Подтверждена высокая отражательная способность алмаза в диапазоне жесткого рентгеновского излучения

Рис. 1. а — зависимость коэффициента отражения алмазной пластины от энергии падающего на нее жесткого рентгеновского излучения; b — зависимость минимально необходимой для достижения заданного коэффициента отражения толщины кристалла алмаза от энергии рентгеновского излучения; c — аналогичная зависимость для ширины полосы отражения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics
Рис. 1. а — зависимость коэффициента отражения RH алмазной пластины от энергии падающего на нее жесткого рентгеновского излучения EH; b — зависимость минимально необходимой для достижения заданного коэффициента отражения толщины LH кристалла алмаза от энергии рентгеновского излучения EH; c — аналогичная зависимость для ширины полосы отражения ΔEH (см. пояснения в тексте). Дискретность зависимостей связана с условием Вульфа—Брэгга (см. пояснения в тексте). Крестик на графиках соответствует энергии излучения, которая использовалась авторами статьи для проверки теории. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Принято считать, что зеркало способно практически полностью отражать жесткое рентгеновское излучение (с длиной волны порядка 0,1 нм и меньше) только тогда, когда угол скольжения (угол между поверхностью материала и лучом) близок к 0°. Однако теоретические расчеты предсказывают, что поверхность алмаза может отражать свыше 90% (коэффициент отражения 0,9 и больше) рентгеновских лучей, даже падающих на него под прямым углом. Американские физики экспериментально подтвердили теоретические предсказания, показав, что поверхность искусственного алмаза имеет коэффициент отражения приблизительно 0,9. Результаты исследования в будущем могут быть использованы в рентгеновских лазерах нового поколения и других приложениях рентгеновской оптики.

Рентгеновское излучение занимает на шкале электромагнитных волн частотный диапазон от 1016 до 1019 Гц, или, в терминах длин волн, от 10 нм до 0,001 нм. Нередко вместо частотно-волновых характеристик электромагнитных волн оперируют энергией излучаемых фотонов; при таком подходе рентгеновское излучение — это излучение с энергией фотонов приблизительно от 100 эВ до 100 кэВ (приведенные границы задают порядок величин и достаточно условны). Диапазон достаточно широкий, поэтому его принято подразделять на так называемый жесткий рентген (длина волны 0,1 нм и меньше, энергия 10 кэВ и больше) и мягкий рентген.

В последнее время физики стали проявлять к жесткому рентгену большой интерес, связанный прежде всего с созданием новых источников когерентного жесткого рентгеновского излучения — рентгеновских лазеров XFELO (x-ray free electron laser oscillator). По сравнению с предыдущими поколениями подобных устройств, XFELO имеет значительно большую яркость и очень малый разброс (расходимость) по энергии фотонов в рентгеновском луче.

В процессе конструирования таких приборов ученые столкнулись с проблемой создания качественного зеркала — устройства, способного хорошо отражать жесткие рентгеновские лучи. Проблема зеркала для обоих видов рентгеновских лучей важна не только для рентгеновских лазеров, но и в других прикладных исследованиях, например для рентгеновских телескопов.

Основная трудность заключается в том, что из-за большой энергии фотонов жесткий рентген, падающий на поверхность материала перпендикулярно или под углом, близким к 90°, отражается от него крайне слабо (коэффициент отражения близок к нулю). Большая часть излучения либо проходит через материал, либо поглощается, либо происходит и то, и другое. В настоящее время эту проблему пытаются решить путем создания комбинаций и сплавов различных веществ, но добиться существенного прогресса (то есть коэффициента отражения, близкого к единице) пока не удавалось. Отчасти заставить рентгеновские лучи отражаться от вещества удается, направляя их под очень малым углом скольжения — несколько градусов и меньше: угол определяется строением вещества. Лишь при таких углах материал ведет себя как зеркало для рентгеновского «света».

