С. Петранек

Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Мац
Искривленное зеркало

Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах

В. Кузык
Нос на батарейках

Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза

А. Бердников
Машинная точность

Р. Фишман
Великий уравнитель

С. Амстиславский, Д. Рагаева и др.
Эмбрионы и артериальная гипертензия

Шимпанзе учатся друг у друга

<b>Рис. 1.</b> Шимпанзе из заповедника Будонго

Рис. 1. Систематические наблюдения за группой шимпанзе, обитающих около реки Сонсо в Уганде, ведутся с 1990 года; за это время численность группы возросла с 53 до 85 особей. Фото с сайта theguardian.com

Международная команда ученых представила доказательный пример существования социального обучения — передачи знаний от одной особи к другой — у животных в дикой природе. Исследование основывалось на многолетних наблюдениях за шимпанзе в заповеднике в Уганде. Ученые привели хорошо документированные свидетельства передачи новой технологии от одной особи к другой, показав на статистических моделях, что спонтанное обретение новой технологии практически исключено. Прежде социальное обучение у животных изучалось в лабораторных условиях или же подразумевалось для диких популяций на основе «культурных» различий между локальными популяциями. Теперь же и у диких популяций его реальность бесспорна.

Рис. 2. Естественный колодец, которым пользовались шимпанзе

Рис. 2. Естественный колодец, которым пользовались шимпанзе и рядом с которым велись наблюдения. Фото из обсуждаемой статьи в PLOS Biology

В тропическом лесу Будонго (см. Budongo Forest) у реки Сонсо в Уганде в течение 20 лет ведутся наблюдения за одной из групп шимпанзе в естественных условиях. Недавнюю публикацию в PLOS Biology ученые, представляющие несколько мировых научных центров — Сент-Эндрюсский университет (Шотландия), Университет Восточной Англии имени Джона Раскина в Кембридже (Англия), Квебекский университет в Римуски и Квебекский центр изучения биоразнообразия (оба в Канаде), Биостанция заповедника Будонго (Уганда), Невшательский университет (Швейцария), — посвятили одному из наблюдений, важному и интересному для понимания социального обучения у приматов.

Шимпанзе часто используют пережеванный комок листьев для добывания воды из небольших углублений в земле или меда в дуплах деревьев: такой комок работает как губка. Этот поведенческий обычай широко распространен среди различных популяций шимпанзе. Не являлась исключением и группа из Будонго. Но однажды (есть даже и точное время этого события: в 9 утра 14 ноября 2011 года) альфа-самец, подойдя к образовавшемуся естественному колодцу (рис. 2), применил другую технику: ободрал мох со ствола дерева и затем использовал его в качестве губки вместо обычного в таких случаях комка листьев. Кроме утренних наблюдателей-людей эту новую технологию увидела и альфа-самка. В течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы.

Естественно было задаться вопросом: как распространялась инновация среди членов группы? Возможны два варианта. Первый — спонтанное обретение, когда внедрение инновации связано с новыми экологическими условиями (в данном случае — с образовавшимся колодцем) и, соответственно, с новыми жизненными возможностями. Второй вариант — социальное обучение, когда один член коллектива так или иначе перенимает у другого его «изобретения».

Пример с моховыми губками оказался редкой удачей, дав возможность однозначно ответить на этот вопрос, выбрав одну из альтернатив. Дело в том, что в течение этих 6 дней наблюдатели отслеживали перемещения, встречи и контакты всех членов группы, фиксируя и время произошедших эпизодов. Так что они могли уверенно указать, кто из семи пользователей моховых губок с кем встречался и у кого не только мог подсмотреть новшество, но и на самом деле его подсмотрел. Эти наблюдения схематично показаны на рис. 3.

Рис. 3. Схема распространения нового навыка добывания воды

Рис. 3. Схема распространения нового навыка добывания воды из колодца в группе шимпанзе. Круги обозначают членов группы, обосновавшейся у колодца; буквы — это их индивидуальные обозначения. Большими буквами отмечены те, кто использовал «моховую» технику добычи воды, а цифры указывают на очередность обретения нового навыка. Стрелками показано, кто у кого подсмотрел новую технику с моховой губкой: острие направлено к демонстратору от ученика. Пунктирная линия — сомнительный случай обучения, когда самка KW подобрала уже использованную моховую губку и на основе нового опыта переняла или самостоятельно изобрела эту технику. Схема из обсуждаемой статьи в PLOS Biology

Столь четкая картина практически исключает вероятность спонтанного, диктуемого местом и временем, обретения инновации. С помощью статистических моделей (методика подробно описана в самой статье), учитывающих взаимовлияние особей в коллективе, удалось показать, что такая вероятность минимум в 15 раз ниже, чем социальное обучение.

