
На прошедшей неделе в Фермиевской национальной лаборатории в Чикаго Мэттью Стрэсслер (Matthew Strassler) прочитал две лекции, посвященные новому направлению исследований в физике элементарных частиц — так называемому сценарию «скрытой долины». Место и тема подобраны очень удачно — работающий в Фермилабе протон-антипротонный коллайдер Тэватрон заявил недавно об обнаружении загадочных многомюоных событий, а гипотеза «скрытой долины» может как раз привести к такого типа явлениям. Сами доклады подробные и простые, ориентированные прежде всего на физиков-экспериментаторов. Файлы с презентациями доступны онлайн: Hidden Valley Scenarios at the LHC — 1 (PDF, 1,3 Мб) и Hidden Valley Scenarios at the LHC — 2 (PDF, 1,4 Мб).
Суть гипотезы «скрытой долины», которую Стрэсслер с коллегами начали разрабатывать в 2006 году, состоит в следующем. Сейчас большинство теоретиков убеждены, что наблюдаемые в нашем мире частицы и их взаимодействия не были изначально «задуманы природой» в том виде, в каком мы их наблюдаем, а как бы сформировались сами по себе, когда остывающая Вселенная скатилась в минимум некоторого потенциала. Но у этого потенциала может существовать и другой минимум («долина»), не тот, в котором мы живем сейчас, причем набор частиц и взаимодействий в том минимуме может быть совсем иной. Эти два мира связаны друг с другом, благодаря чему новые частицы из того мира нестабильны и распадаются на разнообразные известные частицы. При низких энергиях эта связь очень слаба, и именно поэтому мы до сих пор не обнаружили эту «скрытую долину» в предыдущих экспериментах. Однако при высокой энергии столкновений на LHC частицы из той «долины» смогут рождаться в больших количествах.
Описанию разнообразия возникающих при этом явлений с точки зрения экспериментов на адронных коллайдерах и были посвящены лекции Стрэсслера. Ожидаются такие типичные эффекты, как существование новых нейтральных долгоживущих частиц с необычными каналами распада, рождение необычно большого числа «нормальных» мезонов, но с необычной группировкой по направлениям вылета и т. д. Также не исключено особенно сильное влияние на свойства хиггсовского бозона. Докладчик рассказал, на что экспериментаторам следует обращать внимание в первую очередь при поиске таких явлений, и подчеркнул, что перспектив для их открытия больше не у многоцелевых детекторов ATLAS и CMS, а у специализированного и чуть более скромного по масштабам детектора LHCb.
Подробности см. в лекциях, а также в оригинальных работах автора, ссылки на которые имеются в лекциях. Отдельно стоит упомянуть его же недавнюю статью Flesh and Blood, or Merely Ghosts? Some Comments on the Multi-Muon Study at CDF с рассуждениями об аномальном открытии коллаборации CDF.



