Ли Биллингс
«5 000 000 000 лет одиночества». Глава из книги

А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

В. Власюк
50 лет САО

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Элементарные нечастицы

Говард Джорджи. Рисунок с афиши мюзикла Les Phys, посвященного курсу Physics 16, который профессор Говард Джорджи преподает в Гарвардском университете. (С сайта schwinger.harvard.edu/~georgi)
Говард Джорджи. Рисунок с афиши мюзикла Les Phys (Pdf, 355 Кб), посвященного курсу Physics 16, который профессор Говард Джорджи преподает в Гарвардском университете

Знаменитый американский физик предложил кардинально новую возможность в физике элементарных частиц.

Современная физика описывает всю известную материю с позиций квантовой теории. Все фундаментальные частицы — например, электроны, фотоны, кварки — в ней оказываются квантами, «дискретными кусочками» некоторых полей: электронного, электромагнитного, кваркового. Другие объекты микромира, такие как протоны, ядра, атомы, которые согласно экспериментальным данным обладают некоторой протяженностью в пространстве, описываются как состоящие из этих фундаментальных частиц.

Физики, однако, давно заметили, что квантовая теория одним лишь этим не исчерпывается. В ней могут возникать особые протяженные объекты, которые выглядят в целом как частицы, но ни из каких более мелких субчастиц не состоят (они представляют собой, скорее, определенным образом переплетенные поля). Некоторые из них, например, скирмионы и инстантоны, играют важную роль в теории сильных взаимодействий. Экспериментально такие объекты пока не открыты, однако поиск их продолжается.

На днях выяснилось, что квантовая теория допускает существование и еще более экзотических объектов. В недавней статье hep-ph/0703260 знаменитый американский физик Говард Джорджи (Howard Georgi) описал совершенно новый и ни на что непохожий тип объектов, которые он назвал забавным словом «нечастицы» (unparticle stuff).

Характерной особенностью нечастиц является некая расплывчатость их характеристик. Например, нечастица не обладает какой-то определенной массой: она с некоторой вероятностью обладает сразу всеми возможными массами. У нее также нет и какого-то характерного размера. Еще одно необычное свойство нечастиц: с точки зрения эксперимента рождение нечастицы может выглядеть словно рождение дробного числа частиц.

В современном физическом эксперименте такие странные объекты до сих пор не встречались. Но это вовсе не означает, что они не существуют — по крайней мере, теоретическая возможность для этого есть. Не проявляются нечастицы в нашем мире лишь потому, что при низких энергиях они исключительно слабо влияют на обычную материю. Но всё может измениться со вступлением в строй Большого адронного коллайдера (LHC) с полной энергией сталкивающихся протонов 14 ТэВ. Физики уже давно изучают возможности открытия на LHC суперсимметрии, микроскопических черных дыр или дополнительных пространственных измерений. Благодаря новой статье к этому списку добавляются и нечастицы.

Автор пишет, что он в своей короткой статье не пытался охватить всё богатство возникающих возможностей. Он лишь попытался очертить широкое поле для поиска конкретных экспериментальных проявлений нечастиц и предложил всем любителям «экзотики» присоединиться к анализу.