Руководство ЦЕРНа стоит перед непростым выбором

Схематичный вид соединения двух сверхпроводящих кабелей (показаны черным цветом). Бронзовым цветом показаны медные шины, скрепляющие место контакта, синим цветом показан припой. Картинка вверху отвечает контакту в норме, картинка внизу показывает один из возможных дефектов (отсутствие припоя на одном участке). В случае срыва сверхпроводимости ток будет течь через медные шины, и из-за такого дефекта сопротивление контакта может стать неприемлемо высоким. Изображение из доклада Do the splices limit us to reach 5TeV. Plans for 2010 run
Рис. 1. Схематичный вид соединения двух сверхпроводящих кабелей (показаны черным цветом). Бронзовым цветом показаны медные шины, скрепляющие место контакта, синим цветом показан припой. Картинка вверху отвечает контакту в норме, картинка внизу показывает один из возможных дефектов (отсутствие припоя на одном участке). В случае срыва сверхпроводимости ток будет течь через медные шины, и из-за такого дефекта сопротивление контакта может стать неприемлемо высоким. Изображение из доклада Do the splices limit us to reach 5TeV. Plans for 2010 run

Плохое качество электрических контактов в магнитах Большого адронного коллайдера по-прежнему остается головной болью специалистов. Не исключено, что по соображениям безопасности в течение 20102011 годов энергия протонов не будет поднята выше 3,5 ТэВ.

Успешный перезапуск Большого адронного коллайдера в конце 2009 года показал, что, несмотря на опасения скептиков, самая сложная экспериментальная установке в истории физики всё-таки будет работать. Сейчас полным ходом идет подготовка к началу первого длительного сеанса работы LHC (ориентировочно с марта по декабрь 2010 года).

Но насколько эффективно будет работать коллайдер? Сможет ли он достичь запланированной мощности? Какой стратегии следует придерживаться, чтобы достичь этого в максимально короткие сроки, но при этом не подвергать ускоритель техническим рискам? Эти и многие другие вопросы обсуждались с 25 по 29 января на очередной конференции из серии «Шамони» — Chamonix-2010. Несмотря на то что участие в конференции было строго по приглашениям, все зачитанные доклады находятся сейчас в открытом доступе на странице научной программы конференции. На ней прозвучали выступления, посвященные итогам работы коллайдера в 2009 году, текущей деятельности по запуску коллайдера на энергию протонов 3,5 ТэВ, а также перспективам на будущее. К этой конференции приковано особое внимание, поскольку ожидается, что по ее результатам директорату ЦЕРНа будут представлены рекомендации относительно работы коллайдера в ближайшие годы. Взвесив все «за» и «против», директорат должен будет утвердить расписание работы LHC и, в частности, решить, до какой энергии разгонять протоны в ближайшие годы.

Чем выше энергия сталкивающихся протонов, тем более тяжелые частицы смогут родиться на LHC, а также тем чаще будут рождаться умеренно тяжелые частицы (например, тот же хиггсовский бозон). Поднятие энергии в полтора-два раза резко увеличивает научную эффективность исследований на коллайдере. Именно поэтому значение энергии, на которой будет работать LHC в ближайшие годы, является одним из ключевых параметров.

Проблемы с электрическими контактами

Проектная энергия протонов в Большом адронном коллайдере — 7 ТэВ. Однако когда будет достигнуто это значение и будет ли оно достигнуто вообще — пока неизвестно. Сейчас главным препятствием для вывода LHC на проектную энергию по-прежнему остается плохое качество электрических контактов в сверхпроводящих магнитах. Чем выше энергия протонов, тем сильнее должно быть магнитное поле, удерживающее их в кольце ускорителя, а значит, тем более сильный ток должен циркулировать в обмотках сверхпроводящих поворотных магнитов. Необходимость удерживать сильный ток без потери сверхпроводимости и накладывает жесткие требования на качество электрических соединений.

