых клеток, в особые наночастицы и заставили их адресно проникать в дендритные клетки лимфоидных тканей. Дендритные клетки «инструктировали» Т-лимфоциты и направляли их в атаку на раковый антиген, то есть на раковые клетки. Испытания на мышах и даже на пациентах, больных меланомой, показали высокую терапевтическую и профилактическую эффективность новой вакцины.

23.07 | Комментарии (71)

Малая белозубка

Крупный мозг не обязательно дает своему владельцу эволюционные преимущества. В настоящее время множество животных так или иначе страдают от антропогенных факторов. Проведенный мета-анализ показал, что крупный мозг скорее мешает животным в таких условиях: чем крупнее мозг, тем меньше детенышей в выводке и больше времени требуется для их взросления. А это сокращает возможности популяции к быстрому восстановлению численности.

Обыкновенные лазоревки

Песни птиц не только радуют слух, но и имеют вполне утилитарные функции: прежде всего, привлечение пары и обозначение границ своего участка. В средних широтах обе задачи обычно ложатся на самцов, но это не значит, что их спутницы совсем не умеют петь. Новое исследование показывает, что самки, возможно, поют куда чаще, чем принято считать. В серии экспериментов авторы показали, что птицы обоих полов начинают петь в случае угрозы со стороны хищников.

Рифовая мозаичнохвостая крыса

Рифовая мозаичнохвостая крыса была самым узкоареальным видом млекопитающих планеты. Вся ее крохотная популяция ютилась на небольшом песчаном островке в Торресовом проливе к северу от Австралии. Результатом недавнего детального исследования территории острова стало признание факта исчезновения вида. Еще одна печальная новость пришла из западных регионов Австралии: ученые признали вымершей малую прутогнездную крысу, которая вероятно, не смогла адаптироваться к изменениям среды обитания, связанным с деятельностью людей, и конкуренции с инвазивными видами.

11.07 | Комментарии (25)

Современная панцирная щука Lepisosteus oculatus

Панцирная щука  — настоящее живое ископаемое, представитель древней эволюционной ветви Holostei (костные ганоиды). Прочтение ее полного генома показало, что некоторые группы генов (гены светочувствительных белков, гены белков, участвующих в образовании костей) оказались у панцирной щуки более многочисленными и разнообразными, чем у костистых рыб и млекопитающих. Получается, что широкий набор генов, сложившийся у примитивных рыб, в ходе специализации новых эволюционных ветвей в основном уменьшался, причем разные ветви теряли разные гены.

Предполагаемая личинка Pedanoptera arachnophila

Палеоэнтомологи обнаружили в бирманском янтаре возрастом около 99 миллионов лет необычную личинку сетчатокрылого насекомого. Судя по строению конечностей, она охотилась на пауков, разгуливая по их ловчим сетям. Помимо личинки, было найдено почти столь же необычное взрослое насекомое из этого же отряда, утратившее задние крылья. Ученые отнесли обе находки к одному и тому же виду, который получил название Pedanoptera arachnophila.

Verrucomicrobium spinosum — представитель группы Verrucomicrobia, которые, как выяснилось, включены в микробные метанокисляющие комплексы. Роль представителей этой группы в природных сообществах чрезвычайно далека от понимания

Американские ученые, применив комплекс новейших методов, исследовали сообщества микроорганизмов в насыщенных метаном донных осадках. Подавляющее большинство этих микроорганизмов относят к некультивируемым, поэтому лабораторное изучение их метаболизма недоступно. Обнаружено, что это сообщество включает все известные группы метанокисляющих архей. Нашелся также известный набор сульфатредукторов, дополненный группой Verrucomicrobia, которую никогда ранее не находили в ассоциации с метанокисляющими комплексами. Но самое важное — что новые методы прошли «проверку боем».

05.07 | Комментарии (52)

Biolog EcoPlate — плашка для определения спектра пищевых ресурсов

Эволюционные эксперименты на микробных сообществах, составленных из разного числа близкородственных видов, показали, что биоразнообразие может стимулировать свой собственный рост, способствуя диверсификации микробов. В основе обнаруженного механизма лежит конкуренция за пищевые ресурсы: в богатом видами сообществе высокая конкуренция за узкий круг самых «популярных» источников углерода, тогда как другие источники остаются недоиспользованными. Поэтому преимущество получают мутанты, у которых повышена эффективность использования непопулярных субстратов.

Новости науки по месяцам: 2016 IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III