Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

М. Москалева
Студенты МГУ против лженауки

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

Главная / Новости науки / Психология

01.04 | Комментарии (40)

Обнаружены коллективные эффекты в поведении физиков-теоретиков

Временная зависимость числа публикаций в ответ на очередную сенсацию

Давно известно, что физика может эффективно описывать поведение большого коллектива объектов — при условии, что эти объекты однотипны и примитивны. Законам статистической физики подчиняются даже некоторые биологические системы, например, культура бактерий. Недавно мировую общественность всколыхнула публикация, демонстрирующая, что эти условия, — однотипность и примитивность — могут выполняться и для больших коллективов физиков-теоретиков.

16.03 | Комментарии (20)

Мозг отличает расчетливое добро от бескорыстных порывов

Кустик растет из кучки монет

Американские ученые провели ряд поведенческих экспериментов по различению эмпатии и взаимного альтруизма, совмещенных с томографическим сканированием мозга. Общий результат действия обоих стимулов (эмпатии или альтруизма) был сходным, но картины активированных связей в мозгу оказались в значительной мере различными. Мозгу не важны философско-культурные оценки того или иного вида добрых поступков: бескорыстие и расчет он распознает по-своему и соответствующим образом работает с этими стимулами.

14.03 | Комментарии (47)

В странах, где принято соблюдать законы и правила, у людей выше уровень внутренней честности

Индекс «распространенности нарушения правил»

Психологические эксперименты показали, что склонность поступать по-честному в ситуации, когда разоблачить обманщика невозможно, положительно коррелирует с соблюдением законов и правил в обществе. В обществах, где развиты теневая экономика, коррупция и политическое мошенничество, люди охотнее идут на мелкий безопасный обман в корыстных целях по сравнению с жителями стран, где законы соблюдаются лучше. Полученные результаты показывают, что уровень «внутренней честности» людей зависит от социальной среды.

17.02 | Комментарии (63)

Вера в строгих и всезнающих богов коррелирует с честным поведением по отношению к незнакомым единоверцам

Рука бога

Психологи обнаружили связь между представлениями о богах и склонностью по-честному поступать с незнакомыми единоверцами. Установлено, что люди, верящие, что бог всеведущ и наказывает людей за плохое поведение, честнее вели себя по отношению к незнакомым единоверцам, чем сомневающиеся в этом. По мнению исследователей, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что вера в строгих богов, следящих за моральным обликом людей, способствует расширению человеческой социальности и формированию больших, сплоченных обществ.

14.12.2015 | Комментарии (68)

Отношение к нечестному разделу конфет по-разному меняется с возрастом у детей из разных стран

Схема теста для выявления отношения детей к несправедливости

Изучение развития чувства справедливости у детей из семи стран показало, что в шести из семи популяций у детей рано появляется и быстро усиливается с возрастом склонность отвергать неравные и при этом невыгодные варианты раздела конфет, при которых другому ребенку достается больше (так называемая «справедливость первого порядка»). Однако «справедливость второго порядка», то есть неприятие вариантов, когда другому достается меньше, была зарегистрирована только у детей из трех популяций, да и то лишь в относительно позднем возрасте.

19.10.2015 | Комментарии (163)

Прозрачность доходов усугубляет неравенство и снижает склонность к кооперации

Примеры изменения социально-экономической структуры в группах испытуемых

Эксперименты, проведенные социологами, психологами и экономистами из Йельского университета, показали, что одним из факторов, способствующих сохранению и усугублению имущественного неравенства, является информированность людей о чужом богатстве. Судя по поведению людей в экономических играх, прозрачность чужих доходов снижает склонность людей к кооперации, что, в свою очередь, не только усиливает неравенство, но и препятствует росту благосостояния общества.

