Интервью с С. Ландо
Сергей Ландо: «Прорывы в математике плохо предсказуемы»

Х. Фрай
«Математика любви». Глава из книги

Интервью с А. Вершиком
Анатолий Вершик: «Ученые должны быть оппонентами власти»

Б. Дружинин
Блез Паскаль

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

Р. Фишман
Генри Сегерман и его математические этюды

И. Акулич
Тайна чёрной пятницы

С. Львовский
Александр Гротендик

Р. Фишман
Клеточный автомат: возможна ли автоматическая жизнь?

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

Главная / Новости науки / Математика

12.08 | Комментарии (36)

ПК обогнал суперкомпьютеры в решении задачи трехчастичного рассеяния

Видеокарта GeForce GTX 970

Сложные задачи, для решения которых требуется большая вычислительная мощность, регулярно возникают в разных областях наук. Естественный ответ на это — рост числа и производительности суперкомпьютеров, хотя вычислительное время на них по-прежнему остается дорогим. Российские физики нашли другой подход к одной из ресурсоемких задач квантовой теории рассеяния. Они смогли решить уравнения Фаддеева на обычном персональном компьютере, используя возможности его видеокарты. Этот результат применим к решению многих других вычислительных задач.

05.06.2015 | Комментарии (1)

Впервые показана хаотическая динамика популяций в многовидовом сообществе

Схема циклической сукцессии

Довольно давно было предсказано, что в многовидовых сообществах может возникать хаотическое поведение, однако примеров «из природы» известно не было. Двадцатилетние наблюдения за тремя видами, заселяющими камни в приливно-отливной зоне на побережье Новой Зеландии, показали, что эта экосистема находится «на краю хаоса»: время от времени динамика численностей меняется со стабилизирующейся на хаотическую.

28.01.2015 | Комментарии (40)

Ученые просчитали покер

Игра хедз-ап (heads-up) в покер

В начале 2015 года в журнале Science вышла статья, в которой было объявлено об успешном завершении просчета одной из версий покера — хедз-ап в лимитном техасском холдеме. Найденная стратегия на длинной дистанции должна обыгрывать остальные стратегии, при этом получилось, что дилер имеет преимущество перед вторым игроком. Авторы статьи предлагают ведущим профессиональным игрокам в покер опробовать стратегию на практике и убедиться в ее оптимальности.

19.12.2011 | Комментарии (12)

Неинформированные массы мешают меньшинству переубедить большинство

Североамериканские стайные рыбки Notemigonus crysoleucas. Фото с сайта www.extension.org

Коллектив может последовать за меньшинством вопреки мнению большинства, если меньшинство уверено в своей правоте и проявит достаточно упрямства. Компьютерное моделирование и эксперименты на рыбах показали, что способность информированного меньшинства повести за собой группу снижается, если в группе много неинформированных индивидов, не имеющих собственного мнения и ориентирующихся только на поведение соседей.

11.08.2011 | Комментарии (4)

Поверхности нормальных и раковых клеток — фракталы разной размерности

Распределение фрактальных размерностей адгезионных карт нормальных (фиолетовый цвет) и раковых (красный цвет) клеток. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Ученые из США при помощи атомно-силового микроскопа установили, что нормальные и раковые эпителиальные клетки шейки матки демонстрируют различное фрактальное поведение в наномасштабе. Если измерить в каждой точке клетки силу, с которой игла атомно-силового микроскопа цепляется за ее поверхность, а затем визуализировать данные, то получится фрактал, причем с разными размерностями для нормальных и раковых клеток.

28.10.2010 | Комментарии (1)

Отбор на уровне видов не позволяет растениям утратить самонесовместимость

Схема работы механизма самонесовместимости у растений. Рисунок с сайта homes.bio.psu.edu
Проанализировав эволюционное дерево семейства пасленовых, американские и британские ученые пришли к выводу, что самонесовместимость (отторжение близкородственной пыльцы) в этой группе растений многократно исчезала в разных эволюционных линиях и, по-видимому, никогда не появлялась вновь. То, что до сих пор свыше 40% видов пасленовых сохранили самонесовместимость, объясняется межвидовым отбором.