Именно из-за дефектного контакта в одном из магнитов произошла авария 19 сентября 2008 года. После нее по новой методике были тщательно промерены сопротивления электрических контактов во всех магнитах коллайдера, что позволило выявить еще несколько плохих соединений. В некоторых случаях дефектные магниты были заменены, однако полностью проблему это не решило. Сейчас главная головная боль специалистов — плохое качество не самих контактов между сверхпроводящими кабелями (как показали измерения при криогенных температурах, они уже лежат в безопасных пределах), а медных шин, к которым в месте контакта припаяны сверхпроводящие кабели (см. рис. 1). При нормальной работе весь ток течет через сверхпроводник практически без сопротивления. Однако в случае срыва сверхпроводимости — который неизбежно будет время от времени происходить в магнитах — именно эти шины берут на себя весь ток. От сопротивления этого «мостика» из шины и припоя зависит то, сможет ли система безопасно справиться с такой ситуацией.

Данные по сопротивлениям этих шин имеются, но они не слишком точны. Одна из проблем тут состоит в том, что эти измерения надо делать при высокой температуре, а прогревать все сектора ускорителя до комнатной температуры в 2009 году не стали (это отложило бы запуск LHC еще на несколько месяцев). Измерения в некоторых секторах пришлось проводить при умеренно низких температурах, а затем экстраполировать эти данные на высокие температуры с некоторым запасом надежности. Эти результаты привели специалистов к выводу: поднимать энергию выше 3,5 ТэВ пока рискованно.

Примеры снимков электрических контактов со слишком высоким сопротивлением. Изображение из доклада Minimum requirements for 13 kA splices
Рис. 2. Примеры снимков электрических контактов со слишком высоким сопротивлением. Изображение из доклада Minimum requirements for 13 kA splices

Минимальные усилия, которые следует предпринять для исправления ситуации, — провести более точные измерения сопротивлений по новым методикам, которые отрабатываются прямо сейчас (подробности см. в докладе Do the splices limit us to reach 5TeV. Plans for 2010 run). Такая процедура займет несколько недель, и если она подтвердит текущие оценки, то энергию можно будет слегка повысить (примерно до 4 ТэВ, возможно до 4,5 ТэВ). Для того чтобы выйти на энергию в 5 ТэВ — а именно таковы были до сих пор планы на 2010 год, — потребуется более серьезное вмешательство: прогрев нескольких секторов и замена наиболее плохих контактов. Однако на это уйдет 3–4 месяца. Наконец, чтобы достичь проектной энергии 7 ТэВ, необходимо (в дополнение к ряду других требований) полностью прогреть весь ускоритель и сделать профилактический ремонт всех сильноточных электрических контактов (см. подробности в докладе Minimum requirements for 13 kA splices). Такой ремонт потребует еще больше времени — порядка года.

Варианты расписания работы

В свете этих проблем перед руководством ЦЕРНа встает непростая задача — как организовать работу LHC в ближайшие годы, чтобы научная польза от работы коллайдера не вступала в противоречие с требованиями безопасности? В заключительном докладе на конференции были описаны два возможных варианта.

Первый вариант: работать до конца 2011 года на энергии 3,5 ТэВ, не пытаясь поднимать энергию, а лишь постепенно увеличивая интенсивность протонных пучков. Тем временем технические группы будут отрабатывать все технологии, необходимые для полноценного ремонта соединений. При достижении некоторой цели по накопленной статистике (в блоге Cosmic Variance утверждается, что речь идет про интегральную светимость порядка 1/fb) — остановить коллайдер на длительный срок (скажем, на весь 2012 год или даже больше), тщательно всё починить и в 2013 году запустить коллайдер уже на проектную энергию 7 ТэВ.

Второй вариант: ограничиться не слишком долгим сеансом работы в 2010 году, закрыть коллайдер на полгода-год, сделать минимальный ремонт контактов, а затем запустить его на энергии 5 ТэВ.

