Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск

Подпишитесь на «Элементы»



ВКонтакте
в Твиттере
в Фейсбуке
на Youtube
в Instagram



Библиотека

 
С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги


М. Кронгауз
«Русский язык на грани нервного срыва. 3D». Главы из книги


Р. Фишман
Генри Сегерман и его математические этюды


Б. Штерн
Ближайшие пригодные для жизни экзопланеты: где они, как их можно наблюдать и как их достичь


Р. Фишман
Истории мутантов: гомеозисные гены


С. Мац
Искривленное зеркало


Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах


В. Кузык
Нос на батарейках


Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза


А. Бердников
Машинная точность







Главная / Новости науки версия для печати

Обезьяны умеют складывать числа в уме


Около 10 лет назад ученые доказали, что обезьяны различают числа в пределах десятка умеют их сравнивать. Теперь удалось доказать, что макаки могут складывать числа в уме и достоверно выдают правильный результат. Фото с сайта www.treknature.com
Около 10 лет назад ученые доказали, что обезьяны различают числа в пределах десятка умеют их сравнивать. Теперь удалось доказать, что макаки могут складывать числа в уме и достоверно выдают правильный результат. Фото с сайта www.treknature.com

Обезьяны умеют складывать числа в уме — это экспериментально доказали ученые из Университета Дьюка (США). Точность арифметических операций у макак-резусов составила 76%, а у студентов по тем же тестам – 94%. При этом количественные зависимости, прогнозирующие вероятность правильного ответа, оказались одинаковыми у макак и у людей; также почти не отличалось время, которое требовалось испытуемым макакам и людям для подсчетов.

В прошлом году на сайте радио «Свобода» была опубликована заметка об исследовании первичных математических способностей у малышей. Выяснилось, что дети, еще не знакомые со знаковыми символами математических понятий — цифрами, числами, значками математических действий и т. д. — могут производить в уме такие несложные математические действия, как, например, сравнение. За подобные математические операции и у малышей, и у взрослых отвечает одна и та же область коры больших полушарий. Специалисты, проводившие это исследование, предположили, что способность к незнаковым, или невербальным, математическим операциям унаследована человеком от животных предков. И вот в журнале PLoS Biology обнародовано продолжение этого исследования — ответ на вопрос, способны ли обезьяны, подобно людям, производить в уме математические операции. Эту работу, так же как и предыдущую, выполнили сотрудники Университета Дьюка (США).

Они провели серию экспериментов, в которых предложили двум обезьянам — макакам резус — и четырнадцати студентам в уме выполнить сложение. Эксперимент был организован следующим образом. Сначала на экране появлялся первый набор точек (от 1 до 5), затем через небольшой промежуток времени — другой набор, тоже от 1 до 5. Потом на экране загорались две группы точек, одна из которых была истинной суммой предыдущих наборов точек, а другая — ошибочной суммой. Испытуемый должен был тронуть на экране тот набор точек, который представлял собой правильную сумму. Расположение точек на экране исключало возможность запоминания положения слагаемых точек или оценки площади, занимаемой точками. Испытуемые вынуждены были именно складывать число точек в уме.

Испытуемым (двум макакам и 14 студентам) показывали на экране с полусекундным интервалом два набора точек — два слагаемых. Затем им предъявляли слайд с двумя суммами (тоже в виде точек) — правильной и неправильной. Надо было дотронуться до одной из них. Обезьяны за правильный ответ получали лакомство. Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Испытуемым (двум макакам и 14 студентам) показывали на экране с полусекундным интервалом два набора точек — два слагаемых. Затем им предъявляли слайд с двумя суммами (тоже в виде точек) — правильной и неправильной. Надо было дотронуться до одной из них. Обезьяны за правильный ответ получали лакомство. Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Как и предполагалось, точность ответов и у людей, и у обезьян зависела от того, насколько отличалась правильная сумма от неправильной. Если она отличалась немного, то ошибок было больше, если отличалась сильно, то ошибочных показаний было существенно меньше. Причем эта зависимость соблюдалась и у макак, и у людей. Ученые показали, что наборы экспериментальных точек описываются одной и той же зависимостью, только с разными параметрами. Понятно, что макаки оказались худшими математиками, чем студенты: студенты складывали числа без ошибок в 94% случаев, а обезьяны только в 76% . Но зато время, в среднем затраченное на одно арифметическое действие, было и у тех и у других примерно одинаковым: 1099 мс у обезьян и 940 мс у студентов.

