Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

О. Макаров
Животные, которые дарят надежду

Б. Штерн
Шкловский — 100

А. Деревянко, М. Шуньков
Откуда пришел Homo sapiens?

Главная / Новости науки / Космос

20.06 | Комментарии (156)

LIGO поймала новые всплески гравитационных волн

Художественное изображение того, как могли бы выглядеть события слияния черных дыр GW150914

Обсерватория LIGO зарегистрировала еще два всплеска гравитационных волн, — один достоверный и один возможный. Так же, как и первый зарегистрированный всплеск, они пришли от слияний черных дыр звездных масс. В каждом случае удалось, в пределах погрешностей, восстановить параметры черных дыр и положение источников излучения, а также провести первый совокупный анализ популяции таких черных дыр. Ожидается, что в ближайшие пару лет статистика возрастет на порядок, и ученые приступят к экспериментальному изучению раздела астрофизики, который в течение десятилетий оставался уделом одних лишь теоретиков.

Обнаружен первый рентгеновский пульсар в галактике Андромеды

Галактика Андромеды (М31)

В архивных данных космического телескопа XMM-Newton, многократно проводившего наблюдения Туманности Андромеды (М31) в рентгеновском диапазоне, удалось найти сигналы с периодом 1,2 с, указывающие на первый пульсар вне пределов нашей Галактики и ее спутников. Источник сигнала представляет собой двойную систему, в которой нейтронная звезда поглощает материю своего компаньона — «обычной» звезды. Период обращения этой двойной системы вокруг общего центра масс составляет 1,27 суток.

9 марта 2016 года — полное солнечное затмение

Возможно, так будет выглядеть полная фаза затмения 9 марта где-нибудь в Индонезии

9 марта 2016 года произойдет полное солнечное затмение. Его полную фазу, максимальная длительность которой составит 4 минуты 9 секунд, можно будет наблюдать в Юго-Восточной Азии, центральной и северной частях Тихого океана. Следующее полное солнечное затмение будет почти через полтора года — 21 августа 2017 года.

29.02 | Комментарии (68)

Метрика Карла Шварцшильда: предыстория, история и часть постистории

Карл Шварцшильд

Сто лет назад действительный член Королевской Академии наук Пруссии Карл Шварцшильд послал своему собрату по Академии Альберту Эйнштейну статью с математическим описанием поля тяготения вне и внутри сферы, заполненной неподвижной жидкостью постоянной плотности. Эта работа стала началом теоретических исследований экзотических объектов, которые мы называем черными дырами.

11.02 | Комментарии (997)

Гравитационные волны — открыты!

Оценка направления прихода всплеска на небесной сфере

После полувека поисков наконец-то открыты гравитационные волны, колебания самого пространства-времени, предсказанные Эйнштейном сто лет назад. 14 сентября 2015 года обновленная обсерватория LIGO зарегистрировала гравитационно-волновой всплеск, порожденный слиянием двух далеких черных дыр. Гравитационно-волновая астрономия стала полноправным разделом физики; она открыла нам новый способ наблюдать за Вселенной и позволит изучать недоступные ранее эффекты сильной гравитации.

09.02 | Комментарии (12)

Сверхъяркие спиральные галактики — недостающее звено в теории эволюции

Одна из 53

Американские астрономы обнаружили 53 спиральные галактики с необычными свойствами — они ярче и больше, чем предписывают теории. Вероятно, такие галактики могут оказаться переходной стадией между спиральными и линзовидными галактиками, а результаты этой работы помогут улучшить наше понимание процессов развития и эволюции галактик.

26.01 | Комментарии (48)

Джордж и его команда: к 70-летию горячей модели Вселенной

Георгий Гамов

Считается, что наша Вселенная возникла примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. Сейчас в космологии эта точка зрения общепринята, но точная природа этого явления до сих пор является предметом дискуссий. Важный вклад в развитие этой теории внес в середине ХХ века Георгий Гамов, который пытался ответить на вопросы о том, как появились привычные для нас химические элементы в первые мгновения жизни Вселенной.

