Главная / Новости науки / Алексей Гиляров

30.08.2013 | Комментарии (3)

Соотношение процессов, ведущих к потере азота океаном, предсказуемо

Два пути образования свободного азота: классическая денитрификация и anammox

Океан теряет дефицитный азот, который из нитритов и нитратов превращается в молекулярную форму и уходит в атмосферу. Происходит это за счет двух процессов. Один из них — денитрификация — давно известен, а другой — анаэробное окисление аммония — открыт совсем недавно. Внимательный анализ взаимосвязи этих реакций показал, что в масштабе всего океана соотношение денитрификации и анаэробного окисления аммония равно примерно 70:30.

08.08.2013 | Комментарии (10)

Гипотеза Черной Королевы может объяснить вымирание наземных млекопитающих

Ситуация 50 миллионов лет спустя

Анализ процессов видообразования и вымирания видов, проведенный по палеонтологическим остаткам для 19 семейств кайнозойских млекопитающих, показал справедливость гипотезы Черной Королевы: основной причиной вымирания было постепенное ухудшение качества среды для эволюционирующей клады (группы родственных видов). Разнообразие всей группы снижалось как из-за уменьшения скорости видообразования, так и из-за увеличения скорости исчезновения видов.

30.07.2013 | Комментарии (12)

В ответ на возрастание содержания CO2 в атмосфере леса увеличивают эффективность фотосинтеза

Испарения, поднимающиеся над лесами в районе Уиллоу-Крик (Willow Creek, Калифорния)

Как выяснила недавно группа исследователей из США и Германии, в ответ на непрерывное возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере леса умеренного пояса увеличивают интенсивность фотосинтеза, а следовательно, и чистую первичную продукцию экосистемы. При этом возрастает эффективность использования воды, потребляемой при связывании определенного количества СО2. Дело в том, что в условиях избытка CO2 растения слегка прикрывают устьица, от чего уменьшается испарение воды.

22.07.2013 | Комментарии (10)

Области наибольшего разнообразия наземных позвоночных занимают менее 10% поверхности суши

Области высокого разнообразия всех млекопитающих

Детальный анализ пространственного распределения наземных позвоночных (более 21 тыс. видов птиц, млекопитающих и земноводных) по всем континентам выявил центры их максимального видового разнообразия. Все они располагаются в тропиках и занимают только 8% поверхности суши. Полученные результаты позволяют более рационально подходить к выбору территорий, отличающихся необычайно высоким биоразнообразием и потому нуждающихся в строгой охране.

09.07.2013 | Комментарии (8)

Земледелие возникло независимо в разных районах Плодородного полумесяца

Плодородный полумесяц (Fertile Crescent) — плодородные земли, названные так американским археологом Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году

Введение в культуру диких хлебных злаков и становление земледелия происходило независимо в разных районах западной части Плодородного полумесяца 10500–10000 лет назад. Раскопки, проведенные немецкими и иранскими археологами в иранских горах Загрос, позволили получить очень подробную картину введения в культуру диких видов пшеницы. Произошло это 9800 лет назад, несколько позже, чем в западных районах «полумесяца».

18.06.2013 | Комментарии (1)

Последний ледниковый максимум повлиял на трофическую структуру сообществ животных, обитавших в мамонтовых степях

Мамонты зимой. Картина палеонтолога и художника Константина Константиновича Флёрова (1904–1980)

Опираясь на данные о содержании в останках животных стабильных изотопов углерода и азота, исследователи сумели выяснить трофическую структуру (кто кому служил пищей) в сообществах животных мамонтовых степей, существовавших на Земле в позднем плейстоцене. Рассматривались только хищники и их непосредственные жертвы. Исходный материал происходил из Европы (где была западная оконечность пояса мамонтовых степей) и Аляски (бывшая Берингия).

11.06.2013 | Комментарии (4)

Учет лимитирования азотом показал, что с нарушенных земель выделяется значительно больше СО2, чем предполагалось ранее

Увы, один из самых распространенных способов расчистки леса под поля. Искусственно вызванный пожар в лесах Амазонии

Участки растительности, нарушенные человеком, — это места, где происходит усиленное выделение в атмосферу углекислого газа. Проведенный недавно расчет интенсивности данного процесса для всей поверхности суши дал величину 1,4 ± 0,2 гигатонны углерода в год. Оценки делались и раньше, но они были занижены, поскольку не учитывалось лимитирование роста растительности азотом и преодоление этого лимитирования за счет «удобрения» азотом в результате антропогенного загрязнения.

04.06.2013 | Комментарии (2)

Исчезновение птиц с большим клювом привело к эволюции размера семян пальм

Тукан Ramphastos dicolorus, способный потреблять крупные плоды пальмы E. edulis, сохранился только в немногих ненарушенных местообитаниях

На примере разных популяций одного вида бразильских пальм удалось показать, что в эволюции размера семян решающая роль принадлежала птицам, способным потреблять крупные плоды (например, туканам). На территориях, подвергнувшихся антропогенному воздействию, эти птицы давно истреблены или крайне малочисленны. Поскольку нет потребителей (а они же и разносчики) крупных семян, исчезают и образующие их пальмы.

15.05.2013 | Комментарии (67)

Глобальное потепление необратимо, но не неизбежно

Реакция климатической системы на эмиссию СО2 с 1950 года до настоящего момента и прогноз на будущее вплоть до 2100 года

Считается, что СО2, попавший в атмосферу в результате сжигания ископаемого топлива, будет постоянно в ней находиться и обеспечивать подъем глобальной температуры. На самом деле, океан, поглощая СО2, приводит к снижению температуры и создает эффект, противоположный парниковому. Ограничив эмиссию СО2, можно добиться, чтобы в дальнейшем температура на Земле не поднималась более чем на 2°C выше доиндустриального уровня.

30.04.2013 | Комментарии (25)

Восстановление вымерших видов может привести к непредсказуемым последствиям

Пара странствующих голубей

Проблема восстановления недавно вымерших (а по сути, истребленных человеком) видов, таких как мамонт, сумчатый волк, странствующий голубь и другие, стала интенсивно обсуждаться в печати в связи с заметным прогрессом в молекулярной биологии. И хотя методика их восстановления вызывает скептическую реакцию специалистов, в печати уже обсуждаются экологические, этические и даже юридические проблемы, которые могут возникнуть при выпуске восстановленных видов.

26.04.2013 | Комментарии (16)

Колебания численности европейских полевок перестают быть циклическими

Динамика численности наиболее массовых видов полевок в Великобритании

Европейские популяции полевок — мелких мышевидных грызунов — всегда демонстрировали циклические колебания численности. Однако начиная с 1980-х годов циклический характер динамики нарушился и пики исчезли, причем происходило это синхронно в разных популяциях. Большая группа исследователей, проанализировавших популяционную динамику полевок из 12 разных мест в Европе, пришла к выводу, что это нарушение — результат крупномасштабных изменений среды, скорее всего вызванных изменением климата.

17.04.2013 | Комментарии (24)

Легальная продажа рогов африканских носорогов позволит уменьшить потери от браконьерства

Черный африканский носорог

С каждым годом всё больше африканских носорогов становятся жертвами браконьеров, которые убивают их исключительно ради рогов, очень ценимых в традиционной китайской медицине. В надежде спасти еще оставшихся носорогов предлагается легализовать добычу рогов, которые можно регулярно спиливать у обездвиженных животных. Эта процедура не причиняет особого вреда носорогам, а на месте спиленного рога начинает расти новый.

09.04.2013 | Комментарии (14)

Конец последнего оледенения отмечен одновременным повышением температуры и содержания CO2 в атмосфере

Динамика хода содержания СО2 в атмосфере к изменениям температуры в Антарктиде во время окончания последнего оледенения по данным Pedro et al. и Parrenin et al.

Использование новых методов позволило уточнить различия в возрасте пузырьков воздуха, запечатанных во льду Антарктиды, и льда, непосредственно окружающего эти пузырьки. Анализ показал, что температура и СО2 менялись практически одновременно. Повышение температуры способствовало поступлению СО2 в атмосферу, а повышение содержания СО2 приводило к повышению температуры вследствие усиления парникового эффекта.

