М. Кронгауз

«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

Г. Парцингер, А. Гасс, Й. Фассбиндер
У подножия «царских курганов». Новейшие археологические и геофизические исследования

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

А. Захаров
Нейрогастрономия

А. Водовозов
С запахом горького миндаля

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

Главная / Новости науки / Молекулярная биология

Удалось выяснить, почему рак может уснуть и проснуться через много лет

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

12.04 | Комментарии (16)

Газопылевое облако, вращающееся вокруг молодой звезды

В космосе обнаружены разнообразные органические вещества, однако о механизмах их формирования известно немного. Астрофизики и химики из Франции, Дании и Мексики экспериментально показали, что в условиях, имитирующих ранние стадии формирования планетных систем, в водяном льду с примесью метанола и аммиака под действием ультрафиолетового излучения образуются всевозможные углеводы, включая рибозу — важнейшую составную часть РНК. Авторы предполагают, что химический процесс, приводящий к синтезу этих углеводов, схож с автокаталитической реакцией Бутлерова, хотя и не нуждается в присутствии двухвалентных ионов металлов.

01.04 | Комментарии (28)

Ботаники вырастили опаловые цветы

Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории

Ботаники из Германии смогли получить полностью окремненные цветы. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.

Протеинкиназа М-дзета «закрыта»?

Добавление ZIP в среду клеток гиппокампа повышает электрическую активность последних

В середине 2000-х и в начале 2010-х нейробиологи по всему миру активно изучали необычный фермент — протеинкиназу М-дзета (PKMζ). Белок обещал стать «таблеткой для памяти», а его ингибитор ZIP — средством избавления от воспоминаний. Теперь всё чаще пишут о том, что связь «молекулы памяти» и её ингибиторов с процессами памяти сомнительна. Вот и в недавней работе в The Journal of Neuroscience говорится, что ингибитор протеинкиназы М-дзета, ZIP, вызывает быструю гибель нейронов гиппокампа, растущих в культуре клеток.

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

10.09.2015 | Комментарии (6)

Родственные интернейроны у эмбрионов мышей расселяются по переднему мозгу независимо друг от друга

Трёхмерное изображение мозга мыши, полученное из серии срезов (вид спереди)

Как развитие мозга у зародыша влияет на работу этого органа в будущем? Что важнее для расселения новообразованных нейронов по головному мозгу — их эмбриональное происхождение или влияние окружающих клеток? Говорить про все нейроны сразу очень сложно, а вот про ГАМК-интернейроны недавно выяснилось, что их конечное расположение в коре больших полушарий не зависит от местонахождения их ближайших родственников.

31.08.2015 | Комментарии (1)

Серотонин матери определяет тип поведения молодой улитки

Большой прудовик (Lymnaea stagnalis)

Улитки большие прудовики, которые появились на свет осенью или зимой, большую часть времени проводят в поисках пищи и не склонны к далеким перемещениям. Улитки, которые вышли из яиц весной или летом, активно расселяются, прикрепляясь к подвижным объектам, и много двигаются. Такая разница в поведении вызвана сезонными колебаниями содержания серотонина в матке прудовика-родителя.

13.08.2015

Белок глипикан-1 в экзосомах — перспективный маркер для ранней диагностики рака поджелудочной железы

МРТ развивающейся раковой опухоли поджелудочной железы у модельной мыши. Границы опухоли обведены красной чертой

Разработан неинвазивный метод диагностики рака поджелудочной железы, который позволяет с вероятностью до 100% распознать заболевание на различных стадиях, включая предраковое состояние. Принцип метода состоит в обнаружении в крови экзосом (микрочастиц, которые продуцируются раковыми клетками), несущих белок глипикан-1.

30.07.2015

Фермент лизилоксидаза создает в костях «ниши» для метастазов

Формирование остеолитических полостей в костях мыши зависит от лизилоксидазы

В результате совместной работы датских и английских исследователей открыт новый механизм регуляции гомеостаза костной ткани с участием лизилоксидазы. На модельных мышах показано, что избыток лизилоксидазы, секретируемой раковыми клетками, приводит к образованию в костях локальных полостей. Эти полости служат «нишами» для поселения клеток первичной опухоли и формирования метастазов. Ученые описали ряд подходов, позволяющих подавить образование полостей.

16.07.2015 | Комментарии (1)

Антитела к тау-белку смягчают последствия черепно-мозговых травм

Препараты нейронов коры и гиппокампа мышей

Ученые получили антитела, с помощью которых можно бороться с энцефалопатией — заболеванием, возникающим на фоне тяжелых черепно-мозговых травм, при котором в мозге накапливаются бляшки из тау-белка, находящегося в определенной конформации. Полученные учеными антитела мешали образованию таких бляшек после черепно-мозговых травм у мышей, благодаря чему удалось остановить патологические процессы, которые начинаются в мозге животного после травмы.

16.06.2015 | Комментарии (4)

В костях динозавров найдены сохранившиеся молекулы белков

Органические тяжи в костях динозавров

Команда английских геологов и материаловедов применила новый метод для анализа ископаемых костей динозавров. Из восьми случайно выбранных для исследования костей динозавров из разных местонахождений в шести были обнаружены остатки органического вещества. Скорее всего, это фрагменты тканей, содержащих коллаген и эритроциты. Вероятно, в скором времени этот метод позволит узнать много нового о древней земной фауне.

