С. Петранек

Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Мац
Искривленное зеркало

Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах

В. Кузык
Нос на батарейках

Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза

А. Бердников
Машинная точность

Р. Фишман
Великий уравнитель

С. Амстиславский, Д. Рагаева и др.
Эмбрионы и артериальная гипертензия

Главная / Новости науки / Варвара Веденина

06.05.2013 | Комментарии (11)

Полевые мыши муравьев сначала считают, а потом съедают

Установка для проведения второй серии экспериментов
Как эффективнее расправиться с опасной добычей? Очень важно оценить ее количество, чтобы понять масштаб бедствия. Новосибирские ученые исследовали, как ведут себя полевые мыши при столкновении с разным числом лесных муравьев. Оказалось, что, несмотря на пищевую привлекательность этих насекомых для мышей, они предпочитают небольшое их количество. Мыши выбирают оптимальную стратегию, умело оценивая соотношение риска и выгоды.

16.04.2013 | Комментарии (23)

Самцы и самки бродячих собак придерживаются разных стратегий добывания корма

Индия бьет мировые рекорды по количеству бродячих собак в городах
В условиях жесткой конкуренции за пищевые ресурсы животные могут вырабатывать разные стратегии пищедобывательного поведения. Индийские ученые исследовали такое поведение у бродячих городских собак. Выяснилось, что самцы и самки используют разные стратегии извлечения пищи из бумажных или пластиковых пакетов. Самцы оказались более аккуратными и быстрыми добытчиками, чем самки.

03.04.2013 | Комментарии (6)

Скрытый выбор самок помогает сверчкам избежать близкородственных скрещиваний

Копуляция сверчков Teleogryllus oceanicus (cамка сверху). Самец передает сперматофор (sperm sac) самке
Многие животные стараются избегать близкородственных скрещиваний, или инбридинга. Эксперименты австралийских ученых на сверчках Teleogryllus oceanicus показали, что самки это делают уже после копуляции, демонстрируя таким образом скрытый выбор.

01.04.2013 | Комментарии (11)

Высокие, но медлительные: чем жирафы платят за свой рост?

Самое высокое млекопитающее
Для рефлекторной реакции на внешние стимулы чрезвычайно важны два параметра: точность определения стимула и время, необходимое для ответа на стимул. Как справляется с этими задачами самое высокое наземное млекопитающее — жираф? Оказывается, за высокий рост приходится платить: жирафы медленнее и менее точно реагируют на внешние стимулы, чем другие млекопитающие, сравнимые с жирафом по массе тела.

20.03.2013 | Комментарии (5)

Пресноводные рыбы эволюционируют быстрее, чем морские

Представители подсемейства Menidiinae семейства Atherinopsidae (вверху Chirostoma humboldtianum, внизу C. estor). Рисунок из статьи Barriga-Sosa et al., 2005

На основании молекулярного анализа канадские биологи реконструировали историю видового разнообразия пресноводных и морских видов в одной из эволюционных ветвей атеринообразных рыб. Оказалось, что не только скорость видообразования, но и скорость вымирания значительно выше у пресноводных рыб. Тем не менее разнообразие пресноводных видов тоже выше, чем разнообразие морских.

07.03.2013 | Комментарии (24)

Крабы способны чувствовать боль

Краб Carcinus maenas

Могут ли животные чувствовать боль так, как чувствует ее человек? На этот вопрос не так просто ответить, поскольку животные часто не способны выразить свои чувства. Английским биологам удалось поставить поведенческие эксперименты на крабах, в которых они убедительно показали, что эти животные не только способны немедленно реагировать на неприятные для них стимулы, но и запоминать и избегать их.

27.02.2013 | Комментарии (22)

Какой переносчик инфекций опаснее для человека — грызуны или летучие мыши?

Переносчики инфекционных заболеваний человека

Группа американских и английских ученых провела сравнительный анализ числа вирусов — возбудителей зоонозных инфекций — у грызунов и летучих мышей. Оказалось, что летучие мыши обгоняют грызунов по числу разных вирусов, приходящихся в среднем на один вид хозяина, а потому, возможно, являются более опасным источником инфекций. Авторы исследования пытаются объяснить этот феномен особенностями биологии и экологии летучих мышей.