19.10.2010 | Комментарии (45)

Размер геномов в ходе эволюции жизни на Земле увеличивался ускоренными темпами

У кукурузы генов в два раза больше, чем у человека, а у червяка — примерно столько же. Объяснить этот феномен ученые пока не могут. Рисунок с сайта bio.fizteh.ru
Российские ученые на основе продуманной методики доказали, что рост размеров генома связан с увеличением сложности организмов в ходе эволюции. Этот, казалось бы, очевидный вывод до сих пор не поддавался статистическому доказательству. Однако, как показали американские специалисты, этот рост не удается объяснить с помощью существующих популяционных моделей дрейфа генов и накопления случайных мутаций.

09.09.2010 | Комментарии (9)

Бактериальная инфекция приводит к необратимой утрате полового размножения

Бактерии Wolbachia (окрашены зеленым) в семеннике насекомого. ДНК сперматозоидов окрашена красным. Фото с сайта serc.carleton.edu
Паразитическая бактерия Wolbachia, живущая в клетках многих видов насекомых, наследуется по женской линии и заинтересована в том, чтобы зараженная самка производила на свет только дочерей. В ответ некоторые насекомые научились повышать вероятность рождения самцов. Математическое моделирование показывает, что эволюционная «гонка вооружений» между паразитом и хозяином должна приводить к утрате насекомым-хозяином способности к половому размножению.

19.05.2010 | Комментарии (11)

Формальные статистические тесты подтверждают происхождение всех живых организмов от единого предка

Рисунок из записной книжки Дарвина, сделанный в 1837 году (через год после возвращения из кругосветного плавания на «Бигле»). На нём впервые в графической форме представлена идея происхождения различных видов живых существ от единого предка. Изображение с сайта talkingsquid.net
Формальные статистические тесты, основанные на «теории выбора моделей» и не использующие априорного допущения о том, что сходство белковых молекул говорит об их родстве, показали, что гипотеза о едином происхождении всего живого гораздо более правдоподобна, чем альтернативные модели, предполагающие независимое происхождение разных групп организмов от разных предков.

17.11.2009 | Комментарии (3)

Олимпиада по лингвистике пройдет в Москве в 40-й раз

Эмблема Традиционной олимпиады по лингвистике
22 ноября в Москве состоится юбилейная, XL Традиционная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11 классов, открытая для всех желающих. В Санкт-Петербурге эта олимпиада 14-я. Участники будут решать специально составленные задачи, моделирующие деятельность ученых. Получив возможность познакомиться с тем, чем занимаются лингвисты, многие оказываются удивлены, насколько сильно это отличается от того, что изучают в школе.

28.04.2009 | Комментарии (7)

Правильно выбирая друзей, можно спастись от конкурентов

Эта схема показывает, каким образом взаимовыгодное сотрудничество между видами (мутуализм) может усиливать или ослаблять конкуренцию в зависимости от структуры мутуалистических связей. Рис. из обсуждаемой статьи Sugihara & Ye
Взаимовыгодное сотрудничество между видами (мутуализм) может способствовать снижению конкуренции и росту числа видов в сообществе, но только в том случае, если сеть мутуалистических связей обладает высокой степенью «вложенности». Это означает, что виды-специалисты, имеющие мало «друзей», должны кооперироваться с видами-генералистами (у которых «друзей» много), и наоборот.

20.04.2009 | Комментарии (2)

Честные дрожжи и дрожжи-обманщики могут жить дружно

Обыкновенные пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae), как выяснилось, сталкиваются в своей жизни со сложными морально-этическими дилеммами. Это делает их удобным модельным объектом для исследований в области эволюционной этики. Фото с сайта www.bio.miami.edu
В популяциях дрожжей одни особи производят фермент, расщепляющий сахарозу на легко усваиваемые моносахариды — глюкозу и фруктозу. Другие сами не производят фермента, но пользуются плодами чужих трудов. Теоретически это должно приводить к полному вытеснению альтруистов эгоистами, однако в реальности численность альтруистов не падает ниже определенного уровня.

