Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Выпущена полная сводка древнейших рептилий России и Монголии

Никтифруретус (Nyctiphruretus) — древнейшие рептилии, жившие 260–250 млн лет назад, близкие к предкам черепах, хотя совсем на черепах и не похожие. Книга представляет как давно установленные виды (справа: Nyctiphruretus acudens Efremov,1938), так и недавно описанные (слева: зубная кость Nyctiphruretus optabilis Bulanov, 2002). Рисунки из книги «Ископаемые рептилии и птицы. Часть I»

Палеонтологический институт продолжает публикацию внушительной серии книг «Ископаемые позвоночные России и сопредельных стран». Эта серия из 10 томов обобщает наши знания о всех известных на сегодня ископаемых позвоночных, найденных в России, бывших республиках СССР и Монголии, то есть в тех местах, куда снаряжались экспедиции советских/российских палеонтологов. Только что вышел второй том этой серии — «Ископаемые рептилии и птицы. Часть I». Любители проверенной информации смогут наконец уточнить свои знания о наиболее древних рептилиях, узнать различные мнения об их систематике, происхождении и эволюции. Сейчас ученые соглашаются с тем, что рептилии — это сборная группа, разные ветви которой приобретали рептильные признаки разными путями.

Учебники биологии требуют от нас четко различать четыре класса наземных животных — амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Главное отличие рептилий от амфибий — строение и развитие эмбрионов и молоди. Однако для ископаемых форм почти никогда (за очень редкими исключениями) не известно, как у них развивались эмбрионы. А в тех случаях, когда по косвенным признакам можно об этом судить, это не всегда прибавляет ясности. Например, у пермских сеймурий имеются остатки боковой линии на черепе. Это значит, что у них была водная личинка (признак, характерный для амфибий). Но ведь строение скелета сеймурий вполне соответствует рептильному плану строения. Так что сеймурий сначала относили к амфибиям, потом к рептилиям, а теперь помещают в группу рептилиоморфных животных. Этот и многие другие примеры ископаемых пермских и карбоновых тетрапод показывают, что четко отделить первых рептилий от амфибийных предков палеонтологам не удается.

Все эти сложности систематики рептилий и их эволюции отражены в новой сводке «Ископаемые рептилии и птицы. Часть I», выпущенной коллективом специалистов под эгидой Палеонтологического института РАН. Самые первые животные с рептильными признаками строения найдены в нижнем карбоне (то есть 345 млн лет назад) Европы. Это открытые в 90-е годы прошлого века вестлотиана (Westlothiana), сильванерпетон (Silvanerpeton) и каcинерия (Casineria). На территории России таких древних рептилиоморфных животных неизвестно. Их ископаемая летопись начинается только в ранней перми (280 млн лет назад).

Кладограмма, отображающая родственные связи примитивных рептилий. Здесь перечислены все известные переходные формы от амфибий к рептилиям, и видно, что имеются по крайней мере четыре ветви, в которых совершенствовались рептильные черты строения. Группа рептилиоморф в других вариантах систематики включает и птиц с млекопитающими, в третьих — объединяет примитивных рептилий с антракозаврами и другими семействами, прежде считавшимися амфибиями. Все эти разногласия — результат отсутствия данных по ювенильному развитию у ископаемых форм позвоночных. (Схема из книги «Ископаемые рептилии и птицы. Часть I»)

Сейчас уже очевидно, что рептилии не являются монофилетическим (то есть происходящим от одного предка; см. монофилия) таксоном. Это, скорее, уровень организации, параллельно достигнутый несколькими эволюционными ветвями независимо. Этот уровень связан с приобретением определенных приспособлений для жизни на суше. Были необходимы преобразования аппаратов дыхания, глотания, передвижения, органов чувств и кожных покровов. Все эти преобразования видоизменили и сместили кости черепа и осевого скелета, так как изменилась система прикрепления мышц и соотношение механических нагрузок. Решение сходных эволюционных задач приводило к появлению сходных морфологических признаков, но пути развития таких признаков могли различаться в разных ветвях. В сводке разобраны, например, различные пути формирования слухового аппарата у лепидозавров (Lepidosauria; к ним относятся и современные ящерицы, гаттерия) и архозавров (к ним относятся и современные крокодилы).

Авторы сборника ясно высказывают свое мнение относительно современной систематики рептилий и современной таксономии в целом: «Сам иерархический принцип, на котором строятся системы организмов, не свободен от противоречивости, поскольку навязывает идею о существовании резких рубежей между всеми таксонами высокого ранга. Это особенно ясно проявляется, если рассматриваются группы организмов переходного типа». В этой цитате усматривается декларация основного отличия западной таксономической школы от российской.

В западной школе, основанной на кладистике, базовым принципом считается монофилетичность, параллелизмы в эволюции признаются более или менее случайными эволюционными совпадениями. В этом случае та ветвь, в основании которой появляется важное морфологическое преобразование? становится таксоном высокого ранга. Случайные двойники, параллельно возникшие в других ветвях, к этому таксону уже не относятся. В современной российской таксономической школе параллелизмы и мозаичность в распределении признаков признаются закономерными явлениями, поэтому высший таксон допускает полифилетичность и может включать несколько ветвей, несущих данный признак. Всё это разнообразие мнений и подходов отражено в новой сводке по древнейшим рептилиям.

Однако авторы книги ставили своей целью не столько дискуссию по вопросам эволюции и принципов построения системы, сколько описание всего разнообразия форм древнейших (в основном пермских и триасовых) рептилий, найденных в России и Монголии. В сводке описано 345 видов и 83 семейства и приведены рисунки и фотографии остатков всех этих животных. Так что если у кого-то после прочтения легких книжек про «динозавров» возникнут сомнения или вопросы, то их можно разрешить с помощью этого солидного академического труда.

Источник: Ископаемые рептилии и птицы. Часть I. Отв. ред. М. Ф. Ивахненко, Е. Н. Курочкин. М.: Геос. 2008.