В той же самой группе из 30 животных ученые заметили и другое новшество — шимпанзе подбирали уже использованные губки из листьев и снова пускали их в дело. Обычно так поступают только малыши, но здесь «малышовый» паттерн поведения начали демонстрировать и взрослые. Для «подбиральщиков» тоже построили схему встреч и контактов (рис. 4). Она резко отличалась от пользователей моховых губок. Расчеты для этого варианта показали примерно равную вероятность обучения и спонтанного проявления нового поведения. Иными словами, шимпанзе вторично использовали губки, скорее, просто по случаю, ради удобства.

Рис. 4. Схема распространения другого новшества

Рис. 4. Схема распространения среди членов группы еще одного новшества — подбирания уже использованных губок из листьев. Обозначения те же, что и для предыдущего рисунка. Схема из обсуждаемой статьи в PLOS Biology

Ученые подчеркивают, что пример с моховыми губками — это первый доказанный случай социального обучения в дикой природе. Естественно, сейчас уже известно внушительное число навыков и обычаев у животных, которые варьируют от места к месту, напоминая локальные культуры (см. A. Whiten et al., 1999. Cultures in chimpanzees). И эти локальные паттерны поведения характерны не только для обезьян, но и для других животных (см. Ж. И. Резникова, 2009. «Социальное обучение у животных»). Проблема с ними в том, что не удавалось проследить процесс обучения вживую. Также ставятся и соответствующие эксперименты в лабораториях, но они вызывают сомнения с точки зрения совместимости лабораторных результатов с естественными условиями, где невозможно предсказать и учесть все факторы, управляющие поведением животных. Так что данный пример позволяет впервые уверенно говорить о реальности социального обучения в природе.

Рис. 5. Шимпанзе-модницы

Рис. 5. Шимпанзе демонстрируют необычную моду — засовывать в ухо травинку. В центре — родоначальница этой необычной традиции. Фото из обсуждаемой статьи в Animal Cognition

Ученые упомянули еще один бесспорный пример социального обучения у полудиких шимпанзе, опубликованный совсем недавно (Edwin J. C. Van Leeuwen, Katherine A. Cronin, Daniel B. M. Haun, 2014. A group-specific arbitrary tradition in chimpanzees (Pan troglodytes)). В работе описано распространение забавной причуды — засовывать в ухо длинную травинку (рис. 5). Родоначальницей этого обычая была самка одной из групп, и за три года, с 2010 по 2012, эту моду переняли 8 из 12 животных, живущих с ней в этой группе. В трех соседних группах удалось увидеть лишь одно животное, разгуливающее с травинкой в ухе. После смерти самки-родоначальницы в 2013 году два животных продолжали эту странную традицию — засовывать травинку в ухо.

Ясно, что травинка в ухе не имеет никакого адаптивного или экологического смысла — это, действительно, похоже на моду или символический знак. Пожалуй, это первый случай зарегистрированного социального поведения, не имеющего отношения к адаптивным технологическим процессам.

Два разобранных примера, демонстрируя наличие социального обучения у шимпанзе, делают еще более актуальным вопрос о причинах внедрения традиций и технологий у животных. Почему у животных одни инновации поддерживаются и распространяются, а другие, даже имеющие очевидную пользу, — нет? Почему одни и те же новшества в одной группе приветствуются, а в других группах на них не обращают внимания? Не правда ли, даже и для человеческих обществ это очень волнующие вопросы.

1) C. Hobaiter, T. Poisot, K. Zuberbühler, W. Hoppitt, T. Gruber. Social Network Analysis Shows Direct Evidence for Social Transmission of Tool Use in Wild Chimpanzees // PLOS Biology. September 30, 2014, DOI:10.1371/journal.pbio.1001960.
2) E. J. C. van Leeuwen, K. A. Cronin, D. B. M. Haun. A group-specific arbitrary tradition in chimpanzees (Pan troglodytes) // Animal Cognition. Published online: 11 June 2014.

1) Ж. И. Резникова. «Социальное обучение у животных». 2009.
2) A. Whiten, J. Goodall, W. C. McGrew, T. Nishida, V. Reynolds, Y. Sugiyama, C. E. G. Tutin, R. W. Wrangham, C. Boesch. Cultures in chimpanzees // Nature. 1999. V. 399. P. 682–685.
3) A. Whiten. Animal behaviour: Incipient tradition in wild chimpanzees // Nature. 2014. V. 514. P. 178–179.