Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск

Подпишитесь на «Элементы»



ВКонтакте
в Твиттере
в Фейсбуке
на Youtube
в Instagram



Библиотека

 
Т. Дамур
«Мир по Эйнштейну». Глава из книги


Л. Франк
«Мой неповторимый геном». Глава из книги


В. Винниченко
Почему дельфины никогда не спят?



В память о Леониде Вениаминовиче Келдыше (07.04.1931–11.11.2016)


Н. Жизан
«Квантовая случайность». Глава из книги


Интервью с С. Ландо
Сергей Ландо: «Прорывы в математике плохо предсказуемы»


В. Гаврилов
Загадка зарянки


А. Левин
Астрономия темного


В. Мацарский
Бодался Чандра с сэром Артуром


О. Макаров
Секрет разделения







Главная / Новости науки версия для печати

Новый взгляд на интеллект животных


На обложке книги Жанны Резниковой, вышедшей в издательстве Cambridge University Press, схематически изображена часть бинарного дерева, не раз использовавшегося автором в опытах с муравьями
На обложке книги Жанны Резниковой, вышедшей в издательстве Cambridge University Press, схематически изображена часть бинарного дерева, не раз использовавшегося автором в опытах с муравьями

Книга Жанны Ильиничны Резниковой, недавно вышедшая в Кембридже, — это попытка нового взгляда на интеллект животных, и не только человекообразных обезьян, дельфинов и попугаев, но и таких, казалось бы, не слишком развитых в умственном отношении существ, как пчелы и муравьи. Не подумайте, что автор приписывает насекомым наличие сознания, аналогичного тому, что есть у человека (и в менее развитой форме — у других высших позвоночных). Нет, он просто обращает внимание на то, что жизнь любого животного — от крошечного муравья до огромного кита — наполнена непрерывным потоком принимаемых решений: отправляться на поиски пищи или подождать, съесть найденную добычу или выплюнуть, драться или скрыться, выбрать этого партнера для создания семейной пары или предпочесть другого... Конечно, огромная доля поведенческих реакций (а по ним мы и судим о принятых решениях) зиждется на врожденных стереотипах. Но поведение животных никогда не было бы столь успешным (в смысле обеспечения собственного выживания и оставления потомства), если бы не было гибким, если бы было лишено способности обучаться и приобретать новый опыт. «Интеллект» в широком смысле слова — это и есть то, что позволяет «довести» генетически заложенную программу поведения до требований реальной среды, то, что позволяет животному выжить в новых, порой неожиданных ситуациях.

Выход книги российского ученого за рубежом — событие, скажем прямо, не частое. Тем более можно порадоваться за нашу соотечественницу — Жанну Ильиничну Резникову, — чью книгу «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition» («Интеллект животных: от индивидуума до социума») выпустило недавно в свет издательство Cambridge University Press, одно из старейших и престижнейших научных издательств, известное весьма строгим отбором публикуемого. Надо также подчеркнуть, что данная книга — не есть перевод с русского какого-то уже существовавшего ранее текста. Это — совершенно новая работа, написанная автором по предложению издательства сразу на английском языке.

Обладая внутренней когнитивной картой пространства, Каштанка точно знает, что в соседней комнате за диваном лежит пыльная куриная лапка. Рис. П. Рябко из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Обладая внутренней когнитивной картой пространства, Каштанка точно знает, что в соседней комнате за диваном лежит пыльная куриная лапка. Рис. П. Рябко из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»

Впрочем, некоторые аспекты развиваемого в ней подхода уже находили свое отражение в российских публикациях Ж. И. Резниковой, в частности в книге «Интеллект и язык животных и человека: Основы когнитивной этологии», рекомендованной Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Физиология» и «Психология». Однако кембриджская книга существенно отличается от упомянутого русского издания как по форме, так и по содержанию. Она рассчитана на несколько более профессионально подготовленного читателя, в ней приводится новая классификация форм обучения у животных и обсуждается самая последняя литература (обширнейший список литературы включает более 1400 названий!).

При этом книга вовсе не перегружена ссылками и пересказом прочитанного. Она написана очень хорошим, живым (английским!) языком, полна юмора и проиллюстрирована не только множеством строгих научных фотографий, но и шуточными рисунками художницы Полины Рябко. Часть этих рисунков уже известна нашим читателям, так как воспроизводилась ранее в других работах Ж. И. Резниковой, опубликованных на русском языке.

