Очень часто в сложноорганизованных тканях можно увидеть «узоры», в которых клетки одного типа достаточно строго чередуются с клетками другого. Яркий пример тому — слуховой эпителий, который расположен в улитке, одной из частей внутреннего уха. В этом эпителии есть два типа клеток — волосковые (сенсорные рецепторы, благодаря которым мы слышим, см. Hair cell) и клетки сопровождения (которые обеспечивают поддержку и опору волосковых клеток). Эти два типа клеток располагаются в шахматном порядке. Каким же образом им удается так выстроиться? Группа исследователей из Японии смогла разобраться в этом вопросе.
Вообще, межклеточными взаимодействиями занимается множество белков, которые известны под общим названием «молекулы клеточной адгезии» (МКА). Как правило, это трансмембранные рецепторы, то есть белки, у которых одна часть обращена внутрь клетки, другая плавает в мембране, а третья — торчит наружу. И если наружная часть одного рецептора от одной клетки сцепится с наружной частью другого рецептора от другой клетки, то в результате «сцепятся» и сами эти клетки. Причем в зависимости от того, принадлежат ли эти наружные части белкам одного типа или разных, сцепляться будут одинаковые или разные клетки. Сцепление двух белков одного типа называется гомофильным взаимодействием, а сцепление двух белков разных типов — гетерофильным.
Но какие конкретно молекулы важны для правильной организации слухового эпителия? Под подозрение ученых попали нектины (см. Nectin) — отдаленные родственники иммуноглобулинов. В принципе, нектины способны и к гетерофильным и к гомофильным взаимодействиям, но гетерофильные им нравятся больше. Поэтому можно предположить, что именно гетерофильные взаимодействия между ними и обеспечивают шахматную структуру слухового эпителия.
Чтобы это проверить, исследователи первым делом посмотрели, как распространены три вида нектинов — нектин-1 (см PVRL1), нектин-2 (см. PVRL2) и нектин-3 (см. PVRL3) — в слуховом эпителии мышей. И оказалось, что два вида нектина — 1 и 3 — встречаются практически исключительно там, где волосковая клетка контактирует с сопровождающей. В то же время, нектин-2 обнаруживался во всех клеточных контактах без разбора (рис. 1).
Эти данные сузили круг подозреваемых до двух видов нектина — первого и третьего. Теперь оставалось узнать, в каком виде клеток (волосковых или сопровождающих) какой вид нектина производится. Из распределения белков (показанного на рис. 1) это понять совершенно невозможно, поскольку нектины располагаются в области межклеточных контактов, и нельзя точно разглядеть, к какой именно клетке они принадлежат.
Зато можно посмотреть, в какой из клеток присутствует матричная РНК (мРНК) для соответствующего нектина — она относительно равномерно распределена по цитоплазме, и поэтому понять, к какой клетке она относится, не составит никакого труда. Увидеть распределение мРНК можно с помощью методики под названием «гибридизация in situ» (см. In situ hybridization). Выяснилось, что мРНК для нектина-1 (а значит, и сам этот белок) присутствует только в волосковых клетках, а мРНК для нектина-3 — только в сопровождающих.
Итак, вырисовывалась следующая картина: в волосковых клетках экспрессируется нектин-1, а в сопровождающих — нектин-3. Сцепившись друг с другом, эти два нектина соединяют свои клетки — волосковую с сопровождающей. В результате волосковая клетка становится окружена сопровождающими, а сопровождающая — волосковыми, то есть они выстраиваются в шахматном порядке. Иными словами, для организации такого узора нужно всего две молекулы — нектин-1 и нектин-3.
Теперь нужно было доказать, что так оно всё и происходит. Для этого исследователи посмотрели, как выстроены клетки в слуховом эпителии у трех линий мышей-нокаутов — тех, которые не экспрессировали нектин-1, 2 и 3 соответственно.
И действительно, оказалось, что при отсутствии нектинов 1 и 3 регулярность чередования клеток заметно нарушается (рис. 2). Особенно страдают нектин-3-нокауты, у которых волосковые клетки очень часто начинают соединяться в группы по две-три штуки. Видимо, не найдя нектина-3, молекулы нектина-1 начинают слипаться друг с другом, из-за чего в контакт входят уже не разные, а одинаковые клетки.
Ну что ж, если для того, чтобы клетки организовались в шахматном порядке, нужны всего две молекулы, то, может, эти же молекулы смогут организовать порядок расположения других клеток, которые не имеют отношения к слуховому эпителию? Чтобы проверить это, исследователи сделали следующее.
Они взяли одну из самых распространенных клеточных линий HEK293 (см. HEK cell) и создали из нее две сублинии. Первую они заставили экспрессировать нектин-1 и EGFP (зеленый флуоресцентный белок), а вторую — нектин-3 и mCherry (флуоресцентный белок, который светится красным). Довольно редко рассеяв клетки обеих сублиний, чтобы они смогли образовать независимые колонии, исследователи стали наблюдать, что происходит на границе двух разных колоний.
И выяснилось, что расположение клеток разных сублиний в этих областях в некоторой степени напоминает тот самый шахматный порядок, в котором выстраиваются клетки в слуховом эпителии (рис. 3).
Можно даже проследить, как клетки перемещаются, чтобы организоваться в такой узор (см. рис. 4).
Итак, вот как, судя по всему, организуется правильное расположение клеток с помощью нектинов.
Нектин-1 экспрессируется волосковыми клетками, нектин-3 — сопровождающими, а нектин-2 — и теми и другими. Нектин-1 сильно связывается с нектином-3, нектин-2 и нектин-3 связываются слабее, а нектин-1 и нектин-2 не связываются вовсе. При этом каждый нектин может соединиться с себе подобным — то есть нектин-1 с нектином-1, нектин-2 с нектином-2, а нектин-3 с нектином-3.
Если все три нектина нормально экспрессируются, то сильные взаимодействия между нектином-1 и нектином-3 «забивают» все остальные и определяют порядок, в котором выстроятся клетки, — такой, в котором каждая клетка окружена клетками другого вида. У мышей-нокаутов, которые не экспрессируют нектин-1, этот порядок более или менее сохраняется, потому что взаимодействия между нектином-2 и 3 частично компенсируют отсутствие взаимодействия между нектином-1 и 3. Если нет нектина-2, то порядок расположения клеток вообще не нарушается, потому что главное взаимодействие — между нектином-1 и 3 — не затронуто. При отсутствии же нектина-3 порядок клеток нарушается очень сильно, потому что становятся невозможными и взаимодействия между нектином-1 и 3, и между нектином-2 и 3.
Всё это говорит о том, что именно члены иммуноглобулинового суперсемейства белков, нектины, обеспечивают шахматный порядок организации клеток в слуховом эпителии. Судя по всему, аналогичные механизмы действуют и в других областях, где наблюдается строгое чередование клеток, хотя возможно, что там этим занимаются другие молекулы. Например, показано, что белки Hibris и Roughest, тоже члены иммуноглобулинового суперсемейства, вносят вклад в организацию расположения клеток в глазу у плодовой мушки дрозофилы.
Источник: Hideru Togashi, Kanoko Kominami, Masazumi Waseda, Hitomi Komura, Jun Miyoshi, Masatoshi Takeichi, Yoshimi Takai. Nectins Establish a Checkerboard-Like Cellular Pattern in the Auditory epithelium // Science. 2011. V. 333. P. 1144–1147.
Вера Башмакова