Точность (слева) и время решения задачи (справа) у макак и у людей. По оси x отложено отношение правильной суммы к ошибочной: чем разница больше, тем меньше их отношение. На графиках видно, что чем больше разница между правильной и неправильной суммой, тем точнее ответы (у студентов при большой разнице все ответы правильные). Также если разница высокая, то и скорость ответов увеличивается. График из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Точность (слева) и время решения задачи (справа) у макак и у людей. По оси x отложено отношение правильной суммы к ошибочной: чем разница больше, тем меньше их отношение. На графиках видно, что чем больше разница между правильной и неправильной суммой, тем точнее ответы (у студентов при большой разнице все ответы правильные). Также если разница высокая, то и скорость ответов увеличивается. График из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Это исследование свидетельствует о том, что люди и обезьяны изначально одинаково подготовлены к выполнению арифметических операций. И у тех, и у других в коре больших полушарий имеются специальные группы клеток, обеспечивающие способность к абстрактному манипулированию количественными признаками предметов. Человек унаследовал эту способность от своих обезьяньих предков, развил ее и с помощью второй сигнальной системы (вербальной и символической) довел до масштабов отдельной науки — математики.

Источник: Jessica F. Cantlon, Elizabeth M. Brannon. Basic Math in Monkeys and College Students // PLoS Biology. 2007. 5(12): e328. doi:10.1371/journal.pbio.0050328.

Елена Наймарк


Комментарии (6)



Последние новости: ПсихологияНейробиологияЭволюцияЕлена Наймарк

23.07
Млекопитающие с относительно крупным мозгом более уязвимы
11.07
Архаичные гены костных ганоидов разнообразнее, чем у более молодых групп позвоночных
7.07
В бирманском янтаре мелового периода найден вымерший убийца пауков
6.07
Метанокисляющие микроорганизмы донных осадков оказались неожиданно разнообразными
5.07
Биоразнообразие стимулирует собственный рост
28.06
Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном
22.06
Рыбки-брызгуны хорошо различают человеческие лица
21.06
Кишечная бактерия влияет на социальное поведение мышей
15.06
Получение генов пектиназ от протеобактерий резко ускорило видообразование палочников
14.06
Полиплоидность предков эукариот — ключ к пониманию происхождения митоза и мейоза

Научная картинка дня


Новости науки по темам: антропология, археология, астрономическая научная картинка дня, астрономия, биология, биотехнологии, генетика, геология, затмения, информационные технологии, космос, лингвистика, математика, медицина, нанотехнологии, наука в России, наука и общество, Нобелевские премии, палеонтология, Первое апреля, психология, технологии, физика, химия, эволюция, экология, энергетика, этология

Новости науки по авторам: Валентин Анаников, Дарья Баранова, Вера Башмакова, Александр Бердичевский, Максим Борисов, Варвара Веденина, Александр Венедюхин, Михаил Волович, Михаил Гарбузов, Алексей Гиляров, Дмитрий Гиляров, Сергей Глаголев, Евгений Гордеев, Николай Горностаев, Владимир Гриньков, Дмитрий Дагаев, Юрий Ерин, Анастасия Еськова, Дмитрий Жарков, Андрей Журавлёв, Дмитрий Замолодчиков, Игорь Иванов, Вячеслав Калинин, Павел Квартальнов, Мария Кирсанова, Дмитрий Кирюхин, Александр Козловский, Юлия Кондратенко, Артем Коржиманов, Ольга Кочина, Аркадий Курамшин, Виталий Кушниров, Иван Лаврёнов, Алексей Левин, Андрей Логинов, Сергей Лысенков, Лейла Мамирова, Александр Марков, Мария Медникова, Вадим Мокиевский, Григорий Молев, Тарас Молотилин, Антон Морковин, Марат Мусин, Максим Нагорных, Елена Наймарк, Алексей Опаев, Петр Петров, Александр Пиперски, Константин Попадьин, Сергей Попов, Роман Ракитов, Татьяна Романовская, Александр Самардак, Александр Сергеев, Андрей Сидоренко, Виктория Скобеева, Даниил Смирнов, Павел Смирнов, Дарья Спасская, Любовь Стрельникова, Алексей Тимошенко, Александр Токарев, Александр Храмов, Мария Шнырёва, Сергей Ястребов, Светлана Ястребова

Новости науки по месяцам: 2016 VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I 

Новости науки почтой (рассылка на Subscribe.ru):

 


Где еще почитать научные новости: «Биомолекула», «Вокруг света», Газета.ру. Наука, «Наука и жизнь», Наука и технологии РФ, «Научная Россия», «Популярная механика», РИА Наука, «Чердак», N+1, Naked Science

 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия