Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

А. Сергеев, А. Благодатский
Насекомые и бионика: загадки зрительного аппарата

Л. Смолин
«Возвращение времени». Глава из книги

Как велоцираптор разучился летать

Так выглядит локтевая кость с бугорками-экзостозами монгольского велоцираптора (верхняя панель). А так (нижняя панель) выглядят бугорки-экзостозы на локтевой кости буревестника (А), они отмечены стрелкой. Те же бугорки на локтевой кости индейки (В) гораздо больше; здесь показано также, как перья прикрепляется с помощью связок к этим бугоркам. Изображение из обсуждаемой статьи в Science "Feather Quill Knobs in the Dinosaur Velociraptor"

Американские ученые продолжают поиск доказательств того, что динозавры были покрыты перьями. На кости велоцираптора из Монголии удалось обнаружить специальные бугорки, к которым крепились перья. Стало понятно, что не только мелкие представители теропод имели перья и летали, но и крупные, явно нелетающие динозавры также имели перьевой покров.

Второй раз в этом месяце журнал Science публикует материалы и размышления Алана Тёрнера и Марка Норелла из Американского музея естественной истории и их коллег из других университетов США и Аргентины о происхождении птиц. Эти авторы придерживаются гипотезы происхождения птиц от динозавров и, следовательно, выражают мнение большинства специалистов по древним рептилиям. Основанием для их уверенности послужили богатые материалы по древним рептилиям из Монголии и Китая. Марк Норелл был в числе авторов, описавших в 1995 году оперенного динозавра из знаменитой провинции Ляонин в Китае. Теперь же в руках этих опытных палеонтологов оказались новые материалы из Монголии.

Одна из находок — это ископаемая рептилия, названная Mahakala: на санскрите это название означает имя божества — защитника той области Гоби, где проводились раскопки. Найденные остатки реконструировали в небольшую, длиной 70 см, рептилию с длинным хвостом, то есть примерно такого же размера, что и археоптерикс. Обследовав кости черепа, плечевого пояса и позвонки, махакалу отнесли к дромеозаврам, то есть к той ветви динозаврового ствола, которая считается ближайшей к птицам. К этому стволу принадлежат такие «звезды» динозаврового мира, как гиганты дейноних и ютараптор, самый злобный хищник велоцираптор и мелкий оперенный микрораптор.

Но у Махакалы имеются и такие черты, которые заставили исследователей поместить ее в самое основание дромеозаврид. Получилось, что мелкие размеры у дромеозаврид и их родственников вовсе не означают постепенного превращения крупных рептилий в мелких (палеонтологи называют такое эволюционное направление миниатюризацией). Скорее, наоборот: наиболее архаичные представители имели небольшие размеры, а затем независимо в четырех динозавровых ветвях появлялись гиганты. Это ученые постарались изобразить на схеме, поместив туда и нового члена семейства дромеозавров. Стало понятно, что эволюция, приведшая рептилий к летающим птицам, не была линейной и однонаправленной.

На схеме показаны основные ветви эволюции динозавров, приведшие к птицам. Красные прямоугольники отмечают найденные (а не предполагаемые!) признаки перьев у этих рептилий. А цифры показывают 4 события гигантизма. Видно, что рептилии, находящиеся в основании древа, мелкие. Рис. из обсуждаемой статьи в Science «Basal Dromaeosaurid and Size Evolution Preceding Avian Flight»

Другая монгольская находка, изученная этой командой, — локтевая кость предплечья монгольского велоцираптора (Velociraptor mongoliensis). Этот динозавр вырос до полутора метров и весил около 15 кг). При внимательном осмотре этой кости ученые обнаружили на ней шесть правильно расположенных бугорков. По своему положению на кости и по размеру они напоминают перьевые крепления экзостозы — выросты на кости, к которым крепится связка. Подобные бугорки уже находили и на костях других динозавров, например у некрупного авимима из Монголии, описанного С. М. Курзановым в 1987 году. Но у авимима число этих бугорков на локтевой кости подсчитать не удалось. У велоцираптора, согласно реконструкции, на локтевой кости крепилось 14 перьев второго порядка. У археоптерикса таких перьев было 12, а 18 — у дромеозавра микрораптора. У современных птиц число перьев второго порядка, прикрепленных к локтевой кости, и, соответственно, число экзостозов может варьировать даже в переделах одного вида.

Так что ученых не удивило реконструированное число перьев. Их удивило, скорее, присутствие перьев у столь крупного динозавра. Ведь считалось, что крупные динозавры были всё же одеты в чешуи, а перьями обладали их мелкие предки, а возможно, их малыши. Предполагалось, что малыши умели летать, а взрослые животные по мере роста теряли перья и покрывались чешуями. Теперь же стало понятно, что и взрослые велоцирапторы были покрыты перьями. Другое дело, что, даже обладая перьями, велоцирапторы не могли летать, да и теплоизоляцию эти перья вряд ли обеспечивали. По мнению палеонтологов, откопавших этих динозавров, перья могли служить привлекающим «свадебным нарядом», или согревать гнезда, или же выполнять роль аэродинамического стабилизатора при быстром беге вниз.

1) Alan H. Turner, Diego Pol, Julia A. Clarke, Gregory M. Erickson, Mark A. Norell. Basal Dromaeosaurid and Size Evolution Preceding Avian Flight (текст полностью) // Science. 2007. V. 317. P. 1378–1381.
2) Alan H. Turner, Peter J. Makovicky, Mark A. Norell. Feather Quill Knobs in the Dinosaur Velociraptor (текст полностью) // Science. 2007. V. 317. P. 1721–1723.

С. М. Курзанов. Авимимиды и проблема происхождения птиц // Труды совместной советско-монгольской палеонтологической экспедиции, вып. 31. Москва: Наука, 1987. 95 с.