При первом сценарии работы научная продуктивность коллайдера в ближайшие три года будет еще ниже, чем ожидалось до сих пор. В частности, в течение этого времени LHC вряд ли сможет улучшить результаты Тэватрона по поиску хиггсовского бозона. Однако технологические риски в этом случае минимальны, да и в долгосрочной перспективе такой режим работы может даже оказаться выгоднее. При втором сценарии технические риски слегка повышаются, но научная отдача от LHC в ближайшие годы будет повыше. Однако тогда задерживается переход к энергии 7 ТэВ, и спустя несколько лет всё равно потребуется длительная остановка коллайдера.

Судя по слайдам заключительного доклада и по сообщению в блоге Cosmic Variance, специалисты сейчас склоняются к первому варианту. Впрочем, официального сообщения на этот счет пока не поступало, но, по-видимому, его можно ожидать в самое ближайшее время.

Источник: доклады на конференции Chamonix-2010.

Игорь Иванов


33
Показать комментарии (33)
Свернуть комментарии (33)

  • Alexandr_A  | 01.02.2010 | 07:04 Ответить
    Не пойму чего они тормозят. Раз установка не сможет работать в течении нескольких лет. И раз в любом случае ее надо "размораживать", то логично будет работать до поломки. Тоесть погонять в зоне малых рисков, собрать статистику, а потом повышать до номинальной или пока не взорвутся контакты. Потом ремонт. А иначе убытки больше от многолетнего простоя. Тем более есть вероятность, что и в 2013-ом после всех доработок, снова будет поломка требующая прогрева.
    Ответить
    • a_b > Alexandr_A | 01.02.2010 | 08:37 Ответить
      Такой вариант надо закладывать в конструкцию: ставить ослабленные (относительно остальных) элементы конструкции, возможно, разрушаемые по командам автоматики соединения, чтобы минимизировать поврежденный участок. Этого, имхо, нет (по понятным причинам). Кроме того, нет никаких гарантий, что срыв не произойдет в нескольких местах одновременно (вибрации от начального взрыва ухудшат состояние контактов на соседних участках, а накопленный в сверхпроводящих обмотках ток мгновенно не сбрасывается - получаем домино). Так что, "если бы директором [ЦЕРНа] был я "...
      Ответить
      • wormball > a_b | 01.02.2010 | 15:00 Ответить
        Раньше советовали Путину, как управлять страной, теперь будут советовать церну, как строить коллайдер.
        Ответить
        • a_b > wormball | 01.02.2010 | 17:52 Ответить
          Да что в том за беда? Они все равно сделают по-своему ;)
          Ответить
        • Aab > wormball | 03.02.2010 | 23:03 Ответить
          А он не слушался.

          -- Владимир Владимирович! Что случилось с проектом в ЦЕРНе?
          -- Может, я его путаю с АПЛ "Курск", но он тоже утонул
          Ответить
    • spark > Alexandr_A | 01.02.2010 | 22:14 Ответить
      Как вы всё лихо по полочкам разложили. А пацаны-то и не знают!

      > ... а потом повышать до номинальной или пока не взорвутся контакты.

      Ваш совет звучит примерно так: ваш автомобиль все равно надо чинить, так что вы пока покатайтесь по городу со скоростью 3 км/час, а потом жмите на педаль газа до тех пор, пока не въедете в столб.

      Если коллайдер долго будет работать на слишком низкой энергии, это уже будет считаться провалом проекта, в том числе и в финансовом плане. Поэтому на высокую энергию его надо выводить как можно раньше -- но чтоб при этом не возникала опасность аварии! Вы очень наивны насчет "логично работать до поломки". Авария 2008 года случилась не во время работы, а во время тестов одного из секторов. Это далеко не самый разрушительный тип повреждений, которые могли бы возникнуть при работе коллайдера -- если, конечно, следовать вашему совету работать до поломки. Работать надо так, чтобы не допускать аварий.