Сравнительно недавно исследователи, занимающиеся рентгеновскими лазерами, предположили, что прекрасным материалом для зеркала в XFELO могут оказаться кристаллы алмаза. Эта гипотеза опирается на теоретические расчеты, согласно которым алмаз имеет чрезвычайно высокий коэффициент отражения (RH) жестких рентгеновских лучей — более 0,9. То есть алмаз отражает свыше 90% падающего на него под прямым углом рентгена (см. рис. 1а). Такое высокое значение RH данная разновидность углерода приобретает благодаря своей идеальной кристаллической структуре. Те же расчеты показывают, что требуемая для такого отражения толщина алмазного зеркаласоставляет порядка 1 мм для очень «жесткого» рентгена (рис. 1b).

Однако чтобы реализовать коэффициент отражения, близкий к единице, необходимо получить монохроматический или почти монохроматический луч — то есть частота (или длина волны, или энергия) всех фотонов должна быть очень близка к некоторому заданному значению. Дело в том, что ширина полосы отражения рентгеновского излучения от алмазного зеркала очень мала.

Что такое ширина полосы отражения? Предположим, что в нашем распоряжении есть монохроматический рентгеновский луч с энергией 12,5 кэВ, для которого коэффициент отражений близок к 1. Если отклонить энергию части фотонов от 12,5 кэВ даже совсем незначительно, то коэффициент отражения алмазного зеркала начнет стремительно уменьшаться. Полоса отражения — это характеристика, показывающая, при каком отклонении луча с заданной энергией вверх или вниз по энергетической шкале (или по волновой, или по частотной) его коэффициент отражения упадет до 0,5. Например, для излучения 12,5 кэВ коэффициент отражения, как следует из графика на рис. 1а, приблизительно равен 0,99. Если энергия фотонов в луче станет 12,5 кэВ ± 2 мэВ (миллиэлектронвольт, 1 мэВ = 10–3 эВ), то коэффициент отражения будет равен 0,5. Величина 2 мэВ для излучения с энергией фотонов 12,5 кэВ была получена из графика на рис. 1с. Этот график показывает зависимость ширины полосы отражения ΔЕH жесткого рентгеновского излучения от его энергии.

Если внимательно посмотреть на приведенные на рис. 1 графики, то нетрудно заметить, что зависимости коэффициента отражения, толщины материала и ширины полосы отражения жесткого рентгеновского излучения — дискретные (не непрерывные) кривые. Такая дискретность связана с тем, что рентгеновский луч с данной длиной волны будет отражаться от кристалла только в том случае, если для него выполняется условие Вульфа—Брэгга. Согласно этому условию, отражение, которое известно также как брэгговское, возможно лишь при определенном соотношении периода кристаллической решетки вещества, угла, под которым падает рентгеновский луч (угла скольжения), и его длины волны. Если кристалл располагается так, что условие Вульфа—Брэгга не выполняется ни для одной атомной плоскости, то брэгговского отражения не происходит. Поэтому очень важно, чтобы рентгеновское излучение было монохроматическим и его длина волны, а значит, и энергия, удовлетворяла условию Вульфа—Брэгга.

До недавнего времени никаких экспериментальных подтверждений того, что алмаз прекрасно справляется с ролью зеркала для жесткого рентгена, не было. И вот около месяца назад в журнале Nature Physics появилась статья High-reflectivity high-resolution X-ray crystal optics with diamonds, авторы которой, физики из Аргоннской и Брукхейвенской национальных лабораторий (США), сумели создать отражатель из алмаза для жесткого рентгена.

Авторы статьи использовали для создания рентгеновского зеркала искусственный алмаз типа IIa (по содержанию азота выделяют алмазы двух типов). Эта разновидность примечательна тем, что имеет очень низкий процент примесей, в частности азотных. Чтобы проверить качество изготовленного рентгеновского зеркала, исследователи направляли на кристалл толщиной приблизительно 0,4 мм «практически» монохроматический рентгеновский луч с энергией фотонов 23,7 кэВ. Схема и описание их экспериментальной установки приведены на рис. 2.

Рис. 2. Схема экспериментальной установки, использовавшейся для измерения коэффициента отражения алмаза. Роль источника рентгеновского излучения выполняет ондулятор (undulator) — ряд специальным образом расположенных магнитов, в пространстве между которыми движутся электроны. «Почти» монохроматическое излучение падает под углом скольжения, очень близким к 90° (отличается от него на 0,0002 радиан), на алмаз и отражается. Детектор APD2 служит для измерения коэффициента отражения. Фотодиод APD1 предназначен для регистрации рентгеновского излучения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics
Рис. 2. Схема экспериментальной установки, использовавшейся для измерения коэффициента отражения алмаза. Роль источника рентгеновского излучения выполняет ондулятор (undulator) — ряд специальным образом расположенных магнитов, в пространстве между которыми движутся электроны. Эти электроны в процессе своего движения испускают рентгеновские лучи с энергией, удовлетворяющей условию Вульфа—Брэгга (в данном эксперименте — 23,7 кэВ). Первоначальное излучение не является «сильно» монохроматическим и имеет разброс по энергии фотонов 100 эВ. Рентгеновские лучи проходят через два дополнительных монохроматора, в которых расходимость по энергии уменьшается до 1,7 эВ, а затем и до 1 мэВ. Далее «почти» монохроматическое излучение падает под углом скольжения, очень близким к 90° (отличается от него на 0,0002 радиан), на алмаз и отражается. Детектор APD2 служит для измерения коэффициента отражения. Фотодиод APD1 предназначен для регистрации рентгеновского излучения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Ученые установили, что для излучения 23,7 кэВ коэффициент отражения зеркала составляет, с учетом погрешностей, 0,89 ± 0,015 (рис. 3). Слегка варьируя энергию фотонов в луче, ученые также обнаружили, что ширина полосы отражения равна 2,9 мэВ. Полученные данные прекрасно согласуются с теоретическими расчетами для энергии жесткого рентгена 23,7 кэВ, которая дает коэффициент отражения 0,9 и ширину полосы отражения 2,8 мэВ.

Рис. 3. Зависимость коэффициента отражения рентгеновского излучения от энергии фотонов. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics
Рис. 3. Зависимость коэффициента отражения рентгеновского излучения от энергии фотонов E (EH = 23,7 кэВ). Стрелками показана ширина полосы отражения. Синие ромбы — данные, полученные экспериментальным путем. Сплошная красная кривая соответствует теоретическому расчету с учетом расходимости энергии фотонов 1 мэВ (см. рис. 2). Точечная зеленая кривая — теоретическая зависимость RH от E для идеально монохроматического рентгеновского луча. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Таким образом, рекордно высокий коэффициент отражения жестких рентгеновских лучей, а также высокая прочность и очень малое термическое расширение делают алмаз потенциально привлекательным для использования в рентгеновской оптике. Причем это касается не только нового поколения рентгеновских лазеров, но также рентгеновских интерферометров Фабри—Перо, рентгеновской спектроскопии и других приложений.

Источник: Yuri V. Shvyd’ko, Stanislav Stoupin, Alessandro Cunsolo, Ayman H. Said, Xianrong Huang. High-reflectivity high-resolution X-ray crystal optics with diamonds // Nature Physics. Published online: 17 January 2010.

См. также: Кузьмин Р.Н. Рентгеновская оптика // Соросовский образовательный журнал, 1997, №2, с. 92–98.

Юрий Ерин


41
Показать комментарии (41)
Свернуть комментарии (41)

  • PavelS  | 04.03.2010 | 00:34 Ответить
    Не понятно какая польза будет так делать телескопы. Телескоп вроде как должен собирать много света в одну точку. Для этого и повышается качество отражающего слоя. А небо светить на нужной длине волны чтобы его было бы удобней наблюдать - не станет. В итоге средний (осреднённый по всем длинам волн) коэффициент отражения будет весьма посредственным.
    Ответить
    • Vortex > PavelS | 04.03.2010 | 12:35 Ответить
      Для этих целей в телескопах можно использовать рентгеновские монохроматоры, которые можно настраивать на нужную длину волны. В самих же монохроматорах можно применять всё те же алмазные зеркала для рентгена.
      Ответить
      • PavelS > Vortex | 05.03.2010 | 23:42 Ответить
        Я не понял ответа. В чем назначение зеркала? Собирать энергию.
        Чем плохо зеркало с низкой отражательной способностью? То что мало собирает энергии.
        А не всё ли равно, где энергия теряется? Что в монохроматоре, что при отражении?...