22.05.2015 | Комментарии (1)

Сотни генов человека всё еще могут заменить аналогичные гены дрожжей

Доля заменимых (желтый) и незаменимых (синий) генов среди исследованных пар ортологичных генов дрожжей и человека

Хотя человека и дрожжи разделяет миллиард лет эволюции, у них гены с общим происхождением и функциями. Оказывается, около половины таких генов человека всё еще способны заменить соответствующие гены дрожжей. Причем предсказать такую заменимость можно не по сходству последовательностей или уровню экспрессии генов, а, как ни странно, по тому, в каком процессе участвует ген. Так, гены, отвечающие за инициацию репликации ДНК, были незаменимы, а почти все гены биосинтеза стерола у дрожжей удалось успешно заменить человеческими вариантами.

20.05.2015 | Комментарии (6)

Искусственное удлинение светового дня приводит к ожирению

Схема влияния освещения на отложение жира

Голландские ученые продемонстрировали механизм, посредством которого искусственное увеличение светового дня создает предрасположенность к ожирению. Оказывается, под действием света супрахиазматическое ядро мозга менее активно стимулирует бурый жир поглощать и сжигать липиды. А чем меньше липидов сжигает бурый жир, тем больше их откладывается в белом жире.

30.04.2015 | Комментарии (2)

Криоэлектронная микроскопия показала различия рибосом в митохондриях и в цитоплазме

Митохондрии и рибосомы

Две международные команды ученых исследовали структуру митохондриальных рибосом с помощью криоэлектронной микроскопии. Этот метод позволяет увидеть структурные элементы с высочайшим разрешением. Новые сведения дали возможность сравнить детали строения цитоплазматических и митохондриальных рибосом.

16.04.2015 | Комментарии (26)

Создана насадка на смартфон для молекулярной диагностики

Реконструкция изображения клетки с шариками

Наши смартфоны мощнее компьютеров, которые использовались при запуске миссий «Аполлон». Но, что еще замечательнее, их возможности шире. Уже созданы специальные насадки, которые позволяют использовать смартфоны для микроскопии и даже для диагностики глазных болезней. А теперь американские ученые разработали насадку и программу для смартфона, чтобы превратить его в своеобразную минилабораторию для сверхбыстрой молекулярной диагностики.

08.04.2015 | Комментарии (1)

Первый признак неблагополучия организма — перераспределение АТФ

Пурпурный морской еж (<i>Strongylocentrotus purpuratus</i>)

Изучая морских ежей в условиях повышенного уровня углекислого газа, американские ученые выяснили, как начинают проявляться адаптации организма к неоптимальным условиям окружающей среды на молекулярном уровне. Еще до того, как будут заметны изменения экспрессии генов и, тем более, изменения внешнего вида, приспособление к неблагоприятной обстановке становится заметно на уровне распределения АТФ. При этом организмы оказываются более уязвимыми к действию других неблагоприятных факторов.

24.03.2015 | Комментарии (46)

Цианосульфидный протометаболизм — верный путь к земной жизни

Катархей

Миру РНК предшествовало время предбиологического синтеза, когда рождались так или иначе необходимые для репликации молекулы — нуклеотиды, белки, липиды. Прежде химики рассматривали процессы их синтеза по отдельности. Теперь в лаборатории Джона Сазерленда найден путь, который приводит к синтезу сразу большого набора биологических молекул. Эту сеть реакций авторы назвали цианосульфидным протометаболизмом. С выходом в свет нового исследования можно говорить о поворотной точке в науке о происхождении жизни.

27.02.2015 | Комментарии (21)

Рибосома могла быть мостиком между доклеточной и клеточной жизнью

В рибосомальных рРНК удалось выявить рудименты тРНК для всех 20 аминокислот, многие образуют характерную структуру трилистника

Роберт и Мередит Рут-Бернстейны применили технологии биоинформатики не к обычным молекулам РНК и ДНК, а к последовательностям рибосомальных РНК. Вопреки предположению, что эти молекулы бессмысленны, в последовательностях рРНК нашлись рудименты тРНК всех 20 аминокислот, следы кодирования рибосомальных белков, а также ферментов, необходимых для белкового синтеза и энергетического снабжения. Так что рибосомы или их предшественники могли быть промежуточным этапом между РНК-миром и клеточной жизнью.

01.02.2015 | Комментарии (7)

У животных, впадающих в спячку, нервные клетки обогреваются белком термогенином

ИК-снимок спящего суслика

Известно, что нервная система животных, впавших в спячку, продолжает реагировать на некоторые раздражители — звуковые, тактильные или тепловые. Но было непонятно, как нейроны могут работать при такой низкой температуре. Изучая параметры спячки тринадцатиполосных сусликов, группа американских ученых выяснила, что за обогрев нейронов у них отвечает белок термогенин — тот самый, благодаря которому образуется тепло в клетках бурого жира.

28.01.2015

Создан Атлас белков человека

Соотношение белок-кодирующих генов, которые экспрессируются одинаково во всех тканях (синий цвет), и тех, которые имеют повышенный уровень экспрессии в различных тканях

Усилиями большой группы специалистов собраны воедино все имеющиеся данные о белках человеческого тела и их количестве в разных тканях и клетках. Интерактивный «Атлас белков человека» позволяет увидеть всю информацию по всем конкретным белкам, причем не только литературные данные, но и авторские экспериментальные изыскания по оценке объемов тканеспецифичных белков и соответствующих транскриптов. Атлас весьма перспективен для поиска новых лекарств, способных сбалансировать нарушенный болезнью метаболизм.

Новости науки по месяцам: 2016 VI, IV, II, I  2015 IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, IV, I  2013 XII, X, VIII, VII, VI, V, IV, II  2012 XII, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, IX, VII, VI, IV, III  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 X, IX, VI, IV, II  2007 XI, X, V