И. Таттерсаль
«Скелеты в шкафу». Глава из книги

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

Д. Даймонд
«Коллапс». Глава из книги

Р. Докинз
«Рассказ предка». Глава из книги

Н. Резник
«Пастораль»

Э. Уилсон
«Хозяева Земли». Глава из книги

Е. Клещенко
Всемирная история в четырех буквах

О. Макаров
Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens?

Д. Жуков
«Стой, кто ведет?». Глава из книги

Ф. де Вааль (де Валь)
«Истоки морали». Глава из книги

Главная / Новости науки / Антропология

Южноамериканские обезьяны изготавливают каменные отщепы, похожие на орудия древних гоминид

Чернополосые капуцины раскалывают камни

Наблюдения за дикими чернополосыми капуцинами показали, что эти обезьяны любят колотить камнем по камню, производя отщепы с острыми краями и оббитые ядрища, неотличимые от примитивных орудий ископаемых гоминид. Смысл этого поведения неясен: получающиеся отщепы никогда не используются обезьянами. Открытие показало, что наличие подобных артефактов в археологических слоях еще не доказывает, что изготовившие их приматы занимались целенаправленным производством орудий для последующего использования.

03.10 | Комментарии (38)

Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни

Эволюция внутривидовой летальной агрессии у млекопитающих

Испанские биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков, и что люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Правда, в последние 500 лет наблюдается снижение летальной агрессии в глобальном масштабе.

28.09 | Комментарии (10)

Новые геномные данные позволили уточнить историю заселения Евразии и Австралии

Доля неандертальской и денисовской ДНК в геномах людей из разных регионов

На сайте журнала Nature опубликованы статьи трех больших международных коллективов, посвященные анализу 787 (в общей сложности) тщательно отсеквенированных человеческих геномов, представляющих популяции со всего мира, включая самые глухие его уголки. Проделанная работа позволила уточнить и дополнить представления об истории заселения Евразии и Австралии людьми современного типа, а также о гибридизации наших предков с неандертальцами и денисовцами.

Моляр из Мата Менге

В 2004 году в пещере Лианг-Буа на индонезийском острове Флорес были обнаружены остатки нескольких людей нового вида, за маленький рост прозванные «хоббитами». Это событие поставило перед антропологами вопросы, на которые до сих пор нет ответа: когда предки этих людей попали на остров? какая у них родословная? И вот в 2014 году в раскопе Мата Менге, в 74 км от пещеры Лианг-Буа, были найдены часть нижней челюсти взрослого индивида и еще шесть зубов. Сравнение этих остатков с костями из Лианг-Буа и с аналогичным материалом по различным представителям древнейших гоминид указывает на родство «хоббитов» с Homo erectus.

07.06 | Комментарии (29)

Представители общины Бней-Исраэль

Полногеномный анализ 20 представителей Бней-Исраэль помог уточнить происхождение этой загадочной иудейской общины из Индии, которая нередко рассматривалась как одно из десяти потерянных колен Израиля. Установлено, что вклад еврейского населения в генофонд Бней-Исраэль представляет собой отдельную миграционную волну, не имеющую ничего общего с другими миграциями жителей Ближнего Востока, которые повлияли на популяции Северной Индии. Поздний возраст формирования популяции отвергает любые предположения о связи Бней-Исраэль с потерянными коленами Израиля.

Расшифровка древней ДНК рассказала о происхождении южноамериканских индейцев

Женщина из индейского народа аймара

Исследование митохондриальной ДНК индейцев из древних могильников Южной Америки уточнило время отделения коренных жителей Нового Света от населения Сибири. Установлено, что этот процесс совпал с последним ледниковым максимумом (17–28 тыс. лет назад). Ученые подтвердили, что южноамериканские индейцы являются прямыми потомками первых обитателей Берингии, которые быстро достигли своей будущей родины, продвигаясь вдоль тихоокеанского побережья и быстро размножаясь по пути. Появление европейцев в XVI веке привело к резкому сокращению численности коренных жителей Южной Америки.