Еще в 1920-е годы К. фон Фриш открыл символический язык танца пчел, с помощью которого пчела-разведчица сообщает пчелам-сборщицам, где находится пища, вода или место, пригодное для нового роя. После полувековых дебатов это открытие было удостоено в 1973 г. Нобелевской премии. Но окончательную точку в дискуссии поставил датский ученый А. Михельсен, создавший в 1990-е годы пчелу-робота, которая могла передавать живым пчелам в улье информацию о том, куда лететь за нектаром. И они летели! © Axel Michelsen. Из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Еще в 1920-е годы К. фон Фриш открыл символический язык танца пчел, с помощью которого пчела-разведчица сообщает пчелам-сборщицам, где находится пища, вода или место, пригодное для нового роя. После полувековых дебатов это открытие было удостоено в 1973 г. Нобелевской премии. Но окончательную точку в дискуссии поставил датский ученый А. Михельсен, создавший в 1990-е годы пчелу-робота, которая могла передавать живым пчелам в улье информацию о том, куда лететь за нектаром. И они летели! © Axel Michelsen. Из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»

Предисловие к обсуждаемой книге, написанное известным британским приматологом (специалистом по обезьянам) Уильямом Макгрю (William McGrew), озаглавлено симптоматично: «Взгляд на интеллект животных с точки зрения муравья». Жанна Ильинична действительно мирмеколог — специалист по муравьям, долгое время экспериментально изучавшая их поведение и доказавшая (в содружестве со специалистом по теории информации Б. Я. Рябко), что муравьи могут передавать своим сородичам весьма подробную информацию о месте нахождения приманки. Эти старые работы Ж. И. Резниковой порой критиковались коллегами (автор этой заметки помнит, как, будучи ответственным секретарем «Журнала общей биологии», в который направила свою статью Жанна Ильинична, также отчаянно спорил с ней касательно интерпретации некоторых опытов), но факт остается фактом — муравьи не только передают друг другу важнейшую информацию о месте нахождения пищи, но и способны обучаться поиску и коммуникации, проявляя при этом разную степень таланта. Некоторые работы зарубежных коллег, опубликованные совсем недавно, фактически подтверждают выводы Резниковой. Так, само за себя говорит название одной статьи, появившейся в 2006 году в журнале Nature: «Обучение (может, даже правильнее перевести «преподавание». — А. Г.) у муравьев, бегающих тандемом» (Franks N.R., Richardson T. 2006. Teaching in tandem-running ants // Nature. V. 439. P. 153).

Однако книга Резниковой не только о муравьях и их близких родственниках — пчелах. Она прежде всего — об общих свойствах интеллекта животных. Дело в том, что в распоряжении исследователей сейчас есть уже много примеров того, как разные виды животных порой демонстрируют удивительные возможности «разумного» поведения, но только в пределах какой-то узкой области.

Шимпанзе-бонобо Канзи объясняется со своей воспитательницей и автором проекта Сью Сэвидж-Румбо с помощью абстрактных лексиграмм. Обезьяна способна составлять и понимать довольно длинные фразы. Из книги: «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Шимпанзе-бонобо Канзи объясняется со своей воспитательницей и автором проекта Сью Сэвидж-Румбо с помощью абстрактных лексиграмм. Обезьяна способна составлять и понимать довольно длинные фразы. Из книги: «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»

Например, сойки и белки способны запомнить расположение тысяч тайников, в которых они спрятали пищу, но из этого не следует, что они смогут быстро найти выход из сложного лабиринта. А вот крыса с такой задачей справляется куда успешнее не только белки, но и человека. Но если надо индивидуально распознать и запомнить более сотни своих сородичей, то крыса на это не способна, в отличие от приматов (в том числе человека) и слонов.

Новокаледонская галка (Corvus moneduloides), пользуясь палочкой с крючком на конце, вытаскивает из цилиндра корзинку с лакомством. © Alex Weir. Из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Новокаледонская галка (Corvus moneduloides), пользуясь палочкой с крючком на конце, вытаскивает из цилиндра корзинку с лакомством. © Alex Weir. Из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»

Новокаледонские галки оказались, как это недавно выяснилось, «гениями» орудийной деятельности: для того чтобы добраться до лакомой пищи, могут быстро преобразовывать самые разные предметы, превосходя в этом деле столь признанных умельцев, как шимпанзе.

