Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

К. Каренина, А. Гилёв
Зачем степи артезианы?

Н. Резник
Густой волос и низкий голос

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

М. Борисов
Хеопс на подошве Имхотепа и сад камней

С. Дробышевский
«Европейский папуас», или «Человек мира»: мужчина с Маркиной горы

М. Москалева
Студенты МГУ против лженауки

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Обнаружено ископаемое животное, близкое к общим предкам моллюсков и кольчатых червей

Orthrozanclus reburrus — морское животное, жившее 505 млн лет назад, — по-видимому, является близким родственником общего предка моллюсков и кольчатых червей (рис. из обсуждаемой статьи в Science)

Палеонтологи обнаружили на юго-западе Канады несколько отпечатков странного морского животного, жившего 505 млн лет назад. Животное сочетает в себе признаки двух известных ранее ископаемых групп — халькиериид и виваксиид. Находка позволила объединить все эти формы в единую группу хальваксиид. Эта группа, по-видимому, близка к общим предкам моллюсков, кольчатых червей и брахиопод.

Кембрийский период (488–542 млн лет назад) был временем становления большинства важнейших групп многоклеточных животных. В самом начале кембрия в палеонтологической летописи внезапно появляется множество разнообразных существ, обладающих твердыми скелетными элементами (различными раковинками, шипами, спикулами и т. д.). Это называют «кембрийским взрывом» или «кембрийской скелетной революцией». До этого момента животные были в основном мягкотелыми, и среди них было очень мало таких, кого можно с уверенностью отнести к тому или иному известному типу. В начале — середине кембрия разнообразие животных резко выросло, и среди них появились представители практически всех современных типов (членистоногие, моллюски, брахиоподы, хордовые, иглокожие и т. д.).

Однако среди кембрийской фауны имеется очень много форм, положение которых в системе животного мира остается неясным. Многие из них сочетают в себе признаки разных типов (например, моллюсков и кольчатых червей, членистоногих и головохоботных червей, хордовых и иглокожих). Разные исследователи по-разному трактуют эти формы, то выделяя их в отдельные типы, то относя к известным типам в качестве «стволовых» (предковых) групп, то сближая с общими предками нескольких известных типов. Сложность проблемы усугубляется тем, что многие формы известны лишь по разрозненным скелетным фрагментам — склеритам, и не так-то просто выяснить, какие склериты принадлежали одному и тому же существу, а какие — разным. К счастью, сегодня во многих частях мира известны уникальные местонахождения (в основном среднекембрийского возраста), где сохранились отпечатки целых животных, в том числе мягкотелых.

Отпечатки Orthrozanclus reburrus, найденные в Burgess Shale. Масштаб 1 мм (фото из обсуждаемой статьи в Science)
Halkieria — загадочное животное, встречающееся в отложениях раннего и среднего кембрия (500–540 млн лет назад), — попеременно трактовалось разными исследователями как близкое к предкам кольчатых червей, моллюсков или брахиопод. Масштаб 5 мм. (Изображения с сайта macroevolution.narod.ru)

Одно из самых знаменитых среднекембрийских местонахождений такого рода расположено на юго-западе Канады и называется «сланцы Бёрджес» (Burgess Shale; см. также Фауна сланцев Бёрджес). Именно там были обнаружены отпечатки нового необычного существа, описанию которого посвящена статья палеонтологов Саймона Конвея Морриса (Simon Conway Morris) из Великобритании и Жана-Бернара Карона (Jean-Bernard Caron) из Канады, опубликованная в последнем номере журнала Science.

Причудливое создание длиной 6-10 мм, жившее около 505 млн лет назад, получило название Orthrozanclus reburrus. Мягкое тело животного было покрыто сверху и с боков твердыми, но не минерализованными склеритами — щетинками и шипами разнообразной формы и длины, располагавшимися в несколько рядов. Кроме того, передний конец тела был прикрыт небольшой раковиной. По мнению авторов, животное вело донный образ жизни и ползало на брюшной стороне, подобно слизню. Шипы и щетинки выполняли защитную, а также, возможно, сенсорную функцию. Назначение раковинки не вполне ясно. Может быть, она служила опорой для мышц ротового аппарата.

Самая важная особенность Orthrozanclus reburrus состоит в том, что это существо сочетает в себе признаки двух других проблематичных кембрийских групп — халькиериид и виваксиид (см. рис.), которые разными исследователями трактовались то как примитивные моллюски, то как кольчатые черви, то как брахиоподы. Согласно современным представлениям, подкрепляемым молекулярными данными (сравнением ДНК), эти три типа являются родственными и объединяются в надтип Lophotrochozoa. Их важнейший общий признак — наличие «трохофороподобной» (см. трохофора) плавающей личинки. К этому же надтипу относятся мшанки, эхиуриды, немертины и некоторые другие группы.

Wiwaxia — другое загадочное кембрийское животное: то ли древний моллюск, то ли родственник первых кольчатых червей (изображения с сайтов www.formsmostbeautiful.net и www.geocities.jp)
Kimberella — более древнее животное, жившее в вендском периоде (свыше 542 млн лет назад), — возможно, была близка к общему предку всех Lophotrochozoa (из книги: Я.Е.Малаховская, А.Ю.Иванцов. Вендские жители земли)

Шипы и щетинки у Orthrozanclus почти такие же, как у виваксиид, а раковинка — как у халькиериид. Несмотря на некоторые существенные различия (например, у халькиериид, в отличие от Orthrozanclus, кроме передней раковинки имеется еще и задняя, а склериты минерализованы), авторы полагают, что их находка доказывает близкое родство и единое происхождение халькиериид, виваксиид и Orthrozanclus. Все эти формы они предлагают объединить в единую группу «хальваксиид». Кроме того, хорошо сохранившиеся экземпляры Orthrozanclus проливают свет на природу целого ряда других кембрийских организмов, известных лишь по разрозненным склеритам.

Положение хальваксиид на эволюционном древе надтипа Lophotrochozoa пока не может быть определено однозначно. Авторы рассматривают два возможных варианта: либо эта группа близка к предкам моллюсков, либо она ближе к общим предкам кольчатых червей и брахиопод. Второй вариант авторы считают более вероятным. Впрочем, по большому счету, разница между этими гипотезами не так уж велика, поскольку общие предки моллюсков, брахиопод и кольчатых червей сами были весьма близки друг к другу.

Источник: Simon Conway Morris, Jean-Bernard Caron. Halwaxiids and the Early Evolution of the Lophotrochozoans // Science. 2007. V. 315. P. 1255–1258.

Древнейшие членистоногие.