05.04 | Комментарии (19)

«Хоббиты» с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты» с острова Флорес. Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

25.02 | Комментарии (33)

У алтайских неандертальцев найдены гены архаичных сапиенсов, а у денисовцев — гены гейдельбергских людей

Фрагмент мизинца денисовской девочки

Тщательный анализ ДНК денисовских и неандертальских костных фрагментов из Денисовой пещеры дал возможность реконструировать связи этих архаичных линий людей с мигрантами из Африки. В каждую из линий оказались привнесены чужеродные гены, но из разных источников. Алтайским неандертальцам достались гены из генофонда общих предков африканцев, а денисовцы получили свой генетический довесок от древних архаичных форм, родственных гейдельбергскому человеку.

Неандертальские гены влияют на здоровье современных людей

Шесть эпизодов гибридизации сапиенсов, неандертальцев, денисовцев и «архаичных Homo»

Используя базы данных по медицинской генетике, ученые смогли оценить связь между наличием у современных европейцев тех или иных неандертальских аллелей и различными заболеваниями. Оказалось, что неандертальские гены достоверно, хотя и не очень сильно, влияют на риск некоторых нарушений, таких как депрессия, актинический кератоз, повышенная свертываемость крови и никотиновая зависимость. Многие из этих генов могли быть полезны нашим палеолитическим предкам, но потом стали вредными в связи с изменением условий жизни.

20.10.2015 | Комментарии (13)

Охотники-собиратели спят меньше городских жителей

Охотник хадза спит после дневных трудов у костра

Наблюдения за тремя племенами в Африке и Южной Америке показали, что люди в традиционных обществах охотников-собирателей спят в среднем 5,7–7,1 часов, что несколько меньше, чем в современных индустриальных городах (7–8 часов). Эти данные противоречат устоявшимся представлениям, что городские жители из-за нервотрепки и шума вынуждены спать меньше физиологической потребности. Более того, выяснилось, что туземцы почти не подвержены бессоннице.

14.09.2015 | Комментарии (115)

Человек из Диналеди — новый вид примитивных людей

Реконструкция облика человека из Диналеди

Международная команда антропологов под руководством Ли Бергера описала новый вид гоминид, которого она отнесла к роду Homo. Открытое в ЮАР, в пещере Диналеди местонахождение является уникальным по количеству костей и полноте скелетов. В анатомии представителей нового вида H. naledi сочетаются признаки людей и австралопитеков: небольшому мозгу приданы маленькие зубы и развитые, вполне человеческие, руки и стопы.

14.06.2015 | Комментарии (30)

Палеогенетика подтвердила важный вклад причерноморско-каспийских степняков в формирование генофонда европейцев

Соотношение трех компонентов в геномах древних и современных европейцев

Два больших исследовательских коллектива опубликовали результаты анализа геномов 170 обитателей различных районов Евразии, живших от 8000 до 2000 лет назад. Обе работы показали, что важнейшую роль в формировании генофонда современных европейцев сыграла произошедшая около 4500 лет назад массовая миграция кочевых скотоводов из Причерноморско-Каспийской степи в Западную Европу. С большой вероятностью древнее нашествие степняков непосредственно связано с распространением в Западной Европе индоевропейских языков.

25.05.2015 | Комментарии (15)

Древнейшие люди изготавливали орудия по-своему

Каменные орудия из Ломекви

Анализ орудий, найденных в местонахождении Ломекви 3 (Кения) в слоях возрастом 3,3 млн лет, показал, что их сработали с помощью ударов каменной заготовкой о твердые поверхности (пассивная оббивка), а также с помощью отбойников на наковальнях. При общем разнообразии орудий и их многофункциональности их изготовители еще не обладали навыками точных ударов. В целом эти орудия сделаны менее искусно и к тому же в 3–4 раза больше и массивнее, чем соответствующие олдувайские орудия.

27.04.2015

Палеогенетические данные подтвердили, что создателями протоориньякской культуры были люди современного типа

Молочный резец из протоориньякских местонахождений

Из молочного зуба возрастом около 40 000 лет, найденного в 1992 году в пещере Фумане на севере Италии, удалось извлечь древнюю ДНК и отсеквенировать митохондриальный геном. Оказалось, что геном принадлежит к гаплогруппе R, характерной для многих современных евразийцев и большинства палеолитических сапиенсов Евразии. Тем самым подтвердилась принятая точка зрения, согласно которой создателями так называемой протоориньякской культуры были именно сапиенсы.

25.04.2015 | Комментарии (2)

Древнейшие орудия труда изготавливали предки человека умелого

Местонахождение Ломекви 3

В докладе на Палеоантропологическом конгрессе Соня Харманд сообщила о находке каменных орудий в слоях возрастом 3,3 млн лет. Датировки не вызывают сомнений, равно как и то, что камни специально обрабатывались и оббивались, а не были расколоты или повреждены естественным образом. Это бесспорно означает, что становление орудийных технологий началось до человека умелого: орудия уже умели делать его предки, австралопитеки или кениантропы.

21.04.2015 | Комментарии (28)

Почему ген, вызывающий раннее прерывание беременности, не отсеялся отбором?

Пятидневный зародыш человека

Американские специалисты исследовали причины анеуплоидии у человеческих зародышей. Выяснилось, что она ассоциирована с определенным полиморфизмом в специфическом участке на четвертой хромосоме. Этот полиморфизм связан топографически с геном PLK4, отвечающим за расхождение хромосом во время митоза. Удивительно при этом, что вариант PLK4, вызывающий снижение плодовитости, часто встречается у людей. Ученые обсуждают вопрос, как мог на первый взгляд вредный ген распространиться в популяции и не отсеяться отбором.

10.03.2015 | Комментарии (4)

Человеческий род стал древнее и разнообразнее

Нижняя челюсть <i>Homo habilis</i> OH7

Новые открытия позволили уточнить представления о ранней эволюции человеческого рода. В районе Афар (Эфиопия) в отложениях возрастом 2,80–2,75 млн лет найден фрагмент нижней челюсти, отнесенный американскими и эфиопскими палеоантропологами к роду Homo. Тем временем другая команда антропологов переизучила типовой экземпляр Homo habilis OH7 и пришла к выводу, что ранних Homo всё-таки лучше относить не к одному, а к трем разным видам. Так или иначе, новые данные показывают, что род Homo появился и начал дивергировать раньше, чем считалось до сих пор.

25.02.2015 | Комментарии (5)

Человеческий генный регулятор ускорил развитие мышиного мозга

Мозг и в особенности неокортекс у человека и приматов

Американские ученые работали с трансгенными мышами, у которых был заменен собственный генный локус, участвующий в нейрогенезе, на шимпанзиный и человеческий варианты. У эмбрионов мышей с вариантом шимпанзе мозг развивался примерно так же, как и у нормальных мышей. А вот у мышей с человеческим вариантом нейрогенез начинался раньше и поверхность мозга оказывалась больше. Как выяснилось, этот локус работает в период формирования стволовых клеток мозга, регулируя продолжительность клеточного цикла, и таким образом увеличивает число нейронов.

26.01.2015 | Комментарии (1)

Рукопожатие австралопитека было вполне человеческим

Пястные кости гоминид

Международная команда антропологов предложила новый подход к изучению эволюции орудийной деятельности наших пращуров. Они исследовали не сами орудия и даже не внешнюю морфологию костей рук древних людей, а строение губчатой ткани в косточках кистей рук, которое отражает объем и распределение нагрузок на эти кости. По характерным особенностям губчатой ткани у разных представителей гоминид, включая и шимпанзе, удалось показать, что австралопитеки обладали вполне человеческой хваткой.

10.12.2014 | Комментарии (1)

Питекантропы использовали орудия для добычи моллюсков и для гравировки

Ракушка из Тринили с рисунком

Изучение раковин моллюсков, найденных более ста лет назад Эженом Дюбуа одновременно с костями питекантропа, принесло неожиданный результат. На одной из раковин был найден выгравированный рисунок. Это самый древний из известных на сегодняшний день предметов «человеческого» искусства.

Новости науки по месяцам: 2016 X, IX, VI, IV, II  2015 X, IX, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, X, IX, VII, VI, III, II  2013 XII, X  2012 IX, V  2011 XII, X, IV, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VI, V, IV, III, II  2009 XII, X, VI, V, III  2008 XII, XI, IX, VI, V, IV, III  2007 XII, X, IX, VIII, VI, III, I  2006 XII, XI, IX, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, X, IX, VIII, VII, VI, IV