20.03.2009 | Комментарии (1)

Предложена теория, объясняющая, чем определяется размер гигантских дюн в пустыне

Масштабы гигантских дюн для различных ветровых режимов. Снимки из обсуждаемой статьи в Nature
Почему гигантские дюны, поглощая более мелкие дюны, не растут до бесконечности? Французские ученые из Лаборатории физики и механики неоднородных сред в сотрудничестве с коллегами из США и Алжира установили, что этот процесс ограничен глубиной так называемого приповерхностного атмосферного слоя, который определяет характер течения воздуха над гигантскими дюнами.

08.10.2008 | Комментарии (11)

Выпадение орла или решки можно точно предсказать

Трехмерная модель неидеальной монеты. Рис. из обсуждаемой статьи в Physics Reports
Орел или решка? При определенных условиях результат бросания монеты можно точно предсказать. Этими определенными условиями, как показали недавно польские физики-теоретики, являются высокая точность в задании начального положения и скорости падения монеты.

07.09.2008 | Комментарии (12)

Нужна ли физикам теория категорий?

Разработанный авторами «картиночный формализм» позволяет эффективно доказывать утверждения в квантовой механике, не прибегая к длинным формулам (изображение из статьи B. Coecke «Kindergarten Quantum Mechanics»)
Математик из Оксфордского университета Боб Коуке утверждает, что один из самых абстрактных разделов математики — теория категорий — может оказаться наиболее удобным «языком» квантовой механики.

15.07.2008 | Комментарии (17)

Нейлоновые шарики моделируют движение континентов

Взаимодействие 426 нейлоновых шариков и конвективного потока в жидкости. Рис. из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Ученые из Нью-Йоркского университета провели эксперимент, в котором изучали взаимодействие конвективных течений в жидкости с плавающими в ней телами. Результаты этой работы могут найти применение в теории движения литосферных плит, в частности — предсказании движения континентов на нашей планете.

04.07.2008 | Комментарии (1)

Риск вымирания редких видов может оказаться больше, чем мы думаем

Схема построения математической модели динамики популяции, в которой учитываются изменчивые внешние условия и случайные процессы на разных этапах жизни особи. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Исследование американских биологов показывает, что принятые сейчас математические модели популяционной динамики могут сильно ошибаться в отношении небольших популяций. Возможно, потребуется пересмотр риска вымирания малочисленных видов.

03.07.2008 | Комментарии (21)

Может ли история стать настоящей наукой?

Одна из книг Петра Турчина, в которой апробируются подходы к превращению истории в строгую аналитическую науку. Изображение с сайта eclectic.ss.uci.edu
По мнению многих экспертов, истории не дает стать строгой аналитической наукой огромная сложность человеческих обществ и принципиальные различия между странами и эпохами. Однако специальные исследования показали наличие в историческом процессе строгих математических закономерностей. Для их изучения предлагается создать новую науку — «клиодинамику».

02.10.2007 | Комментарии (34)

Хаотична ли Солнечная система?

На масштабах в миллионы лет движение внешних планет Солнечной системы может быть хаотичным (изображение с сайта www.windows.ucar.edu)
Проявляется ли хаос в движении внешних планет-гигантов в Солнечной системе? Долгое время два разных метода расчета давали противоположные ответы. Американский исследователь, по-видимому, разрешил этот парадокс.

01.08.2007 | Комментарии (20)

Новый подход к анализу климата подтверждает антропогенное воздействие

Динамика глобальной температуры за последние 150 лет. Температура не просто растет, а растет все быстрее и быстрее (изображение из отчета рабочей группы 1 Межправительственной группы экспертов по изменению климата)
Прогресс в теории нелинейного статистического анализа позволил определить воздействие на климат на основании одних лишь наблюдательных данных. Усиливающийся в последние годы антропогенный фактор четко наблюдается и при таком подходе.

Новости науки по месяцам: 2016 VIII  2015 VI, I  2011 XII, VIII  2010 X, IX, V  2009 XI, IV, III  2008 X, IX, VII  2007 X, VIII, VII  2006 XI, X, VIII, V, II, I  2005 XII, XI, VIII, VII, VI, IV