      При выборе плана работы коллайдера приходится искать компромис сразу между несколькими требованиями: максимальная безопасность работы, максимально быстрое увеличение научной эффективности в первые годы работы, максимальная научная отдача за весь срок работы. Эти требования находятся в сильном конфликте друг с другом.
      Ответить
      • aokoreisha > spark | 06.09.2010 | 12:12 Ответить
        Согласно тексту механизм инерции частиц состоит в том, что все пространство заполнено частицами Хиггса, которые по разному взаимодействуют с разными частицами. Это просто неверный механизм объяснения величины массы частиц и тел аналогом сил трения. Принцип инерции Галилея, подтвержденный массой опытов этому решительно противоречит
        Ядром понятия массы является проявление свойств массы посредством сил инерции.
        Если бы этот механизм Хиггса был верен, то силы инерции появлялись бы при равномерном движении тел. А они появляются только при ускоренном движении частиц и тел. Это самое важное свойство зафиксировано в уравнения Ньютона.
        Моя теория сил инерции (1978-79 года) состоит в том, что силы инерции и масса частиц и тел есть результат взаимодействия с собственным гравитационным полем. Другими словами, поскольку силы инерции равны или почти равны внешним силам, то это означает, что сила взаимодействия тела с собственным гравитационным полем аномально велика в десять в пятьдесятой степени больше, чем это диктует современная физика. Ускоряясь, тело смещается относительно собственного гравитационного поля и возникает упругая сила со стороны собственного гравитационного поля, уравновешивающая внешнюю силу. После этого гравитационное поле релаксирует, то есть восстанавливает свою форму, а затем опять срабатывает механизм смещения тела относительно собственного гравитационного поля, то есть процесс ускорения тела под воздействием внешней силы есть процесс колебательный. А это значит, что существует аномально большое гравитационное излучение, пока что неизвестной природы. Я предполагаю, что гравитационная волна не поперечная, а продольная и это объясняет, почему мы не можем его зафиксировать, когда мы имеем дело с макротелами. А с микрочастицами мы это прекрасно наблюдаем. Я получил, на основании этого Обобщение уравнения движения Ньютона и это уравнение наносит решительный удар по релятивизму и квантовой механике, поскольку оно содержит в себе свойства этих теорий, без релятивистской идеологии.
        Поэтому релятивисты с 1978 го года блокируют публикацию моего открытия и пытаются его попросту перелицевать гравитационное поле под частицы Хиггса, поскольку я на простом, но фундаментальном, примере доказал, что силы инерции существуют в любых системах отсчета, что наносит смертельный удар по всей релятивистско-квантовой идеологии. Но гравитационное поле никакие мошенники не смогут отменить, как и мое открытие, заверенное в соответствующее время у государственного нотариуса. Эта самая серьезная интрига, продолжающаяся с 1978-79 годов. Они нанесли страшный удар по цивилизации своим мракобесием. Я имею ввиду физиков, которые писали псевдорецензии после 1978-79 года и не публиковали статьи даже в популярных журналах.
        Ответить
  • Nuclear_ass  | 01.02.2010 | 22:44 Ответить
    надо им сейчас остановить,чинить и в 2012 запускать на полную =)

    А там глядишь и...)))
    Ответить
    • PavelS > Nuclear_ass | 01.02.2010 | 22:58 Ответить
      Ни за что на свете не стал бы так делать, т.к. это попытка сделать сразу и хорошо. Так не бывает. Если сейчас остановить и после ремонта коллайдер будет запущен на полную мощность, и ВНЕЗАПНО выяснится что сервера баз данных или ещё подобная неинтересная ерунда не вытягивает поток данных и на их обновление надо еще год - то придётся ждать ещё 1 год! Нет, я бы подождал бы момента, когда поломок обнаружится побольше, чтобы чинить все одновременно. Игорь сравнивает теперешнюю работу коллайдера с ездой 3кмч, но ведь это же УЖЕ мировой рекорд - есть смысл немного покататься хоть на такой скорости. Уверен, что к концу года список подлежащего ремонту увеличится невероятно. Скорее, стоит пожалеть, что коллайдер чрезмерно активно тестировали, что произошла авария - лучше бы тестировали бы на энергию поменьше.
      Ответить
  • PavelS  | 01.02.2010 | 23:02 Ответить
    - чем ограничены темпы прогрева и охлаждения? Боязнью что металл "поведёт" от резкого охлаждения, или что хладокомбинат не поставляет достаточно гелия чтобы это сделать резко? Что мешает быстро разогреть и охладить весь коллайдер, и почему разогревать-охлаждать весь - долго?
    - чем ограничено время ремонта? Временем работы над контактами, или временем разогрева-охлаждения?
    - Что мешает проводить ремонтные работы раз в год каждой зимой? Поработали - поремонтировали-поработали... Вроде это близко к первоначальным планам как использовать коллайдер. К примеру, в октябре 2010 разогреть, в апреле 2011 начать работать на 5ТэВ, в октябре 2011 разогреть, в апреле 2011 начать работать на 6ТэВ и так понемного...
    Ответить
    • spark > PavelS | 01.02.2010 | 23:35 Ответить
      Может, к такому режиму и вернутся, когда все начнет штатно работать. А пока что идет прощупывание технологических возможностей машины, на ход запуска вмешивается слишком много факторов, которые трудно прогнозировать. А задача начать поставлять данные никуда не девается, ведь коллайдер и так затянули. Поэтому приходится постоянно менять планы, ориентируясь на текущую ситуацию.

