Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

М. Москалева
Студенты МГУ против лженауки

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

Древние копытные были современниками динозавров

Фенакодус (Phenacodus) — один из поздних представителей кондиляртр, живший в эоценовую эпоху (56–40 млн лет назад). Картина Чарльза Найта (Charles R. Knight), 1898 г. Изображение с сайта cache.eb.com

Индийские палеонтологи обнаружили в озерных отложениях конца мезозойской эры (70,6–65,5 млн лет назад) зуб млекопитающего из группы кондиляртр, или древних копытных. До сих пор копытные были известны только из отложений кайнозойской эры. В конце мезозоя Индия была изолированным континентом (уже отделилась от Африки, но еще не присоединилась к Азии). Находка косвенно свидетельствует о том, что последний общий предок всех копытных должен был существовать задолго до окончания мезозоя.

Кондиляртры (Condylarthra) считаются предками современных «копытных» в широком смысле, включая парно- и непарнокопытных, хоботных и даже китообразных. Кондиляртры были довольно примитивными млекопитающими с маленьким мозгом, слабо специализированными зубами и пятипалыми конечностями, причем пальцы у большинства кондиляртр заканчивались копытцами (у самых примитивных — когтями). Они были более или менее всеядными, а некоторые даже хищниками (ярко выраженные следы хищнических адаптаций сохранились и у некоторых современных потомков кондиляртр, таких как свиньи, относящиеся к отряду парнокопытных).

Зуб Kharmerungulatum vanvaleni. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Кондиляртры были широко распространены в обеих Америках, Европе, Азии и Африке в начале кайнозойской эры (примерно 65,5–40 млн лет назад, то есть в палеоценовую и эоценовую эпохи). В Северной Америке и Старом Свете кондиляртры дали начало «настоящим» копытным, а в изолированной Южной Америке — нескольким специфическим отрядам «южных копытных», которые впоследствии вымерли (подробнее см. здесь).

Самыми древними до сих пор считались находки кондиляртр, сделанные на северо-востоке штата Монтана (США) в отложениях, относящихся к самому началу палеоценовой эпохи (65,5–61,7 млн лет назад).

Индийские палеонтологи сообщили в последнем номере журнала Science о более древней находке, относящейся еще к мезозойской эре. Находка сделана несколько лет назад близ деревни Кисальпури (Kisalpuri) в центральной Индии (22°54' С.Ш., 80°55' В.Д.). Промыв 4 тонны древних озерных осадков, ученые обнаружили коренной зуб, несомненно принадлежавший млекопитающему из отряда кондиляртр. Находку описали под именем Kharmerungulatum vanvaleni (Kharmer — название близлежащей реки, ungulatum — «копытное», L. Van Valen — выдающийся американский палеонтолог).

Возраст отложений (поздний мел, маастрихтский век, 70,6–65,5 млн лет назад) определен достаточно надежно по палеонтологическим признакам. Вместе с зубом древнего копытного найдены фрагменты скорлупы яиц ящеротазовых и птицетазовых динозавров, что само по себе является достаточным доказательством мезозойского (а не кайнозойского) возраста отложений, поскольку динозавры вымерли на рубеже мезозоя и кайнозоя. Кроме того, там же найдены остатки пресноводных рыб и рачков-остракод, характерных именно для маастрихтского века позднемеловой эпохи. Нашлись там и кости других древних млекопитающих (не копытных), относящихся к родам Deccanolestes и Bharattherium.

В конце юрского периода (152 млн лет назад) Пангея уже раскололась (начал формироваться Атлантический океан, отмеченный стрелкой), но еще существовал суперконтинент Гондвана, впоследствии расколовшийся на Африку, Индию, Австралию, Антарктиду и Южную Америку. Рис. с сайта www.scotese.com

Даже до того, как была сделана эта находка, мало кто сомневался, что кондиляртры появились еще в мезозое. Это следует из палеогеографических реконструкций (см. рисунки). Наземные четвероногие, кроме летающих и хорошо плавающих форм, практически не способны пересекать морские проливы. Поэтому если какая-то группа, подобно кондиляртрам, вдруг обнаруживается в палеонтологической летописи на разных изолированных массивах суши, это означает, что она, скорее всего, появилась еще тогда, когда эти массивы не были изолированными.

В позднемеловую эпоху (94 млн лет назад) Индия уже отделилась от Африки, но пока еще составляла единое целое с Мадагаскаром. Рис. с сайта www.scotese.com

Индия в конце мелового периода была изолированным материком: она уже отделилась от Африки, но еще не присоединилась к Азии. Не произошло этого и в раннем палеоцене, когда кондиляртры появляются в палеонтологической летописи сначала Северной, а затем и Южной Америки.

На рубеже мезозойской и кайнозойской эр (65,5 млн лет назад), когда вымерли динозавры, Индия представляла собой небольшой изолированный континент. Рис. с сайта www.scotese.com

Авторы предлагают три версии для объяснения своей находки:

1) Кондиляртры появились и широко расселились еще до раскола Гондваны. В этом случае получается, что кондиляртры когда-то водились и в Австралии, где они почему-то вымерли, не дав начала более совершенным копытным и уступив место сумчатым.

2) Кондиляртры каким-то непонятным образом проникли в Индию из Западной Азии, где 85 миллионов лет назад обитала разнообразная фауна древних млекопитающих — желестид (Zhelestidae), которых некоторые исследователи считают предками первых копытных.

3) Дрейфующий индийский субконтинент был центром происхождения копытных млекопитающих и многих других групп животных и растений.

Разглядывая приведенные палеогеографические реконструкции, читатели могут сами убедиться, что ни одна из версий не снимает всех проблем, если исходить из того, что эти реконструкции верны и что кондиляртры не умели переплывать морские проливы. Формальное следование этим двум «постулатам» может привести лишь к одному выводу — что последний общий предок всех копытных жил очень давно, чуть ли не в юрском периоде.

Источник: G. V. R. Prasad, O. Verma, A. Sahni, V. Parmar, A. Khosla. A Cretaceous Hoofed Mammal from India // Science. 9 November 2007. V. 318. P. 937.

См. также о местонахождении Кисальпури:
A. Khosla et al. Discovery of a micromammal-yielding Deccan intertrappean site near Kisalpuri, Dindori District, Madhya Pradesh (PDF, 220 Кб) // Current Science. V. 87. No. 3. 10 August 2004.