Вооруженные конфликты в странах, климат которых находится под влиянием Эль-Ниньо, с достоверно большей вероятностью происходят в те годы, когда погодные катаклизмы (прежде всего жара и засуха) выражены наиболее сильно. В странах с климатом, не испытывающим воздействия Эль-Ниньо, подобной зависимости не наблюдается.
История знает ряд примеров, когда крупномасштабные изменения климата оказывали серьезное влияние на судьбу человеческих обществ, становясь причиной войн и даже падения больших цивилизаций. Однако в целом зависимость возникновения военных конфликтов от климатической обстановки остается неясной, а выводы исследований — спорными. Соломон Сян (Solomon M. Hsiang) из Колумбийского университета (Нью-Йорк, США), совместно с коллегами из других университетов США, поставил перед собой более четко очерченную задачу — выяснить, есть ли какая-нибудь значимая связь между гражданскими войнами (конфликтами, если использовать их более точный термин), которые возникали в тех или иных странах в период с 1950-го по 2004 год, и изменениями климата, связанными с явлением Эль-Ниньо.
Суть Эль-Ниньо (или Южной осцилляции) — квазипериодического явления, наблюдаемого в среднем раз в пять лет (при разбросе от 3 до 8 лет), — в том, что над западной частью тропической области Тихого океана формируется область устойчивого высокого давления (см. подробнее: El Niňo-Southern Oscillation; см. также: Явления Эль-Ниньо и Ла-Ниньо.) В результате ветра, дующие всё время на восток, сгоняют к берегам Южной Америки массу теплой поверхностной воды, которая перекрывает знаменитый Перуанский апвеллинг — подъем к поверхности глубинных вод, богатых элементами минерального питания. Нехватка этих элементов (прежде всего азота и фосфора) приводит к резкому сокращению продукции фитопланктона, служащей основой всей пищевой цепи океанической экосистемы. В конце концов катастрофически падают уловы анчоуса и других рыб. Но последствия Эль-Ниньо не ограничиваются прибрежными районами Южной Америки, а затрагивают тропическую зону всего Земного шара. И если в некоторых пустынных районах Южной Америки в годы Эль-Ниньо выпадают обильные осадки, то в районах, примыкающих к западной части Тихого океана, наблюдается сильнейшая засуха. Климатическая ситуация, противоположная Эль-Ниньо, — Ла Нинья. В этом случае высокое давление наблюдается в восточной части Тихого океана, а низкое — в западной. При этом погода на значительной территории устанавливается более прохладная и более влажная.
Сян и его коллеги для проведения анализа разделили все страны на две группы. Одна включает 93 страны (среди них, к примеру, Австралия, Гана, Лаос, Судан, Тринидад), климат которых испытывает воздействие Эль-Ниньо. Другая объединяет 82 страны (среди них Афганистан, Греция, Латвия, Швеция, Тунис) — это страны, не испытывающие или испытывающие крайне слабое влияние Эль-Ниньо. Гражданским военным конфликтом в данном исследовании считали вооруженное столкновение враждующих групп населения или правительственных войск и противостоящей им группировки, в ходе которого погибло по крайней мере 25 человек.
Для характеристики климатической ситуации использовали специальный индекс NINO3, который рассчитывали как среднюю температуру поверхностного слоя воды Тихого океана в районе, ограниченном координатами: 150°з. д., 90°з. д., 5°с. ш. и 5°ю. ш. (см. карту). Чем выше значение этого показателя, тем сильнее будет выражено явление Эль-Ниньо. Поскольку «тропический год» (если судить по взаимосвязанным климатическим явлениям) начинается в мае и длится до следующего апреля, авторам пришлось произвести специальную нормировку дат, чтобы корректно сопоставить данные по частоте военных конфликтов (они приводятся всё же для календарного года) и данные по силе выраженности климатических аномалий.
Результаты анализа показали, что, начиная с 1950 года, 21% всех внутренних военных конфликтов мог испытывать значимое влияние климатических аномалий, связанных с явлением Эль-Ниньо. Для группы стран, находящихся под влиянием Эль-Ниньо, вероятность возникновения внутреннего военного конфликта в годы Эль-Ниньо в два раза выше, чем в годы Ла-Нинья. Для стран, не находящихся под влиянием Эль-Ниньо, зависимости возникновения конфликта от климатической обстановки выявлено не было. Авторы работы подчеркивают, однако, что связь между климатом и военными действиями, конечно, опосредованная, скорее всего — через неурожаи, которые часто приходятся на жаркие годы (высокий показатель NINO3).
Сян и его коллеги указывают также на возможность совершенно иной гипотезы, объясняющей выявленную связь между климатом и военными конфликтами. Значительная часть людей, принимающих активное участие в сражениях, на самом деле могут заниматься этим только время от времени, отрываясь от занятия сельским хозяйством. Иными словами — когда богатый урожай, то надо заниматься его уборкой, а не военными действиями, которые невольно отходят на второй план. Кстати, отсюда могут вытекать и некоторые рекомендации для международных организаций, призванных препятствовать возникновению военных конфликтов.
Источник: S. M. Hsiang, K. C. Meng, M. A. Cane. Civil conflicts are associated with the global climate // Nature. 2011. V. 476. P. 438–441.
См. также:
1) A. R. Solow. Environmental science: Climate for conflict // Nature. 2011. V. 476. P. 406–407.
2) M. B. Burkea, E. Miguelc, S. Satyanathd, et al. Warming increases the risk of civil war in Africa // PNAS. 2009. V. 106. P. 20670–20674 (вся статья в свободном доступе, PDF).
3) Т. Д. Михайленко, Е. Ю. Леонова. Явления Эль-Ниньо и Ла-Ниньо.
Алексей Гиляров