      Насчет скорости нагрева/охлаждения -- там несколько факторов. Например, сектора нельзя нагревать слишком быстро, т.к. от температурных перепадов деформируются стенки вакуумной камеры и ускорительных секций, а это очень чревато (см. короткую новость http://elementy.ru/news/430980 ). А после охлаждения требуется заново протестировать вакуум, магниты и т.д. Причем чем более серьезное было вмешательство во время ремонта, тем больше надо делать тестов.

      Сейчас идут разговоры насчет того, чтобы научиться менять один магнит, не размораживая при этом всю секцию. На Шамони-2010 были доклады по этой теме. Теоретически, вроде бы можно, но надо отработать технологию. Это очень непросто из-за того, что вакуумная, электрическая, криогенная инфраструктуры в секциях общие -- т.е. такая операция просто не предусматривалась при проектировании. Если так научатся делать, то это ускорит сроки ремонта в тех ситуациях, когда надо заменить лишь отдельные магниты.
      Ответить
    • spark > PavelS | 01.02.2010 | 23:45 Ответить
      Насчет вашего конкретного примера. Пожалуйста, но это расписание как раз будет означать, что работать придется круглогодично. Разогреть -- 1-2 месяца (октябрь-ноябрь), ремонт -- минимум месяц, если по мелочи, а если менять магниты, то больше (декабрь-январь). Охлаждать -- месяц (февраль). Электрические тесты в холодном состоянии (март). Плюс к этому тестирование всей цепочки предварительных ускорителей, но это идет параллельно. В апреле запускаются пучки -- и хотя бы пару недель тесты с пучками. И только после этого физический сеанс.

      В результате на физику остается порядка 5 месяцев в году. Этого маловато. Поэтому если перейти на полутора- или даже двухлетний цикл, то эффективность заметно повысится.
      Ответить
      • kbob > spark | 02.02.2010 | 04:32 Ответить
        А что в теории даст работа два года на 3.5 Тэв, кроме рекордов ессно.
        Ответить
        • spark > kbob | 02.02.2010 | 10:19 Ответить
          Так ведь в тексте написано: чем больше энергия, тем, во-первых, более тяжелые частицы могут рождаться, а во-вторых, тем чаще рождаются умеренно тяжелые частицы. Для этого коллайдеры на большую энергию и строят, чтобы открыть то тяжелое, что не видно было раньше.