21.01 | Комментарии (62)

«На кончике пера» открыта трансплутоновая планета размером с Нептун

В представлении художника так может выглядеть гипотетическая девятая планета солнечной системы

В Солнечной системе, вероятно, есть еще одна чрезвычайно удаленная планета размером с Нептун, совершающая один оборот вокруг Солнца за 10–20 тысяч лет. Сенсационную статью на эту тему опубликовали 20 января два уважаемых планетолога, Константин Батыгин и Майк Браун из Калифорнийского технологического института, проводившие детальный анализ орбит уже известных нам транснептуновых объектов. Они готовы предъявить скептикам результаты многомесячного компьютерного моделирования.

25.12.2015 | Комментарии (105)

Сверхновая вспыхнула еще раз в назначенное время в назначенном месте

Четверное изображение суперновой Refsdal

Год назад случайно была обнаружена сверхновая, свет от которой дошел до нас через гравитационную линзу, в роли которой выступило большое скопление галактик. Расчеты, основанные на моделях распределения массы в скоплении и на Общей теории относительности, предсказывали, что часть света взорвавшейся звезды достигнет Земли примерно через год. Наблюдения блестяще подтвердили теоретические выкладки.

11.12.2015 | Комментарии (32)

Большинство ультрамощных рентгеновских источников в галактиках — обычные черные дыры

Ультрамощный рентгеновский источник XMMU J004243.6+412519

Последние три года были очень плодотворными для изучения астрономических объектов в рентгеновском диапазоне. В основном это связано с запуском рентгеновского телескопа NuSTAR, но кроме того, были обработаны данные телескопов предыдущих поколений. Из двух моделей возникновения ультрамощных рентгеновских источников — оставшиеся в результате взрыва сверхновой черные дыры, окруженные плотным слоем пыли и газа, который падает на них в суперэддингтоновском режиме, или черные дыры промежуточной массы — новые данные заставляют склоняться склоняться к первой.

20.11.2015 | Комментарии (43)

Нейтринная астрофизика делает первые шаги

Галактика NGC 253, одна из ближайших к нам галактик со вспышкой звездообразования, которую видно в гамма-диапазоне вплоть до «ТэВных» энергий

Два года назад человечеству открылось еще одно окно для наблюдения за глубоким космосом — через нейтрино высокой энергии. Статистика таких астрофизических нейтрино пока мала, но, сопоставляя ее с другими астрофизическими данными всесигнальной астрономии, можно уже сейчас получать любопытные результаты и накладывать ограничения на механизмы рождения астрофизических нейтрино. Недавно появилось сразу несколько публикаций с примерами таких выводов.

22.10.2015 | Комментарии (23)

Гравитационная линза помогла открыть новую экзопланету

Планета, вращающаяся вокруг красного карлика, в представлении художника

Сейчас счет открытым экзопланетам идет на тысячи, причём подавляющее большинство из них были обнаружены методом транзитов или методом радиальных скоростей. Недавно астрономы, ищущие экзопланеты на телескопах в Новой Зеландии и Чили, выпустили статью, в которой описали открытие новой планеты пока еще довольно экзотическим методом гравитационного микролинзирования. Эта планета имеет массу порядка Сатурна и обращается вокруг красного карлика, находящегося на расстоянии 6,43 килопарсека от нас.

26.09.2015 | Комментарии (5)

28 сентября 2015 года — полное лунное затмение

Затмение Луны у горизонта. Фото сделано во время частного лунного затмения 26 июня 2010 года

28 сентября состоится полное лунное затмение. Его будет видно на европейской части России, в Европе, Африке и Америке. Частное затмение начнется в 04:06 и закончится в 07:27 по московскому времени, полная фаза продлится больше часа — с 05:10 по 06:23 по московскому времени. Следующее полное лунное затмение произойдет больше чем через два года — 31 января 2018 года.

25.09.2015 | Комментарии (15)

Ученые из САО РАН продолжают поиск изолированных карликовых сфероидальных галактик

Типичная карликовая сфероидальная галактика

Группа учёных из Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкессии провела наблюдения еще трёх карликовых сфероидальных галактик за пределами Местной группы и определила их скорости и точное положение. Все три галактики имеют такие же радиальные скорости, как и находящиеся рядом более массивные галактики, а значит, они скорее всего входят в состав небольших групп галактик, то есть не являются изолированными.