20.02.2013 | Комментарии (1)

Стереоинформация о запахе помогает кроту находить пищу

Рис. 1. Экспериментальная установка для исследования ориентации крота Scalopus aquaticus по запаху

Сравнение зрительных или слуховых сигналов, воспринимаемых симметричными органами чувств, помогает быстро определить расстояние до объекта или локализовать источник звука. Но роль стереосигналов в нахождении источника запаха оставалась спорным вопросом. Исследования поискового поведения у восточноамериканского крота подтвердили, насколько важно для этого животного двустороннее восприятие запаха, особенно на расстоянии 4–5 см от источника запаха.

15.02.2013 | Комментарии (7)

Предложен новый модельный организм, способный заменить приматов

Малайская тупайя Tupaia belangeri

Тупайи, будучи близкими родственниками приматов, давно привлекали внимание ученых как потенциальный модельный организм. Однако до последнего времени геном этих зверьков не был расшифрован. Недавно опубликованный прочтенный геном тупайи открывает новые горизонты для биомедицинских исследований и тестирования лекарств.

28.01.2013 | Комментарии (5)

Рыбам из морских заповедников не свойственна осторожность

Один из видов рыб-хирургов (Naso vlamingii), обитателей коралловых рифов
Известно, что рыбы, обитающие в морских заповедниках, более крупные и плодовитые, чем их собратья на неохраняемых территориях. Австралийские биологи показали, что, кроме этого, рыбы из заповедников более доверчивы, а потому их легче вылавливать. А если учесть, что рыба постоянно скатывается из заповедников в неохраняемые воды, эта информация может служить доводом в пользу создания морских заповедников.

18.01.2013 | Комментарии (10)

Вид ухаживающего самца привлекает мексиканских рыбок независимо от его ориентации

Устойчивое сохранение в популяциях самых разных групп животных аллелей, способствующих гомосексуальности, остается загадкой для эволюционных биологов. Недавно выяснилось, что самцы мексиканской рыбки пецилии привлекают внимание самок не только своими ухаживаниями за другими самками, но и за другими самцами. Таким образом, гомосексуальное поведение повышает шанс самцов вступить в гетеросексуальные отношения.

10.01.2013 | Комментарии (9)

Растения способны воспринимать феромоны насекомых

Самец мухи-пестрокрылки Eurosta solidaginis на листе золотарника высочайшего Solidago altissima

Американские ученые открыли удивительную способность растений чувствовать запахи насекомых, сидящих на этих растениях. Они показали, что золотарник (растение из семейства сложноцветных) воспринимает феромон самца мухи-пестрокрылки, чтобы подготовиться и «дать отпор» самкам пестрокрылок, собирающимся отложить в растение яйца. Поэтому прилетающие на феромон самки предпочитают откладывать яйца в другие растения.

24.12.2012 | Комментарии (64)

Окситоцин заставляет женатых мужчин хранить верность

Возможно, своей долгой совместной жизнью эти супруги обязаны нейропептиду окситоцину
Известно, что нейропептид окситоцин влияет на формирование дружеских отношений и родительских чувств у человека. Немецкие психологи недавно выявили еще один эффект этого очень простого по строению пептида. Оказалось, что если закапать его в нос мужчинам, состоящим в постоянной моногамной связи с женщиной, то комфортное расстояние до незнакомой привлекательной женщины для них значительно увеличивается, чего нельзая сказать о мужчинах, не имеющих постоянной партнерши.

12.12.2012 | Комментарии (36)

Что лучше — оставить больше потомства или сохранить себе жизнь?

Сверчок Gryllus rubens и сидящая на нем муха Ormia ochracea
Известно, что в сумерки самцы сверчков начинают петь, сидя около своей норки, а их самки находят избранников исключительно по песенке. Но эти сигналы привлекают не только самок сверчков — на пение идут также и паразитические мухи из рода Ormia, чтобы обеспечить едой свое потомство. Зараженные сверчки погибают через 7–10 дней. Перед сверчком дилемма: чтобы привлечь больше самок, надо громче и чаще петь, но при этом и возрастает риск получить смертельного паразита. Разные виды сверчков решают эту дилемму по-разному.

06.12.2012 | Комментарии (1)

Черепаха трионикс выводит мочевину через рот, а не через почки

Голова китайского трионикса
Ученые из Сингапура обнаружили удивительный способ выведения мочевины у одной из самых известных мягкотелых черепах — китайского трионикса. Оказалось, что мочевина выводится папиллами, которые расположены у черепахи во рту. Трионикс набирает воду в пасть и выплевывает ее, тем самым смывая мочевину. Одновременно он может и дышать, так как эти папиллы несут еще и дыхательную функцию.

29.11.2012

Обнаружено латеральное торможение в обонятельных рецепторах насекомых

Обонятельные рецепторные нейроны у дрозофилы
Давно известно, что хеморецепторные нейроны объединены в небольшие комплексы,  такие как вкусовые сосочки у млекопитающих или сенсиллы у насекомых. Как правило, нейроны одного комплекса чувствительны к разным веществам. Исследование обонятельных сенсилл у дрозофилы показало, что первичный анализ смеси запахов может осуществляться уже на уровне рецепторных нейронов благодаря механизму латерального торможения. Более того, это торможение, по-видимому, осуществляется без участия синапсов.

19.11.2012 | Комментарии (18)

Рыбы-брызгуны плюются, используя законы физики

Распространение водной струи, которую выбрасывает полосатый брызгун
Рыбы-брызгуны давно поражали ученых удивительной способностью охотиться на насекомых, сбивая их сильной струей воды с надводной растительности. Итальянские специалисты, проведя кинематический анализ водной струи, показали, что никаких специальных структур брызгуну не требуется. Рыба просто умело применяет законы гидродинамики, используя нестабильные свойства струи, что, кстати, напоминает механизм работы струйного принтера.

15.11.2012 | Комментарии (9)

Половой отбор способствует эволюции углеводородного состава кутикулы у дрозофил

Культивация дрозофил
Биологи из Великобритании исследовали, какое значение имеет половой отбор в эволюции углеводородного состава кутикулы у плодовых мушек Drosophila pseudoobscura. Для этого они на протяжении нескольких лет вели линии мух двух типов (82 поколения), которые различались только по одному признаку. В одном типе линий каждую самку ссаживали только с одним самцом, в другом на каждую самку приходилось по шесть самцов. В итоге углеводородный состав кутикулы в двух линиях оказался различным как по количеству, так и по качеству.

22.10.2012

Лучше потерять своих собратьев, но получить дополнительный шанс размножиться

Царица с увеличенным брюшком (слева внизу) и рабочие термиты Сryptotermes secundus

Считается, что у эусоциальных животных, например общественных насекомых, кооперация между членами сообщества основана на заботе о близких родственниках. Но как объяснить кооперацию между неродственными группами, такими как колонии термитов? Немецкие зоологи показали, что при таком объединении небольшое число рабочих особей получают шанс стать размножающейся кастой; при этом рост колонии замедляется и повышается шанс смертности прежних производителей.

27.09.2012 | Комментарии (5)

Пищевое поведение у пещерной рыбы наследуется эпигенетически

Слепая пещерная форма рыбы Astyanax mexicanus (на переднем плане) рядом со своими зрячими родственниками
Эпигенетическое наследование играет большую роль во многих биологических процессах. Исследуя две популяции пещерных мексиканских рыб, американские биологи обнаружили, что пищевое поведение рыб из этих популяций контролируется различными генетическими механизмами. В одном случае это поведение наследуется по отцовской линии, в другом  — по материнской. Эпигенетическое наследование хорошо объясняет несоответствие ядерной и митохондриальной ДНК, характерное для одной из двух пещерных популяций.

Новости науки по месяцам: 2013 V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI  2006 X