01.10.2015 | Комментарии (7)

Способность к эмпатии зависит от чувствительности к боли

Схема эксперимента

Уже давно известно, что сочувствие другому человеку, испытывающему боль, активирует в мозге те же области, которые отвечают за чувство нашей собственной боли. Поэтому давно существует гипотеза о том, что «абстрактные» ощущения (представления о чужой боли, на которых основана эмпатия) обеспечиваются теми же нейронными контурами, которые отвечают за «истинные» чувства (собственное ощущение боли). Ученым из Австрии и Швеции удалось показать, что это действительно так.

21.09.2015 | Комментарии (152)

Элита эгоистична и ставит эффективность выше равенства

Герб Йельской школы права

Изучив решения, принимаемые представителями разных слоев общества в экономических играх, американские экономисты обнаружили радикальные различия между представителями «элиты» и рядовыми американцами. Элита более склонна к эгоизму (в противовес заботе об интересах других людей), а также придает большее значение эффективности (понимаемой как совокупный общий выигрыш), чем равенству в распределении материальных благ.

06.08.2015 | Комментарии (9)

Мимика лошадей похожа на человеческую

У лошадей нет бровей, но они приподнимают кожу над внутренним уголком глаза, как человек, когда поднимает бровь

Ученые из Великобритании и США подробно исследовали строение и движения мимических мышц лошадей, проанализировав 15 часов видео с записью выражения 86 лошадиных морд. Мимика лошадей оказалась богаче, чем у некоторых приматов, а набор элементарных единиц их мимики во многим схож с человеческим.

06.06.2015 | Комментарии (33)

Сотрудники «Фейсбука» изучили механизмы, мешающие пользователям знакомиться с альтернативными мнениями

Поляризация политических взглядов у пользователей «Фейсбука»

Среди социологов растут опасения, что алгоритмы персонализированной фильтрации и ранжирования новостных лент, используемые «Фейсбуком» и другими соцсетями, создают «пузыри фильтров», мешающие людям знакомиться с альтернативными точками зрения, а это может искажать восприятие реальности пользователями и приводить к поляризации общества. Анализ данных по структуре «дружеских» связей и сетевой активности 10 млн американских пользователей «Фейсбука» подтвердил, что как либералы, так и консерваторы получают из своих новостных лент в основном информацию, согласующуюся с их политическими взглядами.

01.06.2015 | Комментарии (22)

Нравственные принципы можно корректировать во сне

Дизайн эксперимента

Американские психологи, работая с группой добровольцев, провели стандартный тренинг по коррекции скрытых социальных предрассудков — представлениях о слабой способности женщин к наукам и асоциальных наклонностях негров. Этот тренинг сопровождался выработкой рефлекса на определенный сигнал. Ученые показали, что если этот специфический сигнал подается потом во время фазы глубокого сна, то усвоение антистереотипных принципов происходит гораздо надежнее.

20.04.2015 | Комментарии (12)

Дружба людей и собак регулируется окситоцином

Cобака смотрит хозяину в глаза

Эксперименты, проведенные японскими биологами, показали, что в формировании дружбы между собакой и ее хозяином задействован механизм положительной обратной связи, похожий на тот, что участвует в поддержании любви и взаимопонимания между матерью и ребенком. В отличие от ручных волков, собаки часто смотрят хозяину в глаза, что ведет к повышению у обоих уровня гормона окситоцина. По-видимому, склонность смотреть человеку в глаза развилась у собак в ходе одомашнивания, а не была унаследована от диких предков.

02.02.2015 | Комментарии (21)

У цыплят, как и у людей, мысленная числовая линия идет слева направо

Схема первого эксперимента

Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Элегантные эксперименты на цыплятах трехдневного возраста, проведенные итальянскими учеными, показали, что у цыплят, как и у людей, меньшие числа ассоциируются с левой стороной, а большие — с правой.

07.11.2014 | Комментарии (3)

Устойчивость к стрессу связана с особенностями периферической иммунной системы

Содержание лейкоцитов в крови мышей

Исследователям из Англии, США и Голландии удалось обнаружить в крови мышей факторы, которые позволяют предсказать, разовьется ли у данного животного депрессия после стресса из-за столкновений с более агрессивной особью. Оказалось, что устойчивость к такому стрессу определяется количеством лейкоцитов в крови животных, а также количеством интерлейкина-6, который выделяют лейкоциты.

