Т. Дамур
«Мир по Эйнштейну». Глава из книги

Л. Франк
«Мой неповторимый геном». Глава из книги

В память о Леониде Вениаминовиче Келдыше (07.04.1931–11.11.2016)

Н. Жизан
«Квантовая случайность». Глава из книги

Интервью с С. Ландо
Сергей Ландо: «Прорывы в математике плохо предсказуемы»

В. Гаврилов
Загадка зарянки

А. Левин
Астрономия темного

В. Мацарский
Бодался Чандра с сэром Артуром

О. Макаров
Секрет разделения

М. Никитин
«Происхождение жизни». Глава из книги

Шимпанзе воруют фрукты из чужих садов, чтобы соблазнять самок

Шимпанзе воруют папайю и другие плоды из фруктовых садов вовсе не потому, что им не хватает пищи в джунглях: воровство для них — способ завоевать авторитет среди самцов и симпатии самок. Фото из обсуждаемой статьи в PLoS ONE

Международная группа зоологов в течение двух лет вела наблюдения за семьей шимпанзе, обитающей около человеческого жилья. Они подтвердили, что шимпанзе нередко совершают набеги на фруктовые сады и воруют фрукты. Но кроме того, взрослые самцы с удовольствием делятся ворованными фруктами с самками, при том что фруктами с диких деревьев или тем более мясной добычей они практически никогда не делятся. Ученые считают, что за таким «щедрым» поведением стоит желание завоевать авторитет у самок, не затрачивая особых усилий.

Зоологи с кафедры психологии Висконсинского университета в Мэдисоне (США) и шотландского Университета Стерлинга, кафедры зоологии Оксфордского университета (Великобритания), кафедры антропологии лиссабонского Нового Университета (Португалия) и из Центра исследования приматов Киотского университета в течение двух лет вели наблюдения за семьей диких шимпанзе в лесах вокруг деревни Боссу (Bossou) в Гвинее, недалеко от границы с Кот-д'Ивуар и Либерией. Эти наблюдения позволили судить об отношениях среди диких шимпанзе, не испорченных назойливым человеческим вниманием и обучением.

Территория семьи занимала площадь примерно 15 км2 и тесно соседствовала с человеческим жильем. Хозяйство людей включало и плантации фруктовых деревьев. Семейство шимпанзе в разное время насчитывало от 12 до 22 особей, из них всегда только трое самцов. И вот эти самцы время от времени совершали набеги на фруктовые плантации. В среднем каждый самец залезал в чужой сад 22 раза в месяц. Самцы понимали всю опасность незаконного предприятия, выказывая свою тревогу характерным почесыванием. Отправляясь на дело, самец всё время оглядывался — нет ли слежки (это замечательно показывает короткое видео, mpeg 6,8 Мб), потом быстро залезал на дерево, мгновенно срывал два плода — один в зубы, другой в руку — и быстрей-быстрей с опасной территории.

Деревня Боссу, в окрестностях которой обитает семья шимпанзе (фото с сайта www.pri.kyoto-u.ac.jp)

Воровские рейды шимпанзе выглядят совсем как мальчишеские вылазки в соседний сад за яблоками. Да и цель этих набегов, как выяснилось, не слишком отличается от мальчишеских помыслов: похвастаться добычей перед товарищами и предстать героями перед девчонками. Шимпанзе приносят ворованные фрукты в свою семью вовсе не для того, чтобы в уголке потихоньку их слопать. Самцы угощают ими самок! (Cм. видео, mpeg 5,2 Мб.)

Самец шимпанзе убегает с добычей (фото с сайта www.pri.kyoto-u.ac.jp)

Нужно помнить, что шимпанзе, как, впрочем, и все другие обезьяны, чрезвычайно редко делятся пищей друг с другом (за исключением, конечно, матерей и детенышей). И угощение это не безвозмездное. Его самцы предлагают самкам, готовым к спариванию. Самки ведут себя вполне корректно и на угощение не напрашиваются, самец сам выбирает, кого бы ему угостить.

Самка шимпанзе принимает дар от ухажера (фото с сайта mahale.web.infoseek.co.jp)

В этой семье шимпанзе одна из самок явно превосходила других по привлекательности. Любопытно, что самцы в 83% случаев выбирали именно ее и угощали ее фруктами. После этого самка, принимая ухаживания, удалялась с избранником к границам территории. При этом она явно предпочитала ухаживания одного из претендентов, и это был вовсе не доминантный альфа-самец, а подчиненный бета-самец: с ним она проводила больше половины своего времени. Доминантный самец реже других делился с ней неправедно добытыми фруктами: только в 14% случаев он приглашал ее угоститься.

Наблюдатели отмечают и такой факт: самцы предпочитали эту конкретную самку несмотря на то, что в семье была и другая, физиологически более подготовленная к размножению. Тут же в голову приходит непрошенная мысль, что самцы шимпанзе оценивали своих подруг не только по готовности к размножению, но и по другим субъективным критериям, но, естественно, авторы публикации воздержались от подобных ненаучных замечаний. Эти замечательные наблюдения привели их тем не менее к вполне обоснованному выводу, что для шимпанзе воровство — это не способ добывать себе пищу. Ведь «настоящей» пищей они не делятся. Это способ поддержать свой авторитет, как это свойственно доминантному самцу, или завоевать симпатии самок.

Источник: Kimberley J. Hockings, Tatyana Humle, James R. Anderson, Dora Biro, Claudia Sousa, Gaku Ohashi, Tetsuro Matsuzawa. Chimpanzees Share Forbidden Fruit // PLoS ONE 2(9): e886. doi:10.1371/journal.pone.0000886.