15.09.2015 | Комментарии (10)

Плотное ядро галактики — индикатор скорого прекращения звёздообразования

Рис. 1. Спиральная галактика NGC 300

Астрофизики проанализировали большую выборку галактик в диапазоне красного смещения от 0,5 до 3. Их интересовало, связаны ли структурные особенности распределения звезд в галактике с активностью звездообразования в этой галактике. Выяснилось, что в «старых» галактиках, в которых звезды уже не рождаются, плотность центральной части повышенная. Это открытие даёт возможность относительно просто предсказывать эволюцию галактики.

14.05.2015 | Комментарии (34)

Предложена новая идея по поиску легких частиц темной материи

Сверхпроводящий микроскопический болометр

Поиск частиц темной материи с массой меньше 1 ГэВ — задача исключительной технической сложности. Ни один из существующих сейчас детекторов к таким частицам нечувствителен. В статье американских теоретиков предлагается идея нового сверхпроводящего детектора, который позволит почувствовать частицы темной материи с массами в мегаэлектронвольтном и даже килоэлектронвольтном диапазонах, расширяя тем самым область поисков на 4–5 порядков.

17.03.2015 | Комментарии (9)

20 марта 2015 года — полное солнечное затмение

Рис. 1. Полное солнечное затмение 13 ноября 2014 года

20 марта 2015 года произойдет полное солнечное затмение. Его полную фазу можно будет наблюдать на севере Атлантического океана и в Арктике. Участков суши, на которых Солнце совсем пропадет из вида, совсем немного: это Фарерские острова и архипелаг Шпицберген. Максимальная длительность полной фазы составит 2 минуты 47 секунд. Следующее полное солнечное затмение будет почти через год — 9 марта 2016 года.

24.09.2014 | Комментарии (21)

Новые данные обсерватории Planck закрывают чересчур оптимистичную интерпретацию результатов BICEP2

Микроволновой телескоп BICEP2 наблюдает за поляризацией космического реликтового излучения

Полгода назад эксперимент BICEP2 сообщил о наблюдении характерных особенностей в поляризации космического реликтового излучения, которые могли быть вызваны сильными гравитационными волнами, возникшими в сверхранней Вселенной на стадии космической инфляции. Впрочем, было сразу высказано подозрение, что BICEP2 недооценил вклад от гораздо более прозаичного источника той же поляризации — теплового излучения межзвездной пыли в нашей галактике. Появившиеся на днях новые данные обсерватории Planck, к сожалению, подтверждают, что результат BICEP2 можно полностью списать на галактическую пыль.

28.08.2014 | Комментарии (12)

Новые результаты не подтверждают загадочную рентгеновскую линию излучения

Ограничения на характеристики стерильных нейтрино

Полгода назад две группы исследователей сообщили об обнаружении неизвестной линии излучения в рентгеновских спектрах галактик. Заявление звучало сенсационно, поскольку это излучение могло идти от частиц темной материи. Однако в августе появилось сразу несколько новых статей, посвященных поиску этой линии в разнообразных галактиках. Результаты всех их, за исключением работ одной группы авторов, отрицательны: никакой подозрительной линии излучения не видно.

14.08.2014 | Комментарии (94)

Ускоряющееся расширение Вселенной станет доступно прямому измерению в ближайшее десятилетие

Ускорение галактик, находящихся на разных красных смещениях

Известно, что Вселенная расширяется, причем расширяется с ускорением. Однако все экспериментальные свидетельства в пользу ускорения были получены косвенными методами: для прямого наблюдения пока не хватает чувствительности телескопов. Расчеты, опубликованные в журнале Physical Review Letters, показывают, что небольшая модификация строящихся сейчас радиотелескопов позволит вскоре напрямую обнаружить ускоренное расширение Вселенной.

Новости науки по месяцам: 2016 VI, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, V, III  2014 IX, VIII, VII, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, IX, VIII, V, IV  2011 XII, XI, VIII, IV, II  2010 XII, X, IX, VII, V, IV  2009 XII, VII, VI, IV  2008 XII, XI, VIII, VII, VI, V, II, I  2007 XII, X, IX, VII, V, IV, III, II, I  2006 XII, X, IX, VIII, VII, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II