30.10.2014 | Комментарии (30)

Наследуемость успехов в учебе определяется не только интеллектом

Близнецы, сдавшие экзамен

Международная группа генетиков и психологов на выборке из более чем 6000 пар выяснила, какие факторы определяют высокую наследуемость результатов экзаменов, сдаваемых английскими учениками после окончания средней школы. Оказалось, что в наследуемость результатов экзаменов вносит вклад не только общий интеллект, но и многие другие признаки, формирование которых также существенно зависит от генов. Это означает, что врожденные особенности более важны для достижения успехов в учебе, чем принято считать.

12.05.2014 | Комментарии (22)

Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому

Распространение риса и пшеницы в разных областях Китая

Для представителей «западных» культур более характерны индивидуализм и аналитическое мышление, «восточных» — коллективизм и холистическое мышление. Психологи из Китая и США показали, что такие же различия имеются между районами Китая, где традиционно выращивают пшеницу и рис. По-видимому, выращивание риса в долгосрочной перспективе способствует закреплению в местной культуре коллективистских традиций, тогда как выращивание пшеницы способствует индивидуалистическому мироощущению.

20.12.2013 | Комментарии (22)

Загадочную русскую душу измерили гарвардским аршином

Кросскультурный тест на нравственную оценку помог выявить особенности «русской натуры»

Российско-американская команда психологов выявила общие и различные черты по ряду нравственных оценок среди российских и англоговорящих респондентов. Русскоязычные опрашиваемые были менее категоричны в своих решениях и предлагали скорее запретительные решения, чем обязывающие к действиям, а также не всегда оценивали вредоносное действие однозначно строже, чем бездействие, приводящее к аналогичному бедственному результату.

04.12.2013 | Комментарии (10)

Молодожены подсознательно чувствуют, будет ли их брак счастливым

Для счастливой семейной жизни важно, чтобы супруги положительно оценивали друг друга на подсознательном уровне

Американские ученые установили, что бессознательные реакции молодоженов на фотографии своей второй половины позволяют предсказать, насколько супруги будут довольны своим браком спустя несколько лет. При этом сознательные оценки, которые молодые супруги дают своим отношеням, ничего не говорят о том, будут ли они счастливы в дальнейшем.

05.11.2013 | Комментарии (5)

Математические способности детей проявляются уже в шестимесячном возрасте

Малыш и счеты

Интуитивное «чувство количества» — способность приблизительно оценивать число объектов во множествах — обнаруживается у детей уже вскоре после рождения, то есть задолго до того, как они начинают говорить или учатся считать. Эта способность широко распространена и в животном мире. Американские психологи обнаружили, что дети, у которых это чувство в шестимесячном возрасте развито сильнее, впоследствии успешнее овладевают арифметическими навыками. Это первое прямое подтверждение гипотезы о том, что уникальные для нашего вида математические способности развились на основе эволюционно древнего «чувства количества».

22.10.2013 | Комментарии (12)

Хорошая литература воспитывает в нас человечность

Читайте книги
Модель психического (Theory of mind) — это базовый принцип человеческого разума. Умение поставить себя на место другого человека стало основным эволюционным направлением развития человеческого интеллекта. В этом смысле хорошая художественная литература выполняет роль своеобразного тренажера, на котором человек может отточить это умение. Как доказали в серии экспериментов американские социологи, читатели такой литературы справляются со всеми тестами Модели психического лучше, чем читатели других литературных жанров.

Новости науки по месяцам: 2016 IV, III, II  2015 XII, X, IX, VIII, VI, IV, II  2014 XI, X, V  2013 XII, XI, X, IX  2012 XII, X, IX, VII, VI, V, IV, III, II  2011 XII, VII, VI, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, II  2009 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III  2007 XII, XI, X, IX, VII, VI, V, IV, III, I  2006 XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, VIII, VII, VI, V