Некоторые виды муравьев способны решать весьма сложные, доступные немногим животных, задачи, но только в тех ситуациях, когда надо запомнить и передать сородичам информацию о богатом источнике пищи. В других обстоятельствах интеллектуальные возможности насекомых оказываются весьма скромными.

С развитием методов когнитивной этологии павловские эксперименты стали сюжетами триллеров для собак. Рисунок П. Рябко из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
С развитием методов когнитивной этологии павловские эксперименты стали сюжетами триллеров для собак. Рисунок П. Рябко из книги «Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition»
Надежда Ладыгина-Котс проводит опыты с молодым шимпанзе Иони. Вверху — Различение стереометрических фигур. Внизу — Различение толщины при одновременном сопоставлении до пяти объектов. 1914-1916 гг. Из книги: «Дарвиновский музей. 100 лет со дня основания». М.: Издательская Программа ИНТЕРРОСА. 2007 г. Нижний рисунок воспроизведен также в кембриджской книге Ж. И. Резниковой
Надежда Ладыгина-Котс проводит опыты с молодым шимпанзе Иони. Вверху — Различение стереометрических фигур. Внизу — Различение толщины при одновременном сопоставлении до пяти объектов. 1914-1916 гг. Из книги: «Дарвиновский музей. 100 лет со дня основания». М.: Издательская Программа ИНТЕРРОСА. 2007 г. Нижний рисунок воспроизведен также в кембриджской книге Ж. И. Резниковой

Позиция Ж. И. Резниковой (и это справедливо замечает в своем предисловии и Макгрю) отличается от таковой многих западных исследователей интеллекта животных тем, что она находится как бы «над схваткой» европейской и американской школ. Это позволяет ей формулировать свой подход, оказавшийся взвешенным и плодотворным. Кроме того, Резникова широко привлекает результаты, полученные российскими учеными и, конечно, ей самой. Хотя в России положение зоопсихологии, и вообще работ в области изучения высшей нервной деятельности, всегда было нелегким, а в 1950-е годы, после так называемой «павловской» разгромной сессии (сам-то И. П. Павлов умер в 1936 году и к этому отношения не имел), казалось совсем невыносимым, тем не менее отдельные интереснейшие работы выполнялись как в 1930-е годы, так и после войны.

Особое место среди них занимают исследования Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс, которым много внимания в своей книге уделяет и Ж. И. Резникова. В 1914–1916 гг. Ладыгина-Котс подробно, с использованием экспериментальных методов, изучила поведение молодого шимпанзе Иони, который жил у них в семье, а позднее, используя те же подходы, изучала поведение своего маленького сына — Руди. Ее монография «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях», изданная в Москве Дарвиновским музеем в 1935 году, недавно была опубликована на английском языке как классическая работа в области зоопсихологии (Ladygina-Kohts, 2002).

Кажется неслучайным то, что обсуждаемая здесь книга Ж. И. Резниковой выходит на Западе вскоре после публикации книги Н. Н. Ладыгиной-Котс. Хочется видеть в этом преемственность традиций и воздание должного российским ученым-подвижникам.

Жанна Ильинична Резникова (из личного архива Ж. И. Резниковой, воспроизводится на «Элементах» с ее любезного разрешения)
Жанна Ильинична Резникова (из личного архива Ж. И. Резниковой, воспроизводится на «Элементах» с ее любезного разрешения)

Возникает естественный вопрос: когда и где то, что изложено Жанной Ильиничной в книге на английском, можно будет прочитать на русском? Видимо, остается только просить автора об авторизированном переводе. А пока же кембриджскую книжку можно купить через интернет, заказав непосредственно на сайте издательства или через «Amazon.com».

Кроме того, в течение некоторого времени (какого — никто не знает :-)!) лекторы соответствующих курсов могут попросить издательство прислать им бесплатно экземпляр книжки (request inspection copy). Для этого нужно заполнить специальную анкету на сайте издательства (см.: Inspection Copy).

В заключение несколько слов об авторе. Жанна Ильинична Резникова — доктор биологических наук (МГУ, 1990), профессор, заведующая кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск). Она — автор 150 статей и нескольких книг, среди которых уже упоминавшаяся: «Интеллект и язык животных и человека: основы когнитивной этологии», а также учебник (в соавторстве с З. А. Зориной и И. И. Полетаевой) «Основы этологии и генетики поведения» // М.: «Высшая школа», 2002 г.