          Или вы имеете в виду, зачем нужно два года?
          Ну это условный рубеж -- надо накопить побольше статистики. За 2010 планируется 0,2-0,3/fb, за 2011 скорость накопления будет уже больше, так что планируется добрать до 1/fb.
          Проектная работа, напомню, подразумевает накопление 100/fb в год, но до этого значения надо подниматься постепенно.
          Ответить
          • PavelS > spark | 02.02.2010 | 20:00 Ответить
            Думаю, соль вопроса была в том, зачем накапливать статистику на такой низкой энергии, если интересные процессы, вовлекающие тяжелые частицы при низкой энергии относительно редки.
            Ответить
            • spark > PavelS | 02.02.2010 | 21:57 Ответить
              Ну не такая уж она и низкая :)
              В первые годы всё равно надо будет постепенно увеличивать интенсивность пучков. Так что если пока не могут 7, не могут 5, а могут 3,5 ТэВ, ну пусть хоть на такой энергии повышают интенсивность. Это лучше чем простаивать еще год, пытаясь запустить сразу на 7 ТэВ -- все равно тогда тоже надо будет постепенно повышать интенсивность пучков. А так они натренируются сейчас.
              Ответить
  • Alextos  | 02.02.2010 | 08:41 Ответить
    Может подразумевалось не 'высокоточных электрических контактов', а 'высокотоковых электрических контактов' .
    Ответить
    • kbob > Alextos | 02.02.2010 | 09:33 Ответить
      СИЛЬНОТОЧНЫХ - как вариант

      http://www.slovotolk.ru/efr107910.html
      Ответить
    • spark > Alextos | 02.02.2010 | 10:17 Ответить
      "сильноточных" имелось в виду.
      Ответить
      • Alextos > spark | 02.02.2010 | 13:08 Ответить
        Можно и так.
        Ответить
  • samara  | 02.02.2010 | 14:04 Ответить
    имхо хотяб набрали пол года статистики на 3,5 ТэВ... пусть учёные во время остановки изучают процессы которые не видно теватрону(думаю таковые есть, даже несмотря на ту громадную статистику)
    Ответить
  • PavelS  | 02.02.2010 | 20:05 Ответить
    Но насколько я понимаю, есть как минимум ещё 3 задачи не связанные с энергией явно:
    - увеличение числа частиц в пакете
    - увеличение числа пакетов, циркулирующих ко кольцу
    - обеспечение более точной фокусировки в местах столкновений
    Вроде как совершенно ничего не мешает решать эти вопросы сейчас, на низкой энергии. И эти вопросы не менее важны, чем увеличение энергии вдвое. Или я не прав? Т.е. в целом техникам есть чем заняться. Как неспециалисту не понятно, что мешает превзойти Теватрон по научной эффективности уже на энергии 3.5.
    Ответить
    • samara > PavelS | 02.02.2010 | 20:49 Ответить
      >Вроде как совершенно ничего не мешает решать эти вопросы сейчас, на низкой энергии
      это всё нужно будет повторять и отлаживать после апдейта магнитов..

      >эти вопросы не менее важны, чем увеличение энергии вдвое. Или я не прав?
      ну.. от энергии зваисит сечение процесса рожденя частиц (как предел макс энергии новой частицы, так и шансы наблюдения нового процесса)
      А от количества сгустов в пучках зависит светимость - количество событий за еденицу времени.. то есть количество набраной статистики..

      в том и дело что статистики у теватрона для 1-2 ТэВ помоему предостаточно чтоб изучить большенство процессов для этой энергии..

      ща очень нужна статистика на больших энергиях.. хотяб полугодовая)

      по крайней мере я себе так это прдставляю.
      Ответить
    • spark > PavelS | 02.02.2010 | 21:58 Ответить
      Правильно. Именно это в ближайшие год-два и будут делать.
      Ответить
  • Alextos  | 04.02.2010 | 09:48 Ответить
    На мой, конечно, не объективный и заинтересованный взгляд, необходимо:
    1). Определиться с энергией безаварийной работы.
    2). Пока не все дефекты выявлены не останавливать на длительный ремонт.
    3). Поработать ~ 6 месяцев.
    4). В процессе работы упор делать на светимость (увеличение числа частиц в пакете, увеличение числа пакетов, циркулирующих ко кольцу, обеспечение более точной фокусировки в местах столкновений, ..)
    5). Постоянно увеличивать надежность системы, дорабатывать отдельные ее элементы,
    обеспечивать минимальный риск, ..
    6). Основной задачей сделать, например, проверку данных Тэватрона (http://elementy.ru/news/430901: 'Детектор CDF обнаружил явление, не поддающееся объяснению в рамках Стандартной модели'), поиска 'Новой физики', ..
    7). На низкой энергии продолжить дальнейшее 'прощупывание' системы.
    8). Последовательно создать условия для выявления и предупреждения поломок (совершенствовать систему датчиков, методы анализа данных с датчиков, ..)
    9). ..

    P.S. То есть решать эти вопросы сейчас, на низкой энергии, а не дожидаться и 'списывать' это на момент работы при больших энергиях.
    Ответить
    • samara > Alextos | 04.02.2010 | 10:50 Ответить
      Сотни человек в Церне и так над этим работают.. им конечно виднее)

      И как можно *решить эти вопросы* если пока никаких больших потенциальных проблем не видно (кроме контактов).. если бы что то такое нашли, его исправили бы в январе вместе с апдейтом защиты магнитов QPS (Guardian Angel)
      Новые проблемы можт проявятся только после старта 5+ТэВ..
      Ответить
    • Andrey58 > Alextos | 11.02.2010 | 11:30 Ответить
      Скажите, пожалуйста, уже два десятка лет работает Теватрон на сверхпроводящих магнитах, и там нет таких проблем с соединениями, как на БАК.
      И второй вопрос: почему на БАК сделали кольцо под протон-протонные столкновения, а не протон-антипротонные, как на Теватроне. Вроде бы это дополнительное усложнение конструкции кольца.
      Ответить
      • spark > Andrey58 | 11.02.2010 | 12:30 Ответить
        На предыдущих ускорителях, в том числе на Тэватроне, были слабее магнитные поля, поэтому электромагниты были конструкцией попроще. Плюс охлаждение до 1,9 К вместо 4,5К как на Тэватроне, плюс большой размер кольца -- все это резко усложнило задачу сборки и отладки. Ну и я не отрицаю, что на каком-то этапе контроль за качеством всех узлов мог бы быть и построже.

        Антипротоны не смогли бы получать в нужных количествах. С токи зрения физики разница между pp и p-анти-p на этих энергиях не принципиальна.
        Ответить
      • samara > Andrey58 | 12.02.2010 | 00:28 Ответить
        Сверхпроводники естестно использовались и раньше, но есть физический предел тока который он может держать при неизменных сверхпроводящих свойствах.. главный враг такого сверхпроводника - температура (которая может локально немного подскакивать) и магнитное поле (которое мешает сверхпроводимости) поэтому тяжело собрать очень мощные сверхпроводящие магниты.
        да, теватрон работает на повышеной энергии с 2000 года, но всё равно сила тока на отклоняющих магнитах будет по меньше чем на LHC

        по поводу контактов - конечно, все параметры магнитов были расчитаны инженерами. ошибку допустили техники которые приваривали межмагнитные контакты(ну и те кто не разработал технику тестирования соеденеий)
        но даж это пол беды: в принципе передполагалась ситуация что будут срывы сверхпроводимости. на этот случай на каждом магните стоит система пасивного гашения тока - спец резистор который плавится забирая запасённую магнитом энергию (при 12К Ампер- это не много не мало 10М Дж:) )
        только вот срабатывает она относительно меленно.. 3 сентября из за этого пробило криогенную систему.. так что пусть это будет не ошибка самого спроектированого устройства, а ошибка реализации)))

        на счёт анти протонов - разница ещё в отрицательном брионном числе.. часть процесов(каналов рождения)немножко другая но эт не суть важно)
        на удержании в кольце эт не скажется)
        Ответить
        • spark > samara | 12.02.2010 | 13:54 Ответить
          Система гашения сработала штатно, т.е. при хороших контактах она без проблем справилась бы со срывом сверхпроводимости, например, из-за случайного попадания протонов. Проблема была именно в том, что (1) на плохом контакте было слишком большое тепловыделение, (2) система слежения за разностью потенциалов была слишком груба (имела порог 0,3В), т.е. она дала сигнал на гашение, когда уже все давно начало развиваться. Сейчас кроме контактов получше установлена и новая система слежения, которая почувствовала бы нештатную ситуацию задолго до того.