        Тоесть, что принципиального в наблюдении неба даст алмазное зеркало, если оно будет отражать лишь в очень узком участке спектра?
        Ответить
        • Vortex > PavelS | 06.03.2010 | 18:29 Ответить
          Представьте, что мы наблюдаем некий космический объект, который излучает рентген в непрерывном спектре. Да, рентгеновский телескоп с алмазным зеркалом эффективно будет отражать лишь на брэгговских длинах волн. Фактически получится, что непрерывный спектр объекта трансформируется в дискретный. Согласен, часть спектра источника телескопом будет не охвачена. Но охваченный алмазный зеркалом спектр излучения далеко не узкий (см. рис1а). Просто часть длин волн будет пропущена.
          Поясню на конкретном примере. Предположим мы ведём объект, который излучает рентген в непрерывном диапазоне от 10 кэВ до 20 кэВ. Из графика 1а можно понять, какие энергии фотонов будут хорошо отражаться; в этом интервале находится 24 точки. Т.е. непрерывная полоса 10-20 кэВ воспринимается телескопом с алмазным зеркалом дискретным набором из 24 значений энергии. Поверьте, для астрономов это уже немало.
          Кроме того, за счёт того, что лучи на зеркало могут падать перпендикулярно, телескоп может охватит больший участок неба. Это тоже большое преимущество.
          Ответить
  • spark  | 04.03.2010 | 01:21 Ответить
    А насколько сильно можно управлять параметрами отражения, прикладывая к кристаллу давление? Можно ли на основании этого сделать монохроматор, сканирующий энергию (в небольшом диапазоне конечно) переменным давлением?
    Ответить
    • Vortex > spark | 04.03.2010 | 12:45 Ответить
      Для того, чтобы регулировать параметрами отражения, к алмазу из-за его очень малого коэффициента сжимаемости необходимо прикладывать значительные давления (чтобы изменить параметры кристаллической решётки, избежав при этом неупругой деформации). Наверное, управление возможно, но интервал энергий, наверное, будет очень и очень малым.
      Ответить
  • Ramon  | 04.03.2010 | 10:35 Ответить
    Путь к "абсолютному отражателю"? ;)
    Ответить
    • Vortex > Ramon | 04.03.2010 | 12:49 Ответить
      Пожалуй не совсем абсолютному, коэффициент-то не равен 1 :). Меня вот больше интересует, насколько затратным процессом является синтез алмазов типа IIa?.. Т.е. будут ли широко использовать в конце концов эту разновидность алмазов в рентгеновской оптике или всё останется по-прежнему?
      Ответить
      • felix > Vortex | 08.03.2010 | 11:39 Ответить
        Насколько я знаю, алмазы типа IIa в основном являются природными.
        Ответить
        • Vortex > felix | 08.03.2010 | 11:47 Ответить
          В оригинальной работе использовался синтетический алмаз IIa. В природе алмаз такого типа составляет всего лишь 1-2 % от общего числа натуральных.
          Ответить
  • lesnik  | 04.03.2010 | 18:26 Ответить
    Интересно, что делает именно алмаз столь уникальным (у кремния и германия вроде такая же структура, только постоянная решётки больше)? И почему именно такая структура необходима? Это можно как-то понять на качественном уровне?
    Ответить
    • Vortex > lesnik | 04.03.2010 | 23:05 Ответить
      У алмаза высокая температура Дебая, что означает большую жёсткость кристаллической решётки, а значит малое число атомных плоскостей участвуют в отражении. Кроме того, углерод имеет малое число электронов, что приводит к большей длине фотопоглощения. Короче говоря, экстинкционная длина значительно меньше длины фотопоглощения.
      На счёт кристаллической решётки, то кубическая (как у алмаза) здесь вовсе не обязательна. Например, у ромбоэдрического сапфира дискретность разрешённых брэгговских энергий значительно меньше. Другое дело, что динамическая теория дифракции даёт не такой большой как у алмаза коэффициент отражения.
      Ответить
      • lesnik > Vortex | 05.03.2010 | 07:32 Ответить
        Спасибо за пояснение. Только вы, наверное, хотели сказать, что при большей жёсткости решётки большее число плоскостей участвуют в отражении, а не меньшее. Отсюда и большая интенсивность когерентного рассеяния у алмаза. При малой жёсткости тепловые колебания (их амплитуда становится велика) смазывают интерференционную картину. Да и, действительно, для тяжёлых атомов (с большим числом электронов) вероятность поглощения излучения (с переходами электронов на другие уровни) должна быть больше, поэтому они не годятся. Действительно, алмаз, пожалуй, уникален в данном случае с его малозарядным ядром и жёсткой структурой.
        Ответить
        • SysAdam > lesnik | 05.03.2010 | 09:42 Ответить
          Интересно, а металлический водород, если отвлечься от сложности его получения, может быть зеркалом для гамма-излучения?
          Ответить
          • lesnik > SysAdam | 05.03.2010 | 10:29 Ответить
            Сразу не совсем понятно, как будет влиять на взаимодействие с рентгеновским излучением то, что вещество - металл, а не диэлектрик (как алмаз). Возможно, никак. Тогда надо просто охлаждать до очень низких температур, чтобы тепловые колебания не смазывали интереференционную картину при отражении рентгена. Но может быть, существуют какие-то другие трудности.
            Ответить
          • Vortex > SysAdam | 05.03.2010 | 20:23 Ответить
            Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести расчёты в рамках динамической теории рентгеновской дифракции для металлического водорода. А расчёты провести сложно, потому что до конца неизвестна структура кристаллической решётки водорода в его металлическом состоянии.
            Ответить
        • Vortex > lesnik | 05.03.2010 | 20:10 Ответить
          Нет, я хотел именно так сказать. Вот цитата из статьи "the high Debye temperature ensures rigidity of the crystal lattice, and thus the smaller number of atomic planes required for maximum reflectivity".
          Кстати, у одного из авторов статьи в сети находится диссертация, посвящённая проблеме создания рентгеновских зеркал - http://www-library.desy.de/cgi-bin/showprep.pl?desy-thesis-02-028
          Ответить
          • lesnik > Vortex | 06.03.2010 | 06:49 Ответить
            "Вот цитата из статьи "the high Debye temperature ensures rigidity of the crystal lattice, and thus the smaller number of atomic planes required for maximum reflectivity"."

            Странная фраза. Что, получается, для совсем жёсткого кристалла одной плоскости достаточно? Наверное, экспериментаторы не совсем понимают физику явления. Так бывает.
            Ответить
            • Vortex > lesnik | 06.03.2010 | 18:35 Ответить
              Для совсем жёсткого кристалла, способного отражать лишь несколькими плоскостями должна быть бесконечно большая температура Дебая. В реальности же мы этого не наблюдаем, ведь так? В лучшем случае для большинства веществ дебаевская температура находится около 500-600 К. Для алмаза она около 2000, и это очень выгодное исключение, приводящее к слабым колебаниям кристаллической решётки.
              Ответить
              • lesnik > Vortex | 06.03.2010 | 20:09 Ответить
                Насколько я понимаю, чем больше плоскостей (атомов, если хотите) участвуют когерентно в рассеянии, тем лучше, тем больше интенсивность рассеяния. Поэтому жёсткий кристалл и интересен, что у него таких когерентных плоскостей много и рассеивает (отражает) он вследствие этого эффективно (а не потому что там мало плоскостей участвует в отражении). Если взять бескончено жёсткий кристалл, ну или, скажем, кристалл без фононов (при нулевой температуре), то отражение от только нескольких плоскостей будет слабым (часть излучения будет проходить насквозь), плоскостей должно быть достаточно для полного отражения. Кстати для кристалла LiF дебаевская температура 730 К. И опять же я бы рассмотрел возможность охлаждения кристалла (если только само излучение его не сильно нагревает).
                Ответить
                • Vortex > lesnik | 06.03.2010 | 23:41 Ответить
                  Сейчас перечитал основы динамической теории дифракции :). Экстинкционная длина, т.е. характеристика, определяющая количество атомных плоскостей, участвующих в отражении, коррелирует со специальной величиной - фактором Дебая-Уоллера. Этот фактор (безразмерная величина) показывает степень влияния колебаний кристаллической решётки на интенсивность рассеяния лучей. Так вот, когда температура кристалла значительно меньше дебаевской, то фактор обратно пропорционален дебаевской температуре. Таким образом, чем выше температура Дебая, тем меньше фактор Дебая-Уоллера, и значит меньше экстинкционная длина для данной длины волны излучения.
                  Ответить
                  • lesnik > Vortex | 07.03.2010 | 08:21 Ответить
                    Хорошо, тогда можно сказать, что для мягких кристаллов в рассеянии участвует большое число плоскостей. Значит ли это, что при большой толщине мягкий кристалл тоже эффективно отражает рентген? Что-то сомневаюсь, надо подумать. Дело в том, что в мягком кристалле из-за тепловых колебаний нарушается строгая периодичность (быстрее, чем в жёсктом кристалле), что влияет на конструктивность интереференции рассеянных волн.

                    Вообще, тут фактор Дебая-Уоллера, наверное, сразу отвечает за два обстоятельства: вероятность упругого рассеяния (без которого не может быть интерференции) и идеальность (или отклонение от идеальности) периодичности кристаллической решётки. Насчёт первого - это точно. Насчёт второго - надо посмотреть теорию.
                    Ответить
              • aif > Vortex | 08.03.2010 | 13:06 Ответить
                Это неверно. Экстинционная длина делится на фактор Дебая- Валлера, т.е. на 0.7-0.9 для комнатных температур нормальных кристаллов ( для кремния этот фактор равен 0.746 и 0.989 для (555) и (111) отражений). Максимальная величина фактора равна единице. Ни о каких нескольких плоскостях речи быть не может.
                Ответить
                • Vortex > aif | 08.03.2010 | 13:48 Ответить
                  Конечно, спасибо за такую информацию по кремнию, но вообще-то речь здесь идёт об алмазе. К тому же обсуждение возникло в связи с тем, как рассчитывается экстинкционная длина, и может ли она составлять несколько атомных плоскостей c какой-то заданной ориентацией (h k l) гипотетического кристалла с очень высокой температурой Дебая?
                  Ответить
                  • aif > Vortex | 08.03.2010 | 14:05 Ответить
                    Не может. Из-за слабого взаимодействия рентгеновского излучения с веществом, а уж тем более с углеродом. И температура Дебая здесь важный, но не основополагающий фактор.
                    Ответить
                  • lesnik > Vortex | 08.03.2010 | 17:16 Ответить
                    Коннечно, как тут уже отметили, надо ещё помнить про длину (амплитуду) рассения.
                    Ответить
          • lesnik > Vortex | 06.03.2010 | 06:50 Ответить
            "Вот цитата из статьи "the high Debye temperature ensures rigidity of the crystal lattice, and thus the smaller number of atomic planes required for maximum reflectivity"."

            Странная фраза. Что, получается, для совсем жёсткого кристалла одной плоскости достаточно? Наверное, экспериментаторы не совсем понимают физику явления. Так бывает.
            Ответить
            • aif > lesnik | 08.03.2010 | 13:23 Ответить
              Понимают правильно. В общем случае чем выше температура Дебая и чем меньше температура кристалла, тем меньше глубина экстинкции. Но даже при абсолютном нуле это не одна плоскость.
              Ответить
    • felix > lesnik | 08.03.2010 | 11:36 Ответить
      У алмаза самая высокая теплопроводность, что позволяет использовать его на мощных источниках рентгена. У кремния и германия теплопроводность ниже, но их достаточно давно используют в качестве зеркал или монохроматоров для рентгена.
      Ответить
  • voix  | 05.03.2010 | 17:15 Ответить
    Не понял, чем отличается кристалл алмаза, который хорошо отражает рентген 12КэВ, от кристалла, который хорошо отражает 24КэВ?
    Толщиной? Углом расположения решетки к лучу?
    Ответить
    • Vortex > voix | 05.03.2010 | 20:17 Ответить
      Угол везде 90 градусов, т.е. падение луча нормальное. Различие в толщине, необходимой для эффективного отражения. А также допустимой немонохроматичности луча, чтобы также эффективно отражать рентген. Для 12 кэВ (как видно из рисунка 1с) эта "размытость" энергии может быть большей, чем для 24 кэВ.
      Ответить
      • voix > Vortex | 05.03.2010 | 21:20 Ответить
        > Различие в толщине, необходимой для эффективного отражения

        Т.е. при толщине кристалла 0,4 мм отражается рентгеновский луч с энергией фотонов 23,7 кэВ (или при толщине кратной 0,4 мм?). А для отражения фотонов в два раза меньшей энергии толщина должна быть больше или меньше?
        Ответить
        • Vortex > voix | 05.03.2010 | 22:05 Ответить
          0,4 мм - это минимально допустимая толщина кристалла для отражения фотонов с энергией 23,7 кэВ. Иными словами, всё, что толще 0,4 мм также будет эффективно отражать. Никакой кратности нет.
          Для отражения меньшей энергии допускается использование кристалла меньшей толщины. Какой именно? Нужно смотреть на график 1b.
          Ответить
          • voix > Vortex | 05.03.2010 | 23:12 Ответить
            Значит, если осветить кристал рентгеновским лучом непрерывного широкого спектра, то отраженный луч будет состоять из дискретного набора частот, максимальная из которых определяется толщиной кристала (количеством слоев кристаллической решетки). Верно?
            Ответить
            • Vortex > voix | 05.03.2010 | 23:27 Ответить
              Да
              Ответить
              • voix > Vortex | 06.03.2010 | 09:23 Ответить
                Спасибо за разъяснения. Было бы, конечно, интересно узнать об отражении обычным зеркалом видимого света, как предельном случае отражения алмазом рентгена. Но это не предмет для новостной заметки :)
                Ответить
          • aif > Vortex | 08.03.2010 | 13:46 Ответить
            И 0.2 мм и 1 мкм будут отражать. Интенсивность отраженного луча растет при увеличении толщины кристалла и начинает насыщаться при величине H/L примерно равной 3, где - H-толщина кристалла, L- глубина экстинции. Практически 100% отражение уже достигается при H/L =10 (полубесконечный кристалл). Кривая отражения (кривая качания) будет иметь вид буквы П (столик Дарвина) с шириной пика порядка долей угл. сек. при сканировании по углу (или несколько мэВ при сканировани по энергии в обсуждаемом диапазоне энергий и углов падения)), при меньших толщинах интенсивность будет распределяться между основным пиком и дополнительными максимумами (пенделлезунг эффект).
            Ответить
            • voix > aif | 08.03.2010 | 14:24 Ответить
              Означает ли это, что отражают рентгеновские кванты не отдельные атомы кристалла, а целиком слой кристаллической решетки?
              Зависит ли частота отражаемых квантов от площади плоскости кристалла, если толщина кристалла одна и та же?
              Ответить
              • aif > voix | 09.03.2010 | 12:24 Ответить
                Рассеиваются, естественно, отдельные кванты на отдельных атомах (есть так называемая атомная амплитуда рассеяния)во всех возможных направлениях. Но только для некоторых направлений возникает условие положительной интерференции (условия Лауэ, из которых следует условие Вульфа- Брэгга).
                Прежде всего, условия для дифракции ( а именно о ней речь в статье) не зависят от толщины кристалла, а определяются кристаллической структурой- положением атомов и расстоянием между ними в элементарной ячейке и длиной волны излучения. От площади это не зависит.
                Ответить
  • kbob  | 08.03.2010 | 15:36 Ответить
    Высокой температурой Дебая обладает также графит.
    Для колебаний вдоль слоев 2500K, перпендикулярно слоям 900K.
    Нитрид бора - 1700K.
    Бор - 1200K.
    Бериллий - 950K.
    Гидрид лития - 860K.
    Оксид бериллия - 850K.
    Так что для лазера в самый раз.
    А длятелескопа не очень.
    Ответить
  • dims  | 09.03.2010 | 20:10 Ответить
    Интересно! Ещё когда читал про рентгеновские телескопы удивился, как приходится исхитряться.

    А вот интересно. Сказано, что к-т отражения зависит ещё и от угла. Возможно ли тогда сделать параболическое зеркало, ведь там угол отражения должен плавно меняться?

    А, может, это даже лучше? Может быть, частота, на которой к-т близок к 1, тоже зависит от угла? Тогда параболическое зеркало для рентгеновского света любой частоты будет выглядеть как система кольцеобразных зеркал и всегда будет работать? А, может, можно ещё и размеры подобрать так, чтобы фаза отражённых рентгеновских волн складывалась?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»