Источник: Zhanna Reznikova. Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition. 2007. Cambridge University Press, 488 p.

Cм. также:
1) Ж. И. Резникова. Интеллект и язык животных и человека: Основы когнитивной этологии. 2005. М.: Издательско-книготорговый центр «Академкнига», 518 с.
2) N. N. Ladygina-Kohts. Infant Chimpanzee and Human Child: A Classic 1935 Comparative Study of Ape Emotions and Intelligence. 2002. Oxford University Press, 592 p.
3) Ж. И. Резникова. Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных // Журнал общей биологии. 2006. Т. 67, № 1. С. 3–22; полный текст (см. также на «Элементах»: Использование орудий животными не всегда говорит о большом уме).
4) Home Page of Zhanna Reznikova (домашняя страница Жанны Резниковой в интернете).
5) Список основных трудов Ж. И. Резниковой см. здесь.

Алексей Гиляров


Комментарии (1)



Последние новости: ЭтологияБиологияНаука в РоссииПсихологияАлексей Гиляров

08.12
Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами
07.12
Мальки рыб в океане держатся родственными стайками
05.12
Хищные бактерии помогают иммунной системе справиться с инфекцией
01.12
Иммунный статус макак зависит от социального
29.11
Муравьи способны узнавать себя в зеркале
28.11
У собак есть эпизодическая память
25.11
Самцы дроздовидных камышевок определяют качество самки по размеру ее гнезда
24.11
Метаморфоз у личинок червя Hydroides elegans запускается бактериями
23.11
Численность и генетическое разнообразие китовых акул измерили по пробам воды
22.11
Фиджийские муравьи сами выращивают для себя жилища

Научная картинка дня


Новости науки по темам: антропология, археология, астрономическая научная картинка дня, астрономия, биология, биотехнологии, генетика, геология, затмения, информационные технологии, космос, лингвистика, математика, медицина, нанотехнологии, наука в России, наука и общество, Нобелевские премии, палеонтология, Первое апреля, психология, технологии, физика, химия, эволюция, экология, энергетика, этология

Новости науки по авторам: Валентин Анаников, Дарья Баранова, Вера Башмакова, Александр Бердичевский, Максим Борисов, Варвара Веденина, Александр Венедюхин, Михаил Волович, Михаил Гарбузов, Алексей Гиляров, Дмитрий Гиляров, Сергей Глаголев, Евгений Гордеев, Николай Горностаев, Владимир Гриньков, Дмитрий Дагаев, Юрий Ерин, Анастасия Еськова, Дмитрий Жарков, Андрей Журавлёв, Дмитрий Замолодчиков, Игорь Иванов, Вячеслав Калинин, Павел Квартальнов, Мария Кирсанова, Дмитрий Кирюхин, Александр Козловский, Юлия Кондратенко, Артем Коржиманов, Ольга Кочина, Аркадий Курамшин, Виталий Кушниров, Иван Лаврёнов, Алексей Левин, Андрей Логинов, Сергей Лысенков, Лейла Мамирова, Александр Марков, Мария Медникова, Вадим Мокиевский, Григорий Молев, Тарас Молотилин, Антон Морковин, Марат Мусин, Максим Нагорных, Елена Наймарк, Алексей Опаев, Петр Петров, Александр Пиперски, Константин Попадьин, Сергей Попов, Роман Ракитов, Татьяна Романовская, Александр Самардак, Александр Сергеев, Андрей Сидоренко, Виктория Скобеева, Даниил Смирнов, Павел Смирнов, Дарья Спасская, Любовь Стрельникова, Дмитрий Сутормин, Алексей Тимошенко, Александр Токарев, Александр Храмов, Мария Шнырёва, Сергей Ястребов, Светлана Ястребова

Новости науки по месяцам: 2016 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I 

Новости науки почтой (рассылка на Subscribe.ru):

 


Где еще почитать научные новости: «Биомолекула», «Вокруг света», Газета.ру. Наука, «Индикатор», «Наука и жизнь», Наука и технологии РФ, «Научная Россия», «Популярная механика», РИА Наука, «Чердак», N+1, Naked Science

 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия