Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

А. Захаров
Нейрогастрономия

А. Водовозов
С запахом горького миндаля

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

Главная / Новости науки / Астрономическая научная картинка дня

18.08.2008 | Комментарии (2)

Получен портрет β Лиры

Изображение системы Бета Лиры в одной из орбитальных фаз. Рис. из обсуждаемой статьи arXiv:0808.0932
С помощью оптического интерферометра CHARA Array группе американских и английских астрономов впервые удалось в деталях разглядеть двойную переменную звезду Бета Лиры, разрешив ее на два компонента. Также удалось более точно определить расстояние до звезды.

23.01.2008 | Комментарии (21)

В звездном скоплении Омега Центавра обнаружена массивная черная дыра

Распределение плотности в звездном скоплении Омега Центавра (рис. из обсуждаемой статьи Noyola E. et al., arXiv:0801.2782)
По наблюдениям на космическом телескопе «Хаббл» и наземном телескопе «Джемини» получены серьезные указания на то, что в звездном скоплении Омега Центавра находится черная дыра с массой около 30 000–50 000 масс Солнца. Это подтверждает, что Омега Центавра — не обычное шаровое скопление нашей Галактики, а остаток карликовой галактики, захваченной нашей.

13.01.2008 | Комментарии (4)

Открыт редкий случай гравитационного линзирования — двойное кольцо Эйнштейна

Увеличенное изображение двойного кольца, с которого убрали галактику-линзу (из статьи Gavazzi R. et al., arXiv:0801.1555)
Телескоп «Хаббл» запечатлел красивейший случай гравитационного линзирования — двойное эйнштейновское кольцо. Для этого надо было, чтобы три галактики оказались почти на одной прямой. Обнаружение и детальное исследование таких систем в рамках будущих проектов даст возможность независимо определять важные космологические параметры.

16.03.2007

Объяснено происхождение колец сверхновой 1987А

Рис. 1. Результаты моделирования структуры колец в сверхновой 1987А (из статьи Морриса и Подсядловского astro-ph/0703317)
Прошло уже 20 лет с момента взрыва сверхновой 1987А в Большом Магеллановом облаке, но тайна трех колец, высветившихся вокруг места взрыва, до сих пор не раскрыта. Астрофизики из Оксфордского университета построили трехмерную численную модель, объясняющую удивительные свойства колец тем, что взорвавшаяся звезда некогда образовалась из слияния двойной системы.

07.03.2007 | Комментарии (2)

Получен портрет самой главной лацертиды в гамма-лучах

Изображение окрестностей BL Ящерицы (источник излучения отмечен крестиком) в жестких гамма-лучах (из обсуждаемой статьи J. Albert et al., astro-ph/0703084)
С помощью наземного гамма-телескопа MAGIC впервые удалось увидеть в жестком гамма-диапазоне известное активное галактическое ядро — BL Ящерицы (BL Lac). Многие из объектов такого типа, названных в честь источника-прототипа лацертидами, уже были открыты в жестком гамма-диапазоне (на энергиях порядка ТэВ). Теперь наконец наступил черед самой BL Lac.

21.09.2006

Вспышка внегалактического магнитара или короткий гамма-всплеск?

Радиокарта (на волне 21 см) галактики М81 и ее ближайших окрестностей. Ромб обозначает область локализации всплеска согласно межпланетной сети (IPN). Изображение из обсуждаемой статьи D. D. Frederiks et al.
С момента своего открытия 27 лет назад и до настоящего времени источники мягких повторяющихся гамма-всплесков (позже их стали относить к магнитарам) наблюдались только в нашей Галактике или у ее спутников. И вот группа ученых из Физико-технического института им. Иоффе в Санкт-Петербурге, похоже, обнаружила ультрамощный всплеск магнитара вне Местной группы галактик.

12.04.2006

Ксена одержала победу над Плутоном с минимальным перевесом

Изображение объекта пояса Койпера 2003 UB313, полученное на Космическом телескопе им. Хаббла (изображение из статьи M.E. Brown et al., astro-ph/0604245)
Прямые измерения на Космическом телескопе им. Хаббла показали, что Ксена (объект 2003 UB313) все-таки больше Плутона! Правда, совсем ненамного. Разница гораздо меньше, чем, возможно, хотелось бы ее первооткрывателю — Майклу Брауну.

06.04.2006

Обнаружен диск вокруг аномального пульсара

Аномальный рентгеновский пульсар 4U 0142+61 на длине волны 4,5 микрона (по данным космической обсерватории «Спитцер»). Положение нейтронной звезды отмечено кружком (изображение из статьи Z.Wang et al., astro-ph/0604076)
По данным инфракрасных наблюдений на космической обсерватории «Спитцер» вокруг аномального рентгеновского пульсара 4U 0142+61 обнаружен диск, который сформировался, по всей видимости, сразу после взрыва сверхновой, породившей нейтронную звезду. Это открытие может иметь важные последствия для всего комплекса научных направлений, связанных с нейтронными звездами.

28.03.2006 | Комментарии (1)

Родина самого далекого гамма-всплеска оказалась пыльной

На снимке, полученном Космическим телескопом имени Хаббла, видна далекая галактика, в которой в сентябре прошлого года вспыхнул гамма-всплеск (изображение из статьи E. Berger et al., astro-ph/0603689)
С помощью наблюдений на Космическом телескопе имени Хаббла и на инфракрасной космической обсерватории имени Спитцера удалось получить изображение галактики, в которой вспыхнул самый далекий гамма-всплеск. Эта галактика уже обогащена тяжелыми элементами, и в ней достаточно много пыли. Всё это говорит о высоком темпе формирования звезд.

21.03.2006

Вега вертится волчком

Примерно так видна Вега с Земли (изображение из статьи astro-ph/0603520)
Новые интерферометрические наблюдения позволили выявить распределение яркости по диску Веги. Результаты этих наблюдений показывают, что Вега — очень быстро вращающаяся звезда, которую мы видим с полюса.

20.03.2006 | Комментарии (5)

Опубликованы результаты трех лет работы спутника WMAP

Карта анизотропии температуры реликтового излучения с наложенными данными по его поляризации. Данные получены по итогам трехлетней работы спутника WMAP (изображение с сайта Проекта WMAP)
Появилась серия статей, посвященная результатам трех лет наблюдений космического микроволнового фона на спутнике WMAP. В целом, подтверждены предыдущие результаты, полученные на этом аппарате. Из новых результатов главное то, что удалось получить данные по поляризации реликтового излучения, а также уточнить время, соответствующее эпохе реионизации.

03.03.2006 | Комментарии (2)

С чем можно перепутать сверхновую

Стрелками показана вспышка, обозначенная как сверхновая 2002kg, в галактике NGC 2403 (изображение с сайта www.supernovae.net).
Оказывается, мощные вспышки массивных звезд, которые подошли к концу своей жизни, можно перепутать со сверхновыми! Именно это произошло со сверхновой 2002kg, открытой в 2002 году в галактике NGC 2403.

01.03.2006

Неуловимый остаток сверхновой?

Не исключено, что обнаруженный телескопом им. Спитцера в созвездии Цефея объект — это молодой остаток сверхновой (из работы P. W. Morris et al., astro-ph/0602552)
Космический инфракрасный телескоп им. Спитцера обнаружил в созвездии Цефея чрезвычайно любопытный объект. Природа его до конца не ясна, но существует одна интереснейшая и вполне вероятная возможность: это может быть молодой остаток сверхновой. Если это так, то это будет первый остаток, открытый по наблюдениям в инфракрасном диапазоне.

16.02.2006

Вокруг Беты Живописца крутятся сразу два диска

Диск вокруг Беты Живописца (изображение из статьи D.A.Golimowski et al.)
Наблюдения на Космическом телескопе имени Хаббла выявили сложную структуру диска вокруг звезды Бета Живописца. Оказывается, вокруг нее существуют два осколочных диска. Внутренний, который удалось рассмотреть впервые, наклонен к плоскости основного диска. Он мог возникнуть из-за столкновения двух крупных тел.

14.02.2006 | Комментарии (9)

Темных галактик не так уж и мало

Четыре одиночных возмущенных галактики. Размер поля зрения 8 на 6 угловых минут (данные Цифрового обзора неба Института Космического телескопа). Изображение из работы I.D.Karachentsev et al.
По гравитационному возмущению обычных галактик, выглядящих как одиночные, астрономы из российской Специальной астрофизической обсерватории обнаружили свидетельство существования невидимых галактик, состоящих в основном из темной материи.

Новости науки по месяцам: 2008 VIII, I  2007 III  2006 IX, IV, III, II