Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

К концу века птиц станет намного меньше

Один из видов птиц-носорогов, так называемый белошлемный носорог (Tockus albocristatus), обитающий в Африканских дождевых лесах, к концу текущего столетия может уменьшить свой ареал более чем в два раза. (Фото © Walter Jetz с сайта www-biology.ucsd.edu)
Один из видов птиц-носорогов, так называемый белошлемный носорог (Tockus albocristatus), обитающий в Африканских дождевых лесах, к концу текущего столетия может уменьшить свой ареал более чем в два раза. (Фото © Walter Jetz с сайта www-biology.ucsd.edu)

Около тысячи видов птиц в текущем столетии окажутся под угрозой вымирания. К такому выводу пришли экологи, рассмотрев судьбу 8750 видов птиц при реализации четырех возможных сценариев глобального развития общества и экономики. Хотя отдельные сценарии (а они различаются уровнем глобализации и отношением к сохранению природы) дают несколько разные прогнозы, реализация даже наиболее благоприятного варианта чревата радикальным сокращением ареалов (областей распространения) большинства видов птиц. Для 400 видов уже к 2050 году площадь ареалов сократится более чем на 50%, а к 2100 году таких видов будет уже более 900. Особенно пострадают птицы тропических районов.

Разнообразие существующих на Земле животных и растений стремительно сокращается. Это происходит прежде всего из-за того, что человек уничтожает природные места их обитания: вырубает леса, прокладывает дороги, распахивает степи, загрязняет реки и озера. Глобальное потепление также вносит свою лепту в уменьшение разнообразия организмов: всё большие территории охватываются сильнейшими засухами, расширяются площади, занятые пустынями, и уменьшаются — занятые болотами, лесами и лугами. С каждым годом растет число видов растений и животных, которым угрожает скорое исчезновение с лица Земли, а первый признак нависшей над видом угрозы — существенное сокращение его ареала. Можно ли прогнозировать, в какой степени деятельность человека и изменения климата скажутся на ареалах наземных животных в текущем столетии?

Примеры птиц из Красной книги Международного союза охраны природы. Слева вверху: розовый голубь (Nesoenas mayeri) обитает в юго-западной острова Маврикий. В конце 1990-х годов численность его сократилась до 10 особей, но сейчас благодаря принятым энергичным мерам по охране этого вида его численность составляет около 390 птиц (фото © Kirsty Swinnerton). Справа: сейшельская сова (Otus insularis) обитает в горных лесах на Сейшельских островах. Вид имеет крайне низкую численность, но благодаря охране и восстановлению части лесов он недавно переведен из статуса «критически угрожаемых» в «угрожаемые» (фото © Dave Currie). Слева внизу: славка Киртланда (Dendroica kirtlandii) — редкий вид воробьиных, гнездящийся на севере США. Сейчас состояние вида улучшилось и он переведен из категории «угрожаемых» в «почти угрожаемые» (фото © Dave Currie). Все фотографии с сайта www.iucnredlist.org

По отношению к птицам такой прогноз дали недавно Вальтер Джетц (Walter Jetz) c факультета биологических наук Калифорнийского университета (Сан-Диего, США), а также Дэвид Уилков (David Wilcove) и Эндрю Добсон (Andrew Dobson) с факультета экологии и эволюционной биологии Принстонского университета (Нью-Джерси, США). В своей работе, опубликованной в журнале PloS Biology (полностью доступном в интернете), они проанализировали материалы по ареалам 8750 видов «сухопутных» (то есть связанных образом жизни с сушей, а не с морем) птиц и рассмотрели возможные изменения площади этих ареалов при четырех сценариях глобального общественно-экономического развития.

Распределение величин, характеризующих изменения ареала (площади обитания) 8750 видов птиц к 2100 году. Отдельные классы (столбики) соответствуют изменению величины ареала в процентах, а высота столбиков — число видов, претерпевших такое изменение ареала. Число видов отложено на шкале ординат слева. Кружочки с доверительными интервалами наверху — это средний размер ареала (в км2) в данном классе видов (шкала справа). Самый левый (незакрашенный) столбик включает виды, у которых не ожидается изменения величины ареала. Для каждого другого столбика — темная часть соответствует изменению ареала за счет преобразования ландшафтов человеком, а заштрихованная часть — изменению ареала за счет климата. Четыре разных распределения соответствуют четырем возможным вариантам сценария общественно-экономического развития. Два сценария в верхнем ряду (Техносад и Адаптирующаяся мозаика) несколько более дружественны по отношению к природе — видно, что модальный класс смещен влево по сравнению с двумя сценариями в нижнем ряду (Глобальная оркестровка и Порядок силой). Рис. из обсуждаемой статьи в PloS Biology
Распределение величин, характеризующих изменения ареала (площади обитания) 8750 видов птиц к 2100 году. Отдельные классы (столбики) соответствуют изменению величины ареала в процентах, а высота столбиков — число видов, претерпевших такое изменение ареала. Число видов отложено на шкале ординат слева. Кружочки с доверительными интервалами наверху — это средний размер ареала (в км2) в данном классе видов (шкала справа). Самый левый (незакрашенный) столбик включает виды, у которых не ожидается изменения величины ареала. Для каждого другого столбика — темная часть соответствует изменению ареала за счет преобразования ландшафтов человеком, а заштрихованная часть — изменению ареала за счет климата. Четыре разных распределения соответствуют четырем возможным вариантам сценария общественно-экономического развития. Два сценария в верхнем ряду (Техносад и Адаптирующаяся мозаика) несколько более дружественны по отношению к природе — видно, что модальный класс смещен влево по сравнению с двумя сценариями в нижнем ряду (Глобальная оркестровка и Порядок силой). Рис. из обсуждаемой статьи в PloS Biology