          При ультрарелятивистских скоростях в адронах доминируют не "исходные" кварки, и глюоны и "морские" кварки, а они практически одинаковы для протонов и антипротонов. При таких энергиях и протон, и антипротон -- это в основном глюонное облачко плюс небольшая добавка кварков и антикварков, которых примерно поровну. След от исходных конституэнтных кварков на этом фоне теряется.

          Исключение могут составлять "хвосты" партонных распределений, т.е. вероятность встретить партон с импульсом, скажем, половину импульса исходной частицы. Эти распределения различаются заметно. И из-за этого рождение через кварк-антикварковой аннигиляции очень тяжелой частицы, с массой ненамного меньше полной энергии столкновений будет эффективнее идти в p-анти-p, чем в pp. Но для подавляющего большинства процессов это различие практически отсутствует.
          Ответить
          • aokoreisha > spark | 06.09.2010 | 12:11 Ответить
            Согласно тексту механизм инерции частиц состоит в том, что все пространство заполнено частицами Хиггса, которые по разному взаимодействуют с разными частицами. Это просто неверный механизм объяснения величины массы частиц и тел аналогом сил трения. Принцип инерции Галилея, подтвержденный массой опытов этому решительно противоречит
            Ядром понятия массы является проявление свойств массы посредством сил инерции.
            Если бы этот механизм Хиггса был верен, то силы инерции появлялись бы при равномерном движении тел. А они появляются только при ускоренном движении частиц и тел. Это самое важное свойство зафиксировано в уравнения Ньютона.
            Моя теория сил инерции (1978-79 года) состоит в том, что силы инерции и масса частиц и тел есть результат взаимодействия с собственным гравитационным полем. Другими словами, поскольку силы инерции равны или почти равны внешним силам, то это означает, что сила взаимодействия тела с собственным гравитационным полем аномально велика в десять в пятьдесятой степени больше, чем это диктует современная физика. Ускоряясь, тело смещается относительно собственного гравитационного поля и возникает упругая сила со стороны собственного гравитационного поля, уравновешивающая внешнюю силу. После этого гравитационное поле релаксирует, то есть восстанавливает свою форму, а затем опять срабатывает механизм смещения тела относительно собственного гравитационного поля, то есть процесс ускорения тела под воздействием внешней силы есть процесс колебательный. А это значит, что существует аномально большое гравитационное излучение, пока что неизвестной природы. Я предполагаю, что гравитационная волна не поперечная, а продольная и это объясняет, почему мы не можем его зафиксировать, когда мы имеем дело с макротелами. А с микрочастицами мы это прекрасно наблюдаем. Я получил, на основании этого Обобщение уравнения движения Ньютона и это уравнение наносит решительный удар по релятивизму и квантовой механике, поскольку оно содержит в себе свойства этих теорий, без релятивистской идеологии.
            Поэтому релятивисты с 1978 го года блокируют публикацию моего открытия и пытаются его попросту перелицевать гравитационное поле под частицы Хиггса, поскольку я на простом, но фундаментальном, примере доказал, что силы инерции существуют в любых системах отсчета, что наносит смертельный удар по всей релятивистско-квантовой идеологии. Но гравитационное поле никакие мошенники не смогут отменить, как и мое открытие, заверенное в соответствующее время у государственного нотариуса. Эта самая серьезная интрига, продолжающаяся с 1978-79 годов. Они нанесли страшный удар по цивилизации своим мракобесием. Я имею ввиду физиков, которые писали псевдорецензии после 1978-79 года и не публиковали статьи даже в популярных журналах.
            Ответить
  • manmademan  | 10.02.2010 | 04:09 Ответить
    Здесь говориться только о физике в пределах жизни на Земле.Наверняка есть вещи(хоть как их называйте)которые неподвластны человеку.Так вот всё делается для того чтобы запуска не было.
    Ответить
    • a_b > manmademan | 10.02.2010 | 08:14 Ответить
      А уж сколько делается, чтобы люди отказались от автомобильного транспорта! Идут даже на жертвы среди мирного населения - откройте любую сводку новостей в СМИ.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»