Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

А. Деревянко, М. Шуньков
Откуда пришел Homo sapiens?

Главная / Новости науки / Наука в России

09.12.2015 | Комментарии (6)

Неадаптивная фенотипическая пластичность затрудняет видообразование

Чайка лакомится солелюбивыми мухами Ephydra hians, роящимися у берегов озера Моно в Калифорнии

Эволюционный эксперимент на дрозофилах показал, что мухи, прожившие 10 поколений на обедненной среде на основе крахмала, проигрывают в конкуренции на этой среде «контрольным» мухам, жившим на нормальной, богатой среде, и наоборот: на богатой среде крахмальные мухи демонстрируют более высокую приспособленность, чем контрольные. Однако когда крахмальным мухам позволили одно поколение прожить на нормальном корме, они продемонстрировали рекордную приспособленность к крахмальному корму.

25.09.2015 | Комментарии (15)

Ученые из САО РАН продолжают поиск изолированных карликовых сфероидальных галактик

Типичная карликовая сфероидальная галактика

Группа учёных из Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкессии провела наблюдения еще трёх карликовых сфероидальных галактик за пределами Местной группы и определила их скорости и точное положение. Все три галактики имеют такие же радиальные скорости, как и находящиеся рядом более массивные галактики, а значит, они скорее всего входят в состав небольших групп галактик, то есть не являются изолированными.

14.09.2015 | Комментарии (8)

Жаберные мешки вторичноротых могли произойти от органов выделения

Кишечник образует карманы, которым предстоит стать жаберными щелями

Жаберные щели, часто считающиеся уникальным признаком типа хордовых, в действительности, вероятно, появились еще у общего предка всех вторичноротых. При этом детали их возникновения уже больше века остаются загадкой для специалистов по сравнительной анатомии. Согласно новой гипотезе, отверстия, которыми жаберные щели выходили наружу, изначально были общими с наружными отверстиями целомодуктов — выделительных трубочек, связанных с целомическими полостями.

31.08.2015 | Комментарии (1)

Серотонин матери определяет тип поведения молодой улитки

Большой прудовик (Lymnaea stagnalis)

Улитки большие прудовики, которые появились на свет осенью или зимой, большую часть времени проводят в поисках пищи и не склонны к далеким перемещениям. Улитки, которые вышли из яиц весной или летом, активно расселяются, прикрепляясь к подвижным объектам, и много двигаются. Такая разница в поведении вызвана сезонными колебаниями содержания серотонина в матке прудовика-родителя.

29.07.2015 | Комментарии (11)

У комаров генетическая адаптация к окружающей среде определяется только географией

Имаго обыкновенного комара

У комаров-пискунов Culex pipiens есть две формы, «городская» и «природная», которые не различимы по внешним признакам, но существенно отличаются по образу жизни. Биологи из России и США изучили, какие участки генома подвержены действию естественного отбора у комаров обеих форм, населяющих разные местообитания в Центральной России и в Калифорнии. Главный вывод: набор подверженных отбору участков генома определяется географической близостью, а не принадлежностью к экологической форме или типом местообитания.

14.06.2015 | Комментарии (30)

Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев

Соотношение трех компонентов в геномах древних и современных европейцев

Два больших исследовательских коллектива опубликовали результаты анализа геномов 170 обитателей различных районов Евразии, живших от 8000 до 2000 лет назад. Обе работы показали, что важнейшую роль в формировании генофонда современных европейцев сыграла произошедшая около 4500 лет назад массовая миграция кочевых скотоводов из Причерноморско-Каспийской степи в Западную Европу. С большой вероятностью древнее нашествие степняков непосредственно связано с распространением в Западной Европе индоевропейских языков.

28.04.2015 | Комментарии (2)

Ферментативная реакция Дильса–Альдера: на уроке у Природы

Гипотетическая схема действия фермента SpnF

Долгое время считалось, что реакция циклоприсоединения (реакция Дильса–Альдера) исключительно синтетическая и не встречается в природе, поскольку не было доказательств существования ферментов, катализирующих такой процесс. Интересной находкой оказалась бактерия Saccharopolyspora spinosa, способная осуществить внутримолекулярную реакцию циклоприсоединения, позволяющую получать полициклические биологически активные продукты. Российские химики предложили модель, объясняющую механизм этого уникального процесса.

15.04.2015 | Комментарии (10)

Собаки и мыши чуют рак

Собака обнюхивает образец

Российские ученые исследовали способность животных с тонким нюхом выявлять мышей, заболевших раком. Они поставили ряд экспериментов, в которых показали, что собаки и мыши могут с высокой точностью различать по запаху образцы, взятые от больных животных, и образцы от здоровых животных. Эти работы позволяют начать прицельный поиск биомаркеров раковых заболеваний при помощи высокочувствительной техники.

03.04.2015 | Комментарии (7)

Российские ученые создали общую теорию течения жидкости в микроканалах под действием электрического поля

Профиль течения жидкости под действием электрического поля

Группа физиков-теоретиков из России создала расширенную теорию течений жидкости в микро- и наноканалах под действием электрического поля. Взяв за основу классическую теорию электроосмоса Смолуховского, ученые предложили новое граничное условие, учитывающее подвижность зарядов на поверхности «жидкость–газ». Это позволило описать результаты экспериментов по электроосмосу пен, которые противоречили ранним теориям.

27.10.2014 | Комментарии (2)

Геном древнего обитателя Западной Сибири проливает свет на историю заселения Евразии

Бедренная кость из Усть-Ишима

Опубликован полный ядерный геном человека современного типа, жившего в Западной Сибири 45 000 лет назад. Бедренная кость, из которой извлекли ДНК, является самой древней точно датированной находкой Homo sapiens за пределами Африки и Ближнего Востока. В геноме древнего сибиряка обнаружено 2% неандертальских примесей (примерно как у современных обитателей Евразии), но нет следов скрещивания с денисовцами. Изученный геном имеет одинаковый уровень сходства как с европейскими охотниками-собирателями, так и с жителями Восточной Азии.

16.10.2014 | Комментарии (2)

У аспидистр открыт вариант опыления, раньше не встречавшийся у цветковых растений

Открытый цветок A. xuansonensis после выхода личинок мух, видны комочки пыльцы

Растения рода Aspidistra из семейства спаржевых интересны большим разнообразием формы и строения цветка. Однако наши знания об их опылении исчерпываются всего несколькими видами. Растения недавно открытого вида Aspidistra xuansonensis из Северного Вьетнама опыляются самками мух-галлиц, которые откладывают яйца внутрь обоеполого цветка. Развивающиеся личинки питаются пыльцой, после чего выползают из цветка, чтобы окуклиться. Такое сочетание черт уникально для опыления не только аспидистр, но и вообще цветковых растений.

20.12.2013 | Комментарии (22)

Загадочную русскую душу измерили гарвардским аршином

Кросскультурный тест на нравственную оценку помог выявить особенности «русской натуры»

Российско-американская команда психологов выявила общие и различные черты по ряду нравственных оценок среди российских и англоговорящих респондентов. Русскоязычные опрашиваемые были менее категоричны в своих решениях и предлагали скорее запретительные решения, чем обязывающие к действиям, а также не всегда оценивали вредоносное действие однозначно строже, чем бездействие, приводящее к аналогичному бедственному результату.

19.11.2013 | Комментарии (7)

Вирус, встроившийся в геном наших предков, влияет на работу мозга

Ретровирус

Российские ученые показали, что один из 133 эндогенных ретровирусов, встроившихся в наш геном после разделения эволюционных линий человека и шимпанзе, подвергся «молекулярному одомашниванию» и теперь функционирует в качестве регуляторного элемента, управляющего работой гена PRODH (участвующего в синтезе нейромедиаторов) в некоторых отделах мозга. По-видимому, данная ретровирусная вставка сыграла какую-то роль в эволюции человеческого мозга.

27.05.2013 | Комментарии (10)

Программы работы Hox-генов у личинок и взрослых особей кольчатого червя принципиально отличаются

Молодой червь Alitta (Nereis) после метаморфоза
В современной биологии очень распространены исследования генов семейства Hox, которые являются важными регуляторами индивидуального развития животных. Однако несмотря на то, что Hox-гены есть у подавляющего большинства современных животных, работать они могут по-разному. Если у личинки кольчатого червя нереиса механизм действия Hox-генов вполне похож на тот, что известен по дрозофиле, то у взрослого нереиса он оказался совершенно другим. Какой из этих вариантов эволюционно первичен — пока неизвестно.

06.05.2013 | Комментарии (11)

Полевые мыши муравьев сначала считают, а потом съедают

Установка для проведения второй серии экспериментов
Как эффективнее расправиться с опасной добычей? Очень важно оценить ее количество, чтобы понять масштаб бедствия. Новосибирские ученые исследовали, как ведут себя полевые мыши при столкновении с разным числом лесных муравьев. Оказалось, что, несмотря на пищевую привлекательность этих насекомых для мышей, они предпочитают небольшое их количество. Мыши выбирают оптимальную стратегию, умело оценивая соотношение риска и выгоды.

08.04.2012 | Комментарии (23)

Озеро Восток и его обитатели

Подледное озеро Восток в Восточной Антарктиде хорошо видно на спутниковых съемках по рельефу льда
5 февраля этого года российские исследователи сообщили об удачном завершении проекта по бурению подледного озера Восток. Теперь осталось совсем недолго ждать результатов исследований воды из этого озера, которые, возможно, расскажут нам о том, каким образом происходила эволюция микроорганизмов в столь необычных условиях.

01.04.2012 | Комментарии (40)

Прокрастинация излечима!

Возможно, некоторые животные тоже страдают от прокрастинации
Революционная разработка российских ученых позволит навсегда справиться с прокрастинацией — тяжелым заболеванием, отравляющим человеку повседневную жизнь и разрушающим здоровую структуру общества.

28.02.2012 | Комментарии (9)

Разнообразие звуков китов-убийц зависит от размера их популяции

Косатка

Крупнейшие современные дельфины, косатки, хорошо известны сложностью и многообразием своих акустических сигналов. Исследование биологов из России, Великобритании и Канады показало, что разнообразие сигналов зависит не только от накопления случайных ошибок и инноваций, передающихся вертикально, но также является следствием горизонтального переноса и обусловлено размером популяции.

27.02.2012 | Комментарии (30)

Расцвело растение, пролежавшее в вечной мерзлоте 30 тысяч лет

Цветок смолевки узколистной
Группа ученых из Пущино работала с семенами растений возрастом 31 тысяча лет, поднятыми из слоев вечной мерзлоты. Ученым удалось получить из этих семян живые цветущие растения, которые после опыления дали нормальные семена с хорошей всхожестью. Это самое древнее из оживленных растений, далеко превзошедшее по возрасту предыдущего рекордсмена – двухтысячелетнюю финиковую пальму.

27.12.2011 | Комментарии (12)

Самые маленькие насекомые обладают уникальной нервной системой

Паразитическая оса Megaphragma mymaripenne сходна по размеру с инфузорией Paramecium caudatum

К самым мелким летающим насекомым, сходным по размеру с одноклеточными организмами, относят паразитических ос из рода Megaphragma. Оказалось, что в нервной системе взрослых ос 95% нейронов не имеют ни клеточных тел, ни ядер. Несмотря на уникальное строение нервной системы, эти насекомые демонстрируют типичное для паразитических ос поведение, включая полет, питание и способность искать хозяина для откладки в него яиц.

Новости науки по месяцам: 2015 XII, IX, VIII, VII, VI, IV  2014 X  2013 XII, XI, V  2012 IV, II  2011 XII, X, IX, V  2010 X, IX, I  2009 IV, III, II  2008 XII, IX, IV  2007 XI, X, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VI, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III