Предложенные ранее (Cork et al. 2005) сценарии подразумевают разные варианты роста народонаселения, экономического развития и отношения общества к использованию и сохранению природных экосистем. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

Примеры птиц из Красной книги Международного союза охраны природы. Гавайская галка (Corvus hawaiiensis) — вид, который в природе, на Гавайских островах, видимо, исчез совсем. Несколько птиц еще живут в неволе, и есть надежда их развести и снова выпустить в природу (фото © Jack Jeffrey ). Желтоухий попугай (Ognorhynchus icterotis), сохранившийся в очень небольшом количестве в горах центральной Колумбии (фото © Fundacion ProAves). Белохвостый орлан (Haliaeetus albicilla) находится в Красной книге, но состояние его популяции считается более или менее благополучным: Европейская популяция, обитающая в Норвегии и на севере России, насчитывает около 5-6 тыс. птиц и это примерно половина от общей численности данного вида на Земле (фото © Chris Gomersall). Все фотографии с сайта www.iucnredlist.org

1) «Адаптирующаяся мозаика» (Adapting Mosaic) предполагает, что политическая и экономическая активность сосредоточены в определенных бассейнах. Укрепляется местная власть. Упор делается на локальное использование природных экосистем. Экономический рост сначала медленный, а потом ускоряется. Численность народонаселения растет очень быстро.

2) «Порядок силой» (Order from Strength) предполагает фрагментированный мир, озабоченный порядком и безопасностью. Мало внимания уделяется общим ценностям, а проблемы сохранения природы решаются в стиле «reactive response», то есть на них не обращают внимания до тех пор, пока они не становятся серьезными (говоря русской поговоркой, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»). Экономический рост — минимальный из всех четырёх сценариев, но скорость роста народонаселения очень высока.

3) «Техносад» (TechnoGarden) подразумевает мир с упором на глобальное взаимодействие и с повышенным вниманием к развитию технологий, дружественных по отношению к природе. Экосистемы всё больше зависят от специальных технологий. Экономический рост относительно быстрый и ускоряющийся со временем. Прогноз роста народонаселения — умеренный.

4) «Глобальная оркестровка» (Global Orchestration) предполагает глобально связанный мир, в котором ставка делается на развитие торговли и либерализацию экономики. Отношение к проблемам сохранения природы — «reactive response». Много внимания уделяется образованию и борьбе с бедностью. Достигается самый высокий экономический рост, а скорость роста народонаселения — минимальная из четырех рассмотренных сценариев.

Таким образом, два сценария («Глобальная оркестровка» и «Техносад») делают упор на глобализацию, а два («Порядок силой» и «Адаптирующаяся мозаика») на развитие региональных подходов. По отношению к использованию и сохранению природных экосистем два сценария («Глобальная оркестровка» и «Порядок силой») подразумевают решение проблем только после их возникновения, а два («Техносад» и «Адаптирующаяся мозаика») — ориентированы на их предвидение и предотвращение.

Тем не менее при реализации всех сценариев, даже наиболее благоприятных для сохранения природных экосистем, многие сотни видов попадут под угрозу вымирания уже к середине текущего столетия, а к концу его более 900 видов птиц сократят свои ареалы (а соответственно и общую численность) более чем на 50%. Если все птицы разбить на классы, соответствующие величине прогнозируемого сокращения ареала, то модальный класс составляет 20-40% в зависимости от сценария. Большая часть изменений произойдет за счет хозяйственной деятельности человека, трансформирующей природные биотопы в сельскохозяйственные угодья. Особенно плачевны последствия подобных преобразований в тропиках. В умеренных широтах существенным оказывается и влияние изменений климата. Наиболее драматичная ситуация ожидается в Центральной Америке, в юго-восточной части Бразилии, в восточной части острова Мадагаскар и в высокогорьях Гималаев.

Виды, находящиеся в природе под угрозой вымирания, природоохранные организации включают в Красную книгу. Природная уязвимость вида в значительной мере определяется величиной его рождаемости, что впервые было показано в России Л. В. Полищуком (2002, 2003), но реально внесение вида в Красную книгу проводится экспертами на основании ряда показателей, в первую очередь — общей численности популяции и тенденции ее изменения. Выводы, к которым пришли Джетц и его соавторы, говорят о том, что вскоре работы у экспертов, составляющих Красную книгу, значительно прибавится.

Источник: W. Jetz, D. S. Wilcove, A. P. Dobson. Projected impacts of climate and land-use change on the global diversity of birds // PLoS Biology. Vol. 5, No. 6, e157 doi:10.1371/journal.pbio.0050157.

1) Stephen R. Carpenter, Elena M. Bennett, Garry D. Peterson. Scenarios for ecosystem services: an overview // Ecology and Society. 2006. V. 11(1). P. 29. [online].
2) S. Cork, G. D. Peterson, G. Petschel-Held, J. Alcamo, J. Alder et al. Four scenarios (Pdf, 1,8 Мб) — в книге: S. R. Carpenter, P. L. Pingali, E. M. Bennett, M. B. Zurek. Ecosystems and human well-being: Scenarios (Volume 2) // Washington (D.C.): Island Press. 2005. P. 223–296.
3) Л. В. Полищук. Скорость размножения и угроза вымирания вида // Природа. 2003. № 7. С. 12–21.
4) L. V. Polishchuk. Conservation priorities for Russian mammals // Science. 2002. V. 297. P. 1123.