С. Петранек

Истории мутантов: гомеозисные гены

С. Мац
Искривленное зеркало

Л. Полищук
Почему вымерли мамонты и гибнут сайгаки: история о вкладах

В. Кузык
Нос на батарейках

Д. Мамонтов
Взглянуть инопланетянам в глаза

А. Бердников
Машинная точность

Р. Фишман
Великий уравнитель

С. Амстиславский, Д. Рагаева и др.
Эмбрионы и артериальная гипертензия

Изменения климата не были причиной массового вымирания австралийских животных

Один из самых ярких и необычных представителей плейстоценовой фауны Австралии — сумчатый лев Thylacoleo. (Картина Николая Ковалева с сайта macroevolution.narod.ru)

Изучение богатого комплекса ископаемых животных, найденного в трех пещерах на юге Австралии, показало, что 100–400 тыс. лет назад (в плейстоценовую эпоху) климат южной Австралии был не менее засушливым, чем сегодня. Это означает, что аридизация (уменьшение количество осадков) не могла быть причиной экологической катастрофы, приведшей около 40 тыс. лет назад к гибели множества видов крупных животных и радикальному обеднению растительности. Причиной этих событий, скорее всего, была деятельность первобытных охотников.

В конце плейстоценовой эпохи по всем континентам прокатилась волна массового вымирания крупных животных. В Старом Свете и Америке множество видов крупных зверей исчезло 10–15 тысяч лет назад, в Австралии это произошло раньше — около 40 тысяч лет назад. Характерно, что и в обеих Америках, и в Австралии вымирание произошло вскоре после прихода туда человека.

Многие специалисты полагают, что главной причиной вымирания была деятельность первобытных охотников; другие отводят ведущую роль переменам климата. Например, гибель экосистемы мамонтовых степей (10–12 тыс. лет назад) связывают с потеплением и таянием вечной мерзлоты, а катастрофу австралийской биоты, произошедшую на 30 тыс. лет раньше и сопровождавшуюся опустыниванием большей части материка — с аридизацией климата (предполагают, что ранее на Австралию проливалось больше дождей).

Журнал Nature на днях опубликовал статью австралийских палеонтологов, которая заставляет усомниться в правомочности «климатической» гипотезы. Исследователи описали уникальный комплекс плейстоценовых животных из трех пещер на юге Австралии. Эти пещеры долгое время служили своеобразными естественными ловушками: животные падали в них сквозь небольшие отверстия и либо сразу разбивались о каменный пол не могли выбраться из ловушки и погибали. Возраст ископаемых костей и вмещающих отложений, определенный при помощи множества независимых методов, составляет от 100 до 400 тыс. лет. Пещеры получили условное название «Thylacoleo caves» («пещеры сумчатого льва»).

Кости вымерших зверей из «пещер сумчатого льва». a — Полный скелет сумчатого льва Thylacoleo carnifex, b, c — ископаемые кенгуру Baringa и Sthenurus. Фото из обсуждаемой статьи в Nature

В пещерах обнаружены остатки 69 видов позвоночных, из которых лишь 36 дожили до конца плейстоценовой эпохи. Количественное соотношение представителей разных групп животных в палеокомплексе (например, малое число древесных листоядных форм и высокое разнообразие ящериц) свидетельствует о том, что плейстоценовый климат в этом районе Австралии был, как и сегодня, довольно засушливым, однако растительность была намного разнообразнее. Такие же результаты дал и анализ изотопного состава зубной эмали ископаемых животных (о климате можно судить по содержанию изотопов 13C и 18O).

Сегодня в этом районе простираются сухие кустарниковые степи с низким разнообразием растительной и животной жизни. В плейстоцене здесь тоже было сухо, но вместо однообразных кустов росли пышные леса. Хотя растительных остатков в пещерах не найдено (из-за особых условий захоронения там не сохранилась даже пыльца), о богатстве растительности свидетельствуют, например, кости нескольких видов древесных кенгуру, а также очень высокое разнообразие всевозможных растительноядных сумчатых, масса тела которых варьировала от 4 до 200 кг.

Таким образом, климатические изменения не могли стать причиной резкого обеднения флоры и фауны Южной Австралии в конце плейстоцена, поскольку климат, судя по всему, существенно не менялся. Авторы полагают, что причиной экологической катастрофы могли стать пожары. Деревья, которые предположительно могли здесь расти, отличаются повышенной пожароопасностью (в основном из-за большого количества выделяемых ими эфирных масел).

Предки австралийских аборигенов пришли на засушливый материк с обильно поливаемых дождями островов Малайского архипелага, где поджечь лес весьма непросто. Вероятно, переселенцы были приятно удивлены, обнаружив необыкновенно удобный и эффективный способ охоты, позволявший добыть сразу огромное количество уже поджаренной дичи. Жаль только, что в те времена люди еще не догадывались об исчерпаемости природных богатств и о том, что их деятельность может что-то нарушить в вековом природном порядке. Впрочем, в иных регионах мира и по сей день можно наблюдать, как население с маниакальным упорством поджигает по весне сухую траву, невзирая на вполне реальную опасность распространения пожара на их собственные жилища, и вне всякой связи с охотой. Есть в зрелище горящей Земли что-то завораживающее.

К аналогичным выводам относительно причин опустынивания центральной Австралии пришел недавно другой коллектив исследователей — на основе изотопного анализа ископаемых костей эму и вомбатов (Miller et al., 2005).

Источник: G. J. Prideaux et al. An arid-adapted middle Pleistocene vertebrate fauna from south-central Australia // Nature. 2007. V. 445. P. 422–425.

1) Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена.
2) Хороший забор — главное условие восстановления мамонтовых степей, «Элементы», 06.12.2006.
3) Изображения ископаемых сумчатых.