25.03.2013 | Комментарии (6)

Борьба с естественными пожарами привела к неожиданным изменениям в травянистых сообществах

Обложка журнала Nature, посвященная обсуждаемой статье. Надпись гласит: «Горящий номер. Контролируемые экосистемы, теряющие видовое разнообразие, могут впасть в коллапс при неожиданном стрессовом воздействии»

Изучение травянистой растительности дубовых редколесий в районе Ванкувера (Канада) показало, что ведущаяся с середины XIX века борьба с естественно возникающими пожарами вызвала ряд серьезных изменений в растительном сообществе. Часть видов исчезла, хотя при этом была достигнута высокая и стабильная продукция остальных. Система стала напоминать сельскохозяйственное угодье достаточно высокой продуктивности.

18.03.2013 | Комментарии (1)

Насекомых в тропическом лесу сосчитали с высокой точностью

Фумигация (окуривание) кроны

Беспрецедентное по своим масштабам исследование членистоногих лесного массива Сан-Лоренцо (Панама) показало, что на площади 0,48 га обнаружено 6144 вида, а во всём лесном массиве площадью 6000 га обитает, по-видимому, около 25 000 видов. Более сотни экспертов по разным группам членистоногих обследовали буквально все микроместообитания экосистемы тропического леса — от почвенного слоя и подстилки до вершин крон.

15.10.2012 | Комментарии (6)

Человечество скоро столкнется с нехваткой ресурсов

Распределение величины чистой первичной продукции (кг углерода на 1 кв. м за год) в 2002 году

Чистая первичная продукция суши (прирост массы всех растений за определенное время) — важнейший параметр, определяющий возможности дальнейшего увеличения численности людей на Земле. Некоторый запас пока еще не использованной первичной продукции есть, но хватит его в лучшем случае на несколько десятилетий.

19.09.2012 | Комментарии (15)

Площадь льдов Северного Ледовитого океана сократилась до небывалого минимума

Арктический лед становится все менее прочным и легко разрушается при небольших летних штормах
Национальный центр США по слежению за состоянием снежного и ледового покрова объявил, что 26 августа 2012 года площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана уменьшилась до рекордно низкого значения — 4,10 млн км2. Это на 70 тыс. км2 меньше предыдущего рекорда, наблюдавшегося в 2007 году. А к 9 сентября площадь льда сократилась еще на 14% — до 3,52 млн км2.

05.09.2012 | Комментарии (7)

Чтобы водоем не «цвел», надо снизить поступление в него фосфора

Дэвид Шиндлер и одно из исследованных им озер
Эвтрофирование (то есть увеличение биологической продуктивности вод), проявляющееся, в том числе, в их «цветении», является серьезной экологической проблемой. Канадско-америкаский исследователь Дэвид Шиндлер, посвятивший всю жизнь изучению этой проблемы, в недавно вышедшем обзоре предполагает, что для того, чтобы справиться с эвтрофированием, достаточно уменьшить поступление в водоемы фосфора.

26.08.2012 | Комментарии (5)

Океанический планктон связывает атмосферного азота почти в два раза больше, чем предполагали ранее

Распределение содержания хлорофилла в воде
Использование новой экспериментальной методики показало, что океанический фитопланктон способен связывать существенно больше атмосферного азота (N2), чем предполагалось ранее. Старая методика недооценивала вклад, вносимый в биологическую фиксацию азота мелкими одиночными цианобактериями.

20.08.2012 | Комментарии (2)

Причины вымирания птиц в Новой Зеландии менялись со временем

Гуйя
Изучение фауны птиц островов Новой Зеландии показало, что обстоятельства, определяющие возникновение угрозы выживанию тех или иных видов, менялись со временем. Если вначале наиболее уязвимыми были самые крупные виды, то впоследствии риску вымирания стали подвержены птицы практически всех размерных групп.

Новости науки по месяцам: 2013 VIII, VII, VI, V, IV, III  2012 X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, II, I  2010 XII, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV