А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Д. Мамонтов
Торий: спасет ли он планету от энергетического кризиса?

Р. Эспарза, Р. Фишман
Марс: научный гид

Шимпанзе не бросают сирот

Взрослый самец шимпанзе колет орехи для своей маленькой приемной дочки. Фото из обсуждаемой статьи в PlosOne

Немецкие ученые в течение 30 лет вели наблюдения за группами шимпанзе в естественной среде. Они установили, что в природе шимпанзе нередко берут на воспитание детенышей-сирот, потерявших мать. Такой поступок связан с исключительными личными затратами и рисками; он не приносит приемным родителям никакой пользы. Это проявление настоящего альтруизма, какого в условиях неволи ученым зафиксировать не удавалось. Альтруистическое поведение у шимпанзе, как и в человеческих обществах, формируется при наличии мощного внешнего врага и межгрупповых конфликтов.

Альтруизм — это бескорыстная помощь другим, не предполагающая награды. С точки зрения здравого, «экономического» смысла альтруизм вреден: индивидуум затрачивает силы, не получая ничего взамен. Тем не менее, вопреки логике, альтруистическое поведение существует. Это означает, что наш здравый смысл не учитывает каких-то важных преимуществ альтруистического поведения, за счет которых оно могло появиться в ходе эволюционного развития. Эволюционисты разработали модели, в которых альтруистическое поведение оказывается выгодным и поддерживается отбором. Эти модели базируются на двух невзаимоисключающих механизмах — родственном отборе и реципрокной (взаимной) пользе.

Родственный отбор подразумевает, что особи, совершая дорогостоящие альтруистические поступки, обеспечивают репродуктивный успех своим родственникам — носителям тех же генов, в число которых входят и гены альтруистического поведения. Чем ближе родственники, на которых направлен альтруистический акт, тем больше шансов на сохранение и передачу потомству своих генов. Таким способом происходит становление и закрепление альтруистического поведения.

При реципрокном альтруизме совершающий добрые поступки ожидает возвратной пользы в будущем, то есть это поведение по принципу «ты мне — я тебе». Этот тип взаимоотношений в коллективах разных животных чрезвычайно распространен. Он практикуется, естественно, и в человеческих обществах и на нем основаны многие экономические модели. Однако в современном мире (в обществах европейского типа) реципрокный альтруизм зачастую не признается настоящим и трактуется в негативном смысле как фарисейство — настоящий альтруизм совершается от всего сердца и без ожидания награды. Подобная благотворительность, направленная не на родственников и не ожидающая будущих выгод, считается исключительным свойством человеческого сознания и человеческого общества. Эксперименты, проводимые на животных, в подавляющем большинстве случаев подтверждают эту человеческую уникальность.

Однако новые данные, полученные группой исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) и из Швейцарского центра научных исследований (Абиджан, Кот-д’Ивуар) под руководством Кристофа Беша (Сhristophe Boesch), свидетельствуют о существовании высокой морали и среди животных.

Группа Кристофа Беша в течение почти трех десятилетий проводит наблюдения за несколькими популяциями лесных шимпанзе в их естественной обстановке в национальном парке Берега Слоновой Кости. За это время ученые обнаружили, что в этих популяциях практикуются оригинальные технологии добывания орехов и обучение молодежи этим технологиям, а также что шимпанзе умеют планировать свои отношения с членами стада. Кроме того, удалось подтвердить наличие превосходной пространственной памяти у шимпанзе. Последняя статья приматологов в журнале PLoS ONE доказывает наличие у шимпанзе такого чистого проявления альтруизма, как усыновление.

Взять на воспитание осиротевшего малыша — это достаточно дорогостоящее предприятие; даже в человеческих обществах находится не много сердобольных граждан, берущих на себя такую ответственность и такие затраты. А уж в животном мире и подавно. Ведь родителям-шимпанзе приходится не только кормить приемыша, но и таскать его на себе или, рискуя жизнью, ждать уставшего малыша, пока всё стадо уже ушло вперед; нужно защищать его от внешних опасностей и делить с ним свое спальное место, ограждать от нападок сородичей, а такое частенько случается не только в детских человеческих коллективах, но и среди обезьян.

Обычно все эти затраты и риски берет на себя мать. Ее родительское участие продолжается три–пять лет, пока детеныш не станет совсем взрослым. Редко случается, что отец шимпанзенка принимает на себя долю всех этих трудностей. Его родительский вклад ограничивается лишь более частыми играми со своим ребенком, чем с другими малышами такого же возраста. Поэтому, когда у шимпанзенка умирает мать, он чаще всего тоже не выживает или очень сильно отстает в развитии — слишком трудна и опасна жизнь для неокрепших членов стада. Шимпанзенок-сирота может нормально вырасти только в случае усыновления. В условиях неволи случаи усыновления неизвестны. Но в природе, как показали наблюдения, такое случается.

За 27 лет ученые зарегистрировали 36 малышей-сирот, из которых были усыновлены 18. Примерно половина усыновленных детенышей (10 из 18) выжила. Среди приемышей было примерно одинаковое число девочек и мальчиков. Удивительно, что приемными родителями становились не только самки, но и самцы (тех и других было примерно поровну), хотя отцовская забота у шимпанзе редкость. Причем, как показали генетические тесты и наблюдения, среди самцов-усыновителей был только один настоящий отец осиротевшего детеныша, остальные сердобольные самцы были подросшими братьями, друзьями погибших матерей или случайными членами группы.

Самец во время долгого вояжа несет на спине уставшего приемного детеныша. Фото из обсуждаемой статьи в PLoS ONE

Так, например, пятимесячного Момо взял друг умершей матери, то же произошло и с двумя другими осиротевшими шимпанзятами. Четырех малышей опекали совсем не связанные с матерью взрослые обезьяны. Приемные родители показывали чудеса заботы. Ученые наблюдали, как приемный отец расколол за 2 часа около 200 орехов, из которых 80% отдал своему приемному сыну; другой самец много месяцев таскал на спине приемную дочку, не бросая ее в отчаянных встречах с соседним враждебным стадом. Немало трудностей пришлось пережить и Улиссу, среднеранговому самцу, дважды бравшего себе воспитанников. Самцы-конкуренты постоянно третировали его несчастных воспитанников, чтобы таким образом сводить с ним счеты. Ему приходилось вступать в драки, защищая приемных детенышей. Ему удавалось выдерживать конфликты в первый раз полтора года, во второй раз три месяца; потом он всё же бросал сирот. Поистине, за этими обезьяньими историями просматриваются настоящие трагедии с «человеческими» слезами!

Из-за того что многие приемные родители не были никак генетически связаны с сиротами, нельзя считать, что альтруизм у шимпанзе развился в результате родственного отбора — тогда сиротам старались бы помогать их близкие родичи. В действительности присутствие родственников не увеличивало вероятность усыновления. Трудно себе представить и реципрокную пользу от рискованной и дорогостоящей заботы о брошенных детенышах, поскольку самцы брали себе сирот обоего пола с равной вероятностью. Вряд ли они целенаправленно подращивали для себя будущих защитников или покладистых самок для спаривания — усыновление было выгодно лишь самим детенышам-сиротам и не давало никаких выгод взрослым альтруистам. По-видимому, воспитание сирот, забота о них приносит пользу всей популяции, увеличивая ее потенциальную численность.

Появление столь очевидного альтруизма ученые связывают с условиями жизни конкретной популяции. Все группы шимпанзе, в которых зафиксированы случаи усыновления, обитают в крайне опасном окружении. В отличие от других районов, с с этими группами соседствует внушительная популяция леопардов — наиболее опасных для шимпанзе хищников. Только кооперативное поведение — слаженные действия во благо стада — позволяют шимпанзе защищаться от этих свирепых врагов. В таких условиях и происходит становление альтруистического поведения. В других популяциях, где пресс хищников невелик, а также в неволе, подвиги становятся необязательными, альтруистическое поведение — вредным.

В человеческих обществах, между прочим, альтруистическое поведение тоже характерно для групп, живущих в окружении врагов и постоянно участвующих во внешних конфликтах. Таким образом, ясно видятся аналогии в становлении альтруистического поведения у шимпанзе и в человеческих группах. В связи с этим ученые предлагают пересмотреть не только методику изучения альтруизма у животных, содержащихся в неволе, но и по-новому оценить взаимоотношения в коллективах животных.

Источник: Christophe Boesch, Camille Bolé, Nadin Eckhardt, Hedwige Boesch. Altruism in Forest Chimpanzees: The Case of Adoption // PLoS ONE, 27 January, 2010.

См. также: А. В. Марков. Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека — расширенная версия доклада на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы», 15.12.2009 (обзорная статья о становлении альтруизма у животных).